Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 10:00, реферат
Творчество Николая Александровича Бердяева имеет огромное значение для нравственного и духовного развития России, особенно сейчас, когда становится ясно, что долгие годы Россия покланялась ложным кумирам и проповедовала ложные ценности. Где искать ответы на жизненно важные вопросы - для чего стоит жить, почему мир несправедлив и т.п.? Кто-то идет в церковь, кто-то обращается к разного рода магам и колдунам, но, мне кажется, что каждый должен попытаться сам ответить на эти вопросы, внимательно помыслив.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ НИКОЛАЯ БЕРДЯЕВА
2. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ НИКОЛАЯ БЕРДЯЕВА ( на материале анализа книги “Истоки и смысл русского коммунизма”)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
1. ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ НИКОЛАЯ БЕРДЯЕВА
2. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ НИКОЛАЯ БЕРДЯЕВА ( на материале анализа книги “Истоки и смысл русского коммунизма”)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Творчество Николая Александровича Бердяева имеет огромное значение для нравственного и духовного развития России, особенно сейчас, когда становится ясно, что долгие годы Россия покланялась ложным кумирам и проповедовала ложные ценности. Где искать ответы на жизненно важные вопросы - для чего стоит жить, почему мир несправедлив и т.п.? Кто-то идет в церковь, кто-то обращается к разного рода магам и колдунам, но, мне кажется, что каждый должен попытаться сам ответить на эти вопросы, внимательно помыслив. Здесь ему может помочь философия, которая в буквальном переводе с греческого означает “любовь к мудрости”, и аккумулирует смысложежизненный поиск своей эпохи. Философия является одним из важнейших элементов духовной культуры цивилизованного общества. Как литература не может быть понята вне связи с личностями поэтов и писателей, так и философия немыслима без своих создателей.
Философия в России на рубеже XIX-XX переживала период подъема, развивалось множество разных направлений, среди которых можно выделить два господствующих - идеалистическая школа Вл. Соловьева и его последователей и марксизм, представлявший материалистическую линию в философии. После победы Октябрьской революции 1917 года постепенно марксизм становится официальной, господствующей философской системой, возведенной в ранг государственной идеологии. С инакомыслием революционная Россия не церемонится - расстрелы, ссылки, вынужденная эмиграция - вот с чем столкнулась русская интеллигенция. Судьба Н. А. Бердяева - ярчайший пример, подтверждающий это. Он сумел пострадать и от царского режима за пропаганду марксистских идей, и от захвативших власть марксистов за отказ от них.
1.Творческая биография Н. А. Бердяева
Н. А. Бердяев родился в 1874 году в Киеве в аристократической семье. Его была мать из рода князей Кудашевых, а отец - потомственный военный. В возрасте 10 лет родители отдали его в кадетский корпус, но когда стало ясно, что военная карьера ему чужда, они не стали настаивать на ее продолжении и Н. Бердяев поступает на естественный факультет Киевского университета Святого Владимира и одновременно посещает семинары и лекции по философии. В студенческие годы он увлекся марксизмом и участвовал в одном из тайных социал-демократических кружков - это закончилось месячным тюремным заключением в 1898 и ссылкой в Вологду в 1901-02 году. Здесь он познакомился с видными марксистами своего времени А. А. Богдановым (впоследствии исключенным В. И. Лениным из партии большевиков), А. В. Луначарским будущим министром Просвещения Ленинского правительства), Б. В. Савинковым (будущим “великим террористом” от эсеров). Уже в ссылке Н. Бердяев разочаровывается в марксизме и начинает искать способ его модернизировать, в этом он находит союзников в лице “легальных марксистов”: П.Б. Струве, С. Н. Булгакова и др., с которыми сотрудничает с 1904 года в газете “Новый путь”. После поражения первой русской революции 1907-08 годов, Н. Бердяев едет в Париж, где происходит перелом в его взглядах и он отказывается от материалистических взглядов и возвращается к православию, принимает участие в организации религиозно-философского общества им. В. Соловьева, сотрудничает с книгоиздательством “Путь”. Ярким выражением его взглядов стала книга “Философия свободы”, вышедшая в 1911 году. В этой книге он доказывает, что вся философия порождена религией, поэтому отказываться от веры в бога, как основания любого мировоззрения значит ограничивать свой взгляд на мир.” Отречение от разума мира сего - безумие в Боге есть высший подвиг свободы, а не рабство и мракобесие: отречением от малого разума, преодолением ограниченности логики обретается разум большой...”[1] Однако он не признает за официальной православной церковью права диктовать свое понимание мира и бога кому - бы-то ни было. Понять Бога нельзя логическими рассуждениями. Бог сам выбирает того, кто может свидетельствовать о нем, и дает ему великое чудо Откровения. Бог сам рассказывает о себе устами евангелистов и пророков. Действительно, если мы обратимся к Библии, то увидим, что все знания, которые полученные людьми от Бога получены в акте мистического откровения. Например, Моисею он диктует 10 заповедей, Марии и Иосифу благовествует о рождении Иисуса, Иоанну показывает конец света и т.д. Именно такое знание Н. А. Бердяев считает высшим по сравнению с тем, что мы называем наукой. Но только истинной свободный человек, свободный духовно может постичь высшую истину, поэтому Н. А. Бердяев и называет свою книгу “Философией свободы”.
