Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 22:13, реферат
Сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии, да еще в такой степени, что, как писал И. Г. Фихте: «даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется и полдюжины таких, которые знали бы, что такое собственно философия».
Введение
Предмет и структура философского знания
Философия, искусство и религия
Функции философии в системе культуры
Философия в жизни человека и общества
Заключение
Список используемой литературы
Если, например, физика утверждает, что в мире действует сила всемирного тяготения, то философия может поставить вопросы относительно происхождения и сущности этой силы. В самом деле, почему предметы притягиваются друг к другу (согласно закону тяготения)? Философия вправе сделать предположение, например, такого рода: а не является ли физическая сила всемирного тяготения лишь одним из проявлений силы еще более универсальной — силы всеобщего притяжения или взаимной любви? Тогда действием этой силы можно объяснить и притяжение положительного и отрицательного полюсов магнита, и взаимную симпатию, устанавливающуюся между людьми, и половую любовь, и другие подобные явления. Приблизительно такие идеи относительно универсальности силы любви высказывали, в частности, немецкий философ А. Шопенгауэр (1788-1860) и русский философ Вл. Соловьев (1853—1900). Космическая сила любви в их учениях выступает сущностью метафизического характера.
В западной культуре понятие метафизики широко распространено. Общеупотребительным оно было и в отечественной дореволюционной литературе. В отличие от этого, в философской литературе советского периода понятие метафизики оценивалось сугубо отрицательно. В него вкладывался смысл, далекий от исторически сложившегося. Лишь в последние годы происходит постепенная реабилитация этого понятия.
В мировой литературе термин «метафизика» нередко является синонимом слова «философия». Это не случайно, поскольку метафизический подход весьма характерен для философии. Так, говорят о метафизике права, метафизике политики, метафизике любви или даже о метафизике бизнеса — во всех случаях имеются в виду размышления об устойчивых, глубинных характеристиках соответствующих предметов.
Стремясь проникнуть в глубинную суть вещей и обнаружить всеобщую взаимосвязь, философская онтология ищет категории обобщающего характера. К их числу относятся такие, как форма и содержание, возможность и действительность, часть и целое, единичное, общее, особенное и др. Перечень их незавершен и исторически изменяется.
Гносеология, или учение о познании, рассматривает особенности процесса познания человеком внешнего мира. Она отвечает на вопросы: Как человек познает окружающий мир ? Каковы этапы или ступени познания? Что такое истина в познании? На каких путях она достижима? и др.
Философия давно обнаружила, что познание есть сложный процесс. Истина не открывается человеку без усилий с его стороны. На пути познания приходится преодолевать множество трудностей и препятствий. Возникают сомнения также принципиального характера: а способен ли человек вообще познать мир, при этом ничего в нем не искажая и не прибавляя от себя? Философы по-разному отвечали на этот вопрос. Одни разделяли настроения гносеологического оптимизма, другие — гносеологического скепсиса и пессимизма. Одни выражали веру в способность человеческого разума познать сущность вещей, другие сомневались в этой способности.
Теория познания как особая отрасль философского знания особенно интенсивно развивалась в европейской философии XVII—XIX вв. В этот период философы, в частности, активно обсуждают вопрос об основных ступенях и формах познания
Принято различать чувственную и рациональную ступени познания. Чувственная ступень познания — это познание при помощи органов чувств: зрения, осязания, обоняния, вкуса, слуха. Чувственное познание подразделяется на три формы: ощущение, восприятие, представление. Ощущение — первичный элемент чувственного познания. Оно сообщает нам данные об отдельных свойствах предмета — о его тяжести, теплоте, цвете и т.д. Восприятие — это целостный наглядный образ предмета. Наиболее типичным примером восприятия является зрительное восприятие. Представление — это наглядный образ предмета, сохраняемый в памяти.
Рациональное познание подразделяется также на три формы: понятие, суждение, умозаключение. Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Понятие выражается в слове, но не тождественно ему. Суждение — это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком, отношения между предметами или факт существования предмета. Суждение может быть или истинным, или ложным.
Умозаключение — это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.
Более подробно ощущения, восприятия, представления изучаются в психологии, а понятия, суждения, умозаключения — в логике. Философию более интересует взаимодействие между двумя ступенями познания.
