Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:17, реферат
Одним из важнейших явлений и результатов исторического развития Древней Греции является Древнегреческая философия. Она возникла в конце VII – начале VI в. до н.э., и до конца своего развития, пресекшегося в VI в. н.э., оставалась своеобразным, характерным и значительным явлением культурной жизни античного общества. Философы Греции относились в большинстве к разным слоям «свободных», т.е. по преимуществу класса рабовладельцев. Их общественно-политические, педагогические и нравственные учения выражали взгляды и интересы этого класса. Тем не менее, разрабатывая даже эти вопросы, а особенно основы философского мировоззрения, древним грекам удалось создать учения, высоко поднимающиеся над тесным историческим горизонтом рабовладельческого общества.
Введение………………………………………………………………………….…………….3
Жизнь и деятельность Гераклита Темного………………………………………………5
Философия Гераклита Темного…………………………………………………………..7
Новый образ философской мудрости…………………………………………………….7
Учение о логосе. Смыслообраз реки………………………………………………...…...9
Новое понимание первоначала. Огонь и душа…………………………………………12
«Наилучшие» и толпа……………………………………………………………………14
Диалектика в философии Гераклита Темного. Единство и борьба противоположностей…………………………………………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………………………...20
Список использованной литературы………………………………………………………..21
2.2. Учение о логосе. Смыслообраз реки
Когда Гераклит говорит о закономерности, он разумеет под ней не просто «естественный» факт. Этот вселенский закон философ впервые называет Логосом, термином очень широким по значению. Его можно перевести и как «слово», и как «мысль», и как «закон», и как «разум»3. Логос у Гераклита — это начало, определяющее все процессы быстротечного мира, рациональная его сущность, сходная с тем, что человек сознает в себе как разум. Эту родственность мышления и «скрытой гармонии» космоса философ подчеркивает, называя и то и другое Логосом. «Идя к пределам души, их не найдешь, даже если пройдешь весь путь: таким глубоким она обладает Логосом»; «душе присущ самообогащающийся Логос». И по аналогии с человеческим разумом Логос мира проявляет себя как «замысел, устроивший все».
Источником
Логоса, по учению Гераклита, несомненно
является вселенский Огонь. Мудрец неохотно
называет его Богом; ведь слово «Бог»
для грека было слишком связано
с персонажами мифологии. Однако,
когда нужно показать, что верховный
Разум превосходит мысль
Многозначность термина
«логос», понимание которого во фрагментах
Гераклита усложнено
Идея о всеобщем течении и изменении, смыслообраз реки. В одном из фрагментов о реке говорится: «На входящих в ту же самую реку текут все новые и новые воды». В другом фрагменте читаем: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды»… «рассеивается и вновь собирается, прибывает и убывает, приближается и удаляется».
Образ вечно текущей реки
у Гераклита символизирует
По мысли Гераклита, действительность
представляет собой единство вечного
миропорядка и переходящих
Образ реки Гераклита, которая символизирует космос, мир, выражает оба противоположных аспекта бытия: как всеобщее течение вещей, так и всеобщий относительный их покой. Река, безусловно, все время течет, но это вовсе не означает, что в ней нет ничего стабильного, постоянного, неизменного, за исключением самого течения и изменения. Река остается той же рекой, несмотря на то, что в ней каждый раз текут все новые и новые воды. И если Гераклит говорит, что солнце ежедневно новое, то он имеет в виду ту же самую мысль: части меняются, но целое остается, т.е. составные элементы солнца каждый раз новые, но солнце остается одним и тем же. Более того, можно сказать, что нет ничего более постоянного, чем река, которая все время течет, и солнца, которое все время светит. Таким образом, любое физическое изменение происходит в соответствии с определенной нормой и ритмом, известным количественным соотношением, т.е. в соответствии с «мерой», которая представляет собой один из аспектов всеобъемлющего логоса.