Человек - великое чудо творения, он создан “по образу и подобию Божию”, а, следовательно, создан свободным, в нем как в зеркале отражен весь мир, а точнее, он сам является целым миром, маленькой моделью всего, что создано “от века”. “Человек - микрокосм, в нем дана разгадка тайны бытия - макрокосма”.[2] Поэтому тот, кто хочет понять мир должен понять человека, в этом он видит одну из главных задач философии. Человек будучи “образом и подобием Божьим” не только свободен, он единственный из живых существ наделен способностью творить, т.е. создавать что-то новое, ранее не бывшее.
Об этом Бердяев рассуждает в другой своей книге “Смысл творчества”, которая увидела свет в 1916 году. Главной идеей этой книги является идея сотворчества человека и Бога в творении мира. “ Творчество не есть только борьба со злом и грехом - оно создает иной мир, продолжает дело творения. Закон начинает борьбу со злом и грехом, искупление завершает эту борьбу, в творчестве же свободном и дерзновенном призван человек творить мир новый и небывалый, продолжать творение Божье”.[3] Человек творит мир, сам выбирает свою судьбу и тем самым создает мир. По мнению Бердяева культ святости в христианстве должен быть дополнен культом гениальности, ибо именно гений - это тот, кто отмечен Богом, наделен высшей способностью к творчеству, это тот, кто создает культуру. Мне показалось, что эта мысль Бердяева перекликается со знаменитым Пушкинским “Гений и злодейство - две вещи несовместные” (А. С. Пушкин Маленькие трагедии. “Моцарт и Сальери”). Действительно, если подумать, то подлинно великие произведения искусства, научные открытия и т.д. создавались людьми высокими, ориентированными на служение людям и хорошо осознающими меру своей ответственности. Когда А.С. Пушкин говорит, что он “ Памятник воздвиг себе нерукотворный”, он хорошо понимает значение своего творчества. Широко известен факт, что Нильс Бор, узнав какие последствия может иметь его открытие (создание атомной бомбы), глубоко переживал, сожалея о нем. Эти примеры можно продолжать, они все только подтвердят, что философия Н. А. Бердяева имеет глубокие основания в жизни и культуре и сама по себе является величайшим достижением культуры “серебряного века” России.
Н. А. Бердяев горячо любил свою Родину, он осознавал и чувствовал себя сыном России, страдал и радовался вместе с ней. Он принял и приветствовал февральскую революцию 1917 года, как шаг на пути России к свободе. Однако он очень быстро понял, что революционные преобразования губительны для России, но он оставался со своей Родиной, изыскивая любую возможность быть полезным ей. В 1918 году он создает Вольную Академию Духовной Культуры, при которой начинают работу несколько семинаров что заключив в 1918 год, Бердяев читает там курс лекций по философии истории. В 1920 году он историко-филологический факультет Московского университета избирает его своим профессором. Но в 1921 году он был арестован в первый раз, в 1922 году - второй и осенью 1922 года последовала высылка из страны. С 1922 по 1924 годы Н. А. Бердяев живет в Берлине, а затем в Париже. В эмиграции он очень много работает, становится широко известен в мире как оригинальный русский философ, надо сказать, что писал Н. А. Бердяев всегда на русском языке, хотя многие его произведения видели свет только за границей. В 1923 году выходит книга “Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы”, в 1924 - “Новое средневековье. Размышление о судьбе России” в Берлине. В Париже Н. А. Бердяев издает журнал “Путь” и пишет такие работы как “О назначении человека” (Париж 1931), “Русская идея” (Париж 1946), “Истоки и смысл русского коммунизма” и другие, в которых теоретически развивает основные положения своей философии, изложенные в “Смысле творчества”.
