Философия Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:48, реферат

Краткое описание

В истории мировой культуры Платон - великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель - философ, учёный, писатель - принадлежит всему человечеству. Платон один из учителей философии. Учителем его делает не только то, что в начале IV в. до н. э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией и просуществовавшую несколько веков. Платоном был создан и разработан один из двух основных типов философского мировоззрения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3
1. Формирование философских взглядов Платона………………….4
2. Учение о бытии и небытии………………………………………….10
3. Гносеология Платона………………………………………………...14
4. Социальные взгляды Платона……………………………………16
Заключение………………………………………………………………24
Список используемой литературы…………………..………………26

Файлы: 1 файл

Философия Платона.docx

— 43.95 Кб (Скачать)

 

2. Идея вещи представляет  собой цельность всех составляющих  её частей, неделимую на эти  части. ‹‹Одна сторона треугольника  не есть весь треугольник. Так  же и другая, так же третья  сторона. Тем не менее, из-за  определённого объединения этих  трёх отрезков получается нечто  новое, новое качество, а именно  треугольник››.

 

3. ‹‹Идея вещи есть  та общность составляющих её  особенностей и единичностей, которая  является законом для возникновения  и получения этих единичных  проявлений вещи››. То, что идея  вещи есть общий закон, осмысливающий  появление и проявление отдельных  её единичных особенностей, видно  на любых вещах, и чем сложнее  вещь, тем более видна её общая  идейная закономерность. Асмус А.  Ф. рассматривает пример часов,  механизм которых свидетельствует  о том, что составляющие его  колёсики и винтики расположены  согласно некоторой ‹‹общей  идее››, без которой все эти  детали остались бы ‹‹чуждыми  друг другу и никакого часового  механизма не образовалось бы››.

 

4. ‹‹Идея вещи невещественна››. Очевидно, что сама вещь может претерпевать всевозможные изменения, однако идея вещи изменяться не может. Один из самых простых примеров - вода. Вода может быть в твёрдом и жидком состоянии, а также может испаряться. Но идея воды не может изменять своё агрегатное состояние.

 

5. ‹‹Идея вещи обладает  своим собственным и вполне  самостоятельным существованием, она  тоже есть особого рода идеальная  вещь, или субстанция, которая в  своём полном и совершенном  виде существует только на  небе или выше неба››. С этой  точки зрения Платон проповедует  три разновидности бытия. Во-первых, что небесные идеи, вечные и  неподвижные. Они представляют  собой ‹‹предельное совершенство  всякой отдельной вещи и всего бытия в целом››. Во-вторых, есть наш земной мир, полный неустойчивости, ‹‹несовершенства, хаоса, рождения и смертей››. И, в третьих, есть космос в целом, который состоит из вечного круговращения, при этом небесный свод постоянно возвращается к одной и той же устойчивой картине, так, что ‹‹всё небесное круговращение есть наилучшее осуществление высших идей и потому наиболее совершенная красота, то есть необходимый предмет нашего созерцания и постоянного подражания››.

 

Учение Платона об идее как о принципе осмысления вещей, об их общей целостности, являющейся законом их отдельных проявлений, не может подвергаться сомнению какие бы изменения не происходили в природе и в обществе.

 

3. Гносеология  Платона.

 

 

Учение Платона о познании неотделимо от его учения о бытии, от его психологии, космологии и  мифологии. Учение о познании оборачивается  мифом. По мнению Платона, душа наша бессмертна. До того, как она вселилась на землю и приняла телесную оболочку, душа будто бы, созерцала истинно  сущее бытие и сохраняла знание о нём. Человек будет знать, не учась ни у кого, а только отвечая  на вопросы, т. е. почерпнёт знание в  самом себе, следовательно, вспомнит. Поэтому, суть процесса познания, по Платону, состоит в припоминании душой  тех идей, которые она уже когда-то созерцала. Платон писал, что «и раз  в природе всё друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, - люди называют это познанием - самому найти и всё остальное, если только он будет неутомим в поисках». Поэтому  природа души должна быть сродни природе  «идей».

