Философия и наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 11:35, контрольная работа

Краткое описание

Философия зародилась в I тыс. до н. э. в странах Древнего мира: Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции и Риме. Слово «философия» (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) в буквальном переводе означает «любовь к мудрости», «любомудрие». Но более точно оно переводится как «стремление к истине». По традиции считается, что слово «философ» впервые употребил Пифагор, а введение в научный оборот термина «философия» при-писывают Платону.

Оглавление

1. Философия и наука: общее и различие.
2. Взаимодействие философии и частных наук.
Литература

Файлы: 1 файл

Контрольная по философии.docx

— 112.19 Кб (Скачать)

1 Фейербах Л. Избр. филос. произв. М.,1955, т.2 с.320

Согласно Фейербаху,  для  освобождения  от  религиозных заблуждений необходимо понять, что  человек  -  не  творение бога, а часть -  и  притом  наиболее  совершенная  -  вечной природы. Вот как характеризует Ф.Энгельс основные  положения материализма Фейербаха: "Природа  существует  независимо  от какой бы то ни  было  философии.  Она  есть  та  основа,  на которой выросли мы, люди, сами продукты природы. Вне природы и человека нет ничего, и высшие  существа,  созданные  нашей религиозной фантазией, это - лишь  фантастическое  отражение нашей собственной сущности"__1__.

В  русской  философии  эти  идеи  получили  развитие  в представлениях В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского.

Наиболее  полно  /насколько  это  было возможно  в   условиях цензуры/ общий контур материалистической философии обрисовал Н.Г.Чернышевский  в  статье  "Антропологический  принцип   в философии". Утверждение единства и целостности человеческого организма  /"человеческой  натуры"/    осуществляется    как результат трактовки всего бытия  в  виде  многообразия  форм материи. Антропология Чернышевского базируется  на  зоологии Ламарка, геологии Лайеля и космологии  Лапласа.  В  конечном счете - на онтологии, сформулированной Чернышевским в  одном из сибирских писем: "То, что, существует - материя.  Материя имеет качества. Проявление качеств - это силы.  То,  что  мы называем законами природы, это способы действия сил"__2__.

-----------------------------------------------------------

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21, с. 280

2 Чернышевский Н.Г. Соч. в 2-х т.,М.,1987, т.2, с.378

  1. Диалектико-материалистическое учение о материи

Первая  половина  Х1Х  столетия  явилась  рубежом,   на котором выработанная  в  истории  философской мысли традиция религиозно-мифологической интерпретации взаимосвязей человека   и   мира,   а  же сформулированные   французским материализмом и классической немецкой  философией  /от Канта до Гегеля  и  Фейербаха/  представления  об этой взаимосвязи перестали   соответствовать  потребностям   нового   уровня общественного развития.

К середине XIX века высокого уровня развития  достигает наука.  Появляются  реальные   возможности    теоретического обоснования   принципов    материалистической    диалектики, разработки диалектико-материалистического мировоззрения.

Развитие естествознания, новейшие открытия в  различных областях  исследования  природы   показали    ограниченность метафизического представления о  мире  как  совокупности  не связанных собой явлений, процессов. Эта открытия приводили к выводам, что в природе происходят качественные  превращения, изменения,  развитие,  что  во  всей   природе    существует взаимосвязь. Начали  происходить  существенные  изменения  в самой  науке:  из  науки  собирающей,  науки  о  законченных предметов она стала превращаться  в  науку  упорядочивающую, науку о процессах, о  связях,  соединяющих  эти  процессы  в единое целое. Естествознание давало материал для осмысления, раскрытия всеобщей  связи  и взаимосвязи  явлений  природы, непрерывного движения и исторического  развития  ее,  и  тем самым подводило к качественно нового взгляду на мир  природы и на самого человека.

