Философия Нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 23:18, реферат

Краткое описание

Философия Нового времени занимает ХVI-ХVIII вв. В передовых странах Западной Европы зарождается капиталистический способ производства, который изменяет всю духовную жизнь общества. Религия утрачивает господствующее влияние на развитие науки и философии. Возникает новое мировоззрение, отвечающее интересам развития науки о природе. Открытия ученых (И. Ньютон, У. Гарвей, Р. Декарт, Г. Лейбниц) вносят значительный вклад в развитие механики, физики, математики, которые превращаются в самостоятельные научные отрасли.

Усилия ученых компенсируются на собрании, описании классификации фактов, обобщения, систематизации естественных наук. Это выдвигает новые задачи перед философией Нового времени. Формируется философия науки. В центре новой философии - теория познания, отработка методов истинного знания для всех наук. Она призвана вскрывать законы мышления, действующие во всех науках.

Оглавление

Ведение
Общая характеристика эпохи

2. Предмет философии Нового времени.

3. Эмпиризм и рационализм – ведущие философские течения XVII века.
Проблемы прав человека, общества и государства в философии XVII века.

Заключение

Источники

Файлы: 1 файл

реферат 0.docx

— 53.31 Кб (Скачать)

     ГНОСЕОЛОГИЯ - раздел философии, в котором изучаются  проблемы природы познания и его  возможностей, отношения знания и  реальности, исследуются всеобщие предпосылки  познания, выявляются условия его  достоверности и истинности. Чувственное  восприятие человеком конкретных событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того, в какой мере содержание понятий освоено данным человеком. Следовательно, речь идет о  зависимости чувственного опыта  и восприятия от языка, от понятийного  аппарата, используемого человеком в его практической деятельности. Однако эта зависимость не является односторонней. Понятие является результатом исторического опыта человечества. Усвоение конкретными людьми уже существующих понятий, роль этих понятий в их сознании и деятельности - все это зависит от непосредственного контакта людей с объективной реальностью.

     В ходе таких контактов понятия  многократно проверяются, обогащаются, дополняются новым смыслом. Т.о. чувственное  и рациональное мышление находятся  в неразрывном единстве и взаимодействии.

     В их сложном взаимодействии обнаруживается два типа деятельности:

    • практическая деятельность в широком смысле
    • деятельность, специально направленная на создание знаний, на продуцирование понятий, т.е. теоретическая деятельность как особый вид умственного труда.

     В ходе физического воздействия на конкретные предметы и явления человечество приобретает многочисленные знания об отношениях между различными типами материальных объектов и процессов, между различными свойствами объектов . Поскольку знание направлено на выявление  отношений между свойствами предметов, между самими предметами и процессами, данные отношения становятся объектами  познания. Процессы, в ходе которых  постепенно и последовательно образуются понятия, отражающие общие свойства предметов и явления окружающего мира, измеряются столетиями. Прежде чем знание тех или иных связей обретет обобщенную форму и благодаря этому приобретет понятийное выражение, должны миллиарды раз осуществиться процессы сопоставления, сравнения, мысленного рассечения и физического видоизменения объектов. Должны остаться в стороне все несущественные моменты данной связи. Знание должно приобрести обобщенную форму и в том смысле, что оно должно приобрести объективное значение для множества людей. Когда слово выступает в единстве с более или менее полным знанием общих свойств объекта, их отличия от других объектов, оно как раз и выступает в форме понятия. Понятия - это такие воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса познания, которые выделяют и фиксируют общие существенные свойства, отношения предметов и явлений. Если бы в ходе истории не выработались такие понятия, то каждый человек в каждом поколении вынужден был бы вновь и вновь описывать каждую конкретную вещь, факт, явление. Обратим внимание на действия, которые имеют место в процессе образования чувственных понятий. Взаимосвязанные действия отвлечения, сравнения и сопоставления, выделение того общего свойства, которое присуще необозримому множеству предметов и целым классам предметов, в философии именуется абстрагированием, а результаты абстрагирования - абстракциями. Абстрагирование есть превращение отношений в объект познания. Тут существуют два важных момента при абстрагировании человек исходит из объективных, действительных свойств объектов и явлений и из их реальных отношений друг к другу, фиксируется их действительное, независимо от сознания существующее единство. Но при этом деятельность отвлечения и объединения свидетельствует об активности человеческого познания, о возникновении особого типа деятельности, особого типа познания, направленного на фиксирование отношений. Объяснение и понимание.

