Философия нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:26, контрольная работа

Краткое описание

Хронологические рамки Нового времени, обычно очерчиваемые историками, это XVII – нач. XX веков, то есть период от первых буржуазных революций до первых социалистических.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Эмпиризм философии Нового времени………………………………5
Рационализм философии Нового времени……………………………8

3.Социально-политические концепции в философии Нового времени..13

4. Заключение……………………………………………………………..16

5. Список литературы……………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

План работы.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

                                        План работы:

 

     Введение……………………………………………………………………3

  1. Эмпиризм философии Нового времени………………………………5
  2. Рационализм философии Нового времени……………………………8

     3.Социально-политические концепции в философии Нового времени..13     

     4.  Заключение……………………………………………………………..16

      5. Список литературы……………………………………………………..17          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             

ВВЕДЕНИЕ

 

      Хронологические рамки Нового времени, обычно очерчиваемые историками, это XVII – нач. XX веков, то есть период от первых буржуазных революций до первых социалистических. Однако новейший период в философии начинается уже с середины XIX века. Таким образом, история новоевропейской философии занимает два с половиной столетия.

      Философия XVII века заложила основы новоевропейской философии, разработала основные её направления и концепции. Выдающимися представителями этого периода являются Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс.

     Семнадцатый век – период становления капитализма и начала буржуазных революций. Своеобразие Нового времени определялось промышленной и научной революциями. Сдвиги в образе жизни, системе ценностей, духовном мироощущении – всё это нашло своё отражение в новой проблематике и стиле философии. Важным событием, определяющим характер и направленность философской мысли, стала научная революция. Философия должна была осознать смысл и масштаб происходящих перемен и, отвечая ходу событий ввести современников в новый мир, мир с иным местоположением самого человека в его отношении к природе, обществу, самому себе и Богу. Новый духовный мир выстраивался и обживался людьми с трудом, в конфликтах и столкновениях. Освобождение от власти прежних традиций требовало мужества, усилий и значительного времени. Прошлое сказывалось и на тех, кто прокладывал пути в этот новый мир. [1; 65]

     Попытки изучения деятельности по «добыванию» знания, или познания, начались еще в античное время. XVII век в жизни общества характеризуется разложением феодализма, зарождением и развитием капитализма, что связано с прогрессом в экономике, технике, ростом производительности труда. Происходят существенные преобразования в сфере политики и в социальной сфере, меняется сознание людей. Иными словами, происходит рост в каждой сфере общественных отношений.

     Развитие науки Нового времени, как и социальные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением влияния церкви, вызвали к жизни новую ориентацию философии. Если в средние века она выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения – с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается главным образом на науку.

      Развитие науки Нового времени вызвало к жизни новую ориентацию философии – потребность в осмыслении методов познания и выработке методологии научного исследования. На путях решения этих проблем оформилось два основных течения западноевропейской мысли семнадцатого века – эмпиризм и рационализм. [2; 17]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ЭМПИРИЗМ  ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

 

Эмпиризм (emperia - опыт) - направление философской мысли, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний.

Родоначальником эмпиризма  был английский философ и политический деятель Френсис Бэкон (1561 – 1626), который, как и другие мыслители Нового времени был убеждён в том, что философия способна стать наукой и должна её стать. В истории философии и науки Френсис Бэкон выступил как провозвестник опытного естествознания и научного метода. Ему удалось дать образ новой науки. Старая философия бесплодна и многословна – таков краткий вердикт Бэкона. [2;38] Он был убежден в том, что философия способна стать наукой и должна ею стать. Науку, знание он рассматривал как высшую ценность, обладающую практической значимостью. Свое отношение к науке он выразил в афоризме «знание - сила».

    Исходя и  познавательных возможностей человека, которые включают в себя память, разум и воображение, Бэкон  разработал классификацию наук. На память основывается история  как описание фактов, на воображение – поэзия, литература и искусство вообще. Разум же лежит в основе теоретических наук и философии. Кроме философии Бэкон выделяет также и «первую философию», которая включает в себя «естественную теологию» (познание Бога через факты природы); «антропологию» (учение о человеке) и «философию природы».

