Философия общего дела Николая Федорова

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 19:07, реферат

Краткое описание

Родился 7 июня 1929 г в селе Ключи Тамбовской губернии. Раннее детство до семи лет провел в усадьбе отца, в Сасове. Рос он со своим братом Александром, который был лишь на год его старше. Далее все годы учения они неразлучны, учатся в одном уездном училище, вместе поступают в Тамбовскую гимназию, оканчивают ее одновременно и тут же поступают в Ришельевский лицей, который покидают в одно и то же время. Из заметок Федорова о детстве сохранилась лишь одна запись: “От детских лет сохранились у меня три воспоминания: видел я черный- перечерный хлеб, которым (говорили при мне) питались крестьяне в какой-то, вероятно, голодный год. Слышал с детства объяснение войны (на мой вопрос о ней), которое привело меня в страшное недоумение: на войне люди стреляют друг в друга, наконец, я узнал о том, что есть и не родные, чужие, и о том, что сами родные- не родные, а чужие”(1.20).

Оглавление

Введение: Краткая биография Николая Федорова
Глава 1 : Концепции учения “Общего дела”
Теория всеобщего родства. Бессмертие и перерождение. Естествоиспытательная армия народов. Теория Музея
Глава 2 : Философия общего дела и активно-эволюционная мысль XX века
Федоров и Циолковский. Федоров и академик В.Ф. Купревич.
Глава 3 : Значение учения “Общего дела” в русской философии и космизме
Заключение . Актуальность и популярность идей Николая Федорова в наши дни

Файлы: 1 файл

Философия общего дела Николая Федорова.docx

— 41.58 Кб (Скачать)

    Министерство высшего профессионального образования РФ

                      ИАТЭ НИЯУ МИФИ

 

 

 

 

 

 

                  Реферат по философии на тему:

       “Философия общего дела Николая Федорова”

 

 

 

 

 

Выполнил :   Яблоков А.

                        Гр. Э1 С10

Проверил : 

                                      Кандидат философских наук, доцент, Масленников И.О.

 

 

 

                        Обнинск  2011

План

Введение:  Краткая биография Николая Федорова

Глава 1 : Концепции учения “Общего дела”

Теория всеобщего родства. Бессмертие и перерождение.  Естествоиспытательная армия народов. Теория Музея

Глава 2 : Философия общего дела и активно-эволюционная мысль XX века

Федоров и Циолковский. Федоров и академик В.Ф. Купревич.

Глава 3 : Значение учения “Общего дела” в русской философии и космизме

Заключение . Актуальность и популярность идей Николая Федорова в наши дни

 

 

Список литературы:

1) “Николай Федоров. Творчество жизни” Светлана Семенова

2)”Николай Федоров. Избранное”

3)”Федоров .Н.Ф. Собрание сочинений”

4) dic.academic.ru

5) www.gumer.info

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          1

Введение :  Краткая биография Николая Федорова

  Николай Федорович Федоров- русский религиозный мыслитель и философ-футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор.

  Родился 7 июня 1929 г   в селе Ключи Тамбовской губернии. Раннее детство до семи лет провел в усадьбе отца, в Сасове. Рос он со своим братом Александром, который был лишь на год его старше. Далее все годы учения они неразлучны, учатся в одном уездном училище, вместе поступают в Тамбовскую гимназию, оканчивают ее одновременно и тут же поступают в Ришельевский лицей, который покидают в одно и то же время. Из заметок Федорова о детстве сохранилась лишь одна запись: “От детских лет сохранились у меня три воспоминания: видел я черный- перечерный хлеб, которым (говорили при мне) питались крестьяне в какой-то, вероятно, голодный год. Слышал с детства объяснение войны (на мой вопрос о ней), которое привело меня в страшное недоумение: на войне люди стреляют друг в друга, наконец,  я узнал о том, что есть и не родные, чужие, и о том, что сами родные- не родные, а чужие”(1.20).