     Теория  познания различает:

  • структурные объяснения - отвечают на вопрос, как устроен объект,
  • функциональные объяснения - как действует и функционирует объект,
  • причинные - почему возникло данное явление, почему именно данный набор фактов привел к такому-то следствию.

При этом в процессе объяснения мы используем уже имеющиеся знания для объяснения других. Переход от более общих  знаний к более конкретным и эмпирическим и составляет процедуру объяснения. Знания, которые служат основанием для объяснения, называются объясняющими. Знания, которые ими обосновываются - объясняемыми. В качестве объясняющего могут выступать как закономерности, так и отдельные факты. Что же дает нам процесс объяснения? Он, во-первых, устанавливает более глубокие и прочные связи между различными системами знаний. Во-вторых, позволяет осуществить предвидение и предсказание будущих ситуаций и процессов. Чем же отличается понимание от объяснения? На всех этапах человеческой деятельности мы сталкиваемся с чем-то неизвестным, знание о чем у нас отсутствует. В данных случаях мы говорим о том, что данное явление непонятно, что мы о нем ничего не знаем. Мы можем не понимать тексты из-за незнания языка, особенностей культуры. Из необходимости решать подобные проблемы возникла герменевтика

Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Г. Гадамер, Э. Бетти, П. Рикер - наука о понимании. Чтобы понять письменный или устный текст надо понимать значение каждого слова, предложения  или отрывка, который им придавали  авторы. Но с другой стороны, чтобы  понять эти детали и части, необходимо понимать смысл и значение содержащего  их контекста. Эта ситуация получила название - герменевтический круг.

     Понимание - это не единичный акт, а длительный и сложный процесс. Мы постоянно  переходим от одного уровня понимания  к другому. При этом осуществляются такие процедуры как:

     1. интерпретация - первоначальное приписывание информации смысла и значения

     2. реинтерпретация - уточнение и  изменение смысла и значения

     3. ковергенция - объединение, слияние  прежде разрозненных смыслов  и значений 

     4. дивергенция - разъединение единого  смысла на отдельные

подсмыслы

    1. конверсия - качественное видоизменение смысла и

значения, их радикальное преобразование.

   Понимание, следовательно, представляет собой  реализацию многих процедур, обеспечивающих преобразование информации при переходе от незнания к знанию. Процесс понимания  состоит не только в усвоении уже  выработанных другими людьми или  эпохами знаний, но и в конструировании  на основе ряда сложных преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее. Иррационализм - философское  учение, настаивающее на ограниченных возможностях разума, мышления и признающее основным видом познания интуицию, чувство, инстинкт - считает действительность хаотичной, лишенной закономерностей, подчиненной игре случая, слепой воле иррациональным в частности является экзистенциализм. Рационализм - учение в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость - логические признаки всеобщего знания - не могут быть выведены из опыта и его обобщений. Они могут быть почерпнуты из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения Декарт, либо из понятий, существующих только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт стимулирует их проявление Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг.  

3. Эмпиризм и рационализм – ведущие философские течения XVII века.

Два основных направления философии Нового времени:

Эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний.

а) идеалистический  эмпиризм (представители Беркин, Юм). Эмпирический опыт совокупность ощущений и представлений, величина мира равны  величине опыта.

б) материалистический эмпиризм (представители Бекон, Гоббс) - источник чувственного опыта существующий внешний мир.

     Рационализм (лат. разумный) выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием  его истинности.

     Эмпирическое  и теоретическое. В науке различают  эмпирические и теоретические уровни исследования. Это различение имеет  своим основанием методы познавательной активности и характер достигаемых  результатов. Эмпирическое исследование предполагает выработку программы  исследований, организацию наблюдения и экспериментов, описание и обобщение  экспериментальных данных, их классификацию, первичное обобщение. Словом для  эмпирического познания характерна фактофиксирующая активность. Теоретическое  познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Здесь орудием  выступают понятия, категории, законы, гипотезы. Исторически эмпирическое познание предшествует теоретическому, но только этим путем нельзя достигнуть полного и истинного знания.

     Эмпирическое  исследование выявляет все новые  данные путем наблюдения и эксперимента, ставит перед теоретическим мышлением  новые задачи, стимулирует его  к дальнейшему совершенствованию. Однако и обогащающееся теоретическое  знание ставит перед наблюдением  и экспериментом все более  сложные задачи.

     Всякое  наблюдение начинается не со сбора  фактов, а с попытки решения  какой-то задачи, в основе которой  всегда лежит известное предположение, догадка, постановка проблемы.