Открытый и экспериментально доказанный  М.В.Ломоносовым /1748  г./  и  позже  /1842-1845  гг./  научно  обоснованный немецким естествоиспытателем Ю. Р. Майером закон  сохранения и  превращения  вещества  и  движения  /как  всеобщим  закон природы/  обнаружил,  что  вещество  и  движение  не   могут появляться из ничего и не могут исчезнуть,  а  переходят  из одной формы вещества и движения в другую. Это открытие стало первым шагом к открытию  в  XIX веке  закона  сохранения  и превращения  энергии.  С  открытием  этого   закона    стало возможным доказать, что природа  представляет  собой  единое связанное  целое,  обосновать    идею    несотворимости    и неуничтожимости материи и движения.

Космогоническая теория Канта и Лапласа, появившаяся  во второй  половине  ХУШ  века  о  естественном   происхождении солнечной системы как историческом процессе, создание Н.И.Лобачевским   /ХУШ  век/   новой   геометрия   подрывало метафизический подход к вопросу о соотношении пространства и времени.   Теория   клеточного  строения   живых  организмов /П.Ф.Горянинов -  1809 г., Ян  Пуркинье - 1816 г., Т.Шванн и М.Я.Шлейден   -   1816   г./   разрушила   представление   о существовании  непреодолимой  грани между  различными видами животных, а также между животными  и  растительным  миром  и способствовала зарождению идеи  органического единства всего живого, о  саморазвитии  живой  природы. Эволюционная теория Ч.Дарвина /Х1Х век/ подорвала представления о видах животных и  растений  как  богом данных  и   неизменных  и  доказала непрерывность процесса развития. Она показала, что  огромное многообразие  видов  животных  и  растений  есть   результат длительного исторического процесса их  изменения  и развития путем естественного  отбора. Тем самым была обоснована идея непрерывности процесса развития всего органического мира,  в том  числе  и  человека.  Теперь  и   человек  предстал  как естественный результат длительной эволюции жизни на Земле. Философия марксизма была создана К.Марксом и Ф.Энгельсом и   значительно    разработана   и   дополнена В.И.Лениным.

Диалектико-материалистическое    определение    понятия материи  было  дано  В.И.Лениным  в  книге  "Материализм   и эмпириокритицизм": "Материя есть философская  категория  для обозначения объективной реальности, которая дана человеку  в ощущениях  его,   которая    копируется,    фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них"__1__.

В этом  определении  вынесено  два  основных  признака: Во-первых,  материя  существует  независимо   от    сознания, во-вторых,  она  копируется,  фотографируется,   отображается ощущениями.  Первая  характеристика    означает    признание первичности  материи  по  отношению  к  сознанию,  вторая  - признание принципиальной познаваемости материального мира.

Ленинское определение материи заключает  в  себе  такое содержание, которое отличает диалектическое  понимание  мира от метафизического. В этом определении отсутствуют ссылки на конкретные  свойства  и  виды  гетерии,  нет    перечисления каких-либо ее конкретных характеристик.

Дело в том, что на каждом  этапе  познания  и  практики человек  осваивает  только  некоторые  фрагменты  и  аспекты неисчерпаемого  в  своем    многообразии    мира.    Поэтому бессмысленно  определять  материю  через  перечисление    ее известных видов и  уровней,  если  учесть,  что  последующее развитие познания и  практики  будет  приводить  к  открытию новых, неизвестных ранее свойств, видов и форм материи. Несостоятельны  также  попытки   определить    материю, рассматривая  некоторые  ее  виды  в  качестве  своеобразных "первокирпичиков" мироздания. Здесь заранее  предполагается,

----------------------------------------------------------

1 Ленин В.И. Полн. Собр.соч. Т.18, с. 131

что такие "первокирпичики" вечны, неизменны и  не  возникают ни из каких  других  объектов  /если  же  они  возникают  из какого-то предшествующего состояния материи,  то  тогда  они уже не могут рассматриваться в качестве последнего основания материального мира/.

