Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 06:47, реферат
Тема личности, ее исторической судьбы, проблема отношения творчества (культуры) к жизни (бытию) человека имела основополагающее значение для Н.А. Бердяева. То, что было им написано о "рабстве и свободе человека" в условиях современной цивилизации, и в настоящее время представляет не только историко-философский интерес. Не вызывает сомнений интеллектуальная и, в существенной мере, прогностическая ценность бердяевской апологии экзистенциального опыта личности, творчески противостоящей все новым и новым формам "объективации", угрожающей самим основам человеческой идентичности как разумного и свободного существа
Содержание:
Введение……………………………………………………………………3
Человек, творчество и культура в философии Николая Александровича Бердяева…………………………………………………………………………..4
Заключение………………………………………………………………..17
Список литературы………………………………………………………18
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Российская Правовая академия Министерства юстиции
Реферат
по
дисциплине: Культурология
по теме: Человек, творчество и культура в философии Николая Александровича Бердяева.
Выполнил: Гусакова Л.А.
Группа: 1-10
г. Хабаровск
2011 год
Содержание:
Введение……………………………………………
Человек,
творчество и культура в философии
Николая Александровича Бердяева…………………………………………………………
Заключение………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение.
Николай Александрович Бердяев (1874 –1948) – известный философ, литератор, публицист, общественный деятель.
Тема личности, ее исторической
судьбы, проблема отношения творчества
(культуры) к жизни (бытию) человека
имела основополагающее
События, происходящие в мире,
Н.Бердяев расценивал не как
кризис культуры и гуманизма,
а как кризис человека: "Ставится
вопрос о том, будет ли то
существо, которому принадлежит
будущее, по-прежнему
В творчестве Бердяева
Рассмотрим концепции человека,
творчества и культуры в
Человек,
творчество и культура
в философии Николая
Александровича Бердяева.
Человек.
"Разгадать тайну и человеке и значит разгадать тайну бытия", - писал Н.Бердяев в своей работе "Смысл творчества: Опыт оправдания человека" (1914). Вопросы познания человека и через него - философского познания мира автор затрагивал в работах "Откровение о человеке в творчестве Достоевского" (1918), "О достоинстве христианства и недостоинстве христиан" (1928), "О назначении человека" (1931), "Судьба человека в современном мире" (1934), "Проблема человека (К построению христианской антропологии)" (1936), "О рабстве и свободе человека" (1939), "Экзистенциальная диалетика божественного и человеческого" (1944) и др.
По мнению Н.Бердяева, все попытки внешнего познания мира, без погружения в глубь человека, дают лишь знание поверхности вещей. Если идти от человека вовне, то никогда нельзя дойти до смысла вещей, ибо разгадка смысла скрыта в самом человеке. Позитивизм, по мнению Бредяева, был крайним выражением стремления не только постигнуть мир внешним путем, уходящим как можно дальше от внутреннего человека, но и самого человека поставить в ряд внешних вещей мира, и в этом крылось противоречие, т.к. "акт исключительного самосознания человеком своего значения предшествует всякому философскому познанию. Это исключительное самосознание человека не может быть одной из истин философского познания мира, оно как абсолютное a priori предшествует всякому философскому познанию мира, которое только через это самосознание и делается возможным. Если человек будет сознавать себя одной из внешних, объективированных вещей мира, то он не может быть активным познающим субъектом, для него невозможна философия"4.
По мнению Бердяева, антропологическое
сознание предшествует не
Познание человека, по мнению А.Н. Бердяева, должно основываться на предположении, что человек космичен по своей природе, что он - центр бытия. Человек как замкнутое индивидуальное существо не имел бы путей к познанию вселенной. Такое существо не превысило бы отдельных вещей мира, не преодолело бы частных состояний. Антропологический путь - единственный путь познания вселенной, и путь этот предполагает исключительное человеческое самосознание. Лишь в самосознании и самочувствии человека открываются божественные тайны. Философы, в сущности, всегда принимали это, то сознательно, то бессознательно.
Человек, в понимании Бердяева,
- малая вселенная, микрокосм.
Вселенная может входить в
человека, им ассимилироваться, им
познаваться и постигаться
В христианской философии
Человек - одно из явлений этого мира, одна из вещей в природном круговороте вещей; и человек выходит из этого мира как образ и подобие абсолютного бытия и превышает все вещи порядка природы. "Странное существо - двоящееся и двусмысленное, имеющее облик царственный и облик рабий, существо свободное и закованное, сильное и слабое, соединившее в одном бытии величие с ничтожеством, вечное с тленным"5. Все христианство, по мнению Н.А. Бердяева, связано с этой двойственностью человеческой природы.
Высшее самосознание человека
есть абсолютный предел для
всякого научного познания. Наука
с полным правом познает
Официальная рациональная
Гуманистический позитивизм XIX века
отвергает двойственную
В XIX веке гуманизм принял форму
религии человечества. Антропологизм
Л.Фейербаха и позитивизм О.
Не успел Л.Фейербах
Кризис гуманистической
В один ряд с этим философом Н.А. Бердяев ставит Ф.М. Достоевского. В Ницше и Достоевском произошло крайнее напряжение и обострение человеческого самочувствия, антропологического сознания, произошел переворот от природной необходимости к человеческой свободе.
"Свобода - безосновная основа бытия, и она глубже всякого бытия"7, - подчеркивал Бердяев. Для него важно было понимание истинной свободы человека: "Свобода не есть сознанная необходимость, как учили германские идеалисты. Необходимость есть дурная, бессознательная свобода, свобода, не просветленная Логосом. Принудительная необходимость есть лишь обратная сторона мирового распада и мировой отчужденности. ... Подлинная свобода есть выражение космического (в противоположность хаотическому) состояния вселенной, ее иерархической гармонии, внутренней соединенности всех ее частей"8.
Свобода духа для Бердяева
является священным символом, значение
которого не может быть
При этом достижение свободы
- нелегкая вещь: "Человек находится
в рабстве, он часто не
Информация о работе Человек, творчество и культура в философии Николая Александровича Бердяева.