Философия Гераклита Темного из Эфеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:17, реферат

Краткое описание

Одним из важнейших явлений и результатов исторического развития Древней Греции является Древнегреческая философия. Она возникла в конце VII – начале VI в. до н.э., и до конца своего развития, пресекшегося в VI в. н.э., оставалась своеобразным, характерным и значительным явлением культурной жизни античного общества. Философы Греции относились в большинстве к разным слоям «свободных», т.е. по преимуществу класса рабовладельцев. Их общественно-политические, педагогические и нравственные учения выражали взгляды и интересы этого класса. Тем не менее, разрабатывая даже эти вопросы, а особенно основы философского мировоззрения, древним грекам удалось создать учения, высоко поднимающиеся над тесным историческим горизонтом рабовладельческого общества.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….…………….3
Жизнь и деятельность Гераклита Темного………………………………………………5
Философия Гераклита Темного…………………………………………………………..7
Новый образ философской мудрости…………………………………………………….7
Учение о логосе. Смыслообраз реки………………………………………………...…...9
Новое понимание первоначала. Огонь и душа…………………………………………12
«Наилучшие» и толпа……………………………………………………………………14
Диалектика в философии Гераклита Темного. Единство и борьба противоположностей…………………………………………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………………………...20
Список использованной литературы………………………………………………………..21

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 48.06 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО «Российский экономический  университет им. Г. В. Плеханова»

 

 

Реферат на тему

«Философия Гераклита  Темного из Эфеса»

 

 

 

                                                       Выполнила:

                                                                                    студентка группы № 1230

                                                                                    дневного отделения

                                                                                    Факультета Менеджмента    

   Коруз Мария Владимировна

                                                     

                                                   Проверил:

                                                                                  Доцент кафедры философии

                                                           Лычманов Д.Б.

 

 

 

 

Москва-2012

 

 

   Введение………………………………………………………………………….…………….3

  1. Жизнь и деятельность Гераклита Темного………………………………………………5
  2. Философия Гераклита Темного…………………………………………………………..7
    1. Новый образ философской мудрости…………………………………………………….7
    2. Учение о логосе. Смыслообраз реки………………………………………………...…...9
    3. Новое понимание первоначала. Огонь и душа…………………………………………12
    4. «Наилучшие» и толпа……………………………………………………………………14
  3. Диалектика в философии Гераклита Темного. Единство и борьба противоположностей…………………………………………………………………….16

Заключение…………………………………………………………………………………...20

Список использованной литературы………………………………………………………..21

 

 

 

 

 

Одним из важнейших явлений  и результатов исторического  развития Древней Греции является Древнегреческая  философия. Она возникла в конце  VII – начале VI в. до н.э., и до конца своего развития, пресекшегося в VI в. н.э., оставалась своеобразным, характерным и значительным явлением культурной жизни античного общества. Философы Греции относились в большинстве к разным слоям «свободных», т.е. по преимуществу класса рабовладельцев. Их общественно-политические, педагогические и нравственные учения выражали взгляды и интересы этого класса. Тем не менее, разрабатывая даже эти вопросы, а особенно основы философского мировоззрения, древним грекам удалось создать учения, высоко поднимающиеся над тесным историческим горизонтом рабовладельческого общества.

Древнегреческая философия  возникла не как область специальных  философских исследований, а в  неразрывной связи с зачатками  научных знаний –естественнонаучных  и математических, в связи с  зачатками политических знаний, и  также в связи с искусством и мифологией.

Гераклит – один из самых  оригинальных мыслителей в греческой  истории и мировой философии  – жил в критический и напряженный  период для греческой истории. Острая борьба демоса против родовой аристократии привела к падению ее власти и  формированию полисной демократии. Освободительная  война шла между малоазийскими  греческими полисами и всей Эллады и Персидским царством за свою независимость. В неравной борьбе против Персидского  колосса даже наиболее крупные из малоазийских полисов потерпели  крупное поражение и пришли в  упадок, из которого выйти полностью  не смогли даже после освобождения. В сфере идейно-духовной жизни  полисы испытывали в то время кризис традиционных мифологических представлений  о мире и жизни.

Древнегреческая история  классического и архаического периодов есть история полисов и полисной системы общественной и государственной  жизни. За некоторым исключением, греческие  полисы были карликовыми городами-государствами, занимавшими небольшую территорию. Полис – это, в первую очередь, гражданская община, политическая организация, общество или сообщество некоего  количества свободных граждан, каждый из которых «участвует в суде и  народном собрании» (Аристотель) или  же имеет право на совещательный  голос в органах власти и управления в недемократическом организованном полисе.

