Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 11:35, контрольная работа
Философия зародилась в I тыс. до н. э. в странах Древнего мира: Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции и Риме. Слово «философия» (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) в буквальном переводе означает «любовь к мудрости», «любомудрие». Но более точно оно переводится как «стремление к истине». По традиции считается, что слово «философ» впервые употребил Пифагор, а введение в научный оборот термина «философия» при-писывают Платону.
1. Философия и наука: общее и различие.
2. Взаимодействие философии и частных наук.
Литература
1 Фейербах Л. Избр. филос. произв. М.,1955, т.2 с.320
Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек - не творение бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной природы. Вот как характеризует Ф.Энгельс основные положения материализма Фейербаха: "Природа существует независимо от какой бы то ни было философии. Она есть та основа, на которой выросли мы, люди, сами продукты природы. Вне природы и человека нет ничего, и высшие существа, созданные нашей религиозной фантазией, это - лишь фантастическое отражение нашей собственной сущности"__1__.
В русской философии эти идеи получили развитие в представлениях В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского.
Наиболее полно /насколько это было возможно в условиях цензуры/ общий контур материалистической философии обрисовал Н.Г.Чернышевский в статье "Антропологический принцип в философии". Утверждение единства и целостности человеческого организма /"человеческой натуры"/ осуществляется как результат трактовки всего бытия в виде многообразия форм материи. Антропология Чернышевского базируется на зоологии Ламарка, геологии Лайеля и космологии Лапласа. В конечном счете - на онтологии, сформулированной Чернышевским в одном из сибирских писем: "То, что, существует - материя. Материя имеет качества. Проявление качеств - это силы. То, что мы называем законами природы, это способы действия сил"__2__.
------------------------------
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21, с. 280
2 Чернышевский Н.Г. Соч. в 2-х т.,М.,1987, т.2, с.378
Первая половина Х1Х столетия явилась рубежом, на котором выработанная в истории философской мысли традиция религиозно-мифологической интерпретации взаимосвязей человека и мира, а же сформулированные французским материализмом и классической немецкой философией /от Канта до Гегеля и Фейербаха/ представления об этой взаимосвязи перестали соответствовать потребностям нового уровня общественного развития.
К середине XIX века высокого уровня развития достигает наука. Появляются реальные возможности теоретического обоснования принципов материалистической диалектики, разработки диалектико-материалистического мировоззрения.
Развитие естествознания, новейшие открытия в различных областях исследования природы показали ограниченность метафизического представления о мире как совокупности не связанных собой явлений, процессов. Эта открытия приводили к выводам, что в природе происходят качественные превращения, изменения, развитие, что во всей природе существует взаимосвязь. Начали происходить существенные изменения в самой науке: из науки собирающей, науки о законченных предметов она стала превращаться в науку упорядочивающую, науку о процессах, о связях, соединяющих эти процессы в единое целое. Естествознание давало материал для осмысления, раскрытия всеобщей связи и взаимосвязи явлений природы, непрерывного движения и исторического развития ее, и тем самым подводило к качественно нового взгляду на мир природы и на самого человека.
Открытый и экспериментально доказанный М.В.Ломоносовым /1748 г./ и позже /1842-1845 гг./ научно обоснованный немецким естествоиспытателем Ю. Р. Майером закон сохранения и превращения вещества и движения /как всеобщим закон природы/ обнаружил, что вещество и движение не могут появляться из ничего и не могут исчезнуть, а переходят из одной формы вещества и движения в другую. Это открытие стало первым шагом к открытию в XIX веке закона сохранения и превращения энергии. С открытием этого закона стало возможным доказать, что природа представляет собой единое связанное целое, обосновать идею несотворимости и неуничтожимости материи и движения.
Космогоническая теория Канта и Лапласа, появившаяся во второй половине ХУШ века о естественном происхождении солнечной системы как историческом процессе, создание Н.И.Лобачевским /ХУШ век/ новой геометрия подрывало метафизический подход к вопросу о соотношении пространства и времени. Теория клеточного строения живых организмов /П.Ф.Горянинов - 1809 г., Ян Пуркинье - 1816 г., Т.Шванн и М.Я.Шлейден - 1816 г./ разрушила представление о существовании непреодолимой грани между различными видами животных, а также между животными и растительным миром и способствовала зарождению идеи органического единства всего живого, о саморазвитии живой природы. Эволюционная теория Ч.Дарвина /Х1Х век/ подорвала представления о видах животных и растений как богом данных и неизменных и доказала непрерывность процесса развития. Она показала, что огромное многообразие видов животных и растений есть результат длительного исторического процесса их изменения и развития путем естественного отбора. Тем самым была обоснована идея непрерывности процесса развития всего органического мира, в том числе и человека. Теперь и человек предстал как естественный результат длительной эволюции жизни на Земле. Философия марксизма была создана К.Марксом и Ф.Энгельсом и значительно разработана и дополнена В.И.Лениным.
