Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 19:07, реферат
Родился 7 июня 1929 г в селе Ключи Тамбовской губернии. Раннее детство до семи лет провел в усадьбе отца, в Сасове. Рос он со своим братом Александром, который был лишь на год его старше. Далее все годы учения они неразлучны, учатся в одном уездном училище, вместе поступают в Тамбовскую гимназию, оканчивают ее одновременно и тут же поступают в Ришельевский лицей, который покидают в одно и то же время. Из заметок Федорова о детстве сохранилась лишь одна запись: “От детских лет сохранились у меня три воспоминания: видел я черный- перечерный хлеб, которым (говорили при мне) питались крестьяне в какой-то, вероятно, голодный год. Слышал с детства объяснение войны (на мой вопрос о ней), которое привело меня в страшное недоумение: на войне люди стреляют друг в друга, наконец, я узнал о том, что есть и не родные, чужие, и о том, что сами родные- не родные, а чужие”(1.20).
Введение: Краткая биография Николая Федорова
Глава 1 : Концепции учения “Общего дела”
Теория всеобщего родства. Бессмертие и перерождение. Естествоиспытательная армия народов. Теория Музея
Глава 2 : Философия общего дела и активно-эволюционная мысль XX века
Федоров и Циолковский. Федоров и академик В.Ф. Купревич.
Глава 3 : Значение учения “Общего дела” в русской философии и космизме
Заключение . Актуальность и популярность идей Николая Федорова в наши дни
6
Глава 2 : Философия общего дела и активно-эволюционная мысль XX века
Федоров и Циолковский
Федоров-мыслитель, мечтатель. Таким был и Константин Эдуардович Циолковский, заслуживший именование “калужского мечтателя”
В своей убежденности,
что разумная
“В “ Философии общего дела” мы не найдем такой научно- фантастической увлеченности, гипнотизирующей своим единственно возможным воплощением грядущего. Федоров вырабатывает лишь основную схему, план “Общего дела”, ставит в общей принципиальной форме главную задачу человечеству. И в этом смысле он более философ, чем Циолковский, для которого характерна особенная художественно- образная детализация предвосхищающей мечты.”(1.321)
Федоров и академик В.Ф. Купревич
Вспомним еще одного крупного советского ученого, долгие годы возглавлявшего академию наук Белорусской СР,- Василия Феофиловича Купревича (1897-1969), который незадолго до смерти выступил на страницах широкой периодической печати со своими заветными идеями, оказавшимися близкими Федоровским взглядам на жизнь и смерть. “Все живое должно умереть- вот та последняя истина, в которой уверены все от ученого до домашней хозяйки. Купревич ставит наивный ,”детский” вопрос- а откуда следует, что это неизбывная, фатальная данность? У каждого готов ответ: из наблюдения или собственного грустного опыта. Но наблюдение часто оказывается ловушкой для обыденного рассудка. Посмотрите на небо, И опытное наблюдение вам “неопровержимо” покажет, что Солнце вращается вокруг Земли”(1.326)
Купревич стоит на той точке зрения, которую так настойчиво проводил Федоров еще в XIX веке: смерть не изначальна в природе, она являлась при-
7
способительным средством, выработанным в процессе эволюции для более быстрого совершенствования рода, целого под действием естественного отбора. “Но в человеке этот эффективнейший механизм усовершенствования рода через смену поколений не просто исчерпывает себя, через него уже не достигается “невольного” прогресса, ибо вступает активная, преобразующая мир и себя сила- разум, по самой своей сути требующий бесконечного личностного совершенствования”(1.327)
Глава 3 : Значение учения “Общего дела” в русской философии и космизме
“Философия общего дела”
открывала перед человечеством невиданные
дали, призывала к титаническим преобразованиям
как в мире, так и внутри каждого индивида.
“В регуляции же, в управлении силами
слепой природы и заключается то великое
дело, которое может и обязано стать общим”,
- писал
Федоров. Мыслитель так развивает
свои идеи эволюции природы и человечества:
природная эволюция в собственном все
усложняющемся развитии привела к появлению
человеческого вида и сознания.
Н.Ф.Федоров ставит перед человечеством ряд задач. В их исторической последовательности одной из первых обязана была стать регуляция, по выражению философа, “метеорических”, космических явлений. Причем начинать, по Федорову, можно уже сейчас. В качестве примера настоящей регуляции природы Федоров приводил опыты публичного деятеля и ученого начала XIX века В.Н.Каразина, выступавшего с конкретными проектами управления погодой. Но, даже если человечество достигнет бессмертия, все равно того количества людей, которые сейчас живут и будут жить на Земле, не хватит для исполнения главной задачи — спасения Вселенной и заселения всех ее миров для борьбы со злом. Таким образом, преодоление смерти должно распространяться не только в будущее, но и в прошлое. От схожих, еще очевидно несовершенных опытов человечество, по мере роста знаний, обязано перейти к овладению всеми земными действиями, перевоплотить свою планету в полностью управляемый космический корабль.
Итак, для Федорова регуляция определяется как принципиально новая ступень эволюции. Эволюция для Федорова - процесс пассивный, регуляция же обязана стать сознательно-волевым действием. Но не стоит причислять Федорова к тем ученым, кто отвергал либо недооценивал значимость эволюционного процесса. Напротив. Признавая значимость эволюции (хотя бы в происхождении знания, к примеру), Федоров делает более далеко идущий вывод: существует необходимость сознательного управления эволюцией, преобразования природы, исходя из глубинных потребностей разума и нравственного чувства человека.
8
Заключение . Актуальность и популярность идей Николая Федорова в наши дни
Философия общего дела Николая Федорова была и остается актуальной темой в наши дни как в области философии, так и в повседневной жизни. Например, в философской и научно-популярной литературе сейчас много пишут о том, что с пришествием эпохи космоса раскрывается настоящая возможность предотвратить в далеком будущем неизбежный конец человеческой цивилизации. Федоров уже в конце XIX века видел единственный выход для человечества, упирающегося в неотвратимый земной финал - истощение земных ресурсов при все большем умножении численности населения, космическая трагедия, затухание Солнца и т.Д., - В завоевании человечеством новейших сред обитания, в преобразовании поначалу Солнечной системы, а потом и дальнего космоса. Таким образом Николай Федоров предугадал появление таких проблем XXI века как перенаселение, истощение природных богатств, разоружение и загрязнение окружающей среды и предложил свои варианты решения этих вопросов.
Из воспоминаний современника: “этот своеобразный человек, библиограф и свободный философ, работал в Румянцевском музее. Он создал оригинальное учение, которое считал подлинным христианством. Согласно его учению человек, для того чтобы полностью выполнить волю Божию, должен всемерно развивать науку, научиться в совершенстве управлять всеми природными процессами и в конце концов воскрешать мертвых. Федоровская "философия общего дела" привлекала внимание многих умов в России и на Западе. Его высоко ценили Вл. Соловьев и С. Булгаков. Главная работа Федорова вышла посмертно (он умер в 1904 году), но влияние его было скорее личным, чем литературным. Он покорял людей как обаятельный, необыкновенно отзывчивый человек, смело заглядывающий в будущее мира, которое казалось ему светлым.”
9