Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:17, реферат
Одним из важнейших явлений и результатов исторического развития Древней Греции является Древнегреческая философия. Она возникла в конце VII – начале VI в. до н.э., и до конца своего развития, пресекшегося в VI в. н.э., оставалась своеобразным, характерным и значительным явлением культурной жизни античного общества. Философы Греции относились в большинстве к разным слоям «свободных», т.е. по преимуществу класса рабовладельцев. Их общественно-политические, педагогические и нравственные учения выражали взгляды и интересы этого класса. Тем не менее, разрабатывая даже эти вопросы, а особенно основы философского мировоззрения, древним грекам удалось создать учения, высоко поднимающиеся над тесным историческим горизонтом рабовладельческого общества.
Введение………………………………………………………………………….…………….3
Жизнь и деятельность Гераклита Темного………………………………………………5
Философия Гераклита Темного…………………………………………………………..7
Новый образ философской мудрости…………………………………………………….7
Учение о логосе. Смыслообраз реки………………………………………………...…...9
Новое понимание первоначала. Огонь и душа…………………………………………12
«Наилучшие» и толпа……………………………………………………………………14
Диалектика в философии Гераклита Темного. Единство и борьба противоположностей…………………………………………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………………………...20
Список использованной литературы………………………………………………………..21
Диалектика у Гераклита,
как и у его предшественников,
- это, прежде всего констатация и
фиксирование вечности происходящих в
мире изменений. Мысль об изменениях,
характерная для самых первых
греческих философов, у Гераклита
приобретает форму мысли
По Гераклиту, противоположности
предполагают друг друга и немыслимы
друг без друга. Так, болезнь делает
сладостным и благим здоровье, голод
– насыщение, усталость – отдых.
То же можно сказать о качествах
и свойствах вещей: их можно обнаружить
и познать через их противоположности.
Наличие сходного, тождественного между
противоположностями
Итак, по мысли Гераклита, свойства и качества вещей оказываются различными и прямо противоположными в зависимости от того, с каким существом или с какой вещью эти качества и свойства соотносятся. Ведь природа вещей и явлений, многообразие их свойств и качеств раскрываются не сами по себе, а во взаимосвязи и во взаимоотношении с другими вещами и явлениями. Все относительно и все познается в сравнении.
По Гераклиту, лишь всеобщий миропорядок (космос, логос, «бог») чужд относительности: он вечен, не возникает и не исчезает. Вечному космосу («богу») присуща абсолютная красота, благо и справедливость: «Для бога все прекрасно, хорошо, справедливо».
«Бог», о котором говорит Гераклит, связывает в единство все противоположности, которые на первый взгляд представляются разрозненными и несвязанными. Гераклитовский «бог» - это сами противоположности и их проявления. Или, как говорит сам Гераклит, «бог есть день – ночь, зима – лето, война – мир, изобилие – голод…»
«Бог» Гераклита есть единство противоположностей. «Бог» постоянен в своей изменчивости и изменчив в своем постоянстве. Сообразно с этими формами, проявлениями в природе и самой жизни «бог» получает различные названия («день» и «ночь», «война» и «мир» и т.д.), которые обозначают разнообразные (противоположные) его состояния. Таким образом, гераклитовский «бог» выражает тот тип противоположностей, в котором периодически и в известных пределах берет верх то одна, то другая противоположность. В результате попеременного преобладания происходит чередование противоположностей, их смена.
По Гераклиту, единство («тождество») противоположностей динамично. Это выражается в том, что каждая вещь и каждое явление в процессе изменения испытывают противоположные состояния, превращаются в свою противоположность. Так, живое становится мертвым, бодрствующее – спящим, молодое – старым. Но можно сказать и обратное: мертвое было живым, спящее – бодрствующим, старое – молодым. Другими словами, смерть есть прожитая жизнь, старость есть прожитая, испытанная молодость и т.д. Становится более или менее понятным одно из замысловатых высказываний «темного» философа. «Одно и то же живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое, ибо первое превращается во второе, а второе – в первое».
Единство противоположностей, о котором шла речь у Гераклита, есть гармония, т.е. связь и согласованность в двух ее формах6 как относительное преобладание одной из сторон противоположности над другой и как напряженное равновесие расходящихся противоположностей. И та и другая формы гармонии, обусловливая существование вещей, придают им определенность, устойчивость и прочность. Но эта гармония относительна и временна. Относительны и временны определенность и устойчивость вещей и явлений, ибо внутренняя связь и согласованность рано или поздно нарушаются борьбой противоположностей. Чрезмерное преобладание одной из противоположностей над другой означает нарушение единства противоположностей, их равновесия и приводит к исчезновению вещи.
Однако нарушение единства
противоположностей, которым завершается
существование всего
По Гераклиту, борьба присуща
природе вещей, она – всеобщий
закон их существования, мера всего.
Борьба – источник жизни, ее постоянного
обновления. Разрушая старое, она создает
новое – единство противоположностей,
которое есть вместе с тем возобновляющаяся
борьба. Для Гераклита «борьба» -
это и борьба противоположностей,
и их единство. Чем больше противоположности
расходятся, тем больше они сходятся
для борьбы, и из этой борьбы возникает
«прекраснейшая гармония». По мысли
Гераклита, не будь борьбы противоположностей,
не было бы и их единства, не существовало
бы никакой связи и
По мысли Гераклита, гармония, определяя космос как упорядоченный строй вещей, как единство противоположностей, заключает в себе отрицательный момент, тенденцию к застою и покою. Борьба же, будучи источником отрицания и разрушения, заключает в себе положительный момент: всякий раз расшатывая гармонию, она придает ей динамический характер, постоянно обновляет ее и таким образом сохраняет космос как стройную и вечно новую гармонию, согласованность.
