Философия и наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 11:35, контрольная работа

Краткое описание

Философия зародилась в I тыс. до н. э. в странах Древнего мира: Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции и Риме. Слово «философия» (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) в буквальном переводе означает «любовь к мудрости», «любомудрие». Но более точно оно переводится как «стремление к истине». По традиции считается, что слово «философ» впервые употребил Пифагор, а введение в научный оборот термина «философия» при-писывают Платону.

Оглавление

1. Философия и наука: общее и различие.
2. Взаимодействие философии и частных наук.
Литература

Файлы: 1 файл

Контрольная по философии.docx

— 112.19 Кб (Скачать)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Аристотель. Метафизика  Соч в 4 т., М., 1975, Т 1.

2.  Артыков Т.А. Эволюция физического принципа относительности

Философские науки, 1989, N9.

3.  Асмус В.Ф. Античная философия. М.,1976.

4.  Беркли Дж. Трактат  о принципах человеческого знания . Соч., М.,1978.

5.  Бэкон Ф. Сочинения  в 2-х т., М.,1978.

6.  Воронин П.П. Разумность  мироустройства глазами физика.

Вопросы философии, 1990, N8.

7.  Гольбах П. Избранные  произведения. В 2-х т., Т 1.

8.  Декарт Р.  Избранные  произведения. М.,1950.

9.  Кант И. Критика чистого  разума. Соч., Т.3, М.,1964.

10. Курсанов Г. Бесконечность  и вечность Вселенной. М.,1961.

11. Лейбниц Г.В. Монадология. Соч. в 4 т.М.,1982, Т.1.

12. Ленин В.И. Фридрих Энгельс.Полн.собр.соч.,Т.2.

13. Ленин В.И. Материализм  и эмпириокритицизм. Полн.собр.соч., Т.18.

14. Ленин В.И. Карл Маркс.Философский материализм. Диалектика.

Полн.собр.соч.,Т.26.

15. Ленин В.И. Философские  тетради. Полн.собр.соч.,Т.29.

16. Лосский Н.О. История русской философии. М.,1994.

17. Мостепаненко А.М.Проблема универсальности основных свойств

пространства и времени. Л-д.,1969.

18. Мостепаненко М.В. Возникновение, развитие и современное

состояние квантово-полевой картины мира. Филосовские науки, 1989, N11 .

19. Мохря Е.П. О состоянии категорий "движение","изменение".

Философские науки, 1989, N10.

20. Назаретян П.П. Интеллект во Вселенной. М.,1991.

21. Соколов В.В. Европейская  философия ХУ-ХУП вв. М.,1978.

22. Спиноза Б. Этика. Избранные  произведения. В 2-х т. М.,1957, Т.1.

23. Фейербах Л. Избранные  философские произведения.Т.1, М.,1955.

24. Философия эпохи ранних  буржуазных революций. Под редакцией

Т.И.Ойзермана. М.,1983.

25. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.,1981.

26. Чернышевский Н.Г. Сочинения  в 2-х т. М., 1986-1987.

27. Энгельс Ф. Диалектика  природы.Введение;Старое предисловие

к "Анти-Дюрингу";О диалектике;Диалектика;Основные формы

движения. Маркс К., Энгельс Ф.Сочинения. – Т.20.

28. Энгельс Ф. Анти-Дюринг.Маркс К.,Энгельс Ф.Сочинения. – Т. 20.

29. Юрченко А.И. К проблеме понимания категории "материя" // Философские науки, 1989, N8.

 

 

 

 

Философия и наука. Методологическая роль научно-философского знания по отношению к правовым наукам

 

Взаимосвязь философии и науки, их сходства и отличия. Сущность и понятие философского метода и методологии. Методологическая роль научно-философского знания по отношению к правовым наукам. Позиции философии по отношению к любой сфере человеческой жизни.

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ

 

ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

 

ОБРАЗОВАНИЯ

 

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ

 

УНИВЕРСИТЕТ»

 

Специальность: 080502 Экономика и управление на предприятии

 

(в аграрном производстве

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «ФИЛОСОФИЯ» на тему: «Философия и наука. Методологическая роль научно-философского знания по отношению к правовым наукам»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Философия и наука

2 Методологическая роль  научно-философского знания по  отношению к правовым наукам

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Филосомфия - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях.

