Философия и наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 11:35, контрольная работа

Краткое описание

Философия зародилась в I тыс. до н. э. в странах Древнего мира: Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции и Риме. Слово «философия» (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) в буквальном переводе означает «любовь к мудрости», «любомудрие». Но более точно оно переводится как «стремление к истине». По традиции считается, что слово «философ» впервые употребил Пифагор, а введение в научный оборот термина «философия» при-писывают Платону.

Оглавление

1. Философия и наука: общее и различие.
2. Взаимодействие философии и частных наук.
Литература

Файлы: 1 файл

Контрольная по философии.docx

— 112.19 Кб (Скачать)

Но как обстоят дела у философии насчет красоты? Ставит ли она, подобно искусству, среди всех ценностей на первое место именно красоту? На этот вопрос не следует отвечать простым «да» или «нет». И вот почему. Философия намного меньше, чем наука, отстраняется от явления красоты. В своем порыве понять человека, обеспечить ему благородное будущее философия в чувственно-эмоциональном плане призвана постоянно обогащать себя. Иначе говоря, она имеет ярко выраженный эстетический, т.е. чувственный характер. В ее внимании к чувственной, эстетической стороне больше человеческого, чем в науке, она похожа на искусство. Но при этом всегда надо иметь в виду, что искусство по сравнению с философией более выборочно, оно в отличие от философии занято поиском не наиболее значимого, а художественно значимого. В наши дни каждое из двух утверждений — «философия — это наука» и «философия не является наукой» — имеет своих сторонников. Однако, как нам представляется, противостояние сторонников и противников признания философии наукой в настоящее время отнюдь не обязательно. И вот почему.

Во-первых, выяснено, что в науке содержатся философские положения. Правомерность этих положений определяется среди прочего и экспериментами. Вместе, например, с математикой философские положения также подвергаются проверке. Так, физическими экспериментами подтверждается не только физика, но и математика, и философия, которая в ней содержится.

Во-вторых, философия только навредила бы себе, если бы она признала неприемлемыми требования обоснования достоверности философского знания. В философию нельзя допускать необоснованное знание — так считает большинство философов. Но это означает, что ценности науки — вместе с тем ценности философии.

В-третьих, надо признать, что научный характер философии ни в коей мере не противоречит ее богатому эстетическому vi этическому потенциалу. В науке, например математике и физике, тоже присутствуют эстетические и этические ценности, но не в таком ярком виде, как в философии.

Философия имеет научное содержание, поэтому она является наукой. Но наряду с научным философия обладает также эстетическим и этическим содержанием.

Из четырех главных современных философских движений — аналитизма, феноменологии, герменевтики и постмодернизма — наиболее продуктивно философией науки занимается аналитизм. Феноменологи разрабатывают общую теорию познания, ее влияние на современную науку пока еще не очень значительно. Что касается герменевтики и постмодернизма, то их влияние сказывается сколько-нибудь существенно только в области гуманитарных наук. Будущее этого влияния остается пока неясным.

На страницах журнала "Философские науки" в 1989-1990 годы шла оживленная дискуссия относительно соотношения философии и науки. Одни авторы полагали, что философия является наукой, другие - доказывали, что таковой она не является, ибо не отвечает многим критериям научности, требованиям, предъявляемым к научному знанию, третьи характеризовали философию и как особую форму общественного сознания, и как науку.

 

Заметим, что не так просто провести демаркационную линию между философией и наукой. И все же к критериям научного знания обычно относят такие, как истинность, аргументированность, доказательность, верифицируемость, практическая, опытная экспериментальная и фактологическая проверяемость, системность, интерсубъективность, общезначимость и общепринятость, фиксация сущности, законов исследуемых предметов явлений и процессов. Порой к ним добавляют ещё фальсификационный (К. Поппер) и парадигмальный (Г Кун) критерии.

