Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 11:35, контрольная работа
Философия зародилась в I тыс. до н. э. в странах Древнего мира: Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции и Риме. Слово «философия» (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) в буквальном переводе означает «любовь к мудрости», «любомудрие». Но более точно оно переводится как «стремление к истине». По традиции считается, что слово «философ» впервые употребил Пифагор, а введение в научный оборот термина «философия» при-писывают Платону.
1. Философия и наука: общее и различие.
2. Взаимодействие философии и частных наук.
Литература
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аристотель. Метафизика Соч в 4 т., М., 1975, Т 1.
2. Артыков Т.А. Эволюция физического принципа относительности
Философские науки, 1989, N9.
3. Асмус В.Ф. Античная философия. М.,1976.
4. Беркли Дж. Трактат
о принципах человеческого
5. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х т., М.,1978.
6. Воронин П.П. Разумность мироустройства глазами физика.
Вопросы философии, 1990, N8.
7. Гольбах П. Избранные произведения. В 2-х т., Т 1.
8. Декарт Р. Избранные произведения. М.,1950.
9. Кант И. Критика чистого разума. Соч., Т.3, М.,1964.
10. Курсанов Г. Бесконечность и вечность Вселенной. М.,1961.
11. Лейбниц Г.В. Монадология. Соч. в 4 т.М.,1982, Т.1.
12. Ленин В.И. Фридрих Энгельс.Полн.собр.соч.
13. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр.соч., Т.18.
14. Ленин В.И. Карл Маркс.Философский материализм. Диалектика.
Полн.собр.соч.,Т.26.
15. Ленин В.И. Философские тетради. Полн.собр.соч.,Т.29.
16. Лосский Н.О. История русской философии. М.,1994.
17. Мостепаненко А.М.Проблема универсальности основных свойств
пространства и времени. Л-д.,1969.
18. Мостепаненко М.В. Возникновение, развитие и современное
состояние квантово-полевой картины мира. Филосовские науки, 1989, N11 .
19. Мохря Е.П. О состоянии категорий "движение","изменение".
Философские науки, 1989, N10.
20. Назаретян П.П. Интеллект во Вселенной. М.,1991.
21. Соколов В.В. Европейская философия ХУ-ХУП вв. М.,1978.
22. Спиноза Б. Этика. Избранные произведения. В 2-х т. М.,1957, Т.1.
23. Фейербах Л. Избранные философские произведения.Т.1, М.,1955.
24. Философия эпохи ранних буржуазных революций. Под редакцией
Т.И.Ойзермана. М.,1983.
25. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.,1981.
26. Чернышевский Н.Г. Сочинения в 2-х т. М., 1986-1987.
27. Энгельс Ф. Диалектика природы.Введение;Старое предисловие
к "Анти-Дюрингу";О диалектике;Диалектика;Основные формы
движения. Маркс К., Энгельс Ф.Сочинения. – Т.20.
28. Энгельс Ф. Анти-Дюринг.Маркс К.,Энгельс Ф.Сочинения. – Т. 20.
29. Юрченко А.И. К проблеме понимания категории "материя" // Философские науки, 1989, N8.
Философия и наука. Методологическая роль научно-философского знания по отношению к правовым наукам
Взаимосвязь философии и науки, их сходства и отличия. Сущность и понятие философского метода и методологии. Методологическая роль научно-философского знания по отношению к правовым наукам. Позиции философии по отношению к любой сфере человеческой жизни.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Специальность: 080502 Экономика и управление на предприятии
(в аграрном производстве
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «ФИЛОСОФИЯ» на тему: «Философия и наука. Методологическая роль научно-философского знания по отношению к правовым наукам»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Философия и наука
2 Методологическая роль научно-философского знания по отношению к правовым наукам
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Филосомфия - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях.
Философию нередко понимают как некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей нашей повседневной жизни. Это далеко не так. Напротив, именно в самой жизни берут начало самые серьезные, самые глубокие проблемы философии, именно здесь находится главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных понятий и категорий, до самых хитроумных мыслительных построений, - в конечном счете, не более чем средства для постижения жизненных реальностей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине и противоречивости. При этом важно иметь в виду, что в философии, пытающейся осмыслить действительность, такое осмысление предполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устаревает и отживает, и одновременно с этим - поиск в самой реальной жизни, в ее противоречиях возможностей, средств и направлений ее дальнейшего развития в интересах человека. Преобразование реальности, практика, является той сферой, откуда философия только и может получить толчок, стимул для решения своих проблем, где выявляется действительность и мощь человеческого мышления.
По отношению к любой сфере человеческой жизни и деятельности философия может занимать три позиции.
1. Исследовательскую: философия
как наиболее общая наука
2. Критическую и
3. Активного вмешательства:
философия претендует на то, чтобы
заменить собой данную сферу
деятельности (например, время от
времени философия пытается
Вообще, тема соотношения философии и науки, влияния философского знания на развитие частных наук вызывала и вызывает споры среди исследователей вплоть до полного исключения философии из научного знания. Поэтому перед данной контрольной работой ставиться цель рассмотреть соотношение философии и науки, а также раскрыть значение научно-философского знания для развития теории правовых наук.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
1. Рассмотреть взаимосвязь философии и науки, их сходства и отличия.
2. Раскрыть понятия философского
метода и методологии, а также
методологическую роль научно-
1. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА
Философия и наука - две взаимосвязанные деятельности, направленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире.
