Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 23:18, реферат
Философия Нового времени занимает ХVI-ХVIII вв. В передовых странах Западной Европы зарождается капиталистический способ производства, который изменяет всю духовную жизнь общества. Религия утрачивает господствующее влияние на развитие науки и философии. Возникает новое мировоззрение, отвечающее интересам развития науки о природе. Открытия ученых (И. Ньютон, У. Гарвей, Р. Декарт, Г. Лейбниц) вносят значительный вклад в развитие механики, физики, математики, которые превращаются в самостоятельные научные отрасли.
Усилия ученых компенсируются на собрании, описании классификации фактов, обобщения, систематизации естественных наук. Это выдвигает новые задачи перед философией Нового времени. Формируется философия науки. В центре новой философии - теория познания, отработка методов истинного знания для всех наук. Она призвана вскрывать законы мышления, действующие во всех науках.
Ведение
Общая характеристика эпохи
2. Предмет философии Нового времени.
3. Эмпиризм и рационализм – ведущие философские течения XVII века.
Проблемы прав человека, общества и государства в философии XVII века.
Заключение
Источники
Гипотеза выступает как определенное обобщение имеющегося знания. Но она принципиально носит вероятностный характер. Степень ценности гипотезы определяется уровнем ее вероятности (Фрейд «Ядро Земли из мармелада»).
Теории. Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, причинно-следственные связи, определяющие характер функционирования и развития определенной области реальности.
Теория может меняться путем включения в нее новых идей и фактов. Когда в рамках данной теории выявляется противоречие, неразрешимое в ее рамках, то его разрешение ведет к построению новой теории. Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы. В теории выделяют такие существенные моменты: исходную эмпирическую основу (факты, данные эксперимента); различного рода допущения, постулаты, аксиомы; логику, теории, допустимые в рамках теоретического правила логические выводы и доказательства; совокупность выведенных утверждений с их доказательствами; законы наук, а также предвидение.
Различают
описательные теории, математизированные,
интерпретационные и
РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. ratio - разум) - философское воззрение, признающее разум (мышление) источником познания и критерием его истинности.
Рене Декарт (дуалист) - математик, физик (1596-1650). В философии: учение о субстанции, материя равна протяженности. Пустота нематериальна. Понимание человека - бездушный телесный механизм, в котором присутствует мыслящая душа и воля. Животные - живые автоматы. Бог - сущность, которая является причиной всего существующего и не более того. Главная задача человека - господство над другими автоматами, когда человек достигнет истинного знания. Это возможно при понимании естественной очевидности, а также того, что знание подчинено единому универсальному методу познания. Спиноза развил материалистическую сторону учения Декарта, противопоставив дуализму материалистический монизм (философское воззрение, согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции – материи либо духа). Г. Лейбниц развивал идеи объективного идеализма, заложенные в платоновском наследии, высказал ряд глубоких мыслей диалектического характера. Мир состоит из мельчайших элементов или монад – духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию. В границах его физики материя представляет собой единственную субстанцию, единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии Декарт - идеалист. В теории познания Декарт объявляет самой достоверной истиной истину о существовании сознания, мышления: “Я мыслю, следовательно, Я существую”. В учении о бытии он не только признает существование духовной субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает бог.
В познании главную роль играет разум - рационализм. Декарт полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум. В процессе познания исключительное место отвел дедукции. Исходные положения аксиомы. В логической цепи дедукции, следующей за аксиомами, каждое следующее звено достоверно. Однако для ясного и отчетливого представления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому непосредственно очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассуждениями дедукции.
Вооруженный интуицией и дедукцией разум может достичь достоверного знания в случае, если будет вооружен методом. Метод Декарта состоит из 4-х требований:
Бенедикт Спиноза (материалист) - (1632 - 1677). Основная цель философии - завоевание господства над внешней природой и совершенствование человеческой природы. Развивая эти идеи предшественников, он дополнил их учением о свободе.
Спиноза учил, что существует лишь одна субстанция - природа, которая является причиной самой себя. Природа является с одной стороны природой творящей, а с другой - природой сотворенной. Как природа творящая - она есть субстанция, или, что, то же самое, - бог. Отождествляя природу и бога, Спиноза отрицает существование сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалистическое понимание природы.
Обосновывает важное различие между сущностью и существованием. В единичных, преходящих вещах сущность не совпадает с существованием, но в вечной и бесконечной субстанции из сущности с необходимостью следует ее существование. Поэтому бытие бога (природы) может быть доказано, т. е. существование бога может быть выведено из понятия о сущности бога (природы). Бытие субстанции одновременно и необходимо и свободно, т. к. не существует никакой причины, которая побуждала бы субстанцию к действию, кроме ее собственной сущности. Единичная вещь не следует из субстанции как из своей ближайшей причины. Она может следовать только из другой конечной вещи. Поэтому всякая единичная вещь не обладает свободой.
От субстанции следует отличать мир конечных вещей, или совокупность модусов. Модус это то, что существует не само по себе, а в другом. Субстанция - едина, ее сущность исключает всякое множество. Модусов же - бесконечное множество. Они относятся к субстанции как бесчисленные точки, лежащие на прямой, относятся к самой прямой.