Очевидно, что многие из этих признаков научности либо мало применимы, либо совсем не применимы для характеристики философского знания. Оно, допустим непроверяемо экспериментально, плюралистично и диалогично по своей природе, а потому не может быть общеобязательным и общепринятым, что имеет место в физическом, химическом, математическом знании и пр. Другими словами, получается, что философия не является наукой.

Весьма примечательно, что вопрос о научности и ненаучности философии начал обсуждаться и в учебной литературе. В частности, в одном учебном пособии отмечается, что ряд философов отрицают её принадлежность к миру науки, выдвигая следующие аргументы: философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами наблюдениями, экспериментами, эмпирически неподтверждены; в философии никогда не было положений, признаваемых всеми философами, для неё характерен плюрализм взглядов и каждый самостоятельный мыслитель создаёт свою собственную систему; ненаучность методов, проблем и языка философии. В пользу научности философии называются такие её черты, как рационально-понятийная форма познания, логическая доказательность, аксиоматические построения и др. Отвергаются утверждения об эмпирической недоказательности и непроверяемости философских воззрений, одни из которых опровергаются ходом мировой истории или открытиями естественных наук, другие развиваются и обогащаются.

В мировой и отечественной литературе широко представлена позиция, которая категорически не считает философию наукой, а относит её к феномену культуры, определяет её как особую форму общественного сознания, как своеобразный тип мировоззрения, духовно-практическую форму освоения мира. Эту позицию, к примеру, разделяли В Виндельбанд, НА Бердяев. Б Рассел. М Хайдеггер, К Поппер.

Философия, - писал Н.А.Бердяев - возможна лишь в том смысле, если есть особый, отличный от научного путь философского познания. "Научная" философия есть отрицание философии, отрицание её первородства. Философия не есть наука, не есть даже наука о сущностях, а есть творческое осознание духом смысла человеческого существования".

Философия, как и религия, отвечает на самые общие мировоззренческие и смысложизненные вопросы. Однако делает она это в отличие от неё рациональным способом, опираясь на разум, а не на веру, авторитет и догмы. Философские системы даже религиозные иррационалистические опираются на интеллект и логику, являются результатом размышлений и аналитической деятельности, философские идеи и положения так или иначе доказываются, обосновываются рациональным способом. Словом, в этом плане философия похожа на науку. Однако важно подчеркнуть, что в центре философии стоит человек, мир как таковой её интересует гораздо меньше. Философия рассматривает мир как "обитель" человека. "Главный признак, отличающий философское познание от научного, нужно видеть в том, что философия познает бытие из человека и через человека, в человеке видит разгадку смысла, наука же познает бытие как бы вне человека, отрешенно от человека". Следовательно, философия познает мир через "призму" человеческих потребностей, интересов предпочтений целей, ценностей и идеалов.

Познавая и понимая мир, она пытается дать ответы на вопросы: "Почему?" и "Для чего?", то есть вскрыть смыслы и значения всего существующего и происходящего. При этом философия использует не только рациональные, научные средства и методы, но и ненаучные, художественные образы мифологию метафорический язык и пр. В этом плане философия сходна с искусством. Философ, как и художник, в значительной мере не только "отражает" мир, но и "творит" "конструирует" его. Придает ему какие-либо новые свойства, смыслы предлагает людям своё видение действительности, ориентирует общественное сознание на грядущие изменения.

Философия - это прежде всего мировоззрение, выясняющее место человека в мире, его природу, смысл жизни, возможности и перспективы развития. С помощью философского познания достигается самосознание человеческого рода, осмысливается отношение людей к миру, характер и типы мировоззрения, мировосприятия и миропонимания.

Заключение

Итак, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность. Философия - отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует.

В философии Нового времени на первом месте были проблемы гносеологии. Два основных направления: эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний; и рационализм, который выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности. У начала новой европейской философии возвышаются фигуры Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) и Рене Декарта (1596-1650).

 

Тема 5. ПРОБЛЕМА МАТЕРИИ В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ

1. Понятие материи и его место в системе философских категорий.

2. Развитие учения о материи в истории философии и его связь с развитием естествознания.

