Человек, творчество и культура в философии Николая Александровича Бердяева.

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 06:47, реферат

Краткое описание

Тема личности, ее исторической судьбы, проблема отношения творчества (культуры) к жизни (бытию) человека имела основополагающее значение для Н.А. Бердяева. То, что было им написано о "рабстве и свободе человека" в условиях современной цивилизации, и в настоящее время представляет не только историко-философский интерес. Не вызывает сомнений интеллектуальная и, в существенной мере, прогностическая ценность бердяевской апологии экзистенциального опыта личности, творчески противостоящей все новым и новым формам "объективации", угрожающей самим основам человеческой идентичности как разумного и свободного существа

Оглавление

Содержание:

Введение……………………………………………………………………3

Человек, творчество и культура в философии Николая Александровича Бердяева…………………………………………………………………………..4

Заключение………………………………………………………………..17

Список литературы………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 41.98 Кб (Скачать)

       Человек свободен, когда, он находится  в состоянии творческого подъема.  Таким образом, творчество - это  освобождение человека от рабства. 

     Культура.

       Философия Н.А.Бердяева  явилась гениальным выражением духовного драматизма переломной эпохи, когда человеческий дух обнаруживает, что старые культурные формы стали тесны для его развития и ищет для себя новых форм и способов воплощения.

     В своих работах Н.А. Бердяев обращает внимание на то, что культура подошла  к глубочайшему внутреннему кризису. Все линии культуры доходят до предельных концов и выходят из дифференцированных ценностей. Основная проблема XIX и XX века - проблема отношения творчества (культуры) к жизни (бытию). На вершинах культуры мучит человека противоположность  между тем, чтобы создавать что-то, и тем, чтобы быть чем-то. Гении  творили, но недостаточно были; святые были, но мало творили. Творчество рождалось  из несовершенства и недостатка. Слишком совершенные перестают творить. Есть трагический антагонизм, считает Н.Бердяев, между человеком совершенным как делом Божьего творчества и человеческим совершенным творчеством как делом активности самого человека. "Вступите на путь йоги, или православной святости, или толстовства, на путь собственного совершенствования, и вы перестанете творить. Существует двоякая трагедия творчества, двусторонне раскрывающая ту истину, что в мире не было еще религиозной эпохи творчества. Творчество антагонистично, с одной стороны, совершенству человека, с другой - совершенству культуры"10.

       Творчество находится в тисках  между устремлением к совершенству  души и устремлением к совершенству  культурной ценности. Религиозное,  духовное творчество проходит  через жертву и собственным  совершенством, и совершенством  культуры во имя создания нового  бытия, продолжения дела Божьего  творения. И бесконечно важно,  по мнению Н.А. Бердяева, вскрыть  тройной антагонизм: антагонизм  домостроительства ценностей культуры  и домостроительства личного  совершенства, антагонизм творчества  и культуры и антагонизм творчества  и личного совершенства. Лишь  творческая религиозная эпоха,  как надеется Бердяев, преодолеет  все три антагонизма. Творчество  выйдет из тисков личного совершенства  и совершенства ценностей культуры. Творчество перейдет к космическому  совершенству, в котором претворится  в единое - совершенство человека  и совершенство его созиданий.  Доныне мир знал по преимуществу  два пути: созидание собственной  души или созидание совершенной  культуры. Мировой кризис культуры  выведет из этой противоположности. 

       Н.А. Бердяев считал, что культура  по глубочайшей своей сущности  и по религиозному своему смыслу  есть великая неудача. Философия  и наука есть неудача в творческом  познании истины; искусство и  литература - неудача в творчестве  красоты; семья и половая жизнь  - неудача в творчестве любви;  мораль и право - неудача в  творчестве человеческих отношений;  хозяйство и техника - неудача  в творческой власти человека  над природой. Культура во всех  ее проявлениях есть неудача  творчества, есть невозможность  достигнуть творческого преображения  бытия. Культура кристаллизует  человеческие неудачи. Все достижения  культуры - символические, а не  реалистические. В культуре достигается  не познание, а символы познания, не красота, а символы красоты,  не любовь, а символы любви,  не соединение людей, а символы  соединения, не власть над природой, а символы власти. Культура так  же символична, как и породивший  ее культ. 

       Культ - религиозная неудача, неудача  в богообщении. Культ был лишь символическим выражением последних тайн. Церковь в своих видимых воплощениях имеет культурную природу и разделяет судьбу культуры и все ее трагические неудачи. Культ - религиозный исток культуры и сообщал ей свой символизм. И все великое в культуре было символически-культовым. В культуре есть вечная, мучительная неудовлетворенность. Кризис культуры и есть последняя воля человека к переходу от символически-условных достижений к достижениям реально-абсолютным.

