Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 11:35, контрольная работа
Философия зародилась в I тыс. до н. э. в странах Древнего мира: Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции и Риме. Слово «философия» (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) в буквальном переводе означает «любовь к мудрости», «любомудрие». Но более точно оно переводится как «стремление к истине». По традиции считается, что слово «философ» впервые употребил Пифагор, а введение в научный оборот термина «философия» при-писывают Платону.
1. Философия и наука: общее и различие.
2. Взаимодействие философии и частных наук.
Литература
Понятия материи играло важную роль в учениях Платона И Аристотеля. Впервые понятие материя было введено Платоном, который хотел с его помощью пояснить причину многообразия чувственного мира. Если идея у Платона есть нечто неизменное и тождественное себе, если она определяется через "единое", то материю он мыслит как "начало иного" - изменчивого, текучего , непостоянного. Именно в этом своем качестве она и служит для Платона принципом чувственного мира. Материя, по Платону, лишена определенности и потому непознаваема, вещи и явления мира "становления" не могут стать предметом научного знания как раз в силу их материальности. В этом смысле в ранних диалогах Платона материя отождествляется с небытием.
В более позднем диалоге "Тимей" Платон уподобляет материю лишенному качеств субстрату/материалу/, из которого могут быть образованы тела любой величины и очертаний, подобно тому, самые разные формы могут быть отлиты из золота.
Поэтому Платон именует здесь материю "восприемницей и кормилицей всего сущего". Платон полагает, что материя может принять любую форму именно потому, что сама она совершенно бесформенна, неопределенна, есть как бы только возможность, а не действительность. Понятую таким образом материю Платон отождествляет с пространством, которое есть возможность любых геометрических фигур.
Не принимая платоновского отождествления материи и пространства, Аристотель в то же время рассматривает материю как возможность /потенцию/. Для того чтобы из возможности возникло что-то действительное, материю должна ограничить форма, которая и превращает нечто лишь потенциальное в актуально сущее. Форма, согласно Аристотелю, есть активное начало, начало жизни и деятельности, тогда как материя - начало пассивное. Материя бесконечно делима, она лишена в самой себе всякого единства и определенности, форма же есть нечто неделимое и, как таковая, тождественна с сущностью вещи. Вводя понятие материи и формы, Аристотель делит сущности на низшие /те, что состоят из материи и формы/, каковы все существа чувственного мира, и высшие - чистые формы. Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую /лишенную материя/ форму - вечный двигатель, который служит источником движения и жизни всего космического целого.
Природа у Аристотеля - это живая связь всех единичных субстанций, определяемая чистой формой /вечным двигателем/, составляющей причину и конечную цель всего сущего. Взгляды Аристотеля имеют ряд недостатков, и самый существенный из них то, что форма берет свое начало в конечном счете от бога.
В метафизическом /механическом/ материализме Нового времени в основе понимания материи чаще всего лежало не понятие первичного материального начала, а понятие основных, первичных, неизменных свойств, общих для всех материальных предметов.
В основе всех вещей, по Бэкону, лежат простейшие "природы", которые определяются формами /законами/. Несмотря на то, что число форм ограничено, они образуют все многообразие мира. Материальный мир, утверждал Бэкон, не имеет начала и конца, существовал и будет существовать вечно. "...Никакое сожжение, никакая тяжесть иди давление, никакое насилие, никакая, наконец, продолжительность времени, - писал он, - не могут обратить в ничто какую-либо, хотя бы мельчайшую, частицу материи; она всегда будет чем-то и будет занимать какое-то место, и, в какое бы безвыходное положение она не была поставлена, она освободится, изменив либо форму, либо место, или же, если это невозможно, будет оставаться, как она есть; и никогда она не будет ничто или нигде"__1__. Неотъемлемым свойством материи Бэкон считал движение, хотя и ограничивал количество его видов, что, несомненно, являлось отражением механической, метафизической природы его учения.
Дальнейшее развитие механический материализм получил в воззрениях английского философа Т. Гоббса. Природа /материя/ у него потеряла многокачественность, которую приписывал ей Бэкон; для Гоббса она представляет собой совокупность тел, обладающих двумя основными свойствами - протяженностью и фигурой. Аналогичное произошло в данном случае и с трактовкой движения. Все многообразие его видов он свел к одному - механическому. Под движением он понимал перемещение тел в пространстве.