Диалектико-материалистическое
В этом определении вынесено два основных признака: Во-первых, материя существует независимо от сознания, во-вторых, она копируется, фотографируется, отображается ощущениями. Первая характеристика означает признание первичности материи по отношению к сознанию, вторая - признание принципиальной познаваемости материального мира.
Ленинское определение материи заключает в себе такое содержание, которое отличает диалектическое понимание мира от метафизического. В этом определении отсутствуют ссылки на конкретные свойства и виды гетерии, нет перечисления каких-либо ее конкретных характеристик.
Дело в том, что на каждом этапе познания и практики человек осваивает только некоторые фрагменты и аспекты неисчерпаемого в своем многообразии мира. Поэтому бессмысленно определять материю через перечисление ее известных видов и уровней, если учесть, что последующее развитие познания и практики будет приводить к открытию новых, неизвестных ранее свойств, видов и форм материи. Несостоятельны также попытки определить материю, рассматривая некоторые ее виды в качестве своеобразных "первокирпичиков" мироздания. Здесь заранее предполагается,
------------------------------
1 Ленин В.И. Полн. Собр.соч. Т.18, с. 131
что такие "первокирпичики" вечны, неизменны и не возникают ни из каких других объектов /если же они возникают из какого-то предшествующего состояния материи, то тогда они уже не могут рассматриваться в качестве последнего основания материального мира/.
Таким образом, остается только один способ определять материю - выделять такой предельно общий признак, который характеризует любые виды материи независимо от того, познаны они уже или еще только будут познаны в будущем. Таким общим признаком является свойство "быть объективно реальностью, существовать вне нашего сознания". Определяя материю посредством этого признака, диалектический материализм неявно предполагает бесконечное развитие материи и ее неисчерпаемость.
Метафизические концепции материи становятся особенно опасными для науки при объяснении новых явлений, так как могут привести ее к кризисам. Примером такого кризиса была ситуация в физике конца Xll-наачала XX века.
В естествознании долгое время /с ХУП до конца XIX столетия/ атомы считались пределом делимости материи, а ее неуничтожимость связывалась с сохранением массы атомов. Здесь была своя логика: если атом неделим, то количество материи в нем всегда остается одним и тем же. В ньютоновской физике это количество характеризовалось особой физической величиной. Масса трактовалась как мера количества материи.
Неразрушимость атомов означала, что их количество в природе остается постоянным, хотя и бесконечно большим. Отсюда следовало, что их суммарная масса также сохраняется, что истолковывалось как сохранение материи.
Все эти идеи мешали найти правильное объяснение явлениям, свидетельствующим о делимости атома. В частности, явление радиоактивности, обнаруженное в 1896 году А. Беккерелем, шесть лет не получало непротиворечивого объяснения. Если допустить, что атомы излучают энергию, не черпая ее ниоткуда, то нарушается закон сохранения энергии. Только в 1902 году Э.Резерфорд и Ф. Содди сумели разрешить этот парадокс. Они доказали, что радиоактивность представляет собой результат спонтанного распада атомов и превращения химических элементов. Чтобы выдвинуть гипотезу делимости атома, Резерфорду н Содди необходимо было отбросить метафизические концепции материи, отождествлявшие неразрушимость атомов с сохранением материи.
В эпоху революции в естествознании конца XIX - начала XX века возникли серьезные трудности, связанные с оценкой и включением принципа структурности и делимости атома в научную картину мира. Господствовавшее в среде физиков того времени отождествление неуничтожимости материи с неразрушимостью атомов привело к истолкованию делимости атома как исчезновения материи.
Анализируя возникшую ситуацию, В. И. Ленин показал, что кризис в физике, связанный с появлением идеалистической интерпретации ее открытий, был вызван не самими этими открытиями, а метафизическими взглядами на материю.