3. Современная наука о структурных уровнях организации материи.

Литература

Учебная

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 1996.

Введение в философию/ Под ред. И.Т. Фролова.–  М., 1990. Ч. 2.

Спиркин А.Г. Философия. – М., 2001.

Философия / Под ред. В.Н.Лавриненко. – М., 1998.

Тексты

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн.собр.соч. Т. 18. С.147-151, 273-281, 320-332.

Дополнительная

Важенов Н.В., Кремянский В.И., Степанов П.И. Эволюция материи и ее структурные уровни // Вопросы философии. – 1981.- № 2.

Кедров Б.М. Учение о веществе в свете «новейшей революции в естествознании» // Вопросы философии. – 1984. - № 4, 5.

Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления.  - М., 1994.

Петров Ю.Я. Физическая материя и физическая реальность // Философские науки. – 1991. - № 10.

Рузавин Г.И. Синергетика и принцип самодвижения материи // Вопросы философии. – 1984. - № 8.

Щербаков А.С. Самоорганизация материи в неживой природе: философские аспекты синергетики. – М., 1990.

Введение

Окружающий мир — что может быть интереснее и захватывающее истории его возникновения, развития, строения и существования? Ныне Вселенная раскрывает свои тайны, загадки таинственного мира фундаментальной физики. Цель поисков ученых превосходит самое смелое воображение: речь идет ни больше и не меньше как о «ключе» к Вселенной. Впервые за всю историю человечества мы располагаем разумной научной теорией всего сущего. Это поистине революционный беспримерный прорыв в нашем понимании окружающего мира, который оставит глубокий след в развитии представлений человека о Вселенной и его места в ней.

Вопрос о материи и ее свойствах, видах и формах бытия был коренным вопросом философии и естествознания на протяжении всей истории их развития. Это объясняется тем, что понятие материи не только наиболее полно выражает общий уровень знания людей о явлениях объективного мира в каждую данную эпоху развития человеческого общества, но и обусловливает решение всех других проблем философии и естествознания.

Понятие материи(1) относится к основным философским категориям и является центральным в материалистической философии. Оно выражает сущность материального мировоззрения, его объективность. Материя (как философская категория) — это объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражается им. Материя существует в бесконечном множестве конкретных форм различных объектов и систем мира. Материя бесконечна в своих структурных проявлениях, неразрывно связана с движением. Попробуем рассмотреть в этом контрольной работе материю как категорию философии. Начнем, прежде всего, с понятия самой категории.

  1. Понятие материи и его место в системе философских категорий.

Категория бытия, выступая предельно общей  абстракцией, объединяет  по  признаку  существования   самые    различные явления,  предметы  и  процессы:  природные   объекты,    их свойства,  связи  и  отношения,  человеческие  коллективы  и отдельных    людей,    социальные    институты,    состояния человеческого сознания и т.д. Все существующее - это и  есть мир, к которому мы принадлежим.

Выделяя  главные  сферы  бытия   /природу,    общество, сознание/, мы неявно  полагаем,  что  многообразие  явлений, событий,  процессов,  включенных  в  эти  сферы,  объединено некоторой общей основой.  Вместе  с  тем  возникает  вопрос: имеется ли нечто  объединяющее  сами  эти  сферы,  можно  ли говорить о единстве всего бесконечного многообразия мира? Идея такого единства приводит к представлению об  общей основе  всего  существующего,  для  обозначения  которой   в философии  была   выработана    категория    материи    /или субстанции/.  Субстанция  обозначает  внутреннее    единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые она и существует. Учения, объяснявшие  единство  мира,  исходя  из  одной  субстанции, относятся к философии монизма. Но само понимание субстанции может быть  различным  :  в  качестве  субстанции можно мыслить и материю и дух. Соответственно этому  следует различать материалистический монизм /например учения Фалеса, Гераклита,  Спинозы/  и  идеалистический  монизм  /например, философия    Платона,    Гегеля/.    Монизму    противостоит дуалистическая трактовка мира, согласно которой он образован двумя существующими  исходными  началами  -  материальным  и идеальным. Первое из них объединяет сферу  телеснопредметной реальности, а второе - сферу духа.