Древние эллины были энергичными, высокоодаренными и свободолюбивыми  гражданами, но достижения «того маленького народа, универсальная одаренность  и деятельность которого обеспечили ему в истории развития человечества место, на какое не может претендовать ни один другой народ» (К.Маркс, Ф.Энгельс). Именно в политическом и культурном климате города-государства, в котором образ жизни был немыслим без диалога и противоборства мнений, возник один из источников изначального рационализма греков и гуманитарная направленность их творческой энергии в сторону общественно-политической мысли, красноречия, искусства и философии.

 

 

1. Жизнь и деятельность  Гераклита

 

Во времена Гераклита  и всего классического периода  греки не писали биографий видных людей. Впоследствии же, когда эллинистические  ученые решили взяться за создание таких жизнеописаний, пытаясь упорядочить  имеющуюся информацию хронологического и исторического характера, было довольно сложно установить достоверность  тех или иных событий.

Гераклит родился около 544 – 541 гг. до н.э. в малоазийском греческом  городе-государстве Эфесе.1 В VII – VI вв. до н.э. Эфес вместе с другими полисами греческого мира прошел через процесс демократизации. Власть перешла от царского и аристократических родов к демократическим слоям населения, что имеет прямое отношение к Гераклиту Эфесскому. Он происходил из царского рода. Цари-жрецы Эфеса происходили от Андрокла, сына афинского царя Кодра. Однако в то время Гераклит уже не только не мог притязать на привилегии, связанные с его родословной, но и по собственной воле отказался даже от тех, которые все еще выпадали на долю представителей свергнутых царских родов или потомков аристократии (председательство на спортивных играх, право ношения царского жезла и пурпурной одежды, должность жреца Элевсинской Деметры). Он отказался от царского титула, уступив его своему брату, и поселился при храме Артемиды Эфесской.

В Эфесе при персидском владычестве правил тиран Меланкома. В статье профессора С.Н.Муравьева  мы читаем: «Гераклит, которому было около 28 лет и который жаждал развернуться, возможно, убедил Меланкому сложить  с себя власть, не дожидаясь приказания перса, в надежде, что удастся  протолкнуть к власть «своего» человека, например, Гермодора». Но Гермодора  к власти эфесяне не допустили  и изгнали его из Эфеса. Позже  Гераклит в своем сочинении написал: «Следовало бы всем взрослым эфесцам  удавиться и оставить город подросткам, ибо они изгнали Гермодора, мужа меж них наилучшего, сказав: «Пусть не будет среди нас ни один наилучшим, а если такой найдется, да будет  он на чужбине и с чужими».

Гераклит – аристократ по рождению и по своим политическим взглядам. Он относился враждебно  к демократической власти, которая  пришла в его родной город на смену  власти старинной родовой аристократии.

Основным положением политического  мировоззрения Гераклита было то, что власть должна была бы принадлежать меньшинству «лучших». Восхваляя  этих «лучших», он говорит: «Ибо нарушение  одно предпочитают всему: вечную славу  всему тленному. Толпа же набивает своё брюхо, подобно скоту». По-видимому, аристократизм, выраженный в этих высказываниях, не только духовный, но и политический.

Резко отрицательная реакция  на изгнание Гермодора – не единственный случай, говорящий о неладах Гераклита  со своими согражданами. Вот что  он пишет им: «Да не покинет вас  богатство, эфесяне, чтобы видно  было, насколько вы порочны».

Живя при храме, Гераклит, согласно свидетельствам, проводил время  очень странным для «нормального»  человека образом: иногда предавался «праздным» размышлениям, иногда играл с детьми в кости и в другие детские  игры. Эфесянам, заставшим его за этим занятием, он говорил: «Чему вы, порочнейшие, удивляетесь? Разве не лучше заниматься этим, чем среди  вас вести государственные дела?»

Греки дивились тому, что  потомок царского рода выбрал путь бедности. Но о Гераклите-мудреце  они нередко вспоминали и в  связи с серьезными для города обстоятельствами. Так, эфесцы, признав  его одним из выдающихся мудрецов, полагали, что он может дать Эфесу  наиболее мудрое законодательство. Но когда эфесцы просили его составить  им законы, он пренебрег их просьбой на том основании, что город уже  «во власти дурного государственного устройства».

Гераклит, как и все  мыслители периода греческой  классики, был прежде всего политическим деятелем. Находясь в гуще государственной  и общественной жизни Эфеса, он проявлял живой интерес к социальным переменам  и политическим событиям своего времени. Словом, Гераклит был «полисным» греком, а это значит – «прирожденным» политиком.