Философию нередко понимают как некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей нашей повседневной жизни. Это далеко не так. Напротив, именно в самой жизни берут начало самые серьезные, самые глубокие проблемы философии, именно здесь находится главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных понятий и категорий, до самых хитроумных мыслительных построений, - в конечном счете, не более чем средства для постижения жизненных реальностей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине и противоречивости. При этом важно иметь в виду, что в философии, пытающейся осмыслить действительность, такое осмысление предполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устаревает и отживает, и одновременно с этим - поиск в самой реальной жизни, в ее противоречиях возможностей, средств и направлений ее дальнейшего развития в интересах человека. Преобразование реальности, практика, является той сферой, откуда философия только и может получить толчок, стимул для решения своих проблем, где выявляется действительность и мощь человеческого мышления.

 

По отношению к любой сфере человеческой жизни и деятельности философия может занимать три позиции.

 

1. Исследовательскую: философия  как наиболее общая наука исследует  данную сферу.

 

2. Критическую и методологическую: философия критикует деятельность  данной сферы и предписывает  ей правила.

 

3. Активного вмешательства: философия претендует на то, чтобы  заменить собой данную сферу  деятельности (например, время от  времени философия пытается подменить  собой науку).

 

Вообще, тема соотношения философии и науки, влияния философского знания на развитие частных наук вызывала и вызывает споры среди исследователей вплоть до полного исключения философии из научного знания. Поэтому перед данной контрольной работой ставиться цель рассмотреть соотношение философии и науки, а также раскрыть значение научно-философского знания для развития теории правовых наук.

 

Поставленная цель достигается решением следующих задач:

 

1. Рассмотреть взаимосвязь  философии и науки, их сходства  и отличия.

 

2. Раскрыть понятия философского  метода и методологии, а также  методологическую роль научно-философского  знания по отношению к правовым  наукам.

 

 

1. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА

 

Философия и наука - две взаимосвязанные деятельности, направленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире.

 

Вопросы соотношения философии и науки, их специфика широко обсуждаются в современной философской литературе. В западной философии существуют две тенденции в решении вопроса о соотношении философии и науки.

 

С одной стороны, такие иррационалистические концепции, как экзистенциализм, философия жизни, философская антропология, полностью отвергают значение науки для формирования философского мировоззрения и даже рассматривают ее как враждебную человеку силу.

 

С другой стороны, неопозитивизм (прежде всего сциентизм) признает собственно научное познание высшей культурной ценностью, способной без других форм общественного сознания обеспечить ориентацию человека в мире. Согласно второй точке зрения, философия должна отбросить мировоззренческие аспекты и ценностные подходы, выступая при этом лишь в функции логики и методологии науки. И в том и в другом случае отрицается внутренняя взаимосвязь, растущая заинтересованность науки и мировоззрения друг в друге.

 

Таким образом, при рассмотрении вопроса о соотношении философии и науки необходимо осветить такие аспекты его интерпретации, как:

 

1. Является ли философия  наукой?

 

2. Взаимодействие философии  и частных (конкретных) наук.

 

Является ли философия наукой? Нельзя отрицать научного характера философии вообще как одного из мощных потоков развития человеческого знания и культуры. И если к ней подходить не только со стороны конкретных концепций, а рассмотреть с позиции историй, то можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию, прежде всего, с точки зрения «науки логики».

 

Первые философские учения возникли более 2500 лет назад в Индии, Китае, Египте, достигнув своей классической формы в Древней Греции.

 

Философия формировалась на стыке мифологического мировоззрения и зачатков научного знания, требовавшим для своего объяснения не очередных мифов, а обращения к природным, причинным связям. Все это постепенно привело к возникновению в структуре мировоззрения субъектно-объектных отношений, а пополнение информации о природе привело к возникновению и развитию всеобщих научных идей об устройстве мира. Со временем основной вопрос мировоззрения, т.е. вопрос о мире в целом и об отношении человека к миру, и ответ на него, как и на множество с ним связанных вопросов, обрел научную форму, а новое по содержанию мировоззрение оказалось относительно самостоятельным, отъединенным и от мифологического, и от религиозного мировоззрения.

 

История развития философии также свидетельствует о неразрывной связи философии и науки. История показывает, что философия, по крайней мере, с онтологической и гносеологической своей стороны развивалась путем, аналогичным пути развития естественных наук.

