Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:44, реферат
На нынешнем этапе истории осуществляется коренная ломка привычных стереотипов, устоявшихся, догматизированных представлений. Рождается новое мышление. И ведь это происходит не первый и не последний раз в человеческой истории. В такие времена философия, откликаясь на ускорение исторического процесса, обычно рождала, применяла и усовершенствовала диалектические идеи приёмы, методы, позволяющие овладевать в мысли всё более стремительным развитием общества и истории. Проблему - задачу эту можно считать вечно, возникающей вновь на каждом витке развития цивилизации.
Введение …… 2
Раздел I. Немецкая классическая философия 4
Раздел II. Иммануил Кант 6
Личность и творчество 6
Творчество в докритический период 7
Руссо и Кант: проблема цивилизации и человека 9
Бессмертные идеи "Критики чистого разума" 12
"Революция в способе мышления" 13
Возможна ли и как возможна свобода? 14
Заключение 17
Список использованной литературы 18
В-третьих, свобода состоит в человеческой способности "моделировать" свое и чужое поведение, судить о них по принципу свободных альтернативных возможностей не только применительно к настоящему и будущему, но и к совершившемуся прошлому.
В-четвёртых, свобода заключается в способности человека, не нарушая последовательности эмпирического временного ряда мира явлений, как бы выходить за его пределы. И свобода истолковывается Кантом не только "негативно как независимость от эмпирических условий", но и позитивно - как "способность самопроизвольно начинать ряд событий". 11 Кант не случайно связывает свободу с "умопостигаемым миром идей": прорыв к свободе тесно связан с пробуждением мыслей, чувств, настроений, делающих для каких-то людей и групп нетерпимой "силу обществ". Эти люди, эти новые силы, действительно способны "начинать новый ряд явлений", т. е. Ввязываться в перестройку "старого ряда явлений", который продолжает своё существование и свою борьбу, ибо воплощается в интересах и целях других людей, других групп.
В-пятых, речь здесь идет о различии между адаптирующимся, хорошо приспосабливающимся к любому режиму человеком и человеком, способным к социальной критике и самокритике, тяготеющим к перестройке мира и способным её осуществлять.
Видно, что в кантовском толковании свобода объединяется со способностью человека к любому, в том числе духовно-нравственному, новаторству. На сегодняшний день, по моему мнению, это актуально в отношении практическом о солидно в теоретическом отношении в обосновании свободы.
На мой взгляд Кант сосредотачивает внимание на понимании мироздания, человека цивилизации и его места в мире, т. е. человека свободного и нравственного. Актуальным, нравственно-достойным является в кантовском учении и то, что великий мыслитель, убедительно демонстрируя несминаемость самого спора о подчинении внутренней и внешней необходимости и о свободы, неизбежность появления идейных противоположностей и их напряжённого существования в качестве противоречия, при своем этом не придерживается принципа "оба правы". Он четко защищает сторону свободы, более того, наиболее аргументированную защиту свободы как главного в человеке делает едва ли не основной целью. Человеку, устремлённому к свободе, если и надо познать жёстко необходимую естественную причинность, то для того, чтобы не дать ей собою владеть.
Заключение
Начало и конец кантовской "Критики чистого разума" - это принцип свободы, автономия нашей воли. Важно, кроме того, что у Канта строится на утверждении нравственной вменяемости человека. Это значит: какими бы обстоятельствами, приведшими к тому или другому поступку, человек себя ни оправдал, свободен поступить так или иначе. Мы ниоткуда свободу не возьмём, если не решимся быть свободными. А поскольку у Канта моральный закон ссылается на свободу, а свобода - на моральный закон, поскольку они инициируют друг другу, то быть нравственным - значит быть свободным. Без свободных нравственных решений и поступков, наших собственных и других людей, в мире не утвердятся и не сохранятся свобода, и нравственность. Как человеческие, разумные существа, мы вменяемы в отношении свободы и нравственности. Поэтому каждому из нас и всем нам вместе может быть предъявлен строгий нравственный иск. Да и сами мы не можем не вершить такой суд над собой. Я привержена этим выводом Канта.
Закончить разговор о
Канте хотелось бы его бессмертными
словами - помещённые в "Заключении"
"Критики практического разума"
"Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне. И то и другое мне нет надобности искать и только предполагать как нечто окутанное мраком или лежащее за пределами моего кругозора; я вижу их перед собой и непосредственно связываю их с сознанием своего существования. Первое начинается с того места, которое я занимаю во внешнем чувственно воспринимаемом мире, и в необозримую даль расширяет связь, в которой я нахожусь, с мирами над мирами и системами систем, в безграничном времени их периодического движения, их начала и продолжительности. Второй начинается с моего невидимого я, с моей личности, и представляет меня в мире, который поистине бесконечен...".
10.07.2003 г.
Список использованной литературы
Бахтомин Н.К. Теория научного
знания Иммануила Канта: Опыт совр. прочтения
"Критики чистого разума".
М.: Наука, 1986.
Введение в философию, М., 1989.
Гулыга А. Кант, М., 1981.
История философии (в кратком изложении), М.: Мысль, 1991.
Кант И. Трактаты и письма /Вступит. ст.
А.В.Гулыги/ - М.: Наука, 1980.
/Памятники философ. мысли/.
Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие
философских идей, М.: Политическая
литература, 1991.
Современная западная философия (словарь), М.: Политическая литература, 1991.
Философия Канта и современный идеализм,
И.С.Андреева, И.И.Ремезова,
Л.А.Боброва и др.; Отв. ред.
И.С.Андреева, Б.Т.Григорьян; АН СССР, ИНИОН,
М.: Наука, 1987.
Философия, основные идеи и принципы
/ Под ред. А.И. Ракитова, М.:
Политиздат, 1990.
Философия: учебник для высших учебных заведений, Ростов н/Д.: Феникс, 1997.
Философский словарь, изд. "Политическая литература", М., 1985.
1 Бахтомин Н.К. Теория научного знания Иммануила Канта: Опыт совр. прочтения "Критики чистого разума". М.: Наука, 1986.
2 Введение в философию, М., 1989.
3 Введение в философию, М., 1989.
4 Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие
философских идей, М.: Политическая
литература, 1991.
5 Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие
философских идей, М.: Политическая
литература, 1991.
6 Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие
философских идей, М.: Политическая
литература, 1991.
7 История философии (в кратком изложении), М.: Мысль, 1991.
8 История философии (в кратком изложении), М.: Мысль, 1991.
9 Гулыга А. Кант, М., 1981.
10 Философия: учебник для высших учебных заведений, Ростов н/Д.: Феникс, 1997.
11
Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских
идей, М.: Политическая
литература, 1991.