Таким образом, остается только один  способ  определять материю - выделять такой предельно  общий  признак,  который характеризует любые виды материи независимо от того, познаны они уже или еще только будут познаны в будущем. Таким  общим признаком является свойство  "быть  объективно  реальностью, существовать  вне  нашего  сознания".   Определяя    материю посредством  этого  признака,  диалектический    материализм неявно  предполагает  бесконечное  развитие  материи  и  ее неисчерпаемость.

Метафизические концепции  материи  становятся  особенно опасными для науки при объяснении  новых  явлений,  так  как могут привести ее к кризисам. Примером такого  кризиса  была ситуация в физике конца Xll-наачала XX века.

В естествознании долгое время  /с  ХУП  до  конца  XIX столетия/ атомы считались пределом делимости материи,  а  ее неуничтожимость  связывалась с  сохранением  массы  атомов. Здесь была своя логика: если  атом  неделим,  то  количество материи в нем всегда остается одним и тем же. В ньютоновской физике это количество  характеризовалось  особой  физической величиной. Масса трактовалась как мера  количества  материи.

Неразрушимость атомов означала, что их количество в  природе остается  постоянным,  хотя  и  бесконечно  большим.  Отсюда следовало, что их суммарная  масса  также  сохраняется,  что истолковывалось как сохранение материи.

Все  эти  идеи  мешали  найти  правильное    объяснение явлениям, свидетельствующим о делимости атома. В  частности, явление  радиоактивности,  обнаруженное  в  1896  году    А. Беккерелем,  шесть  лет  не    получало    непротиворечивого объяснения. Если допустить, что атомы излучают  энергию,  не черпая ее ниоткуда, то нарушается закон сохранения  энергии. Только в 1902 году Э.Резерфорд и Ф. Содди  сумели  разрешить этот  парадокс.   Они    доказали,    что    радиоактивность представляет собой результат спонтанного  распада  атомов  и превращения химических элементов. Чтобы  выдвинуть  гипотезу делимости  атома,  Резерфорду  н  Содди   необходимо    было отбросить метафизические концепции материи,  отождествлявшие неразрушимость атомов с сохранением материи.

В эпоху революции в естествознании конца XIX  -  начала XX века возникли серьезные трудности, связанные с оценкой  и включением  принципа  структурности  и  делимости  атома   в научную картину мира. Господствовавшее в среде физиков  того времени    отождествление    неуничтожимости    материи    с неразрушимостью  атомов  привело  к  истолкованию  делимости атома как исчезновения материи.

Анализируя возникшую ситуацию, В. И. Ленин показал, что кризис в  физике,  связанный с  появлением  идеалистической интерпретации  ее  открытий,  был  вызван  не  самими  этими открытиями,  а  метафизическими  взглядами    на    материю.

Противопоставляя этим взглядам  диалектико-материалистическое определение материи, Ленин подчеркивал, что  содержащаяся  в нем идея  неисчерпаемости  материи  позволяет  справиться  свозникшими  трудностями.  Делимость  атома  с  этих  позиций означала не  уничтожение  материи,  а  расширение  горизонта наших знаний о материи и открытие новых ее видов.

В.И.Ленин предостерегал от  повторения  прошлых  ошибок при философском осмыслении новых видов материи. Были попытки объявить последними "кирпичиками" мироздания  вместо  атомов электроны. В этой связи В.И.Ленин отмечал, что электрон  так же неисчерпаем, как  и  атом.  Данное  положение  во  многом предвосхищало  общие  тенденции  развития  будущей    физики элементарные частиц, обнаружившей сложность, структурность и взаимопревращаемость   этих    фундаментальных    физических объектов. Крупные ученые /М. Борн и др./  отметили  значение ленинской идеи.

Диалектико-материалистическое понимание  материи  имеет важное значение не  только  для  естествознания,  но  и  для общественных  наук.   Оно    является    предпосылкой    для последовательной разработки  материалистического  понимания истории,  позволяет  рассмотреть  общественную  жизнь    как функционирование и развитие сложной материальной  системы  - человеческого общества, которая включает в  качестве  своего неотъемлемого аспекта духовные процессы.