  Юность братья Федоровы провели в тамбовской гимназии (1842-1849гг). Гимназия готовила к университету и к практической, чиновничьей, деятельности. Учились два брата очень хорошо: так, по сохранившемуся годовому отчету гимназии 1848 год в числе наиболее отличавшихся по всем предметам в 7 классе среди семи человек названы Александр и Николай Федоровы. И хотя первый больше блистал в точных науках, физике и математике, а второй- в гуманитарных, сочинение Александра  Федорова на тему “Что требует общество от современного поэта?” было прочитано им 18 июля 1848 года на торжественном акте, посвященном окончанию академического года в присутствии директора, инспектора, всех преподавателей и учащихся и опубликовано в “Прибавлениях к журналу Министерства народного просвещения” за тот же год. Единственная деталь гимназических лет Николая Федоровича, известная с его собственных слов, попала в воспоминания Петерсона. ”Федоров говорил о сильнейшем впечатлении, произведенном на него преподавателем истории Измаилом Ивановичем Сумароковым. Прекрасное знание предмета сочеталось в нем с  чрезвычайно гуманным отношением к ученикам, с готовностью всегда прийти им на помощь”(1.25).

  В начале июля 1849 года Федоровы закончили полный гимназический курс и в августе поступили в Ришельевский лицей в Одессе, Александр на физико-математическое отделение, а Николай- на камеральное. То, что молодой Николай Федоров выбрал именно это отделение, говорит о нем весьма выразительно: его влекла к себе не теоретическая, созерцательная, ученая карьера, а деятельность практическая, активно вторгающаяся в область экономических, жизненных нужд человека и общества. Согласно разрозненным архивным данным Ришельевского лицея, Николай Федоров дошел до второго курса и сдавал за него экзамен весной 1851 года. Далее в списках студентов на второго, ни третьего курса Федоров не значится. Сохранилось еще прошение его

               2

брата Александра от 28 ноября 1851 года об увольнении его по домашним обстоятельствам. По тем же обстоятельствам, очевидно, в это же время или несколько раньше прекращает занятия в лицее и Николай. Скорее всего, эти обстоятельства связаны со смертью его дяди,  Гагарина К.И.,  который оплачивал обучение братьев в лицее. Следует отметить, что смерть любимого дяди заставила Николая пересмотреть свои взгляды о смысле родственных связей и о жизни и смерти, а также понесла глубокий след как на его дальнейшей деятельности как философа, так и на его дальнейшей судьбе в целом.

“На протяжении всей жизни Николай Федорович сохранял в себе детскую установку отношения к миру, которая в известной степени близка к магической (как бы повторяя детство самого человечества): дети часто обладают чувством неуязвимости и всемогущества, раз хотят, значит могут, могут повелевать явлениями и процессами мира, в том числе не умирать.”(1.30)

  В 1860-х годах Николай Федоров  давал частные уроки истории и географии был помощником библиотекаря в библиотеке им. А.Д. Черткова. Затем работал в Румянцевском музее. До нас дошли воспоминания об образе жизни Николая Федорова. “В пятом часу он возвращался из Румянцевского музея в свою каморку, обедал чаще всего хлебом с чаем без сахара, спал часа полтора на голом, жестком сундуке без подушки, которую заменяли книги, затем читал и писал до 3-4 часов ночи и, доспав еще часа 2-3 и опять напившись чаю шел в библиотеку. И так из года в год, вплоть до самой смерти.(1.72)” Из воспоминаний современников видно, что Николай Федоров был человеком скромных потребностей, добрым, чутким, к чужой нужде, любил труд, имел непреодолимую тягу к знанию. “Он из своих скудных средств ухитрялся даже покупать недостающие, но нужные книги для библиотеки.(1.72)”

  Николай Федорович скончался 15 декабря 1903 года в Мариинской больнице для бедных. Федоров умер в 74 года, но, несмотря на старческие недуги, сохранял бодрость и энергию. Как рассказывают, “смерть наступила, по существу, случайно. Однажды в трескучие декабрьские морозы под нажимом знакомых Федоров изменил своим привычкам ходить в легком платье круглый год. Его почти насильно одели в шубу и посадили на извозчика, чего он никогда себе не позволял. Результатом явилась простуда и сильнейшее двустороннее воспаление легких.(1.142)” Кожевников написал о последних часах жизни своего учителя: “Агония была тяжелая и длительная. Но до этого он много говорил, хотя и с трудом уже, с посещавшими его друзьями, несмотря на запрещение врачей разговаривать…мы чувствовали, то были последние советы, последние заповеди, последние благословения. Ни слова о себе лично, ни о болезни, ни о близком уже конце, все мысли и речи о “деле”. С этим он не расставался до последней минуты сознания.(1.143)”

   Он прожил жизнь «одиноким мыслителем», был как бы не от мира сего, и его нередко называли святым еще при жизни. Записывать свои мысли Федоров стал поздно и не систематически, при жизни почти не печатал своих работ. Только после его смерти друзья собрали его записи воедино и опубликовали их под общим названием «Философия общего дела».

