Философия Гераклита Темного из Эфеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:17, реферат

Краткое описание

Одним из важнейших явлений и результатов исторического развития Древней Греции является Древнегреческая философия. Она возникла в конце VII – начале VI в. до н.э., и до конца своего развития, пресекшегося в VI в. н.э., оставалась своеобразным, характерным и значительным явлением культурной жизни античного общества. Философы Греции относились в большинстве к разным слоям «свободных», т.е. по преимуществу класса рабовладельцев. Их общественно-политические, педагогические и нравственные учения выражали взгляды и интересы этого класса. Тем не менее, разрабатывая даже эти вопросы, а особенно основы философского мировоззрения, древним грекам удалось создать учения, высоко поднимающиеся над тесным историческим горизонтом рабовладельческого общества.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….…………….3
Жизнь и деятельность Гераклита Темного………………………………………………5
Философия Гераклита Темного…………………………………………………………..7
Новый образ философской мудрости…………………………………………………….7
Учение о логосе. Смыслообраз реки………………………………………………...…...9
Новое понимание первоначала. Огонь и душа…………………………………………12
«Наилучшие» и толпа……………………………………………………………………14
Диалектика в философии Гераклита Темного. Единство и борьба противоположностей…………………………………………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………………………...20
Список использованной литературы………………………………………………………..21

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 48.06 Кб (Скачать)

Диалектика у Гераклита, как и у его предшественников, - это, прежде всего констатация и  фиксирование вечности происходящих в  мире изменений. Мысль об изменениях, характерная для самых первых греческих философов, у Гераклита  приобретает форму мысли всеобщей, т.е. философской идеи. Все изменяется, и изменяется постоянно; нет предела  изменениям; они есть всегда, везде  и во всем – вот что спрессовано  в знаменитой краткой фразе: «Нельзя  в одну и ту же реку войти дважды». У Гераклита река не более чем  символ, благодаря которому понятным для людей способом утверждается всеобщая мысль. Такова же роль других гераклитовских символов – огня, войны  и др. Повязанность мысли Гераклита  с символами, образами – специфическая  черта его философии. «На входящих в одну и ту же реку текут все  новые и новые воды» Поэтому, согласно Гераклиту, в одну и ту же реку нельзя войти дважды.

По Гераклиту, противоположности  предполагают друг друга и немыслимы  друг без друга. Так, болезнь делает сладостным и благим здоровье, голод  – насыщение, усталость – отдых. То же можно сказать о качествах  и свойствах вещей: их можно обнаружить и познать через их  противоположности. Наличие сходного, тождественного между  противоположностями обусловливает  как их сосуществование, так и  их переход друг в друга. Температура, например, есть общее между холодным и теплым. Поэтому «холодное нагревается, горячее охлаждается, влажное высыхает, сухое увлажняется».

Итак, по мысли Гераклита, свойства и качества вещей оказываются  различными и прямо противоположными в зависимости от того, с каким  существом или с какой вещью  эти качества и свойства соотносятся. Ведь природа вещей и явлений, многообразие их свойств и качеств  раскрываются не сами по себе, а во взаимосвязи  и во взаимоотношении с другими  вещами и явлениями. Все относительно и все познается в сравнении.

По Гераклиту, лишь всеобщий миропорядок (космос, логос, «бог») чужд относительности: он вечен, не возникает  и не исчезает. Вечному космосу («богу») присуща абсолютная красота, благо  и справедливость: «Для бога все  прекрасно, хорошо, справедливо».

«Бог», о котором говорит  Гераклит, связывает в единство все  противоположности, которые  на первый взгляд представляются разрозненными  и несвязанными. Гераклитовский «бог» - это сами противоположности и  их проявления. Или, как говорит сам  Гераклит, «бог есть день – ночь, зима – лето, война – мир, изобилие – голод…»

«Бог» Гераклита есть единство противоположностей. «Бог» постоянен  в своей изменчивости и изменчив в своем постоянстве. Сообразно  с этими формами, проявлениями в  природе и самой жизни «бог»  получает различные названия («день» и «ночь», «война» и «мир» и  т.д.), которые обозначают разнообразные (противоположные) его состояния. Таким  образом, гераклитовский «бог» выражает тот тип противоположностей, в  котором периодически и в известных  пределах берет верх то одна, то другая противоположность. В результате попеременного  преобладания происходит чередование  противоположностей, их смена.

