Философия и наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 11:35, контрольная работа

Краткое описание

Философия зародилась в I тыс. до н. э. в странах Древнего мира: Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции и Риме. Слово «философия» (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) в буквальном переводе означает «любовь к мудрости», «любомудрие». Но более точно оно переводится как «стремление к истине». По традиции считается, что слово «философ» впервые употребил Пифагор, а введение в научный оборот термина «философия» при-писывают Платону.

Оглавление

1. Философия и наука: общее и различие.
2. Взаимодействие философии и частных наук.
Литература

Файлы: 1 файл

Контрольная по философии.docx

— 112.19 Кб (Скачать)

Материальные системы всегда взаимодействуют  с  внешним окружением. Некоторые свойства, отношения и связи  элементов в этом взаимодействии  меняются,  но  основные связи  могут сохраняться, и это является условием  существования  системы как целого. Сохраняющиеся связи выступают как инвариант,  то есть устойчивые, не изменяющиеся при вариациях системы.  Эти устойчивые связи и  отношения  между  элементами  системы  и образуют  ее  структуру.  Иными  словами  -  система  -  это элементы и их структура. Любой объект материального мира уникален и нетождествен другому. Но при всей  уникальности  и  непохожести  объектов определенные их группы обладают общими признаками  строения.

Например, существует очень большое разнообразие  атомов,  но все они устроены по одному типу - в атоме должно быть ядро и электронная оболочка. Огромное  многообразие  молекул  -  от простейшей молекулы водорода до  сложных  молекул белков  - имеет общие структурные признаки:  ядра  атомов,  образующих молекулу,  стянуты  общими  электронными  оболочками.  Можно обнаружить общие признаки строения у различных  макротел,  у клеток, из которых построены живые организмы и т.д.  Наличие общих признаков организации позволяет  объединить  различные объекты в  классы  материальных  систем.  Эти  классы  часто называют уровнями организации материи или видами материи.

Люди являются частью сферы жизни  на  Земле.  Благодаря постоянно увеличивающемуся производственному воздействию  на окружающую среду они могут внести и /чем дальше, тем больше/ вносят возмущение в динамику биосферы. На современном  этапе эти возмущения становятся столь существенными, что  начинают грозить необратимым вырождением биосферы. Знание ее законов, понимание своего места в ее динамике является ныне одним  из условий  самого  человеческого  существования   к    поэтому обретает огромную мировоззренческую ценность, На определенном этапе  развития  в  биосфере  возникают особые  популяции  живых    существ,    которые    благодаря развивающейся    орудийной   деятельности    трансформируют биологические формы своего существования в социальную жизнь.

В  рамках  биосферы  начинает   развиваться    особый   тип материальной системы - человеческое общество. Как особый уровень  организации  материи,  человеческое общество существует благодаря деятельности людей и  включает в качестве обязательного условия своего  функционирования  и развития их духовную жизнь.

В человеческой жизнедеятельности  как  бы  сталкиваются различные  линии  саморазвития  материи:  с  одной  стороны, естественная эволюция неживой и живой природы,  с  другой  - искусственная,  только  в  обществе  реализуемая    продолжение   эволюция материи. Причем вторая, возникающая  благодаря  человеческой деятельности, линия эволюции материи реализуется не только в формах  развивающейся  предметной  сферы,  которую   создает человек в процессе  производства,  но  и  в  форме  развития самого  человека,  который  развертывает   свои    природные возможности, строит  новые  разнообразные  формы  общения  и социальных отношения и в этом процессе изменяет самого себя. Понимание  истории  человечества  как  особого   этапа, грандиозного  развития    материи    ставит    интереснейшие мировоззренческие проблемы  возможности  существования  иных цивилизаций,  путей  их  развития,  космического    будущего человечества.

Картина взаимосвязи всех уровней  организации  материи, включая человека и человеческое общество, понимание  каждого материального объекта, в том числе и человека, как  продукта глобальной космической эволюции,  проливает  новый  свет  на одну из древнейших проблем философии - на проблему  единства мира.    Всякая    материалистическая    философия,   и материалистическая  диалектика  в  том  числе,    отстаивает принцип  единства  мира,  выступая  в  качестве   монической философии.  Но  философский  монизм  может  быть   различной природы, реалистический монизм  считает  первоначалом  всего сущего  идеальное,  рассматривая  материю  как  всего   лишь инобытие  этого  идеального.  Напротив,   материалистический монизм утверждает единство мира через его материальность.

Диалектическое понимание  материального  единства  мира все глубже проникает и в  современное  естествознание,  и  в науки о человеке и обществе. Метафизическое  мышление  видит мир  составленным  из  различных  субстанций,   не    просто качественно отличных друг от  друга,  но  разделенных  между собой непроходимыми барьерами,  Тем  самым,  по  сути  дела, отрицается    монистический    подход    к  реальности.

Материалистическая же диалектика,  а  вместе  с  ней  и  все современные науки о природе и обществе исходят из того,  что в основе всего многообразия существующих явления и процессов лежит движение единой материи.