Н. А. Бердяев воспринимает нападение фашисткой Германии на Россию как личное горе, как он сам говорит он ”все время верил в непобедимость России” и “чувствовал себя слитым с успехами Красной армии”. Он искренне радовался победе Советского Союза в войне, еще раз убеждая мир в мессианском назначении русского народа, его духовной избранности, его великом историческом предназначении, во что сам глубоко верил. Умер Н. А. Бердяев 23 марта 1948 году в Париже, он похоронен на знаменитом русском кладбище Пер-ла-Шез.
Н. А. Бердяев был великим патриотом России, прожившим большую часть жизни заграницей. Несмотря на это, его творчество принадлежит именно России, русской культуре, ибо нацелено на формирование русской духовности. Творчество Бердяева обогатило русскую философскую мысль новыми, оригинальными идеями, совершенно особенным видением мира. Его по праву можно причислить с тем “творцам”, которые по его собственной мысли завершают начатое Богом дело творения мира.
Наиболее актуальным мне кажется сегодня знакомство всех мыслящих людей нашей страны с книгой Н.А. Бердяева “Истоки и смысл русского коммунизма”, которая аккумулируя все главные философские идеи Николая Бердяева дает блестящий теоретический анализ конкретной исторической ситуации России после 1917 года. Это чрезвычайно актуально, т.к. знание истории и поистине гениальная оценка исторических фактов, с которой мы встречаемся у Бердяева, может предостеречь от ошибок и непонимания. Именно поэтому я подробно остановлюсь на анализе именно этой книги, которая, с одной стороны, является выдающимся анализом истории России, а с другой – вносит существенный вклад в развитие такой отрасли философского знания как философия истории.
Именно любовью к России продиктовано стремление показать миру смысл и значение в то время господствовавших в России идей и выстроенной на их основе идеологии, которая была положена в основу политики геноцида правительства по отношению к своему собственному народу. Глубинные корни российской псевдокоммунистической идеологии Н.А.Бердяев вскрывает в книге “Истоки и смысл русского коммунизма”
Книга была задумана Бердяевым в 1933 году и вызвана появлением в западной печати - главным образом в Америке и в Англии - статей и книг иностранных авторов, искажавших историю идейной и религиозной борьбы в России в революционную эпоху и даже пытающихся защитить материалистическую идеологию коммунизма с христианской точки зрения. Этим объясняется то, что книга эта, обращенная к западному читателю, была издана на иностранных языках, сначала на английском, в 1937 году, потом на немецком, французском, итальянском и голландском. Русский читатель имел возможность познакомится с ней только в 1989 году, когда она впервые была издана в России.
Книга “Истоки и смысл русского коммунизма” - произведение в известной мере итоговое. Она обобщила социально-философские поиски автора, его размышления над путями русской и всемирной истории ХХ века и была подготовлена всей его предшествующей эволюцией.
Книга состоит из 7 глав:
Глава I. Образование русской интеллигенции и ее характер. Славянофильство и западничество. В этой главе автор исследует неповторимую специфику русской интеллигенции, как социального явления, показывает ее идейные истоки, ее уникальность и несопоставимость с интеллигенцией запада. Главное отличие русской интеллигенции в том, что это не профессиональное объединение людей, занимающихся интеллектуальным трудом, а идеологическое социальное образование, нацеленное не столько на осмысление мира, сколько на его преобразование.
Глава II. Русский социализм и нигилизм. В этой главе Н.Бердяев исследует идейно-нравственные истоки русского нигилизма и находит их в неудовлетворенности интеллигенцией официальной доктриной православия - господствующей в России религии, духовного основания общества.