3

Глава 1:  Концепции учения “Общего дела” 

 

   Понятие “общее дело” появилось в общественном сознании XIX века не в результате воздействия на него трудов Федорова, а благодаря литературному персонажу - герою “Бесов” Достоевского Петру Верховенскому. Употребленный у Достоевского в зловещем, гротескно-пародийном ключе, термин “общее дело” уже через несколько десятилетий вполне позитивно воспринимается в русской философии - появляется работа Федорова с многообещающим названием “Философия общего дела”. Однако название это было придумано не самим Федоровым, а его издателями Кожевниковым и Петерсоном, - сам же Федоров к философии относился с огромной неприязнью. Так, например, он пишет: “Не одно только идолопоклонство составляет искажение религии; мыслепоклонство есть также ее искажение; философия же как произведение отделившегося от других сословия ученых есть наибольшее искажение религии .(2. 72)”

  По мнению Федорова, реальность зла связана со слепыми силами природы, с несовершенством мироздания и человека, подверженных закону конечности и смерти. Идея “царства божия внутри нас” неосуществима потому, что существует внешняя сила, вынуждающая нас делать зло, закон взаимного вытеснения и смерти. Небратство, неродственность возникают не только в результате межличностных или социальных противоречий: они уходят в самый корень бытия, поэтому действие человечества должно быть направлено на устранение небратства материи. Главная проблема человека - необеспеченность здоровьем и жизнью, поэтому вместо того, чтобы бороться за “место под солнцем”, люди должны объединиться в борьбе против главного врага - смерти и попытаться достичь бессмертия. Из равнодушного отношения к смерти выводятся все недостатки культуры, промышленности, науки, поэтому Федоров вообще не воспринимает то общество, которое не занято вопросом смерти и бессмертия. Противодействие злу предполагает превращение мира в гармоничный, целесообразный, разумный, то есть регулируемый, управляемый, прогнозируемый мир. Федоров уверен, что при “братственном” отношении сами собой исчезнут рознь, борьба, войны. Стремление сохранить идеал традиционного патриархального быта России приводит его к идеализации самодержавия, воспеванию идеала “всесословной общины”, уклада традиционного общества: “всесословная земледельческая община, в коей интеллигентный класс исполняет и должность наставников, с мануфактурным промыслом на зимнее время ослабит и, наконец, уничтожит конкуренцию, спекуляцию, социальные смуты, революцию и даже внешние войны, ибо для всей той силы, которая тратится во взаимных распрях, найдется широкое приложение(2.254).”

   В своей философской  деятельности Николай Федоров  уделял много внимания идеи воскрешения и бессмертия. Эта концепция также входила в “Философию общего дела”. Федоров считал, что “воскрешение” произойдет только

                                 4

в том случае, если человечество не осуществит предлагаемый им проект воскрешения отцов. По его убеждению, воскрешение всех умерших на земле должно производиться самим человечеством и может осуществиться только совместными усилиями человечества. Сыны и дочери, пользуясь знанием природы, направляемым безграничной любовью к умершим родителям, возвращают им жизнь, а сами приобретают бессмертие. Таким образом, Федоров перекладывает все заботы, которые приписываются религией Богу, на человечество, миссию Бога взваливает на плечи человека, заменяет Страшный суд воскрешением мертвых средствами науки и техники. он считает, что если человечество направит свои усилия на спасение от греха и исполнение воли божией, то “дня гнева” не последует, поскольку Богу незачем будет судить безгрешных. Таким образом, Николай Федоров “перепоручал” обязанности религии и Бога обществу, государству, и каждому человеку в отдельности.