4. Движение как  способ существования материи

В  основе  диалектико-материалистического    понимания, движения два исходных положения. Согласно первому,  движение есть способ существования материи. "Материя без движения,  - писал Ф. Энгельс, - так же немыслима,  как  я  движение  без материи"__1__. Согласно второму, оно определяется  как  изменение вообще. "Движение, в применении к материи, -  это  изменение вообще, это взаимодействие"__2__.

Материя не может существовать вне  движения.  Любой  ее объект  существует  лишь  благодаря  тому,   что    в    нем воспроизводится  определенные  типы   движения.    При    их уничтожении объект прекращает свое существование,  переходит в другие объекты, которые, в свою  очередь,  характеризуются определенным набором типов и форм  движения.  Иначе  говоря, движение внутренне присуще материи. Оно  так  же  абсолютно,

---------------------------------------------------------

1 Маркс К., Энгельс  Ф. Соч. Т.20, с. 59

2 Там же, с. 563

как абсолютна, сама материя.

В.И.Ленин в  работе  "материализм  и  эмпириокритицизм" показал, что "отрыв" движения от материи означает в конечном счете признание лишь движения мысли, ибо движение "самого по себе",  без  своего  носителя  не  существует.   "...Попытка мыслить движение без материи, -  писал  он,  -  протаскивает мысль, оторванную от  материи,  а  это  и  есть  философский идеализм"1.

Диалектический материализм  подчеркивает неразрывность материи и движения, абсолютность движения. Нет  материи  без движения, движение абсолютно. Другого вывода сделать нельзя. Движение вечно, оно  несотворимо  и  неразрушимо,  как  сама материя.

Вместе с тем положение  о  том,  что  движение  -  "это изменение  вообще",  указывает  на   его    относительность, Например, перемещение  одного  тела  можно  определить  лишь относительно положения других тел, а появление новых систем, свойств и отношений можно заметить только при сравнении их с ранее существовавшими системами, свойствами  и  отношениями. Иначе говоря, речь идет в данном случае  об  относительности движения.  Следовательно,    движение    материальных    тел характеризуется единством абсолютного и относительного. Важнейшие  характеристики  движения  -  изменчивость  и устойчивость. Они необходимо присущи всем  формам  движения.

Под изменчивостью  понимается  смена  свойств,  состояний  и отношений,  присущих  материальным  и  идеальным   системам. Устойчивость  же  есть  сохранение  свойств,  состояний    и отношений этих систем, Устойчивость тех или иных систем обычно понимается  как

-----------------------------------------------------------

1 Ленин В.И. Полн. собр.соч. Т.18 , с.284

их  покой  /в  широком  смысле  остова/.  Наряду  с    таким пониманием покоя существует его понимание  как  определенной неподвижности материального объекта в пространстве. При этом вполне справедливо подчеркивается относительность  состояния покоя.  "Всякий  покой,  -  писал  Ф. Энгельс,  -    всякое равновесие только относительны..."__1

Движение включает в себя одновременно и изменчивость  и устойчивость. Наличие изменчивости в движении очевидно. Но и устойчивость обязательно входит в  движение.  Она  входит  в него даже в том  смысле,  что  смена  свойств,  состояний  и отношений /изменчивость/ всегда присуща  движению,  то  есть сама  смена  /наличие  изменчивости/  является  определенной устойчивостью.  Изменчивость и  устойчивость   не    только взаимоисключают друг друга,  но  взаимно  предполагают  друг друга.  Таким  образом,  не  изменчивость  и,  понятно,  не устойчивость,  а  их  взаимодействие,  единство  -    основа движения.

Правомерно говорить о  двух  основных  типах  движения. Первый  тип  движения  -  это  движение,  когда  сохраняется качество предмета. Но кроме него  существует  еще  один  тип движения, связанный с переходом от одного качества к другое, с изменением качественного  состояния  предмета.  Это  может быть  разрушение  предмета,  распад  его  на    составляющие элементы,  которые  представляют  собой  особые    качества, возникающие в результате преобразования исходного  предмета. Но может быть  и  более  сложный  процесс,  когда  благодаря взаимодействию объекты образуют более сложную систему, новый объект. Процессы,  связанные   с    преобразованием    качества

----------------------------------------------------------

1 Маркс К., Энгельс  Ф. Соч. Т.20, с. 59

предметов,  с  появлением  новых  качественных    состояний, которые  как  бы  развертывают  потенциальные   возможности, скрытые  и  неразвернутые  в предшествующих    качественных состояний, характеризуется как развитие. Процесс развития  - это всегда переход одного качества  в  другое,  направленное на формирование новых систем, новых типов организации,  которые рождаются  из  предшествующих  им  систем.  Существуют    две разновидности процессов развития. Первая разновидность – это процессы качественных превращений,  не  выходящие  за  рамки соответствующего  вида  материи,  определенного  уровня   ее организации. Вторая - процессы перехода от одного  уровня  к другому.  В  неживой   природе    ярким    примером    первой разновидности развития может служить эволюция звезд. Движение различается  не  только  по  типам,  но  и  по формам. Идея о формах  движения  материи  и  их  взаимосвязи выдвинута Ф. Энгельсом. Он писал,  что  "различные  формы  и виды самого вещества можно познать... только через движение; только в  движении  обнаруживается  свойства  тел;  о  теле, которое  не  находится  в    движении,    нечего    сказать. Следовательно,  природа  движущихся  тел  вытекает  из  форм движения"1.