 

Истинное значение даёт только мышление. Мышление же - это независимый  от чувственных восприятий, абсолютно  самостоятельный процесс припоминания. Чувственное восприятие порождает  лишь мнение о вещах. В связи с  этим процесс познания определяется Платоном как диалектика, то есть искусство  вести устную речь, искусство ставить  вопросы и отвечать на них, пробуждая  воспоминания. Другими словами, это  разумное постижение истинно сущих  родов бытия или идей - «совершеннейшее  знание». Диалектика Платона - путь или  движение мысли через неистинное к истинному. Вызвать душу к размышлению  может такое впечатление или  такая мысль, которые заключают  в себе противоречие. «То, что воздействует на ощущения одновременно со своей  противоположностью, я определил  как побуждающее, - говорит Платон, - а что таким образом не воздействует, то и не будит мысль». Первая половина задачи диалектического, в платоновском смысле, исследования состоит в определении  однозначного, точно фиксированного определения «вида». Необходимо, по словам самого Платона, «охватывая всё  общим взглядом, возводить к единой идее то, что повсюду разрозненно, чтобы, давая определение каждому, сделать ясным предмет поучения». Вторая половина той же задачи состоит  в том, чтобы «разделять на виды, на естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни одной  из них».

 

«Диалектика Платона явилась  важным этапом в развитии логики. По Платону, знание возможно не для всякого. «Философия», буквально «любовь  к мудрости», невозможна ни для того, кто уже обладает истинным знанием (боги уже обладают им), ни для того, кто совсем ничего не знает (невежда  и не думает, что нуждается в  знании). Поэтому, философ - тот, кто  стоит между полным знанием и  незнанием и стремится от менее  совершенного знания восходить все  к более и более совершенному знанию.

 

Предмет диалога «Теэтет» - вопрос о существе знания. В диалоге опровергается три несостоятельных с точки зрения Платона решения этого вопроса: 1) знание есть чувственное восприятие; 2) знание - правильное мнение; 3) знание - правильное мнение со смыслом. В первом вопросе Платон отталкивается от учения о безусловной текучести и относительности всего существующего. Чувственному, как текучему, должно предшествовать нечто не текучее и не чувственное, следовательно, знание не тождественно чувственному восприятию. Во-вторых, знание нельзя определить как истинное мнение, независимо от соотношения мнения истинного с мнением ложным. Если брать мнение именно как мнение, то ничего нельзя сказать ни о его истинности, ни о его ложности. Правильное мнение вообще не определимо без чистого знания как такового. И, в-третьих, как не понимать «смысл» - как объяснение в виде слов как таковых, как объяснение в виде целостной структуры слов, как указание на отличительный признак, - во всех этих случаях прибавка «смысла» к «правильному мнению» не может создать знания. Итак, знание, по Платону, не есть ни ощущение, ни правильное мнение, ни соединение правильного мнения со смыслом. Знание должно быть соединением чувственности и ума и ум должен осмысливать элементы чувственного опыта.

 

 

4. Социальные взгляды  Платона.

 

 

Социально-политическая философия  Платона, его учение о политике, государстве  и праве - неразрывная часть всей платоновской философии. Мир идей - онтологическая основа и смыслообразующий контекст мира вещей и явлений, утверждает идеализм Платона, следовательно, идея выступает как руководящий принцип, стандарт, модель и образец его  организации.

 

Социально-политическим вопросам посвящены несколько произведений Платона: диалоги ‹‹Государство››, ‹‹Законы››и ‹‹Политик››. В  них он говорит о модели ‹‹идеального››, лучшего государства, являющегося, по мнению философа, отражением идеальной  сущности, служащего реализацией  мира идей, максимально возможного и доступного для людей.

 

В данной работе рассматриваются  основные положения социально- политических воззрений Платона на примере  анализа одного из наиболее значимых произведений философа - диалог ‹‹Государство››.

 

Освещая в своей работе проект идеального, справедливого государства, Платон исходит из того соответствия, которое, по его представлениям, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. Трём началам человеческой души - разумному, яростному и вожделеющему - аналогичны в государстве три схожих начала - совещательное, защитное и деловое, а этим последним соответствуют  три сословия - правителей, воинов и  производителей (ремесленников и  земледельцев).

 

По его теории государство  возникает потому, что человек  как индивид не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Эта глубокая идея подразумевается  в исходном платоновском определении  государства: ‹‹Испытывая нужду  во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать  друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас  название государства››.