       Неудача и неудовлетворительность  культуры, по мнению Бердяева, связаны  с тем, что культура во всем  закрепляет плохую бесконечность, никогда не достигает вечности. Культура есть лишь творчество плохой бесконечности, бесконечной серединности. Поэтому культура метафизически буржуазна.

       Кризис культуры, по мнению Н.А.  ердяева, и означает невозможность дальнейшего существования буржуазной культуры. Творчество новой эпохи преодолеет культуру изнутри, не извне. Творческая мировая эпоха может быть лишь сверхкультурной, а не докультурной и не внекультурной - она принимает положительный религиозный смысл культуры, признает великую правду всякой культуры против всякого нигилизма. Культура всегда права против нигилизма и анархии, против дикости и варварства. Сама неудача культуры - священная неудача, и через неудачу эту лежит путь к высшему бытию. Но до претворения культуры в высшее бытие она должна пройти через секуляризацию. Государство, семья, наука, искусство должны стать внецерковны, их нельзя насильственно удерживать в церковной ограде. Да и подлинная церковь не имеет ограды. Мирская культура должна свободно, имманентно прийти к новой религиозной жизни. Выход из религиозной опеки есть наступление религиозного совершеннолетия, выявление свободной религиозной жизни. В творчестве культуры было прохождение через богооставленность, через расщепление субъекта и объекта. Сама религия была разделением, разрывом с Богом, пафосом дистанции.

       Трагедия творчества и кризис  культуры с особенной остротой  переживаются русским гением. В  строе русской души, как отмечает  Н.Бердяев в работе "Смысл творчества", есть противление тому творчеству, которое создает дурно-бесконечную, буржуазно-серединную культуру, есть жажда творчества, которое создает новую жизнь и иной мир. Душа России как бы не хочет создавать культуру через распадение субъекта и объекта. В целостном акте хочет русская душа сохранить целостное тождество субъекта и объекта. На почве дифференцированной культуры Россия может быть лишь второстепенной, малокультурной и малоспособной к культуре страной. Всякий творческий свой порыв привыкла русская душа соподчинять чему-то жизненно-существенному - то религиозной, то моральной, то общественной правде. Русским не свойствен культ чистых ценностей. У русского художника трудно встретить культ чистой красоты, как у русского философа трудно встретить культ чистой истины. И это во всех направлениях. Русский правдолюбец хочет не меньшего, чем полного преображения жизни, спасения мира. С чертой этой связано самое великое и истинно оригинальное в русской культуре, но она же рождает что-то тяжелое и мрачное в русской жизни. Русская душа берет на себя бремя мировой ответственности, и потому не может она творить ценности культуры так, как творит душа латинская или германская.

       Трагедия творчества и кризис  культуры достигли последнего  заострения у великих русских  писателей: у Гоголя, у Достоевского, у Толстого. Философскому осмыслению  их произведений посвящены работы  Н.А. Бердяева "Откровение о  человеке в творчестве Достоевского" (1918), "Миросозерцание Достоевского" (1926), "О религии Льва Толстого" (1912), "Три юбилея: Л.Толстой, Генрик  Ибсен, Н.Федоров" (1928).

       Бердяев считал, что русская культура  призвана оказать влияние на  западных людей, подчеркивал ее  мессианизм, связанный с русскими  странниками и искателями Града  Божьего и правды Божьей. Россия, подчеркивал он, менее всего страна  средних состояний, средней культурности. "У нас всегда и во всем  средний уровень очень низок.  В строгом европейском смысле  слова в России почти что и нет культуры, нет культурной среды и культурной традиции. В низах своих Россия полна дикости и варварства, она в состоянии докультурном, в ней первобытный хаос шевелится. Эта восточная, татарская некультурность и дикая хаотичность - великая опасность для России и ее будущего. Но на вершинах своих Россия сверхкультурна: там заостряется мировой кризис культуры"11. Историческая задача русского самосознания - различить и разделить русскую сверхкультурность и русскую докультурность, логос кризиса культуры на русских вершинах и дикий хаос в русских низах.

