Философия и наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 11:35, контрольная работа

Краткое описание

Философия зародилась в I тыс. до н. э. в странах Древнего мира: Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции и Риме. Слово «философия» (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) в буквальном переводе означает «любовь к мудрости», «любомудрие». Но более точно оно переводится как «стремление к истине». По традиции считается, что слово «философ» впервые употребил Пифагор, а введение в научный оборот термина «философия» при-писывают Платону.

Оглавление

1. Философия и наука: общее и различие.
2. Взаимодействие философии и частных наук.
Литература

Файлы: 1 файл

Контрольная по философии.docx

— 112.19 Кб (Скачать)

Понятия материи играло важную роль в учениях Платона  И Аристотеля. Впервые понятие материя было  введено  Платоном, который хотел с его помощью  пояснить  причину  многообразия чувственного мира. Если идея у Платона есть нечто неизменное и тождественное себе, если она определяется через  "единое", то материю он  мыслит  как  "начало  иного"  -  изменчивого, текучего , непостоянного. Именно в этом своем качестве она и служит для Платона принципом чувственного мира. Материя,  по Платону, лишена определенности и потому непознаваема, вещи и явления мира "становления" не могут стать предметом научного знания как раз в силу их материальности.  В  этом  смысле  в ранних диалогах Платона материя отождествляется с  небытием.

В более позднем диалоге "Тимей"  Платон  уподобляет  материю лишенному качеств субстрату/материалу/,  из  которого  могут быть образованы тела любой  величины  и  очертаний,  подобно тому, самые  разные  формы  могут  быть  отлиты  из  золота.

Поэтому  Платон  именует  здесь  материю  "восприемницей   и кормилицей всего сущего". Платон полагает, что материя может принять любую  форму именно  потому,  что  сама  она   совершенно    бесформенна, неопределенна,  есть  как  бы  только  возможность,  а    не действительность.  Понятую  таким  образом  материю   Платон отождествляет  с  пространством,  которое  есть  возможность любых геометрических фигур.

Не  принимая  платоновского  отождествления  материи  и пространства, Аристотель в то же время рассматривает материю как возможность /потенцию/. Для того  чтобы  из  возможности возникло что-то действительное,  материю  должна  ограничить форма, которая  и  превращает  нечто  лишь  потенциальное  в актуально сущее. Форма, согласно Аристотелю,  есть  активное начало, начало жизни и деятельности,  тогда  как  материя  - начало пассивное. Материя бесконечно делима,  она  лишена  в самой себе всякого единства и определенности, форма же  есть нечто неделимое и, как  таковая,  тождественна  с  сущностью вещи.  Вводя  понятие  материи  и  формы,  Аристотель  делит сущности на низшие /те, что состоят  из  материи  и  формы/, каковы все существа чувственного мира,  и  высшие  -  чистые формы.  Наивысшей  сущностью  Аристотель   считает    чистую /лишенную материя/ форму - вечный двигатель, который  служит источником  движения  и  жизни  всего  космического  целого.

Природа у  Аристотеля  -  это  живая  связь  всех  единичных субстанций, определяемая чистой формой /вечным  двигателем/, составляющей причину и конечную цель всего  сущего.  Взгляды Аристотеля имеют ряд недостатков, и  самый  существенный  из них то, что форма берет свое начало в конечном счете от бога.

В  метафизическом  /механическом/  материализме  Нового времени в основе понимания  материи  чаще  всего  лежало  не понятие первичного материального начала, а понятие основных, первичных, неизменных свойств, общих для  всех  материальных предметов.

В  основе  всех  вещей, по  Бэкону,  лежат  простейшие "природы", которые определяются формами /законами/. Несмотря на  то,  что  число  форм  ограничено,  они  образуют    все многообразие мира. Материальный  мир,  утверждал  Бэкон,  не имеет начала  и  конца,  существовал  и  будет  существовать вечно. "...Никакое сожжение, никакая тяжесть  иди  давление, никакое  насилие,  никакая,    наконец,    продолжительность времени, - писал он, - не могут обратить в ничто какую-либо, хотя бы мельчайшую, частицу материи; она всегда будет чем-то и будет занимать какое-то место, и, в какое  бы  безвыходное положение она не была поставлена, она  освободится,  изменив либо форму, либо место, или же, если это  невозможно,  будет оставаться, как она есть; и никогда она не будет  ничто  или нигде"__1__. Неотъемлемым свойством материи Бэкон  считал  движение, хотя и ограничивал количество его  видов,  что,  несомненно, являлось отражением механической, метафизической природы его учения.