   Еще одна концепция, лежащая в основе главного  учения Федорова, это теория всеобщего родства, когда все сознают себя братьями, чувствуя себя сынами умерших. До сих пор сознание, разум, нравственность были локализованы на земной планете; чрез воскрешение же всех живших на земле поколений сознание будет распространяться на все миры вселенной. Но только при соединении религии и науки возможно дальнейшее распространение влияния разумных существ и вне нашей земли. Хотя воскрешение всех предков может показаться конечной целью общего дела, но оно - лишь средство достижения настоящей конечной цели - объединения всего рода человеческого в единое, родственное по крови братство и отечество. Исходной моделью такого единения и братства является нераздельная единосущная христианская Троица. Таким образом, чтобы объединиться, всем нужно признать Троицу, а чтобы признать, нужно объединиться.”Принцип всеобщей родственности, лежащий в основе общины не следует понимать как буквальное повторение первобытной семейно-родовой формы, державшейся на чувстве родства, но далекой от совершенства, поскольку это было чувство темное, происходящее из бессознательного и невольного процесса рождения(1.270)”

    “Федоров твердо уверен в том, что его учение строится на основе христианской религии: об этом свидетельствует как одна из его главных целей - воскрешение из мертвых, так и средства его осуществления - общество должно заняться религиозным обучением и религиозно-практической деятельностью. Предусматриваются многочисленные воспитательные меры: возвращение сынов к могилам отцов (обратное возвращение от города к селу), строительство многочисленных храмов, обучение священной истории и естественным наукам в храмах-музеях, снабженных астрономическими вышками, обращение всего рода человеческого при всеобщей воинской повинности в естествоиспытательную силу, прекращение классовой борьбы, примирение верующих с неверующими в одном “общем деле”. Все эти мероприятия должны осуществляться под руководством царя и православной церкви.”(3.173)

          5

   Не обойдена преобразовательным  проектом в “Философии общего дела” и “армия с ее истребительнейшими орудиями, направленными “к борьбе с себе подобными”. Такое противоестественное положение вещей тем не менее стало совершенно привычным и почти “естественным” в человеческой истории, раздираемой национальными, экономическими, классовыми антагонизмами”(1.275). Разоружение как международная проблема стало обсуждаться уже к концу XIX века, при жизни Федорова. Идея разоружения явилась толчком мысли Федорова для развития проекта о превращении орудий истребления в орудия спасения, а самого войска в естествоиспытательную силу. “Не разоружение, а “переоружение”, не роспуск армий, а превращение их в мощную исследовательскую преобразующую силу”(1.275). Как  первый этап в реализации своего проекта философ предлагает начать в армии опыт по метеорической регуляции (ряд опытов, по вызыванию дождя посредством взрывчатых зарядов, запущенных в облака), причем не ограничивать его всего лишь исследованиями взрывов в атмосфере, а привлекать  все новейшие средства, используемые в военном деле: ведь армия всегда была одним из первых широких испытательных полигонов для последних достижений науки и техники. “Но самое важное при этом будет заключаться в обращении военного дела в исследование,  в изучение природы”(2.173)(К статье “Разоружение”). Федоров считал, что всеобщая воинская повинность, соединенная со всеобщим образованием, превращается во всеобщую естествоиспытательную повинность: все народы должны составлять единую армию, производящую исследования и опыты на всем пространстве земли, в самой природе.

   Другим компонентом  Федоровской утопии идеального общества становится музей. Сама идея музея раскрыта русским мыслителем сначала на имеющихся образцах, чтобы затем вместить в себя богатое проективное содержание. Сам факт музея в истории свидетельствует о неистребимом желании человека удержать прошлое, запечатлеть бывшее. “Потребность сохранить есть особенное свойство человеческой природы, в котором выражается подсознательная надежда продлиться, глубокое убеждение всех живущих, что настоящая смерть- это полная утрата памяти о них.”(1.277) “Музей есть собрание всего отжившего, мертвого, негодного для употребления, но именно потому-то он и  есть надежда века, ибо существование музея показывает, что нет дел конечных…для музея самая смерть это не конец, а только начало…”(3.378). Музей у Федорова понимается самым широким образом: это все то, что хранит материализованную память прошлого. В конечном итоге вся опредмеченная деятельность человечества есть уже реальный или потенциальный экспонат такого музея. Весь сегодняшний день земли уже завтра становится прошлым , фактом памяти, сдается в архив истории. Под определенным углом зрения весь мир выглядит гигантским, все пополняемым музеем. Такой угол зрения может быть определен как угол зрения памяти, которая в идеале должна стремиться к удержанию всего. “Федоровский музей- это, по существу, вселенская церковь его религии “общего дела”, призванная восстановить братскую связь всех людей”(1.279)

Информация о работе Философия общего дела Николая Федорова