Многие философы наряду с чувственным и рациональным познанием признают еще один вид — интуицию. Интуиция — непосредственное усмотрение истинности какого-либо утверждения. Интуиция — это озарение. Различают интеллектуальную и мистическую интуиции. Интеллектуальная интуиция связана с умственной деятельностью. Уму человека некоторые идеи представляются как самоочевидные, поскольку в противном случае он впадает в противоречия. С интеллектуальной интуицией связаны в основном истины математики. Мистическая интуиция предполагает связь с жизненными переживаниями, с эмоциональной стороной человека. Переживания подготовляют моменты прозрений.
С развитием науки при анализе процесса познания философия все более стала ориентироваться на то, как происходит познание в реальной научной практике. В этой связи возникло новое разделение ступеней познания. Были выделены эмпирическая и теоретическая ступени познания.
Эмпирическая (от «эмпирио» — опыт) ступень — это опытно-экспериментальное познание. Оно связано о наблюдением, экспериментом и обобщением полученных данных. Эмпирическое познание способно выявить определенные регулярности, повторяющиеся в рамках того или иного процесса. В отличие от этого, теоретическое познание стремится проникнуть в причины регулярностей. Оно строит обобщенные модели изучаемых явлений и процессов.
Философская антропология — раздел философского знания, специально занятый осмыслением человека. Антропологию как философскую дисциплину следует отличать от антропологии как частной, прежде всего культурологической, науки. В мировой литературе под культурной антропологией чаще всего понимают изучение быта, традиций, обычаев, способов мышления, особенностей культуры различных народов. Философская антропология отличается от всех других наук, изучающих человека, прежде всего широтой подхода. Философию интересует человек не как представитель отдельного племени, народа, культуры, а человек вообще.
В центре внимания философии стоят универсальные
характеристики человека. Философия рассматривает
человека как особый род сущего, отличный
от всех других существ. В философской
антропологии осмысливаются проблемы
человеческой природы и человеческого
бытия, анализируются категории человеческого
существования. Философская антропология
основывается на следующей главной предпосылке:
помимо социальных характеристик, порождаемых
особенностями социальной среды и эпохи,
а также биологических и иных природных
качеств, в человеке заключено то, что
можно назвать собственно человеческим.
Собственно человеческое связано и с социальным,
и с биологическим, но не сводится к ним.
Это означает, что человек и жизнь человека
обладают характеристиками универсальног
Принято считать, что философская антропология как самостоятельная отрасль философского знания возникает в трудах европейских мыслителей XVIII в. Однако элементы философско-антропологических знаний легко обнаруживаются уже у древних философов. Особое развитие философская антропология получила в XX в.
Социальная философия — раздел философского знания, изучающий наиболее общие характеристики общественной жизни. Предпосылкой социальной философии является признание того факта, что общество есть особое образование, отличное от природы. Следовательно, общественная жизнь подчиняется собственным закономерностям, отличающимся от закономерностей природы. Общество — это совместное бытие людей. В чем состоят основы этого бытия? При каких условиях общество сохраняет свою целостность и жизнеспособность? Каковы фундаментальные характеристики общественной жизни? Как соотносится общество и личность? — таковы основные вопросы социальной философии.
Социальную философию следует отличать от конкретных наук об обществе. Особенно близка к социальной философии социология. Однако при всей близости эти дисциплины не совпадают между собой. Социология исследует общество как объективную структуру, из которой мысленно исключаются отдельные личности, воля и мотивы поступков отдельных людей. Предметом социологии являются по преимуществу большие массы людей, классы, социальные институты и иные общности людей. В отличие от социологии социальная философия не исключает личность. Напротив, соотношение общества и личности является одной из ее важнейших тем.
Длительное время в нашей стране функции социальной философии и социологии, а также философии истории выполнял так называемый «исторический материализм». Это была идеологическая дисциплина, целиком подчиненная политическим задачам правящей партии. Она рассматривала социально-философские проблемы односторонне и тенденциозно.
Философия истории — изучает вопросы, связанные со смыслом и целью общественной истории, с ее движущими причинами. Куда идет история и почему она вообще осуществима? — таков главный вопрос философии истории. Философия истории тесно связана с социальной философией, но переносит основной акцент на моменты изменения и развития общества. Иногда вместо термина «философия истории» употребляют термин «историософия». В первом приближении их можно считать синонимами.