Дальнейшее развитие механический материализм получил в  воззрениях  английского  философа  Т.  Гоббса.    Природа /материя/  у  него  потеряла многокачественность,   которую приписывал ей  Бэкон;  для  Гоббса  она  представляет  собой совокупность тел, обладающих двумя  основными  свойствами  - протяженностью и фигурой.  Аналогичное  произошло  в  данном случае и с трактовкой движения. Все многообразие  его  видов он свел к одному - механическому. Под движением  он  понимал перемещение тел в пространстве.

Еще более конкретизировали понятие материи,  разработав учение о субстанции, Спиноза и Лейбниц. Спиноза определяет субстанцию как причину  самой  себя, то есть как то, что существует через само себя  и  познается из самого  себя.  Именуя  субстанцию  богом,  или  природой, Спиноза тем самым подчеркивает, что это не бог  теистических

-----------------------------------------------------------

1 Бэкон Ф. Соч. в 2-х т. М.,1978, т. 2, с. 179-180

религий,  он  не  есть  личность,   наделенная    сознанием, могуществом я волей, не есть творец,  природных  вещей.  Бог Спинозы  -  бесконечная    безличная    сущность,    главным определением  которой  является  существование,   бытие    в качестве начала и причины всего сущего.

Мышление и протяжение, согласно Спинозе, суть  атрибуты субстанции, а единичные вещи - как мыслящие существа, так  и протяженные  предметы  -    это    модусы    /видоизменения/ субстанции. Уже у Декарта было развито учение о своего  рода параллелизме материальной и  духовной  субстанций.  Согласно Декарту,  каждому  состоянию  и  изменению  в   материальной субстанции /например,  в  человеческом  теле/  соответствует изменение в субстанции духовной  /в  человеческих  чувствах, желаниях, мыслях/. Сами субстанции,  по  Декарту,  не  могут непосредственно влиять друг на друга, но их действия  строго скорректированы благодаря богу. Аналогичное  рассуждение  мы находим у Спинозы: все явления  в  физическом  мире,  будучи модусами  атрибута  протяжения,  развиваются  в    той    же последовательности, как и все модусы в сфере мышления.

Учению Спинозы о единой субстанции,  модусами  которой являются все единичные вещи  и  существа,  немецкий  философ Г.Лейбниц  противопоставил   учение    о    множественности субстанций.  Тем  самым  Лейбниц  попытался    провести    в рационалистической  метафизике  ХУП  века    восходящее    к Аристотелю  номиналистическое  представление  о   реальности единичного.

Позднее с критикой  понятия  материи  как  вещественной субстанции выступил епископ Дж. Беркли.  Человек,  доказывал он,  имеет  дело  лишь  с  отдельными  единичными  вещами  и явлениями,  которые  им   воспринимаются    как    различные совокупности всевозможных  ощущений:  формы,  цвета,  вкуса, запаха и т.д.  Если  мы  отбросит  эти  ощущения,  утверждал Беркли, то с ними вместе исчезнет и предмет. Отсюда следовал вывод: реально существуют лишь ощущения. Он писал:  "Я  вижу эту вишню, я осязаю ее, я пробую ее; и я убежден, что  ничто нельзя  ни  видеть,   ни    чувствовать,    ни    пробовать; следовательно  она  реальна.  Устрани  ощущение    мягкости, влажности, красноты, терпкости, и ты уничтожишь  вишню.  Так как она не есть бытие, отличное от  ощущений,  то  вишня,  я утверждаю, есть не  что  иное,  как  соединение  чувственных впечатлений или идей; воспринимаемых разными чувствами;  эти идеи объединяются в одну вещь /или имеют одно данное им имя/умом..."__1__ А если это  так, если  существуют  лишь  единичные вещи, то есть совокупности ощущений  субъекта,  то  материя, продолжал  рассуждать  Беркли,  есть  ничто;  она   выдумана материалистами для борьбы с религией.