По Гераклиту, единство («тождество») противоположностей динамично. Это выражается в том, что каждая вещь и каждое явление в процессе изменения испытывают противоположные состояния, превращаются в свою противоположность. Так, живое становится мертвым, бодрствующее – спящим, молодое – старым. Но можно сказать и обратное: мертвое было живым, спящее – бодрствующим, старое – молодым. Другими словами, смерть есть прожитая жизнь, старость есть прожитая, испытанная молодость и т.д. Становится более или менее понятным одно из замысловатых высказываний «темного» философа. «Одно и то же живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое, ибо первое превращается во второе, а второе – в первое».

Единство противоположностей, о котором шла речь у Гераклита, есть гармония, т.е. связь и согласованность  в двух ее формах6 как относительное  преобладание одной из сторон противоположности  над другой и как напряженное  равновесие расходящихся противоположностей. И та и другая формы гармонии, обусловливая существование вещей, придают им определенность, устойчивость и прочность. Но эта гармония относительна и временна. Относительны и временны определенность и устойчивость вещей  и явлений, ибо внутренняя связь  и согласованность рано или поздно нарушаются борьбой противоположностей. Чрезмерное преобладание одной из противоположностей над другой означает нарушение единства противоположностей, их равновесия и приводит к исчезновению вещи.

Однако нарушение единства противоположностей, которым завершается  существование всего временного, невозможно в отношении космоса, который вечен. Вечна и космическая  гармония (единство, согласованность  противоположностей). Исчезновение единичного и распадение его гармонии есть необходимое  условие гармонии всеобщего космоса, которая существует не иначе как  через постоянное обновление ее составных  частей. Всякое обновление есть результат  борьбы, или «войны».

По Гераклиту, борьба присуща  природе вещей, она – всеобщий закон их существования, мера всего. Борьба – источник жизни, ее постоянного  обновления. Разрушая старое, она создает  новое – единство противоположностей, которое есть вместе с тем возобновляющаяся борьба. Для Гераклита «борьба» - это и борьба противоположностей, и их единство. Чем больше противоположности  расходятся, тем больше они сходятся для борьбы, и из этой борьбы возникает  «прекраснейшая гармония». По мысли  Гераклита, не будь борьбы противоположностей, не было бы и их единства, не существовало бы никакой связи и согласованности  между вещами и вместо единого  и стройного миропорядка, образованного  «из всего», был бы всеобщий беспорядок, мировой хаос.

По мысли Гераклита, гармония, определяя космос как упорядоченный  строй вещей, как единство противоположностей, заключает в себе отрицательный  момент, тенденцию к застою и покою. Борьба же, будучи источником отрицания  и разрушения, заключает в себе положительный момент: всякий раз  расшатывая гармонию, она придает  ей динамический характер, постоянно  обновляет ее и таким образом  сохраняет космос как стройную и  вечно новую гармонию, согласованность.

Борьба и гармония едины и  равноценны. В этой идее о внутренней раздвоенности всего и заключается  тайна единого космоса, «скрытый»  логос (смысл) всего сущего. Диалектическая идея о единстве и борьбе противоположностей – главное в философии Гераклита, его учении о логосе.

Гераклит в своих сочинениях настраивал на готовность к познанию неожиданного, скрытого, обескураживающего  и парадоксального. «Не чая нечаянного, не выследишь неисследуюмого и недоступного». «Нечаянным» же могло казаться и то, что привычные греку житейские знания и понятия, согласно которым различные качественные состояния несовместимы друг с другом. Гераклит считает возможным соединить их с противоположностями.

Отличается ли чистая вода от грязной? Может ли одна и та же вода одновременно быть и чистой, пригодной  для жизни и питья, и грязной, для всего этого непригодной? Грек, скорее всего, уверенно и однозначно отвечал на подобные вопросы отрицательно. А у Гераклита наготове был  неожиданный, парадоксальный положительный  ответ: «И грязное, и чистое – одно и то же. И пригодное, и непригодное  для питья – одно и то же. Море – водя чистейшая и грязнейшая: рыбам – питьевая и спасительная, людям – негодная для питья  и губительная». Так, сталкивая  обыденное  сознание с философскими парадоксами, Гераклит снова и снова отстаивал  идею единства противоположностей.

Прекрасное и безобразное  могут совмещаться в одной  и той же вещи, в одном и том  же состоянии, человеке и т.д. Сказанное  верно и в отношении жизни  и смерти, рождения и гибели. Чтобы  убедиться в этом, людям достаточно поразмыслить о самих себе. «Рожденные жить, они обречены на смерть, да еще  оставляют детей, чтобы родилась новая смерть». Желая уподобить  смену человеческой жизни смертью  превращениям «мерами вспыхивающего» и «мерами угасающего» огня, Гераклит говорит: «Человек – свет в ночи: вспыхивает утром, угаснув вечером. Он вспыхивает к жизни, умерев, как  вспыхивает к бодрствованию, уснув».