Борьба и гармония едины и
равноценны. В этой идее о внутренней
раздвоенности всего и
Гераклит в своих сочинениях настраивал на готовность к познанию неожиданного, скрытого, обескураживающего и парадоксального. «Не чая нечаянного, не выследишь неисследуюмого и недоступного». «Нечаянным» же могло казаться и то, что привычные греку житейские знания и понятия, согласно которым различные качественные состояния несовместимы друг с другом. Гераклит считает возможным соединить их с противоположностями.
Отличается ли чистая вода от грязной? Может ли одна и та же вода одновременно быть и чистой, пригодной для жизни и питья, и грязной, для всего этого непригодной? Грек, скорее всего, уверенно и однозначно отвечал на подобные вопросы отрицательно. А у Гераклита наготове был неожиданный, парадоксальный положительный ответ: «И грязное, и чистое – одно и то же. И пригодное, и непригодное для питья – одно и то же. Море – водя чистейшая и грязнейшая: рыбам – питьевая и спасительная, людям – негодная для питья и губительная». Так, сталкивая обыденное сознание с философскими парадоксами, Гераклит снова и снова отстаивал идею единства противоположностей.
Прекрасное и безобразное могут совмещаться в одной и той же вещи, в одном и том же состоянии, человеке и т.д. Сказанное верно и в отношении жизни и смерти, рождения и гибели. Чтобы убедиться в этом, людям достаточно поразмыслить о самих себе. «Рожденные жить, они обречены на смерть, да еще оставляют детей, чтобы родилась новая смерть». Желая уподобить смену человеческой жизни смертью превращениям «мерами вспыхивающего» и «мерами угасающего» огня, Гераклит говорит: «Человек – свет в ночи: вспыхивает утром, угаснув вечером. Он вспыхивает к жизни, умерев, как вспыхивает к бодрствованию, уснув».
Смерть одного состояния – момент рождения чего-то другого. Этот парадокс помогает подтвердить идею взаимопревращения тел, состояний, стихий, в свою очередь питающую идею бесконечности изменений. «Душам смерть – воды рождение, воде смерть – земли рожденье…» Мысль древних о взаимопревращениях, переливах друг в друга противоположных вещей, состояний, стихий Гераклит зафиксировал в виде диалектического парадокса. Казалось бы, что может быть несовместимее, чем Солнце и ночь? Если светит солнце, то это заведомо значит, что нет ночи. Однако и здесь Гераклит заготовил свой парадокс: «Не будь солнца, мы бы не знали, что такое ночь».
Итак, заслуга Гераклита в том, что он, представив мир множественных, смертных вещей, человеческий мир подвижным, изменчивым, разделенным на противоположности, в то же время удержал идею единства и закономерного порядка в неизменном, всегда задающем загадки, до конца не познанном и непознаваемом космосе.
Заключение
Учение Гераклита Эфесского, одного из самых глубоких и оригинальных мыслителей античного мира, было обусловлено тремя факторами:
1. историческими событиями, происходившими в греческом мире на рубеже VI-V вв.: напряженный социально-политической борьбой между демосом и родовой аристократией, сменой форм правления и освободительными войнами греческих полисов за свою независимость, против персидского ига;
2. критическим осмыслением
мифо-поэтических и
3. личностью философа, его
талантом и поэтическим
Гераклит открыл новую картину мира и явился родоначальником диалектической идеи о противоречиво-парадоксальной природе вещей, о единстве и борьбе противоположностей как источнике бытия всякой вещи и всеобщего становления, движения и изменения.
По учению Гераклита, единство и борьба противоположностей – это две стороны одного и того же всеобщего логоса, порядка всего происходящего в мире, определяющее сам миропорядок (космос). Поэтому неверно, что гармония – это всегда и всюду положительное и созидательное начало, а борьба – это начало исключительно отрицательное и разрушительное. Борьба – источник жизни, ее постоянного обновления. Разрушая старую гармонию, она создает новую, которая есть вместе с тем возобновляющаяся борьба.
В настоящее время усиливается «стремление к новому синтезу противоположностей, к возвращению на новом уровне к глубинному единству науки и искусства», проявляется исключительный интерес к Гераклиту, т.к. ни у кого из мыслителей, живших до и после него, не встречается столь характерного для теоретического мышления единства непосредственного образа и отвлеченного понятия, гармонического совмещения расходящихся противоположностей.
Список использованной литературы
1 Маковельский А. Свидетельство о жизни философа. Досократики.//Досократики. Сборник произведений.-Т.1.-М., Издательство книжного магазина Голубева М.А.-1914-1919.-с.135
2 Маковельский А. Свидетельство о жизни философа. Досократики.//Досократики. Сборник произведений.-Т.1.-М., Издательство книжного магазина Голубева М.А.-1914-1919.-с.139
3 Трубецкой С.Н. «Учение о Логосе в его истории».//Собрание сочинений. 2-е издание.-Т.4.-М.-1906.-с.13
4 Климент Александрийский. Строматы.//Строматы. Сборник произведений.-Т.2.-М., Издательство Олега Абышко.-2003.-с.396
5 Асмус В.Ф. «История античной философии»./Издательство «Высшая школа».-1965.-с.27
6 Мотрошилова Н.В. «Мудрец и толпа».//История Философии.-Книга 1-ая.-М., Издательство «Греко-Латинский кабинет».-1995.-с.54