Природа
существует сама по себе, независимо от
ума и вне ума. Бесконечный
ум мог бы постигать бесконечную
субстанцию во всех ее видах и аспектах.
Но наш ум не бесконечен. Поэтому
он постигает существование
Человек как предмет познания, не составляет никакого исключения. Человек есть существо, для которого модусу протяжения (тело) соответствует модус мышления (душа). В любом случае человек - часть природы.
Г.
В. Лейбниц (1646 - 1716). Развивает учение
о бытии в форме учения о
субстанции. Декарт свел материальность
к протяжению. Лейбниц полагал, что
из протяжения могут быть выведены
лишь геометр, но не физические свойства
тел: их движение, действие, сопротивление.
Поэтому необходимо предполагать в
субстанции такие свойства, из которых
могли бы быть выведены основные физические
характеристики тел. То, что вещи обладают
собственным действием приводит
Лейбница к выводу, что вещи в
сущности силы. Любая вещь – субстанция,
следовательно, число субстанций бесконечно.
Каждая субстанция или сила – есть единица
бытия или монада. Монада – духовная единица
бытия, духовный атом. Число является внешним
выражением духовной сущности монады,
выражением ее пассивности, ограниченности.
Однако пассивность – производный момент
монады. Первичные качества которой: самостоятельность,
самодеятельность. Благодаря монаде материя
обладает способностью вечного самодвижения.
Каждая монада одновременно – форма и
материя, ибо любое материальное тело
обладает определенной формой. Форма нематериальна
и представляет целесообразно действующую
силу, а тело – это механическая сила.
Поэтому природу нельзя объяснять только
законами механики, необходимо ввести
понятие о цели. Монада есть сразу и основание
всех своих действий и их цель. Как субстанции
монады независимы друг от друга, однако
не изолированы: в каждой монаде отражается
весь мировой строй, вся совокупность
монад. Т. к. действия монады - это телесные
акты, то они подчиняются природе тела
и требуют механического объяснения, т.
е. объяснения через “действующие причины”.
А т. к. действия эти - есть действия развивающейся
монады, то они подчиняются природе души,
требуют объяснения при помощи целесообразности,
т. е. “конечные (целевые)причины.
4. Проблемы прав человека, общества и государства в философии XVII века.
Исследуя проблемы прав человека, общества и государства Нового времени, необходимо остановится на правовых представлениях двух величайших философов того времени: Ф. Бэкона и Т. Гоббса.
Бэкон
(1561-1626) известен как родоначальник
индуктивного метода в философии, он
полагал, что истину можно достигнуть
только экспериментальным путем. Как
правило, имя Фрэнсиса Бэкона ассоциируется
именно с этими двумя философскими
конструктами. В плане политических
убеждений Ф. Бэкон был сторонником
абсолютной монархии. По моему мнению,
формированию такой точки зрения
у Бэкона способствовало то, что
он всегда занимал высокие
Философско-правовое
воззрение Томаса Гоббса (1588-1679) получило
в литературе более широкое освещение,
нежели идеи Френсиса Бэкона. Но следует
отметить, что Гоббс как и Бэкон
являлся сторонником
Социально-политические
воззрения Нового времени были связаны
прежде всего с идеей абсолютной
монархии, но следует отметить, что
начиная с Гоббса, ученые постепенно
начали отходить от теологического характера
монархии, отдавая должное ее этатическому
характеру. В целом же XVII в. ознаменовался
бурным развитием естественных и
точных наук. Наследуя и развивая достижения
Ренессанса, естествоиспытатели и философы
XVII в. создали новую картину мира,
ставшей основой европейской
научно-технической революции
Заключение
Итак, эпохе Просвещения исторически предшествует эпоха Реформации и Возрождения. Возрождение было началом секуляризации общественного, в особенности религиозного сознания. Реформация, которая выступала как религиозное движение, возвышающее религиозное сознание посредством прямого обращения к Священному писанию, опосредованным образом также вела к секуляризации знания и все общественной жизни. Реформация оказалась в конечном итоге, секуляризацией самой религии, поскольку она признала, что человек своей повседневной полезной деятельностью, своим трудом, заботой о семье, становится угодным Богу. Все эти начала, все достижения духовного прогресса получили свое развитие в идеях представителей немецкой классической философии, в особенности у Канта. Эпоха Канта – эпоха Просвещения, которому Кант придает новую, обогащаемую самокритикой разума, историческую форму. Просветители настаивали на решающем значении распространения знаний. Кант видел процесс распространения знаний намного глубже («всегда мыслить самому, мыслить внутрь себя»).
Новое
время в отличие от Средневековья,
характеризуется господством не
духовного, а светского сознания,
которое заключает в себе момент
иррелигиозности. Кроме того, если в
Средние века пользовались в основном
дедуктивным методом, то есть рассуждением
и получением истины, идя от общего
к частному, то философия Нового
времени строится на методе эмпиризма
(познания с помощью опыта) и рационализма.