       Исторически в России неизбежен  не только мировой кризис культуры, но неизбежно и послушание  мировой культуре. Ибо в России  легче всего восстание против  буржуазной культуры принимает  форму нигилизма и анархии.  Но на почве буржуазной культуры  Россия никогда не будет талантлива. Ее гениальность в ином. Россия  не может остаться только Востоком  и не должна сделаться только  Западом. Миссия России - быть  Востоко-Западом, соединительницей двух миров. И Россия призвана с последней остротой поставить конечную проблему отношения религиозного сознания к творчеству и культуре.

       На Западе огромность и утонченность  его культуры затемняет постановку  этой проблемы. Но и на Западе  совершается кризис творчества  и кризис культуры. Запад подавлен  величием своей старинной культуры, подмечает Н.Бердяев. Западный  человек вечно обращается к  богатствам и ценностям своего  великого прошлого, и новые его  искания легко принимают форму  реставрации и воскрешения прошлого. Вечно возвращающаяся романтика  Запада несет на себе печать  творческого бессилия. А судорожный  отрыв рождает уродство футуризма.  Русский человек даже высокой  культуры безмерно свободнее  в своих исканиях и сильнее  в своих творческих порывах.

       Творчество.

       Если говорить по большому счету, то ум Бердяева всецело поглощен экзистенциальным интересом к человеку. Однако его волновала не столько трагедия человеческого существования, сколько свобода человеческого творчества, он вдохновлялся не сопереживанием, а антроподицеей — оправданием человека в творчестве и через творчество.

     "Может  ли человек спасаться и в  то же время творить, может  ли он творить и в то же  время спасаться?" - вот основной  вопрос, вокруг которого выстраивается  одна из ключевых статей Бердяева "Спасение и творчество". Проблема эта чрезвычайно заостряется под пером мыслителя, усугубленная его собственным религиозным дуализмом, изначально разводящим спасение и творчество по разным сферам бытия: Церковь занята спасением, творчеством занят светский мир.

       Преодолением этого разрыва должно  стать освящение и оправдание  Церковью творческих дел, которыми  занят мир светский. Однако идея  о воцерковлении творчества выступает у Бердяева в интерпретации, своеобразие которой можно приписать романтическому духу Серебряного века. Главную проблему для творчества он ищет, прежде всего, в самой Церкви. "Система иерократизма, исключительное господство священства в жизни Церкви, а через Церковь и в жизни мира, есть подавление человеческого начала ангельским, подчинение человеческого начала ангельскому началу как призванному водительстовать жизнью"12.

       Однако подавление человеческого  начала, недопущение его своеобразного  творческого выражения есть "ущербление христианства" как религии Богочеловечества, полагает Н.Бердяев. Средневековая культура, продолжает он, по идее своей была ангельской, а не человеческой. Господство ангельского начала всегда ведет к символизму, к условному знаковому отображению в человеческом мире небесной жизни без реального ее достижения.

       Достижение Нового времени Н.А.  Бердяев видит в том, что  оно низвергло символику и  совершило разрыв. Человек восстал  во имя свободы и пошел своим самочинным путем. Это, как ни странно для христианского мыслителя, особенно импонирует Бердяеву. По его теории, современный христианин живет в двух перебивающихся ритмах - в Церкви и в мире, в путях спасения и путях творчества.

       Творчество для Бердяева неразрывно  связано с идеей свободы. В  статье "О творческой свободе  и фабрикации душ", явившейся  ответом на гонения Ахматовой  и Зощенко советской властью,  он подчеркивает: "Творчество  и есть акт свободы. Творчество  духовной культуры никак не  может быть организовано по  образцу хозяйственной жизни  страны или военной казармы.  Это было бы смертью творчества".

       Отдавая должное смирению, способствующему  реальному изменению и преображению  человеческой природы, господству  духовного человека над душевным  и плотским человеком, он тем не менее указывает на то, что смирение "подавляет и угашает" дух.

       В Новое время, по мнению  Н.Бердяева, все духовно значительные  люди были духовно одиноки.  Это одиночество гения было  порождено дуализмом Добра и  Зла. Преодолеть его может лишь  христианское возрождение, которое  будет творческим. Но творческое  церковное возрождение "нельзя  мыслить в иерократических категориях, нельзя втиснуть в рамки церковного профессионализма, нельзя мыслить как исключительно процесс "сакральный", в противоположность процессам "профанным"13.

       Н.Бердяев говорит о том, что  нужно устранить устаревший спор  о чистом искусстве для искусства.  Такого искусства никогда не  существовало - это фикция. Свободный  творческий гений или талант  не находится в пустоте, его  творческие акты связаны с  миром и человеческим обществом,  он микрокосм.

Информация о работе Человек, творчество и культура в философии Николая Александровича Бердяева.