В основу классификации форм  движения  Энгельс  положил следующие  принципы:  1/  формы  движения    соотносимы    с определенным материальным уровнем  организации  материи,  то есть каждому уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения; 2/ между  формами  движения  существует генетическая связь, то есть форма движения возникает на базе нижних форм; 3/ высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам.

-----------------------------------------------------------

1 Маркс К., Энгельс  Ф. Соч. Т.20, с. 563

Исходя из этих принципов и опираясь на достижения науки своего  времени,  Ф.  Энгельс  выделил  пять  форм  движения материи  и    предложил    их    следующую    классификацию: механическое,  физическое,  химическое,   биологическое    и социальное движение материи.

Нельзя  не  учитывать,  что  Ф.  Энгельс   разрабатывал классификацию форм  движения во  второй  половине  прошлого века,  опираясь  при  этом   на    конкретные    достижения естествознания  того  времени.  Учитывая,  что   последующее развитие  науки  может  внести  определенные  коррективы   в предложенную им классификацию, Энгельс вовсе  не  считал  ее чем-то  завершенным  и  окончательным.  И  он   был    прав. Современная  наука   накопила    чрезвычайно    большой    и разнообразный материал. Поэтому естественно, что  при  учете новейших научных данных встал вопрос о  дальнейшем  развитии энгельсовской схемы  классификации  форм  движения  материи. Однако,  несмотря   на    дискуссионность    ряда    проблем классификации форм  движения  материи,  выделение  Энгельсом пяти основных форм следует считать в основном правильным и с точки зрения современного научного знания.

Одной из важнейших  сторон  учения  о  формах  движения материи  является  трактовка общественных  процессов    как социальной  формы  движения  материи.  Эта  трактовка  стала возможной    благодаря    открытию  и   разработке материалистического  понимания    истории.    Поэтому    она свойственна  марксистскому  философскому  взгляду  на   мир.

Выделяя  в  общественной  жизни  материальные  и    духовные процессы,    диалектический    материализм подчеркивает первичность материальных процессов, но  не  отрывает  их  от духовной жизни общества, лишь в  абстракции  можно  отделить друг от друга эти стороны общественной жизни. В реальной  же действительности они взаимодействуют, благодаря чему  только и существует общество как особый уровень организации материи.

Представляя собой единство изменчивости и устойчивости, абсолютного и относительного, движение характеризуется также единством непрерывного  и  прерывного.  "Движение,  -  писал В.И.Ленин в "Философских тетрадях", - есть сущность  времени и  пространства...  Движение есть  единство   непрерывности /времени  и  пространства/  и   прерывности    /времени    и пространства/".

Понятия  "пространство" и  "время"  возникли  уже   на  первых, начальных  стадиях  развития  практики  и  познания. Выделив себя из природы  и  вступив  с  ней  в  определенные отношения, человек осознавал как отдельность,  относительную самостоятельность,  обособленность  вещей,    так    и    их внеположность  /существование  одного   вне    другого/    и соответствующее    местоположение    - пространственные характеристики. Далее, познавая изменения,  происходившие  в предметах в результате воздействия на  них  орудий  труда  в процессе предметно-преобразующей деятельности,  он  отражал, выделял и фиксировал длительность этих  изменений,  а  также последовательность появления идя исчезновения тех  или  иных качественных состоянии, то  есть  временные  характеристики, временные отношения.

С   точки    зрения    диалектического    материализма, пространственно-временные свойства материального мира должны быть объяснены и выведены из самого этого  мира.  Реализация этого принципа стала возможной на  основе  последовательного проведения  идеи  о  всеобщем  взаимодействии,    выражающем активность,   самодвижение    материи.    Представление    о взаимодействии  как  причине  существования   и    изменения пространственно-временных    свойств    реального  мира подтверждается всем ходом развития современной науки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак,  подводя  итог  сказанному,   необходимо    особо подчеркнуть,  что  материя  представляет  собой  объективную реальность, существующую вне и независимо  от  человеческого сознания и отражаемую им, что  она  находится  в  постоянном изменении,  движении,  переходит  из   одних    относительно устойчивых материальных образований /качественных состояний/ в  другие,  которые,  будучи  конечными,  возникающими   при определенных условиях и неизбежно  исчезающими  в  следствии происходящих в них  изменений,  являются  звеньями  единого, бесконечного в пространстве и времени мирового процесса. В  данном  реферате  дан  обзор  формирования   понятия материя с древних времен до наших дней,  приведены  основные понятия в истории развития философской мысли  на  протяжении веков и  раскрыто  современное  диалектико-материалистическое понятие  материи.  В  реферате  также  кратко   представлены основные свойства и строение материи. К сожалению, в  полном объеме не освещены категории  времени  и  пространства,  это связано с ограничением количественного объема работы.

Информация о работе Философия и наука