Этика — учение о нравственности. Главная тема размышлений этической теории — добро и зло. Она осмысливает вопросы о природе зла, о свободе воли человека, о добродетелях (качества человека, оцениваемые положительно) и пороках, о счастье, справедливости, об общественном благе. В ее задачи входит также уяснение природы морали и нравственности, их происхождения и функций. Этика тесно связана с философской антропологией, социальной философией, философией истории, эстетикой.
Эстетика — учение о красоте (прекрасном). Главный предмет размышлений эстетики прекрасное и безобразное. В число эстетических категорий входят также возвышенное и низменное, комическое, трагическое, драматическое и др. Эстетика осмысливает проявления эстетического в жизни и в искусстве. Она тесно связана с философией искусства и искусствознанием.
История философии рассматривает историческое развитие философии. Она изучает философское творчество мыслителей прошлого, а также современных авторов, выделяет эпохи в развитии философии, анализирует связь философских концепций с культурой и особенностями общества. В задачу истории философии входит также сопоставление различных учений, выявление в них того, что может представлять ценность для современности и будущего.
История философии является фундаментальной основой для развития всех отраслей философского знания.
Мы ограничились предельно краткой характеристикой основных разделов философии. Такая краткость оправдана только для введения в философию. Необходимо помнить, что в действительности каждый из названных разделов представляет собой исключительно сложный и многообразный комплекс проблем и предполагает наличие множества различных подходов к их решению.
Философ во многом близок художнику,
поэту. По словам М. Унамуно, поэт и философ
— братья-близнецы. Художнику, «писателю,
поэту, как и философу, близки «человеческие»
проблемы. Философ порой облекает философские
идеи в художественную форму. Достаточно
вспомнить, например, такие произведения,
как «Кандид» Вольтера, «Посторонний»
А. Камю, сочинения
Ж.-П. Сартра. Философский трактат «О природе
вещей» древний философ-атомист Лукреций
Кар облек в форму поэмы. Диалоги Платова
принадлежат как истории философии так
и истории литературы. Философской прозой
являются художественные произведения
Т. Манна, Р. Музиля, М. Пруста, Дж. Джойса,
Фр. Кафки, Х. Кортасара, У. Эко и др. Органическим
синтезом философии и литературы являются
романы Ф. Достоевского и Л. Толстого. С
некоторыми философскими идеями нельзя
познакомиться иначе, как облекая их в
художественную форму. Философские метафоры
Ф. Ницше — «сверхчеловек», «воля к власти»,
«вечное возвращение» — утратили бы богатство
смысловых оттенков, если бы были выражены
по-иному.
Все же, хотя искусство и философия порой очень тесно сближаются, они не сливаются окончательно. Философию интересуетвсеобщее: основы бытия, назначение человека, возможности человеческого познания и преобразования мира. Искусство же порой удовлетворяется, мимолетным, судьбой отдельного человека, смыслом мгновения человеческой жизни. Философ свою личную драму облекает в одежды всеобщего и делает вселенской драмой. Художник о судьбе мира говорит как о своей личной судьбе. Общие философские проблемы могут стать предметом эстетического переживания. Изображение мимолетного впечатления в искусстве может вырасти до переживания гармонии космических сфер. В этих случаях искусство и философия сближаются. Но все же большинство философских концепций существуют в разреженном пространстве предельно общих понятий, а произведения искусства принадлежат миру звуков, линий, поверхностей— миру чувственно-конкретного.
Традиционно философия всегда была близка к религии. Понятие Бога во многих философских системах является центральным. Так, без идеи Бога, по мнению Р. Декарта, философа Нового времени, невозможен сам процесс познания, ибо именно идея Бога является основой уверенности философа в познавательной силе человеческого разума. Для другого философа, Б. Спинозы, Бог — основа свободной человеческой нравственности. Бог может выступать символом упорядоченности, законосообразности мира, символом человеческого совершенства, нравственным идеалом, источником творческой энергии, регулятивом познания.
Однако Бог философа — это не Бог верующего, чья вера не знает сомнений. Сомнение изгнало первого человека из Рая. Философское мышление критично, философ порой сомневается в основах собственной концепции. Идея Бога в философии чаще всего является абстракцией, отвлеченным понятием, символом непознаваемого, совершённого, вечного. Философия своими средствами способна обосновать не существование « Бога живого », но лишь необходимость присутствия идеи Бога в человеческой культуре, в сознании каждого человека.