 

 

2. Философия Гераклита Темного

2.1. Новый образ философской мудрости

Так же, как и другие «первые  философы», Гераклит написал сочинение  «О природе». Оно делилось на три  основные части: в первой речь шла  о Вселенной, во второй – о государстве, в третьей – о богословии.

Подобно Пифагору, Гераклит был личностью, производившей большое  впечатление, хотя и не всегда благоприятное. В отличие от кротонского теософа  он прославился своими писаниями. Они  дошли до нас в отрывках, которые  вполне объясняют его прозвище «Скотейнос»  — Темный. Читатели, вероятно, с большим  трудом усваивали его капризный, афористический стиль изложения, в  котором было мало последовательности и связности. Даже Сократ шутя признался, что все, что понял у Гераклита, прекрасно, но, наверное, еще лучше  то, чего он не понял. Другой древний  автор писал: «Не читай быстро книгу Гераклита Эфесского. Право, путь этот весьма трудно проходимый. Тьма и мрак непросветный. Но если бы тебя в нее ввел посвященный, то она  стала бы для тебя яснее солнца»2.

Среди древних писателей, большинство которых считали  Гераклита «темным», нашлись два  автора, высказавших по поводу его  учения особое мнение. Один из них –  Лукреций Кар, согласно которому Гераклит наводит «тень на плетень», мелет  вздор и своими запутанными изречениями  наводит впечатление на глупцов. Другой – Антисфен, склонный видеть в Гераклите «светлого» философа. Ссылаясь на Антисфена, Диоген говорит: «Иногда в своем сочинении  он высказывается светло и ясно, так что даже тупоумному нетрудно понять и почувствовать подъём духа. А краткость и вескость его  слога несравненны. Для посвященного в тайны стиля Гераклита темнота  становится светлее солнца».

Не придавал ли Гераклит своим сочинениям малопонятную форму  намеренно? Это могло соответствовать  его философскому убеждению «Природа любит прятаться». Впрочем, «темен»  и непривычен был и предмет  размышлений Гераклита: речь шла  о скрытой природе вещей, о  трудной диалектике для постижения мира. Размышления над фрагментами и реконструкция жизни, способов мышления Гераклита связаны с большим количеством трудностей. И правда, фрагменты иногда загадочны, парадоксальны.

Гераклит как человек  и мыслитель в какой-то мере отличался  от философов милетской школы. Так  среди материалов, приписываемых  Гераклиту, почти нет фрагментов астрономического, математического  характера. Специальные преднаучные  размышления, какие занимали Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена, почти  не интересовали Гераклита. Его в  гораздо большей мере привлекало философское размышление, которое  у него частично является абстрактным, а частично еще переплетается  с множеством конкретных сюжетов. Гераклита  больше, чем его предшественников, волнуют социальные, этические, нравственные вопросы, ставшие объектом философских  раздумий.

Учение Гераклита знаменует  собой один из этапов освобождения философской мысли греков от  религиозно-мифической традиции. Его  отношение к народным верованиям и мифологии носит полемический, а порой и резко отрицательный  характер. Гераклит решительно отвергает  искупительные жертвы, идолопоклонство, поклонение статуям богов, полагая, что идолы ложны и бессмысленны, не имеют никакого отношения к  самим богам.

Однако для Гераклита, который отошел от религиозно-мифологической традиции, божество и божественное – это космический вечно живой  огонь и безличный универсальный  порядок, не нуждающийся в человеческих жертвоприношениях, молитвах и мольбах. Вместе с тем философ пытается осмыслить религиозные обряды и  культы.

Празднования в честь  Диониса,  божественного покровителя  виноделия, принимавшие характер мистерий, сопровождались буйным весельем, пьяными  оргиями, разгулом эротических страстей и мистическим экстазом, оглушительной  музыкой, исступленными плясками. Все  это представлялось участникам мистерий тем, что дает им возможность внутреннего  единения с богом. По мысли Гераклита, Дионис в качестве бога умирающей  и возрождающейся природы совмещает  в себе жизнь и смерть. Люди, по Гераклиту, не догадываются, что Дионис – это тот же Аид: в вакханалиях  возвышенный восторг становится разгулом эротических страстей, а  подъем до уровня бога жизни есть ниспровержение в царство бога смерти (Аида). «Путь  вверх и вниз – один и тот  же».

Информация о работе Философия Гераклита Темного из Эфеса