     Люди  стремятся познать то, чего они  не знают. Проблема - это вопрос, с  которым мы обращаемся к самой  природе, к жизни, к практике и  теории. Поставить проблему, порой, не менее трудно, чем найти ее решение: правильная постановка проблемы в известной мере направляет поисковую активность мысли, ее устремленность. Когда ученый ставит проблему и пытается решить ее, он неизбежно разрабатывает и исследовательскую программу, строит план своей деятельности. При этом он исходит из предполагаемого ответа на свой вопрос. Этот предполагаемый ответ выступает в виде гипотезы.

     Наблюдение  и эксперимент. Наблюдение - это преднамеренное, направленное восприятие, имеющее целью  выявление существенных свойств  и отношений объекта познания. Оно может быть непосредственным и опосредованным приборами. Наблюдение приобретает научное значение, когда  оно в соответствии с исследовательской  программой позволяет отобразить объекты  с наибольшей точностью и может  быть многократно повторено при  варьировании условий.

     Но  человек не может ограничиться ролью  только наблюдателя: наблюдение только фиксирует то, что дает сама жизнь, а исследование требует эксперимента, с помощью которого объект или  воспроизводится искусственно, или  ставится в определенным образом  заданные условия, отвечающие целям  исследования. В ходе эксперимента исследователь активно вмешивается  в исследуемый процесс.

     В процессе научного познания применяется  и мысленный эксперимент, когда  ученый в уме оперирует определенными  образами, мысленно ставит объект в  определенные условия.

Эксперимент двусторонен. С одной стороны - он способен подтвердить или опровергнуть гипотезу, а с другой - содержит возможность  выявления неожиданных новых  данных.

     Таким образом, экспериментальная деятельность обладает сложной структурой: теоретические  основы эксперимента - научные теории, гипотезы; математическая основа - приборы; непосредственное осуществление эксперимента; экспериментальное наблюдение; количественный и качественный анализ результатов  эксперимента, их теоретическое обобщение.

     Необходимым условием научного исследования является установление фактов. Факт (от лат. Factum) - сделанное, совершившееся. Факт - это  явление материального или духовного  мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего сознания, зафиксированность  какого-либо предмета, явления, свойства или отношения. “Факты - это воздух ученого” - говорил Павлов. Самое  характерное для научного факта - его достоверность. Факт должен быть осмыслен, обоснован. Факты всегда оказываются  опосредованными нашим пониманием, интерпретацией. Например, свидетельские показания: люди говорят об одном и том же, но как по-разному. Т. о. очевидность отнюдь не является полной гарантией реальной достоверности факта.

     Факты сами по себе не составляют науки. Факты  должны быть подвергнуты отбору, классификации, обобщению и объяснению, тогда  они включатся в ткань науки. Факт содержит немало случайного. Поэтому  основой для научного анализа  является не просто единичный факт, а множество фактов, отражающих основную тенденцию. Только во взаимной связи  и цельности факты могут служить  основанием для теоретического обобщения. Из соответственно подобранных фактов можно построить любую теорию.

     Описание  и объяснение. В ходе наблюдения и эксперимента осуществляется описание, протоколирование. Основное требование к описанию – его достоверность, точность воспроизведения данных наблюдений и эксперимента.

     Объяснение  – это мыслительная операция, ориентированная  на выявление причинной зависимости  объекта исследования, постижение закономерностей  его функционирования и развития, и, наконец, раскрытие его сущности. Объяснить – значит осмыслить  объект в свете уже существующих, исторически накопленных знаний, определенных принципов, законов, категорий.

     Гипотеза. Ни одна научная теория не родилась в готовом виде. Сначала она  существовала как гипотеза. При этом сама гипотеза возникает не сразу, она  проходит определенные стадии формирования. Сначала это предположение, догадка, вытекающая из наблюдения новых фактов. Она может подвергаться изменениям, модификациям. В результате формируется  сама гипотеза как наиболее вероятное  предположение. Гипотеза есть предположение, исходящее из фактов, умозаключение, пытающееся проникнуть в сущность еще  недостаточно изученной области  мира.

     Обоснование и доказательство гипотезы проводится на основании анализа накопленного знания, сопоставления его с уже  известными фактами, с установленными новыми фактами и теми фактами, которые  могут быть установлены в будущем. Иначе говоря, обоснование гипотезы предполагает ее оценку с точки зрения эффективности в объяснении имеющихся  фактов и предвидении новых.

Информация о работе Философия Нового времени