Начиная с ХУШ века в материалистических учениях /прежде всего  в  трудах  Д.Дидро    и    П.Гольбаха/    формируются общетеоретические,  философские  предпосылки    современного научного  понимания  материи.  Так,  у  Гольбаха   категория материи уже не отождествлялась с конкретными  физическими  и вообще определенными свойствами материальных  объектов.  Для него все, что действует на наши органы чувств, есть материя. "...Материя,  -  писал   он, -  вообще  есть  все  то,  что воздействует  каким-нибудь  образом   на  наши  чувства...".

Гольбах  различает  два  основных  вида  движения.  С  одной стороны,  движение, которое  перемещает  тела  /механическое движение в собственном  смысле слова/, и с другой - скрытое, внутреннее движение, которое определяется  энергией  и имеет свой  источник  во   взаимодействии  невидимых  материальных

-----------------------------------------------------------

1 Беркли Дж. Соч., М., 1978, с. 345

частиц /молекул/,  из которых состоит тело /оно представляет определенную аналогию того, что в современных терминах можно назвать микродвижением/.

Особый вклад в развитии материалистической философии  в ХУШ веке внесли русские мыслители, особенно М.В. Ломоносов и А.Н.Радищев. М.В.Ломоносов считал, что материя  состоит  из  атомов, которые, соединяясь, образуют молекулы  /корпускулы/,  а  из последних состоят  все  "явственные  тела".  Он  впервые  на основе естественнонаучных данных обосновал идею вечности  и неуничтожимости материи и движения, открыл закон  сохранения вещества и  движения.  "...Все  изменения,  -  писал  он,  - совершающиеся  в  природе,  происходят  таким  образом,  что сколько  к  чему  прибавилось,  столько  же  отнимается   от другого... Этот закон природы является  настолько  всеобщим, что  простирается  и  на  правила  движения..."__1__  Ломоносов подчеркивал,  что  материя  /понимаемая  как  вещество/    и движение  неразрывны,  что  материя  находится  в  состоянии непрерывного  движения.  Он  делил  движение  на  два  вида: внешнее, когда тело меняет свое  положение  по  отношению  к другое телу, и внутреннее,  когда  осуществляется  изменение положения частиц, составляющих то или иное тело.  В  отличии от    западноевропейских    материалистов,   отрицавших многокачественность материи, русский ученый  доказывал,  что разнообразных качеств у нее бесчисленное множество. А.Н.Радищев,  как  и  М.    В.Ломоносов,    обосновывал материальность мира, в частности наличие у материи движения - одного из коренных ее состояний.

Отказ от традиционной метафизики, который  произошел  в

-----------------------------------------------------------

1 Ломоносов М.В. Избр.филос.произв. М., 1950, с. 160

ХУШ веке, разрушил основу единства всей  система  знания.  В результате произошло никогда прежде с такой  определенностью не проводившееся разделение бытия на мир природы и человека. Это разделение последовательно осуществил Кант.

Кант признает  объективное  существование материальных предметов, но считает их непознаваемыми по своей сущности  - "вещами в себе". Наряду с ними,  по  Канту,  существует  мир явлений, называемый им природой,-  мир,  который  мы  видим, воспринимаем, в котором живем и действуем. Мир явлений,  или природа,  не  обладает  самостоятельным,   независимым    от человеческого  сознания  существованием,  а   возникает    в результате воздействия "вещей в себе"  на  органы  чувств  и есть  не  что   иное,    как    совокупность    человеческих представлений. "...Чувства,- писал Кант,-  никогда  и  ни  в каком отношении не дают нам познания вещей самих по себе,  а позволяют познавать только их  явления,  которые  суть  лишь представления чувственности... "__1