Философия анализирует отношение сознания к  материи,  и такое рассмотрения является  содержанием  основного  вопроса философии. Но за рамками постановки и решения этого  вопроса противопоставление материи и сознания теряет свой смысл.  Их противоположность относительна, поскольку сознание  является свойством высокоорганизованной материи и не существует вне и независимо от определенного уровня материальной организации. Поэтому Ленин подчеркивал относительность  противоположности материи и сознания, отмечал, что в мире "нет  ничего,  кроме движущейся материи".

Определение материи  через  признак  "быть  объективной реальностью, существовать вне нашего сознания", еще не  дает явного знания о том,  как  структурирована  материя.  Однако неявно  уже  предполагает,   что    материя    неисчерпаема, существует в бесконечном числе видов и  свойств,  а  значит, обладает  определенной,  пусть  очень  сложной   структурой. Конкретное представление о том, какова именно эта структура, каково строение материи, складывается в процессе познания  и практики.

  1. Современная наука о структурных уровнях организации материи.

Философское  понятие  материи  нельзя    смешивать    с естественнонаучными представлениями о строении  и  свойствах материи. Вместе с тем, последние  ни  в  коем  случае  нельзя рассматривать в отрыве от  философского  понимания  материи.

Естествознание  способствует  обогащению  и    конкретизации философского сумела материи, философское же понятие  материи дает естествоиспытателю прочную  методологическую  базу  при исследовании материальных  явлений.  Разработка  философских проблем  естествознания  помогает  успешно  решить    многие задачи, которые ставятся конкретными науками.

В  мире  существуют  три  уровня  организации  материи: неживая, живая, социально-организованная. На неживом уровне выделяют три большие "области" организации материи: макромир /наш  мир,  мир  привычных  нам  величин/,  микромир    /мир чрезвычайно малых частиц/, мегамир  /большой  мир,  или  мир огромных  величин/.  Например,  в  микромире  следует   особо выделить уровень элементарных частиц.

Как известно, свыше ста известных  в  настоящее  время химических  элементов  образуют  все  простые   и    сложные вещества. Но надо иметь в виду  и  другое:  микроскопические объекты существенно отличаются от макротел. Если  в  прошлом столетии, говоря о микромире, исследователи представляли его себе  отличающимся  от  мира макроскопических  тел  лишь  с количественной стороны - по величине, то  теперь  достоверно установлено, что микромир отличается от макромира не  только количественно, но  и  качественно.  На  уровне  элементарных частиц  отсутствует  сколько-нибудь  существенное   различие между такими видами материи, как вещество и поле.  Например, фотон, который не имеет массы покоя, является одновременно и элементарной частицей и квантом поля. Ряд квантов физических полей обладает массой покоя, и это  существенно  сказывается на характеристике соответствующих полей  /например,  ядерное поле распространяется со  скоростью  меньшей,  чем  скорость света/.  А  поскольку  в  роли  квантов  физических    полей выступают элементарные  частицы,  то  это  означает,  что  в данном  случае  граница,  разделяющая  понятия  "частица"  и "поле", попросту снимается. Но если это так, то снимается  и граница между  понятиями  "вещество"  и  "поле".  На  уровне элементарных частиц свойства вещества как  бы  сливаются  со свойствами поля, образуя единую материю.

Изучая живую природу, мы также сталкиваемся с системной организацией  материя.  Сложными  системами  являются    как клетка, так и построенные  из  клеток  организмы;  целостную систему представляет  собой  вся  сфера  жизни  на  Земле  - биосфера,  существующая  благодаря   взаимодействию    своих частей:  микроорганизмов,  растительного,  животного   мира, человека с его преобразующей деятельностью.

Информация о работе Философия и наука