Метод для Бэкона выступает  как великая преобразующая сила, поскольку ориентирует практическую и теоретическую деятельность человека. Указывая кратчайший путь к новым  открытиям, он увеличивает власть человека над природой.

       Прежде чем восстанавливать науки, нужно вскрыть те факторы, которые привели к ее отставанию от жизни и опыта. Созидательной, положительной части новой философии должна предшествовать работа, направленная на выяснение причин, затемняющих естественный разум. Такими причинами выступают «идолы» . Идолами или по другому призраками Бэкон называет как индивидуальные заблуждения, так и заблуждения, присущие человеческому познанию в целом. Идолы создают у человека ложные идеи и представления, препятствуют проникновению «вглубь и вдаль природы», превратно истолковывают «подлинное лицо» природы.

    У  Бэкона четыре разновидности идолов:

   - первый из них, свойственный самой природе человека, его разуму, его чувствам, отнесён к «идолам рода». У ума есть свои изъяны, он уподобляется «неровному зеркалу», отражающему вещи в «искривлённом и обезображенном» виде, а также к природе вещей примешивают свою собственную природу;

     - другая разновидность – «идолы пещеры». Наряду с общими для всего человечества идолами у каждого человека есть своя «особая пещера», ослабляющая и искажающая свет природы. В идолах пещеры воплощаются особенности человеческой психики, физиологии, характер данного человека, его воспитание, особенности его судьбы.

    - третья разновидность – «идолы рынка» – это ошибки, порождаемые речевым общением и трудностью избежать влияния слов на умы людей. Эти идолы возникают потому, что слова – это только имена, знаки для общения между собой, они ничего не говорят о том, что такое вещи. Поэтому и возникают бесчисленные споры о словах, когда люди принимают слова за вещи.

    - идолы театра (или теорий) порождаются слепой верой в авторитеты. Как бы «философский театр» образуется из традиционных философских построений и систем. С этими идолами связаны предвзятость, предубеждение в восприятии вещей. Признаки рода и пещеры связаны с естественными свойствами человеческого ума, призраки же рынка  и театра приобретены умом. [3; 46]

         Главная задача науки по Бэкону – это увеличение власти человека над природой в целях совершенствования человеческой жизни.

  Для успешного осуществления наукой своих функций необходима реформа научного метода: обращение к эмпирическому опыту и достижение истины посредством индукции в основе, которой лежит эксперимент и очищение разума от заблуждений.

Очистив разум от призраков (идолов), следует выбрать метод  познания. Бэкон образно характеризует  метод познания как пути паука, муравья  и пчелы. Паук выводит истину из разума, что приводит к пренебрежению  фактами.  Путь муравья – узкий эмпиризм, умение собирать факты, но не умение их обобщать.  Путь пчелы - умственная переработка опытных данных.

Метод пчелы позволяет  перейти к познанию вещей. Элементарных форм и познавать эти формы, сопоставляя  их с фактами и данными опыта. Путь истинного познания – индукция, т.е. движение познания от единичного до общего.

Определяя индукцию как  истинный метод, Бэкон вместе с тем  не выступает против дедукции и общих  понятий. Но они должны образовываться постепенно в процессе восхождения от единичных, опытных данных, фактов и не отрываться от опыта. Бэкон предлагает путь формирования движения мыслей от частного к общему.

На основе отдельных  опытных данных в результате систематизации достигается истина в форме общего вывода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.РАЦИОНАЛИЗМ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

 

Рационализм (ratio - разум) - философское воззрение, признающее разум (мышление) источником познания и критерием его истинности. Родоначальником рационализма (дедуктивно-рационалистического метода познания) является Рене Декарт (1596 - 1650) - французский философ, математик, физик. Средством познания сделал метод универсального сомнения, основанный на разумном скептицизме. Его так же, как и Ф.Бэкона, считают одним из основателей философии Нового времени.