Мир, в котором мы живем и частью которого являемся  это материальный  мир.  Он  состоит  из  различных  предметов  и процессов, которые превращаются друг в  друга,  возникают  и исчезают, отражаются в нашем сознании, существуя  независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по  себе,  не может быть отождествлен с материей, но все их  многообразие, включая их связи, составляет материальную действительность.

2. Развитие учения о материи в истории философии и его связь с развитием естествознания.

 

2.1.   Формирования   понятия    материи    в домарксистской философии

Материалистический взгляд на мир уходит своими  корнями в далекое прошлое.  Он  начинает  утверждаться  в  Египте  и Вавилонии в конце третьего и начале второго  тысячелетия  до н.э. Уже в эту эпоху встречаются, например,  высказывания  о том,  что  вода  является  субстанцией,  первоосновой  мира. Однако  как  определенная  система   взглядов    материализм возникает в первом тысячелетии до н.э. Так,  в  Индии  в  УШ-УП  веке  до  н.э.  как    вполне оформившаяся система взглядов на мир выступает тяготеющее  к материализму учение  локаята  /буквально  -  взгляды  людей, признающих только этот мир - лока/. Основателем этого учения был полулегендарный  мудрец  Брихаспати.  В  основе  локаята лежит скептическое отношение к догматике религиозных учений, господствовавших в то время в Индии. Сторонники этого учения выступили против "всех  форм  волшебства  и  суеверий":  они объявили вымыслом догмы о бессмертии души, о том, что  после смерти человека его душа  продолжает  жить  в  потустороннем мире. Согласно локаята, никакой другой жизни, кроме  земной, нет и не может быть. Отсюда  признание  существующим  только этого, чувственного мира и его законов. Однако до наших дней не сохранилось никаких подлинных текстов.

Примерно  тогда  возникло    и    начало    развиваться материалистическое мировоззрение в Китае. В 1Х-УП  веках  до н.э. в Китае было распространено  учение,  которое  отрицало религию и утверждало, что мир вечен и состоит из огня, воды, дерева, земли и металла. Все вещи, считали первые  китайские материалисты,  представляют  собой    различные    сочетания указанных пяти элементов. Дальнейшее развитие материализм  в Китае получил в философии даосизма, возникшей в У1 веке до н.э. ,  основателем  которой  был  Лао-Цзы.  Сторонники  Дао считали  мир  вечным,  находящимся в состоянии  непрерывного движения  и  изменения.  Движение,   согласно   их  взгляду, направляется и подчиняется естественной закономерности – Дао /буквально  путь,   дорога;   отсюда  и  название  учения  - даосизм/.

Начиная с У1 века до  н.э.  философия  получает  бурное развитие в Древней Греции. Спецификой  греческой  философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность  природы,  космоса,  мира  в  целом.  Ранние мыслители  ищут  некоторое  первоначало,  из  которого   все произошло. У Фалеса это -- вода, у Анаксимена  -  воздух,  у Гераклита - огонь. Само же первоначало представляло собой не просто вещество, как его  понимает  современная  физика  или химия, а нечто такое, из чего возникает живая природа и  все населяющие ее одушевленные существа. Поэтому вода или  огонь здесь - это своего рода метафоры,  они  имеют  и  прямое,  и переносное,    символическое    значение.    Основоположники атомистики  древнегреческие  философы  Левкипп  и   Демокрит признавали два  первоначала:  атомы  и  пустоту.  Атомы,  по Демокриту, бесконечны, только если речь идет об их  величине и числе. Также бесконечны они и относительно различия  форм. Таким образом  выражается  мысль  о  бесконечности  материи. Поэтому атомистический материализм представляет дальнейшую и более глубокую ступень в поисках первопричин развития мира.

Информация о работе Философия и наука