Смерть одного состояния  – момент рождения чего-то другого. Этот парадокс помогает подтвердить  идею взаимопревращения тел, состояний, стихий, в свою очередь питающую идею бесконечности изменений. «Душам смерть – воды рождение, воде смерть – земли рожденье…» Мысль древних  о взаимопревращениях, переливах  друг в друга противоположных  вещей, состояний, стихий Гераклит зафиксировал в виде диалектического парадокса. Казалось бы, что может быть несовместимее, чем Солнце и ночь? Если светит солнце, то это заведомо значит, что нет  ночи. Однако и здесь Гераклит заготовил  свой парадокс: «Не будь солнца, мы бы не знали, что такое ночь».

Итак, заслуга Гераклита  в том, что он, представив мир множественных, смертных вещей, человеческий мир подвижным, изменчивым, разделенным на противоположности, в то же время удержал идею единства и закономерного порядка в  неизменном, всегда задающем загадки, до конца не познанном и непознаваемом  космосе.

 

 

Заключение

 

Учение Гераклита Эфесского, одного из самых глубоких и оригинальных мыслителей античного мира, было обусловлено  тремя факторами:

1. историческими событиями,  происходившими  в греческом мире  на рубеже VI-V вв.: напряженный социально-политической борьбой между демосом и родовой аристократией, сменой форм правления и освободительными войнами греческих полисов за свою независимость, против персидского ига;

2. критическим осмыслением  мифо-поэтических и философских  воззрений предшественников Гераклита  (Гомера, Гесиода, милетцев, Ксенофана  и др.);

3. личностью философа, его  талантом и поэтическим складом  ума, его темпераментом и необычайно  чуткой реакцией на происходящие  события.

Гераклит открыл новую  картину мира и явился родоначальником  диалектической идеи о противоречиво-парадоксальной природе вещей, о единстве и борьбе противоположностей как источнике  бытия всякой вещи и всеобщего  становления, движения и изменения.

По учению Гераклита, единство и борьба противоположностей – это  две стороны одного и того же всеобщего  логоса, порядка всего происходящего  в мире, определяющее сам миропорядок (космос). Поэтому неверно, что гармония – это всегда и всюду положительное  и созидательное начало, а борьба – это начало исключительно отрицательное  и разрушительное. Борьба – источник жизни, ее постоянного обновления. Разрушая старую гармонию, она создает новую, которая есть вместе с тем возобновляющаяся борьба.

В настоящее время усиливается  «стремление к новому синтезу  противоположностей, к возвращению  на новом уровне к глубинному единству науки и искусства», проявляется  исключительный интерес к Гераклиту, т.к. ни у кого из мыслителей, живших до и после него, не встречается  столь характерного для теоретического мышления единства непосредственного  образа и отвлеченного понятия, гармонического совмещения расходящихся противоположностей.

Список использованной литературы

 

  1.  Асмус В.Ф. Античная философия:- 3-е изд,- М.: Высш. Шк.,Ю 2001.– 400 с. 
  2. Кессиди Ф.Х. Гераклит. – М.: Мысль, 1982. – 200 с. 
  3. Маковельский А. Свидетельство о жизни философа. Досократики.//Досократики. Сборник произведений.-Т.1.-М., Издательство книжного магазина Голубева М.А.-1914-1919.-с.135
  4. Мотрошилова Н.В. Мудрец и толпа./История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья.- М.:Греко-латинский кабинет, 1995 – 448 с.
  5. Муравьев С. Н. Гераклит Эфесский // Тит Лукреций Кар. О природе вещей. М.: «Художественная литература», 1983, 371 с.

1 Маковельский А. Свидетельство о жизни философа. Досократики.//Досократики. Сборник произведений.-Т.1.-М., Издательство книжного магазина Голубева М.А.-1914-1919.-с.135

2 Маковельский А. Свидетельство о жизни философа. Досократики.//Досократики. Сборник произведений.-Т.1.-М., Издательство книжного магазина Голубева М.А.-1914-1919.-с.139

3 Трубецкой С.Н. «Учение о Логосе в его истории».//Собрание сочинений. 2-е издание.-Т.4.-М.-1906.-с.13

4 Климент Александрийский. Строматы.//Строматы. Сборник произведений.-Т.2.-М., Издательство Олега Абышко.-2003.-с.396

5 Асмус В.Ф. «История античной философии»./Издательство «Высшая школа».-1965.-с.27

6 Мотрошилова Н.В. «Мудрец и толпа».//История Философии.-Книга 1-ая.-М., Издательство «Греко-Латинский кабинет».-1995.-с.54

 


Информация о работе Философия Гераклита Темного из Эфеса