  Знаменитое высказывание Декарта «cogito ergo sum» (Я мыслю, значит, я существую) - тезис о том, что мы, познавая действительность, можем усомниться в чем угодно, кроме того, что человек мыслит.

Декарт не только был  великим философом, но и гениальным естествоиспытателем. В отличие от Френсиса Бэкона, который обращался к опыту и эксперименту, Декарт аппелировал к разуму и самосознанию.

       В  основе философии Декарта лежит дуализм души и тела, мыслящей и протяжённой субстанции, которые сотворены богом и поддерживаются его могуществом.

    Механистическая  черта его мировоззрения проявляется  в рассмотрении мира как совокупности  различных механизмов.

 Главный метод познания  для Р. Декарта – интуиция  и дедукция.

 Интуиция – это способность формулировать исходные теоретические положения, не требующие доказательств по типу математических аксиом.

Декарт склонялся к  тому, чтобы рассматривать интуицию в качестве естественного и одновременно интеллектуального света, т.е. интуиция отделяется от чувственных восприятий. Она более достоверна, чем дедукция. Интеллектуальная интуиция является  отправным моментом для более или менее длинной цепи дедукции, вывода одного понятия из другого. Определённая интуиция является началом каждой из таких цепей.

Дедукция опирается на аксиомы. Истинная дедукция должна состоять в получении нового знания. Согласно Декарту, решающим свидетельством истинности знания является его внутренняя логичность, ясность и очевидность. Логическими признаками достоверности знания является всеобщность и необходимость. Данные истины невозможно вывести из опыта, так как они содержаться в разуме, и присущи нам с рождения. Однако рационалисты не пренебрегали опытом, считая его результаты подтверждением аксиом.

   Декарт разрабатывает правила, которые обеспечивают достижения истины:

1. За истинные считать такие положения, которые не вызывают никаких сомнений.

2. Разделять сложную проблему на части, частные проблемы.

3. Методически переходить от доказанного к недоказанному.

4. Не допускать никаких пропусков в логической цепи исследования

  

 Для достижения истины необходимо радикальное сомнение в истинности  всего существующего мира.

Сомнение – это акт мышления, который является достоверным сам по себе и Декарт утверждает, что безусловные основоположения всего знания и мира заключено в непосредственной достоверности сознания.

   В познавательной деятельности Декарт усматривал три класса идей, не одинаковых по своей роли:

1) идеи, которые каждый человек получает извне.

2) разного вида идеи в уме образуемее на основе идей первого рода

3) наиболее важная разновидность идей, называемая им врождёнными. Они считались совершенно не зависимыми от внешних предметов, действующих на чувства. Их отличали ясность, отчётливость, простота.

    Философия Декарта получила название дуалистической,  так как в ней постулируется существование двух субстанций – материальной, которая обладает протяженностью, но не обладает мышлением и духовной, которая обладает мышлением, но не обладает протяжённостью. Эти две не зависимые друг от друга субстанции, будучи продуктом деятельности бога, соединяются в человеке, который может познать и Бога, и созданный им мир. [4; 73]

   Декартова программа  получила завершенное воплощение  в философии голландского мыслителя Бенедикта Спинозы (1632 - 1677).

Он учил, что существует лишь одна субстанция - природа, которая  является причиной самой себя. Природа  является с одной стороны природой творящей, а с другой - природой сотворенной. Как природа творящая - она есть субстанция, или Бог. Отождествляя природу  и Бога, Спиноза растворяет бога в природе.

Обосновывает важное различие между сущностью и существованием. В единичных, преходящих вещах сущность не совпадает с существованием, но в вечной и бесконечной субстанции из сущности с необходимостью следует  ее существование. Поэтому бытие бога может быть доказано, т.е. существование бога может быть выведено из понятия о сущности бога. Бытие субстанции одновременно и необходимо и свободно, т.к. не существует никакой причины, которая побуждала бы субстанцию к действию, кроме ее собственной сущности. Единичная вещь не следует из субстанции как из своей ближайшей причины. Она может следовать только из другой конечной вещи. Поэтому всякая единичная вещь не обладает свободой.

Информация о работе Философия нового времени