Еще более конкретизировали понятие материи, разработав учение о субстанции, Спиноза и Лейбниц. Спиноза определяет субстанцию как причину самой себя, то есть как то, что существует через само себя и познается из самого себя. Именуя субстанцию богом, или природой, Спиноза тем самым подчеркивает, что это не бог теистических
------------------------------
1 Бэкон Ф. Соч. в 2-х т. М.,1978, т. 2, с. 179-180
религий, он не есть личность, наделенная сознанием, могуществом я волей, не есть творец, природных вещей. Бог Спинозы - бесконечная безличная сущность, главным определением которой является существование, бытие в качестве начала и причины всего сущего.
Мышление и протяжение, согласно Спинозе, суть атрибуты субстанции, а единичные вещи - как мыслящие существа, так и протяженные предметы - это модусы /видоизменения/ субстанции. Уже у Декарта было развито учение о своего рода параллелизме материальной и духовной субстанций. Согласно Декарту, каждому состоянию и изменению в материальной субстанции /например, в человеческом теле/ соответствует изменение в субстанции духовной /в человеческих чувствах, желаниях, мыслях/. Сами субстанции, по Декарту, не могут непосредственно влиять друг на друга, но их действия строго скорректированы благодаря богу. Аналогичное рассуждение мы находим у Спинозы: все явления в физическом мире, будучи модусами атрибута протяжения, развиваются в той же последовательности, как и все модусы в сфере мышления.
Учению Спинозы о единой субстанции, модусами которой являются все единичные вещи и существа, немецкий философ Г.Лейбниц противопоставил учение о множественности субстанций. Тем самым Лейбниц попытался провести в рационалистической метафизике ХУП века восходящее к Аристотелю номиналистическое представление о реальности единичного.
Позднее с критикой понятия материи как вещественной субстанции выступил епископ Дж. Беркли. Человек, доказывал он, имеет дело лишь с отдельными единичными вещами и явлениями, которые им воспринимаются как различные совокупности всевозможных ощущений: формы, цвета, вкуса, запаха и т.д. Если мы отбросит эти ощущения, утверждал Беркли, то с ними вместе исчезнет и предмет. Отсюда следовал вывод: реально существуют лишь ощущения. Он писал: "Я вижу эту вишню, я осязаю ее, я пробую ее; и я убежден, что ничто нельзя ни видеть, ни чувствовать, ни пробовать; следовательно она реальна. Устрани ощущение мягкости, влажности, красноты, терпкости, и ты уничтожишь вишню. Так как она не есть бытие, отличное от ощущений, то вишня, я утверждаю, есть не что иное, как соединение чувственных впечатлений или идей; воспринимаемых разными чувствами; эти идеи объединяются в одну вещь /или имеют одно данное им имя/умом..."__1__ А если это так, если существуют лишь единичные вещи, то есть совокупности ощущений субъекта, то материя, продолжал рассуждать Беркли, есть ничто; она выдумана материалистами для борьбы с религией.
Начиная с ХУШ века в материалистических учениях /прежде всего в трудах Д.Дидро и П.Гольбаха/ формируются общетеоретические, философские предпосылки современного научного понимания материи. Так, у Гольбаха категория материи уже не отождествлялась с конкретными физическими и вообще определенными свойствами материальных объектов. Для него все, что действует на наши органы чувств, есть материя. "...Материя, - писал он, - вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства...".
Гольбах различает два основных вида движения. С одной стороны, движение, которое перемещает тела /механическое движение в собственном смысле слова/, и с другой - скрытое, внутреннее движение, которое определяется энергией и имеет свой источник во взаимодействии невидимых материальных
------------------------------
1 Беркли Дж. Соч., М., 1978, с. 345
частиц /молекул/, из которых состоит тело /оно представляет определенную аналогию того, что в современных терминах можно назвать микродвижением/.
Особый вклад в развитии материалистической философии в ХУШ веке внесли русские мыслители, особенно М.В. Ломоносов и А.Н.Радищев. М.В.Ломоносов считал, что материя состоит из атомов, которые, соединяясь, образуют молекулы /корпускулы/, а из последних состоят все "явственные тела". Он впервые на основе естественнонаучных данных обосновал идею вечности и неуничтожимости материи и движения, открыл закон сохранения вещества и движения. "...Все изменения, - писал он, - совершающиеся в природе, происходят таким образом, что сколько к чему прибавилось, столько же отнимается от другого... Этот закон природы является настолько всеобщим, что простирается и на правила движения..."__1__ Ломоносов подчеркивал, что материя /понимаемая как вещество/ и движение неразрывны, что материя находится в состоянии непрерывного движения. Он делил движение на два вида: внешнее, когда тело меняет свое положение по отношению к другое телу, и внутреннее, когда осуществляется изменение положения частиц, составляющих то или иное тело. В отличии от западноевропейских материалистов, отрицавших многокачественность материи, русский ученый доказывал, что разнообразных качеств у нее бесчисленное множество. А.Н.Радищев, как и М. В.Ломоносов, обосновывал материальность мира, в частности наличие у материи движения - одного из коренных ее состояний.
