Философия общего дела Николая Федорова

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 19:07, реферат

Краткое описание

Родился 7 июня 1929 г в селе Ключи Тамбовской губернии. Раннее детство до семи лет провел в усадьбе отца, в Сасове. Рос он со своим братом Александром, который был лишь на год его старше. Далее все годы учения они неразлучны, учатся в одном уездном училище, вместе поступают в Тамбовскую гимназию, оканчивают ее одновременно и тут же поступают в Ришельевский лицей, который покидают в одно и то же время. Из заметок Федорова о детстве сохранилась лишь одна запись: “От детских лет сохранились у меня три воспоминания: видел я черный- перечерный хлеб, которым (говорили при мне) питались крестьяне в какой-то, вероятно, голодный год. Слышал с детства объяснение войны (на мой вопрос о ней), которое привело меня в страшное недоумение: на войне люди стреляют друг в друга, наконец, я узнал о том, что есть и не родные, чужие, и о том, что сами родные- не родные, а чужие”(1.20).

Оглавление

Введение: Краткая биография Николая Федорова
Глава 1 : Концепции учения “Общего дела”
Теория всеобщего родства. Бессмертие и перерождение. Естествоиспытательная армия народов. Теория Музея
Глава 2 : Философия общего дела и активно-эволюционная мысль XX века
Федоров и Циолковский. Федоров и академик В.Ф. Купревич.
Глава 3 : Значение учения “Общего дела” в русской философии и космизме
Заключение . Актуальность и популярность идей Николая Федорова в наши дни

Файлы: 1 файл

Философия общего дела Николая Федорова.docx

— 41.58 Кб (Скачать)

  6

  Глава 2 : Философия общего дела и активно-эволюционная мысль XX века

   Федоров и Циолковский

    Федоров-мыслитель, мечтатель. Таким был и Константин  Эдуардович Циолковский, заслуживший именование “калужского мечтателя”

    В своей убежденности, что разумная преобразовательная  деятельность- важнейший фактор  эволюции, призванный вести мир  ко все большему совершенству гармонии, самобытный калужский мыслитель был особенно близок к Федорову. Николая Федорова недаром называют предшественником космических идей Циолковского, отцом того направления, которое получило название космизма, космической философии. В идеях философии общего дела было прямо предвосхищено многое из того что впоследствии конкретно разрабатывалось Циолковским. Достаточно взять для примера работу Циолковского “Будущее земли и человечества”. В ней он ярко воображает наглядные картины самого процесса будущего преобразования планеты. Тут мы найдем немало активно осуществлявшихся Федоровских проектов: и метеорическую регуляцию, и широкое использование солнечной энергии, и усовершенствование растительных форм и т.д.

   “В “ Философии  общего дела” мы не найдем такой научно- фантастической увлеченности, гипнотизирующей своим единственно возможным воплощением грядущего. Федоров вырабатывает лишь основную схему, план “Общего дела”, ставит в общей принципиальной форме главную задачу человечеству. И в этом смысле он более философ, чем Циолковский, для которого характерна особенная художественно- образная детализация предвосхищающей мечты.”(1.321)

 

   Федоров и академик В.Ф. Купревич

 

  Вспомним еще одного  крупного советского ученого, долгие  годы возглавлявшего академию наук Белорусской СР,- Василия Феофиловича Купревича (1897-1969), который незадолго до смерти выступил на страницах широкой периодической печати со своими заветными идеями, оказавшимися близкими Федоровским взглядам на жизнь и смерть. “Все живое должно умереть- вот та последняя истина, в которой уверены все от ученого до домашней хозяйки. Купревич ставит наивный ,”детский” вопрос- а откуда следует, что это неизбывная, фатальная данность? У каждого готов ответ: из наблюдения или собственного грустного опыта. Но наблюдение часто оказывается ловушкой для обыденного рассудка. Посмотрите на небо, И опытное наблюдение вам “неопровержимо” покажет, что Солнце вращается вокруг Земли”(1.326)

   Купревич стоит на той точке зрения, которую так настойчиво проводил Федоров еще в XIX веке: смерть не изначальна в природе, она являлась при-

        