Противопоставляя этим взглядам диалектико-материалистическое определение материи, Ленин подчеркивал, что содержащаяся в нем идея неисчерпаемости материи позволяет справиться свозникшими трудностями. Делимость атома с этих позиций означала не уничтожение материи, а расширение горизонта наших знаний о материи и открытие новых ее видов.
В.И.Ленин предостерегал от повторения прошлых ошибок при философском осмыслении новых видов материи. Были попытки объявить последними "кирпичиками" мироздания вместо атомов электроны. В этой связи В.И.Ленин отмечал, что электрон так же неисчерпаем, как и атом. Данное положение во многом предвосхищало общие тенденции развития будущей физики элементарные частиц, обнаружившей сложность, структурность и взаимопревращаемость этих фундаментальных физических объектов. Крупные ученые /М. Борн и др./ отметили значение ленинской идеи.
Диалектико-материалистическое понимание материи имеет важное значение не только для естествознания, но и для общественных наук. Оно является предпосылкой для последовательной разработки материалистического понимания истории, позволяет рассмотреть общественную жизнь как функционирование и развитие сложной материальной системы - человеческого общества, которая включает в качестве своего неотъемлемого аспекта духовные процессы.
Философия анализирует отношение сознания к материи, и такое рассмотрения является содержанием основного вопроса философии. Но за рамками постановки и решения этого вопроса противопоставление материи и сознания теряет свой смысл. Их противоположность относительна, поскольку сознание является свойством высокоорганизованной материи и не существует вне и независимо от определенного уровня материальной организации. Поэтому Ленин подчеркивал относительность противоположности материи и сознания, отмечал, что в мире "нет ничего, кроме движущейся материи".
Определение материи через признак "быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания", еще не дает явного знания о том, как структурирована материя. Однако неявно уже предполагает, что материя неисчерпаема, существует в бесконечном числе видов и свойств, а значит, обладает определенной, пусть очень сложной структурой. Конкретное представление о том, какова именно эта структура, каково строение материи, складывается в процессе познания и практики.
Философское понятие материи нельзя смешивать с естественнонаучными представлениями о строении и свойствах материи. Вместе с тем, последние ни в коем случае нельзя рассматривать в отрыве от философского понимания материи.
Естествознание способствует обогащению и конкретизации философского сумела материи, философское же понятие материи дает естествоиспытателю прочную методологическую базу при исследовании материальных явлений. Разработка философских проблем естествознания помогает успешно решить многие задачи, которые ставятся конкретными науками.
В мире существуют три уровня организации материи: неживая, живая, социально-организованная. На неживом уровне выделяют три большие "области" организации материи: макромир /наш мир, мир привычных нам величин/, микромир /мир чрезвычайно малых частиц/, мегамир /большой мир, или мир огромных величин/. Например, в микромире следует особо выделить уровень элементарных частиц.
Как известно, свыше ста известных в настоящее время химических элементов образуют все простые и сложные вещества. Но надо иметь в виду и другое: микроскопические объекты существенно отличаются от макротел. Если в прошлом столетии, говоря о микромире, исследователи представляли его себе отличающимся от мира макроскопических тел лишь с количественной стороны - по величине, то теперь достоверно установлено, что микромир отличается от макромира не только количественно, но и качественно. На уровне элементарных частиц отсутствует сколько-нибудь существенное различие между такими видами материи, как вещество и поле. Например, фотон, который не имеет массы покоя, является одновременно и элементарной частицей и квантом поля. Ряд квантов физических полей обладает массой покоя, и это существенно сказывается на характеристике соответствующих полей /например, ядерное поле распространяется со скоростью меньшей, чем скорость света/. А поскольку в роли квантов физических полей выступают элементарные частицы, то это означает, что в данном случае граница, разделяющая понятия "частица" и "поле", попросту снимается. Но если это так, то снимается и граница между понятиями "вещество" и "поле". На уровне элементарных частиц свойства вещества как бы сливаются со свойствами поля, образуя единую материю.
Изучая живую природу, мы также сталкиваемся с системной организацией материя. Сложными системами являются как клетка, так и построенные из клеток организмы; целостную систему представляет собой вся сфера жизни на Земле - биосфера, существующая благодаря взаимодействию своих частей: микроорганизмов, растительного, животного мира, человека с его преобразующей деятельностью.