 

Таким образом, на стадии своего зарождения и на протяжении истории своего развития философское знание оказывалось содержательно переплетенным с естественнонаучным знанием. Выводы, полученные в рамках философии, послужили не только средством получения научного знания, но и сами вошли в содержание науки. Не случайно многие крупные ученые в области конкретных наук являются и виднейшими представителями философии. Достаточно назвать имена Пифагора, Аристотеля, Бруно, Коперника, Декарта, Маркса, Фрейда, Рассела и многих других.

 

У философии имеется свой специфический язык и свой категориальный аппарат. Она осуществляет научный поиск и уже поэтому философия имеет научный характер, но только в том случае, когда опирается на систему научного знания.

 

Взаимодействие философии и частных (конкретных) наук. Естественно, что сегодня современная философия уже не может претендовать на роль науки наук, включать в себя все знания. Конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои законы и методы, свой уровень обобщения знания. Философия же делает предметом своего анализа обобщения частных наук, т.е. она имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. Если первичный уровень приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго уровня -- выявление более общих закономерностей и тенденций. Основным методом философии при этом выступает теоретическое мышление, опирающееся на достижения частных наук, конечно, в том случае, если сама философия претендует на научность.

 

Крупнейшие открытия в конкретных науках способствовали и интенсивному развитию философии. Достаточно указать на огромное влияние, которое оказали успехи естествознания в Новое время, в конце XIX -- начале ХХ вв. на развитие философского знания. При этом надо иметь ввиду, что новые открытия в области частных наук могут приводить к утверждению научно-философских выводов как реалистической философии, так и той философской ветви, которая представляет иррационалистические спекуляции.

 

Однако философия не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама оказывает воздействие на их развитие, причем опять-таки как положительное, так и отрицательное. Философия, конечно, не призвана делать какие-либо открытия естественно-научного характера. Ее влияние осуществляется через философское мировоззрение, которое так иначе воздействует на первоначальные позиции ученого, его отношение к миру и познанию, а также на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, евгеники, генной инженерии и т.п.).

 

Из приведенных соображений можно сделать вывод о том, что философия входит в состав научной сферы знания, по крайней мере, частью своего содержания и в этом отношении философия есть наука, вид научного знания. Ее предметная специфика как вида научного знания - в предельной обобщенности информации с точки зрения основного вопроса мировоззрения.

 

Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно отметить, что и наука и философия являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины. Однако между философией и наукой есть, по меньшей мере, два серьезных различия, а именно то, что:

 

1. Любая наука имеет  дело с фиксированной предметной  областью и никогда не претендует  на формулировку универсальных  закономерностей бытия. Так, физика  открывает законы физической  реальности, химия - химической, психология - психологической и т.п. При этом  законы физики весьма опосредованно  связаны с психической жизнью, а законы психической жизни, в  свою очередь, не работают в  сфере физических взаимодействий. Философия же, в отличие от  науки, выносит универсальные суждения  и стремится открыть законы  всего мирового целого.

 

2. Наука традиционно абстрагируется  от проблемы ценностей и от  вынесения ценностных суждений. Она ищет истину - то, что есть  в самих вещах, не обсуждая, хорошим  или плохим является то, что  она нашла, и есть ли во всем  этом какой-то смысл. Иными словами, наука отвечает преимущественно на вопросы «почему?» «как?» и «откуда?», но предпочитает не задаваться метафизическими вопросами типа «зачем?» и «для чего?». В отличие от науки, ценностная компонента знания неустранима из философии. Она, претендуя на решение вечных проблем бытия, ориентирована не только на поиск истины как формы согласования мысли с бытием, но также на познание и утверждение ценностей как форм согласования бытия с человеческой мыслью.

 

2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ  РОЛЬ НАУЧНО-ФИЛОСОФСКОГО

 

ЗНАНИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРАВОВЫМ НАУКАМ

 

Прежде чем рассматривать методологическую роль научно-философского знания по отношению к правовым наукам необходимо раскрыть само понятие метода и методологии и их взаимосвязь с философией.

 

Методология -- учение о методах и принципах познания.

 

Метод, в широком смысле, -- это путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаний (принципов). В узком значении слова метод представляет собой реализацию определенного познавательного отношения к изучаемой действительности, направляющего организацию исследования и предполагающего использование соответствующих приемов и процедур исследования.

Информация о работе Философия и наука