Глава III. Русское народничество и анархизм. В этой главе Н. Бердяев исследует природу русского народничества, связывая ее также с изначальным христианским мировосприятием, отличающим русских. Народник - это “кающийся дворянин”, осознавший неоправданность своего существования. Истоки анархизма Бердяев тоже находит в особенностях русского национального характера.
Глава IV. Русская литература XIX века и ее пророчества. В этой главе автор показывает глубокое отличие русской литературы от западной, отыскивая его в “религиозной социальной взволнованности”, предчувствии катастрофы, неверии в прочность цивилизации. Он разбирает творчество Пушкина, Достоевского, Гоголя, Толстого, доказывая, что только в России могла родится такая литература, которая сродни социальной философии. Второй момент - только в России литература могла иметь такое политическое и духовное влияние и превращаться в идеологическое основание социальных действий.
Глава V. Классический марксизм и марксизм русский. В этой глава Н.А.Бердяев показывает ту идеологическую трансформацию, которую претерпел марксизм, чисто западное явление, в России. Большевизм, как идеология, оказался наиболее соответствующим религиозному духу русского народа, а как политическая сила, менее утопичным, чем его либеральные оппоненты, более соответствующим “русским методам управления и властвования насилием”.
Глава VI. Русский коммунизм и революция. В этой главе Н.А.Бердяев показывает уникально русский характер революции 1917 года в России, несмотря на то, что она совершалась под лозунгами интернационалистических идей. Подробно анализирует личность В.И.Ленина, его политический путь; дает отрицательную оценку исторической значимости русской революции. Автор анализирует сходство и различие тоталитарных режимов - в Российской империи и коммунистической России, показывая антигуманный характер как первого, так и, в особенности, последнего.
Глава VII. Коммунизм и христианство. В этой главе Н.А. Бердяев анализирует идейное сходство коммунизма и христианства, объясняя тем самым идеологическую укоренненость коммунистических идей в русском религиозном сознании. Будучи религиозной по своему характеру, коммунистическая идеология боролась с религией, воспитывая у своих последователей фанатичное отношение и веру в провозглашаемые идеалы, веру, не терпящую “конкуренции “ со стороны иной веры. Иными словами, борьба коммунистов с церковью была во многом сродни религиозным войнам мусульман или крестоносцев.
Результатом размышлений Н.А.Бердяева о судьбах России стал вывод о неслучайности русской революции и укорененности ее идей и социальной практики в русском национальном сознании и традиционной системе управления государства Российского; ее подготовленности всей предшествующей историей развития государственности и идеологии.
“Истоки и смысл русского коммунизма” - это своеобразная философия русской истории, рассматривающая определенное политическое явление - русскую революцию - и стремящееся к осознанию ее смысла через специфику русских идейных, религиозных, политических, культурных традиций и вообще “русской души” (данное понятие у Бердяева по существу тождественно понятию русского религиозного типа).
В этой книге использован ряд положений, выдвинутых и разработанных в более ранних работах Н.Бердяева это: трактовка истории как процесса, разворачивающегося преимущественно в сфере духа, интерпретация марксизма как квазирелигиозного учения, противопоставление революции и культуры. В “Истоках...” эти положения в значительной мере переосмыслены в свете нового исторического опыта - опыта эпохи победившей революции, которую когда-то он сам искренне призывал.
Постичь внутреннюю закономерность русской истории по Бердяеву означает понять “русскую идею”. А эта последняя - категория трансцендентная, надэмпирическая. “Русская идея”, как считал Вл. Соловьев, - это не то, что думает о ней кто-либо из людей, а то, что думает о ней сам Бог, она здесь“... истинная русская идея, засвидетельствованная религиозным характером народа, преобразованная и указанная важнейшими событиями и величайшими личностями нашей истории”.[4] Человеческий разум не в состоянии охватить непосредственно содержание этой идеи, он вынужден пробиваться к ней через ряд сменяющих друг друга философских реконструкцией. Объективно именно такими реконструкциями, полагает Бердяев, были славянофильство, народничество, взгляды эсеровских теоретиков и концепции русского марксизма. Истина не была полностью представлена ни водной из точек зрения, и история, уже, казалось бы, уложенная в доктринальные рамки, всякий раз совершала повороты, уводящие ее из сетей, сплетенных человеческим рассудком.