 

Через исследование реальных человеческих потребностей (в добывании  пищи, в жилье и т. д.) и форм их удовлетворения посредством труда  Платон приходит к идее о разделении труда в качестве основы государства. Для обеспечения справедливости в полисных делах необходимо достигнуть иерархического подчинения различных начал в интересах целого. Так, способности рассуждать (философам) подобает господствовать; яростному началу (воинам) - быть вооружённой защитой, подчиняясь философам; оба эти начала управляют началом вожделеющим (ремесленниками, земледельцами). Так, в качестве довода в пользу предлагаемого им сословного деления, Платон ссылается на преимущества осуществления принципа разделения труда. У Платона это вылилось в идею о безукоризненном выполнении гражданином своей единственной обязанности, соответствующей своему сословию. Такой ‹‹человек не позволит ни одному из имеющихся в его душе начал выполнять чужие задачи или досаждать друг другу взаимным вмешательством››. Философ подводит под него вполне естественную основу. Он пишет: ‹‹…всякому … мы поручили только одно дело, к которому он годится по своим природным задаткам››.

 

Также и воспитание в идеальном  государстве имеет своей основной целью поддержание иерархии сословий. Характерно, что при освещении  различных аспектов воспитания в  центре внимания Платона оказываются  именно члены двух первых привилегированных  сословий; о третьем же сословии (их досуг, быт, деятельность, собственность, брак и т. п.) он не упоминает. Видимо, Платон не считает нужным заниматься воспитанием дельцов - земледельцев и ремесленников, поскольку он считал, что единственное достоинство этих людей - подчинение человеку лучшему, тому, которому он даёт воспитание.

 

Платон настойчиво выступает  за распространение среди населения  идеального государства ‹‹благородного вымысла о том, что все они  рождены матерью-землёй, поэтому  должны заботиться о стране, в которой  живут, защищать её, а к другим гражданам  относиться как к братьям. Повествуя  о своём вымысле, Платон пишет: ‹‹Хотя все члены государства братья…, но бог, вылепивший вас, в тех из вас, кто способен править, примешал при рождении золота, и поэтому они наиболее ценны, в помощников их - серебра, железа же и меди - в земледельцев и разных ремесленников››.

 

Вся жизнь и быт стражей  организуются на началах солидарности, общности, равенства. Стражам запрещалось  иметь частную собственность  и пользоваться золотом. Женщины  и мужчины в идеальном государстве  уравнены в их правах и возможностях. Хотя женщина во всём немощнее мужчины, по своей природе она, как и  мужчина, может принять участие  во всех делах, не исключая и философию. Отобранные в сословие стражей, женщины  получают то же воспитание, что и  мужчины. При этом, как и во многом другом, Платона воодушевляет пример спартанцев и критян.

 

Проект идеального государства  предусматривает введение для стражей  общности жён и детей. В качестве закона для стражей Платон предписывает: ‹‹Все жёны этих мужей должны быть общими, а отдельно пусть ни одна ни с кем не сожительствует. И  дети тоже должны быть общими, и пусть  родители не знают своих детей, а  дети - родителей››. Связь мужчины  с женщиной, которую Платон именует  браком, отводится под присмотр правителей, задача которых - чтобы лучшие соединились  с лучшими, а худшие - с худшими. Причём сохранению и дальнейшему  воспитанию подлежат дети, родившиеся от лучших родителей; этих детей отрывают от родителей относят в общие ясли к кормилицам. Детей же, родившихся от худших родителей или обладающих телесными недостатками ‹‹укроют, как положено, в недоступном, тайном месте››. Образцом для Платона здесь были обычаи, бытовавшие в Спарте: жизнь слабого ребёнка ни ему самому, ни государству не нужна.

 

Воспитание детей у  членов двух первых сословий возлагается  на государство, оно включает в себя гимнастические (для тела) и мусические (для души) занятия. В этом положении, как нельзя лучше отразился афинский идеал воспитания - калокагатия (ориентируясь на него, был воспитан сам Платон), который означал, что человек должен соединить в себе физическую красоту безупречного тела и внутреннее нравственное благородство. Платон говорит об этом так - ‹‹если случится, что прекрасные нравственные свойства … человека, будут согласовываться и с его внешностью … это будет прекраснейшим зрелищем для того, кто способен видеть››.

 

Отрицая индивидуальную семью  у правителей и стражей, Платон надеется превратить их всех в членов единой правящей семьи. Решение же вопросов брака, быта, собственности, да и всей жизни людей третьего сословия он оставляет на долю властей идеального государства. Кроме того, в проекте  совершенного строя отсутствует  сословие рабов.

 

Признавая свободу членов всех трёх сословий, Платон постоянно  подчёркивает, что целью проектируемого государства является благо целого, всех сословий. В ‹‹Государстве››  исследуются разнообразные подходы  к анализу справедливости, причём так, что мы вынуждены поверить в  то, что Платон не упустил ни одной  из известных ему теорий справедливости.

Информация о работе Философия Платона