Мир явлений, по Канту, беспорядочен,  хаотичен,  в  нем нет никакой закономерности, необходимости, он существует вне пространства и времени. И лишь человек в  процессе  познания вносит в  этот  хаос  определенный  порядок:  размещает  все явления в пространственные и временные  рамки, сообщает  им необходимость, закономерность, причинно-следственные  связи. Кант пытается соединить в одной системе материалистические и идеалистические принципы, стремится примирить материализм  с идеализмом. Именно на эту черту философии Канта особо указал В.И.Ленин в своей работе  "Материализм  и эмпириокритицизм". "Основная черта философии Канта,- писал он,- есть примирение материализма с  идеализмом,  компромисс  между тем и другим,

----------------------------------------------------------

1 Кант И. Соч. в 6-ти т., М.,1965, т.4, ч.1, с. 105

сочетание  в  одной   системе  разнородных,  противоположных философских  направлений.  Когда  Кант допускает, что  нашим представлениям соответствует нечто вне нас, какая-то вещь в себе,- то тут  Кант материалист. Когда он объявляет эту вещь в себе непознаваемой,  трансцендентной, потусторонней,- Кант выступает как идеалист"__1__.

Немецкая  классическая  философия  представляет   собой вершину философского развития, которая  в  то  время  могла, быть  достигнута,  а  тем  самым  и  вершину  домарксистской философии, вообще.  В  немецкой  классической  философии  мы находим зачатки "философии активной стороны" у Фихте, основы естественной  спекуляции  у  Шеллинга,  его  же    концепцию "динамического    процесса"    в    природе,    близкую    к материалистической  диалектике,  диалектическую    концепцию Гегеля, близкую к реальности  и  в  то  же  время  благодаря своему идеализму далекую от нее.

Основой  всего  существующего  Гегель  считал движение понятий - развитие абсолютной  идеи.  На  первых  порах  она представляет  собой  "чистое бытие",  лишена    какого-либо определенного содержания, есть  "ничто".  Но  затем  "чистое бытие" и  "ничто"  порождают  новое  понятие  "становление", "Становление" приводит к возникновению "наличного бытия" и т.д.   В   силу   внутренне    присущей    абсолютной   идее противоречивости  она,  развиваясь, порождает  все  новые  и более богатые по  содержанию понятия. И так продолжается до тех  пор,  пока  она  не  развернет  все свое содержание.  В процессе своего развития идея порождает природу,  облекается в материальную  оболочку  и  начинает  существовать  в  виде материальных явлений.  Здесь  идея  сначала выступает в виде

----------------------------------------------------------

1 Ленин В.И. Полн. собр. соч. т. 18, с.206

механических явлений,  затем в виде химических соединений и, наконец, порождает жизнь, человека и человеческое  общество. С появлением  человека  она  пробивается  через  "чуждую" ей материальную  оболочку  и  начинает  существовать  в   своей собственной форме  -  в  форме  сознания,  мышления людей. С развитием   человеческого    сознания   идея   все    больше освобождается  от  материи.  Наконец,   осознав   весь  свой предшествующий  путь,  она  заканчивает   свое   развитие  и возвращается как бы в себя, в свое первоначальное положение, но уже не как "чистое бытие", а как  бытие, развернувшиеся и уяснившее все богатство своего содержания.

В  середине  X1Х  века  с  острой  критикой   идеализма выступил немецкий  философ  Людвиг  Фейербах.  Первоначально Фейербах увлекался философией Гегеля, однако уже в 1839 году подверг  ее  резкой  критике.  С  точки  зрения   Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная  религия, а  философия  и  религия  по самому  их  существу,  считает Фейербах, противоположны друг другу. Религия и близкая к ней по  духу  идеалистическая  философия  возникают,  по  мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности,  посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в  действительности принадлежат самому человеку. "Бесконечная  или  божественная сущность,  -  пишет  Фейербах,  -  есть  духовная   сущность человека,  которая,  однако,  обособляется  от  человека   и представляется как самостоятельное существо "__1__. Так возникает трудноискоренимая иллюзия: подлинный творец бога - человек - рассматривается как творение бога, ставится в зависимость от последнего  и   таким    образом    лишается   свободы    и самостоятельности.

-----------------------------------------------------------

Информация о работе Философия и наука