  7

способительным средством, выработанным в процессе эволюции для более быстрого совершенствования рода, целого под действием естественного отбора. “Но в человеке этот эффективнейший механизм усовершенствования рода через смену поколений не просто исчерпывает себя, через него уже не достигается “невольного” прогресса,  ибо вступает активная, преобразующая мир и себя сила- разум, по самой своей сути требующий бесконечного личностного совершенствования”(1.327)

 

   Глава 3 : Значение учения “Общего дела” в русской философии и космизме

 

   “Философия общего дела” открывала перед человечеством невиданные дали, призывала к титаническим преобразованиям как в мире, так и внутри каждого индивида. “В регуляции же, в управлении силами слепой природы и заключается то великое дело, которое может и обязано стать общим”, - писал 
Федоров. Мыслитель так развивает свои идеи эволюции природы и человечества: природная эволюция в собственном все усложняющемся развитии привела к появлению человеческого вида и сознания.

   Н.Ф.Федоров ставит перед человечеством ряд задач. В их исторической последовательности одной из первых обязана была стать регуляция, по выражению философа, “метеорических”, космических явлений. Причем начинать, по Федорову, можно уже сейчас. В качестве примера настоящей регуляции природы Федоров приводил опыты публичного деятеля и ученого начала XIX века В.Н.Каразина, выступавшего с конкретными проектами управления погодой. Но, даже если человечество достигнет бессмертия, все равно того количества людей, которые сейчас живут и будут жить на Земле, не хватит для исполнения главной задачи — спасения Вселенной и заселения всех ее миров для борьбы со злом. Таким образом, преодоление смерти должно распространяться не только в будущее, но и в прошлое. От схожих, еще очевидно несовершенных опытов человечество, по мере роста знаний, обязано перейти к овладению всеми земными действиями, перевоплотить свою планету в полностью управляемый космический корабль.

  Итак, для Федорова регуляция определяется как принципиально новая ступень эволюции. Эволюция для Федорова - процесс пассивный, регуляция же обязана стать сознательно-волевым действием. Но не стоит причислять Федорова к тем ученым, кто отвергал либо недооценивал значимость эволюционного процесса. Напротив. Признавая значимость эволюции (хотя бы в происхождении знания, к примеру), Федоров делает более далеко идущий вывод: существует необходимость сознательного управления эволюцией, преобразования природы, исходя из глубинных потребностей разума и нравственного чувства человека.

 

8

Заключение . Актуальность и популярность идей Николая Федорова в наши дни

 

   Философия общего дела Николая Федорова была и остается актуальной темой в наши дни как в области философии, так и в повседневной жизни. Например, в философской и научно-популярной литературе сейчас много пишут о том, что с пришествием эпохи космоса раскрывается настоящая возможность предотвратить в далеком будущем неизбежный конец человеческой цивилизации. Федоров уже в конце XIX века видел единственный выход для человечества, упирающегося в неотвратимый земной финал - истощение земных ресурсов при все большем умножении численности населения, космическая трагедия, затухание Солнца и т.Д., - В завоевании человечеством новейших сред обитания, в преобразовании поначалу Солнечной системы, а потом и дальнего космоса. Таким образом Николай Федоров предугадал появление таких проблем XXI века как перенаселение, истощение природных богатств, разоружение и загрязнение окружающей среды и предложил свои варианты решения этих вопросов.

   Из воспоминаний  современника: “этот своеобразный человек, библиограф и свободный философ, работал в Румянцевском музее. Он создал оригинальное учение, которое считал подлинным христианством. Согласно его учению человек, для того чтобы полностью выполнить волю Божию, должен всемерно развивать науку, научиться в совершенстве управлять всеми природными процессами и в конце концов воскрешать мертвых. Федоровская "философия общего дела" привлекала внимание многих умов в России и на Западе. Его высоко ценили Вл. Соловьев и С. Булгаков. Главная работа Федорова вышла посмертно (он умер в 1904 году), но влияние его было скорее личным, чем литературным. Он покорял людей как обаятельный, необыкновенно отзывчивый человек, смело заглядывающий в будущее мира, которое казалось ему светлым.”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 9

 
  

  

 

 


Информация о работе Философия общего дела Николая Федорова