Отказ от традиционной метафизики, который произошел в
------------------------------
1 Ломоносов М.В. Избр.филос.произв. М., 1950, с. 160
ХУШ веке, разрушил основу единства всей система знания. В результате произошло никогда прежде с такой определенностью не проводившееся разделение бытия на мир природы и человека. Это разделение последовательно осуществил Кант.
Кант признает объективное существование материальных предметов, но считает их непознаваемыми по своей сущности - "вещами в себе". Наряду с ними, по Канту, существует мир явлений, называемый им природой,- мир, который мы видим, воспринимаем, в котором живем и действуем. Мир явлений, или природа, не обладает самостоятельным, независимым от человеческого сознания существованием, а возникает в результате воздействия "вещей в себе" на органы чувств и есть не что иное, как совокупность человеческих представлений. "...Чувства,- писал Кант,- никогда и ни в каком отношении не дают нам познания вещей самих по себе, а позволяют познавать только их явления, которые суть лишь представления чувственности... "__1
Мир явлений, по Канту, беспорядочен, хаотичен, в нем нет никакой закономерности, необходимости, он существует вне пространства и времени. И лишь человек в процессе познания вносит в этот хаос определенный порядок: размещает все явления в пространственные и временные рамки, сообщает им необходимость, закономерность, причинно-следственные связи. Кант пытается соединить в одной системе материалистические и идеалистические принципы, стремится примирить материализм с идеализмом. Именно на эту черту философии Канта особо указал В.И.Ленин в своей работе "Материализм и эмпириокритицизм". "Основная черта философии Канта,- писал он,- есть примирение материализма с идеализмом, компромисс между тем и другим,
------------------------------
1 Кант И. Соч. в 6-ти т., М.,1965, т.4, ч.1, с. 105
сочетание в одной системе разнородных, противоположных философских направлений. Когда Кант допускает, что нашим представлениям соответствует нечто вне нас, какая-то вещь в себе,- то тут Кант материалист. Когда он объявляет эту вещь в себе непознаваемой, трансцендентной, потусторонней,- Кант выступает как идеалист"__1__.
Немецкая классическая философия представляет собой вершину философского развития, которая в то время могла, быть достигнута, а тем самым и вершину домарксистской философии, вообще. В немецкой классической философии мы находим зачатки "философии активной стороны" у Фихте, основы естественной спекуляции у Шеллинга, его же концепцию "динамического процесса" в природе, близкую к материалистической диалектике, диалектическую концепцию Гегеля, близкую к реальности и в то же время благодаря своему идеализму далекую от нее.
Основой всего существующего Гегель считал движение понятий - развитие абсолютной идеи. На первых порах она представляет собой "чистое бытие", лишена какого-либо определенного содержания, есть "ничто". Но затем "чистое бытие" и "ничто" порождают новое понятие "становление", "Становление" приводит к возникновению "наличного бытия" и т.д. В силу внутренне присущей абсолютной идее противоречивости она, развиваясь, порождает все новые и более богатые по содержанию понятия. И так продолжается до тех пор, пока она не развернет все свое содержание. В процессе своего развития идея порождает природу, облекается в материальную оболочку и начинает существовать в виде материальных явлений. Здесь идея сначала выступает в виде
------------------------------
1 Ленин В.И. Полн. собр. соч. т. 18, с.206
механических явлений, затем в виде химических соединений и, наконец, порождает жизнь, человека и человеческое общество. С появлением человека она пробивается через "чуждую" ей материальную оболочку и начинает существовать в своей собственной форме - в форме сознания, мышления людей. С развитием человеческого сознания идея все больше освобождается от материи. Наконец, осознав весь свой предшествующий путь, она заканчивает свое развитие и возвращается как бы в себя, в свое первоначальное положение, но уже не как "чистое бытие", а как бытие, развернувшиеся и уяснившее все богатство своего содержания.
В середине X1Х века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Людвиг Фейербах. Первоначально Фейербах увлекался философией Гегеля, однако уже в 1839 году подверг ее резкой критике. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считает Фейербах, противоположны друг другу. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку. "Бесконечная или божественная сущность, - пишет Фейербах, - есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо "__1__. Так возникает трудноискоренимая иллюзия: подлинный творец бога - человек - рассматривается как творение бога, ставится в зависимость от последнего и таким образом лишается свободы и самостоятельности.
------------------------------