Вопросы соотношения философии и науки, их специфика широко обсуждаются в современной философской литературе. В западной философии существуют две тенденции в решении вопроса о соотношении философии и науки.
С одной стороны, такие иррационалистические концепции, как экзистенциализм, философия жизни, философская антропология, полностью отвергают значение науки для формирования философского мировоззрения и даже рассматривают ее как враждебную человеку силу.
С другой стороны, неопозитивизм (прежде всего сциентизм) признает собственно научное познание высшей культурной ценностью, способной без других форм общественного сознания обеспечить ориентацию человека в мире. Согласно второй точке зрения, философия должна отбросить мировоззренческие аспекты и ценностные подходы, выступая при этом лишь в функции логики и методологии науки. И в том и в другом случае отрицается внутренняя взаимосвязь, растущая заинтересованность науки и мировоззрения друг в друге.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о соотношении философии и науки необходимо осветить такие аспекты его интерпретации, как:
1. Является ли философия наукой?
2. Взаимодействие философии и частных (конкретных) наук.
Является ли философия наукой? Нельзя отрицать научного характера философии вообще как одного из мощных потоков развития человеческого знания и культуры. И если к ней подходить не только со стороны конкретных концепций, а рассмотреть с позиции историй, то можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию, прежде всего, с точки зрения «науки логики».
Первые философские учения возникли более 2500 лет назад в Индии, Китае, Египте, достигнув своей классической формы в Древней Греции.
Философия формировалась на стыке мифологического мировоззрения и зачатков научного знания, требовавшим для своего объяснения не очередных мифов, а обращения к природным, причинным связям. Все это постепенно привело к возникновению в структуре мировоззрения субъектно-объектных отношений, а пополнение информации о природе привело к возникновению и развитию всеобщих научных идей об устройстве мира. Со временем основной вопрос мировоззрения, т.е. вопрос о мире в целом и об отношении человека к миру, и ответ на него, как и на множество с ним связанных вопросов, обрел научную форму, а новое по содержанию мировоззрение оказалось относительно самостоятельным, отъединенным и от мифологического, и от религиозного мировоззрения.
История развития философии также свидетельствует о неразрывной связи философии и науки. История показывает, что философия, по крайней мере, с онтологической и гносеологической своей стороны развивалась путем, аналогичным пути развития естественных наук.
Таким образом, на стадии своего зарождения и на протяжении истории своего развития философское знание оказывалось содержательно переплетенным с естественнонаучным знанием. Выводы, полученные в рамках философии, послужили не только средством получения научного знания, но и сами вошли в содержание науки. Не случайно многие крупные ученые в области конкретных наук являются и виднейшими представителями философии. Достаточно назвать имена Пифагора, Аристотеля, Бруно, Коперника, Декарта, Маркса, Фрейда, Рассела и многих других.
У философии имеется свой специфический язык и свой категориальный аппарат. Она осуществляет научный поиск и уже поэтому философия имеет научный характер, но только в том случае, когда опирается на систему научного знания.
Взаимодействие философии и частных (конкретных) наук. Естественно, что сегодня современная философия уже не может претендовать на роль науки наук, включать в себя все знания. Конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои законы и методы, свой уровень обобщения знания. Философия же делает предметом своего анализа обобщения частных наук, т.е. она имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. Если первичный уровень приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго уровня -- выявление более общих закономерностей и тенденций. Основным методом философии при этом выступает теоретическое мышление, опирающееся на достижения частных наук, конечно, в том случае, если сама философия претендует на научность.
Крупнейшие открытия в конкретных науках способствовали и интенсивному развитию философии. Достаточно указать на огромное влияние, которое оказали успехи естествознания в Новое время, в конце XIX -- начале ХХ вв. на развитие философского знания. При этом надо иметь ввиду, что новые открытия в области частных наук могут приводить к утверждению научно-философских выводов как реалистической философии, так и той философской ветви, которая представляет иррационалистические спекуляции.
Однако философия не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама оказывает воздействие на их развитие, причем опять-таки как положительное, так и отрицательное. Философия, конечно, не призвана делать какие-либо открытия естественно-научного характера. Ее влияние осуществляется через философское мировоззрение, которое так иначе воздействует на первоначальные позиции ученого, его отношение к миру и познанию, а также на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, евгеники, генной инженерии и т.п.).
Из приведенных соображений можно сделать вывод о том, что философия входит в состав научной сферы знания, по крайней мере, частью своего содержания и в этом отношении философия есть наука, вид научного знания. Ее предметная специфика как вида научного знания - в предельной обобщенности информации с точки зрения основного вопроса мировоззрения.
Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно отметить, что и наука и философия являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины. Однако между философией и наукой есть, по меньшей мере, два серьезных различия, а именно то, что:
1. Любая наука имеет
дело с фиксированной
2. Наука традиционно
2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ НАУЧНО-ФИЛОСОФСКОГО
ЗНАНИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРАВОВЫМ НАУКАМ
Прежде чем рассматривать методологическую роль научно-философского знания по отношению к правовым наукам необходимо раскрыть само понятие метода и методологии и их взаимосвязь с философией.
Методология -- учение о методах и принципах познания.
Метод, в широком смысле, -- это путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаний (принципов). В узком значении слова метод представляет собой реализацию определенного познавательного отношения к изучаемой действительности, направляющего организацию исследования и предполагающего использование соответствующих приемов и процедур исследования.