По мнению Гераклита, то, что день и ночь, тепло и холод, лето и зима и т.п. не одно и то же, - это известно всякому. А вот то, что день и ночь, лето и зима, как и все противоположности, составляют одно целое, - это мало кто разумел. Т.Е. то, что противоположности типа день – ночь, лето – зима, горячее – холодное и т.п. следуют друг за другом, создавая определенную цикличность, повторяемость, заметить нетрудно, А вот то, что сама эта повторяемость и цикличность определяется взаимосвязанностью, скрепленностью, единством противоположностей, т.е. всеобщим логосом, - этого многие не понимают.
Гераклитовский логос – это структура всего сущего, порядок всего происходящего. Аспектами, или видами этого логоса являются борьба, гармония, мера, закон, справедливость. Существует не только логос мира в целом, но также разновидности, или проявления, этого логоса в той или иной сфере действительности. На этом основании Гераклит говорит о логосе огня, моря, души.
2.3. Новое в понимании первоначала. Огонь и душа
Основной характеристикой
гераклитовского бытия является
его подвижность. Именно огонь –
наиболее подвижное, изменчивое из всех
наблюдаемых в природе явлений.
Огонь у Гераклита есть символ
всеобщей стихии, даже стихийности. Гераклит
избирает именно огонь, потому что благодаря
этому символу возникает образ
более живого, динамического первоначала.
Именно «огненное» первоначало помогало
объяснить и происхождение
«Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий»4. Из этих слов делают три вывода: о материальности космического вещества у Гераклита, об его атеизме и о чисто естественной закономерности, которая, по его учению, правит природой5. Однако при ближайшем рассмотрении эти выводы оказываются натяжкой. Это типично гераклитовский образ космоса и главная «парадигма» космогонии: всегда существовавший первоначальный огонь то разгорается, то погасает, и тем самым обеспечивается непрерывность рождения и исчезновения в мире природы.
Гераклит увидел в мировом огне единство противоположностей животворного и смертоносного начал: огонь подобно борьбе не только разрушает, но и созидает; не только сжигает и губит, но и дает жизнь всему. «Вечно живой» огонь определяет космическую жизнь и вместе с тем является символом этой жизни. Космическая жизнь – эир «мерное» воспламенение и угасание огня. Такова и жизнь человека. Она есть горение, а следовательно, и угасание. В жизни всего единичного и индивидуального заключена его смерть; жить – значит умирать, сгорать. Смерть не чужда жизни и не привносится откуда-то извне.
«Огонь – это нужда, недостаток и избыток». У Гераклита огонь как символ включает и социально-нравственные оттенки, становится неким «воздающим» началом. Огонь есть нечто вроде судьбы, которая несет с собой какое-то воздаяние.
Согласно мысли Гераклита, единство человека и окружающего его мира состоит в их «огненности», т.е. в том, что и природа человека, и сущность окружающего мира представляет собой проявления космического огня, различных его состояний. В самом деле, космический огонь, будучи живым и активным началом, схож с человеческой душой и составляет как бы живую душу вселенной; а человеческая душа (психея), как источник активности и жизни, напоминает космический огонь. По словам Гераклита, «сухая, сияющая душа мудрейшая и наилучшая».
Психея – это тонкий вид огня, горение огня. Непосредственно же «психеи испаряются из влаги». В качестве испарения, пара душа представляет собой нечто среднее между водой и огнем. У одних людей душа-испарение бывает более влажной, чем у других. Души «большинства» влажны, содержат мало огня, в то время как души немногих, наилучших, наимудрейших людей, напротив, отличаются преобладанием в них сухого (огненного) сияния. Но соотношение влажного и огненного элементов в душе не является неизменным: душа подвержена своеобразному процессу – путям «вверх и вниз». Когда душа становится все более огненной, сияющей и сухой, это путь вверх. Путь вниз – это процесс увлажнения, утраты душой своей огненности, вследствие чего силы души – интеллект и воля – убывают, ослабевают, душа становится менее сияющей, более тусклой и неразумной. «Пьяный, ведомый ребенком, шатается и не замечает, куда идет, ибо влажна его душа».
Жизнедеятельность человеческой души полна противоречия и драматизма, т.к. за удовлетворение каждой из своих страстей человек расплачивается частицей животворного огня своей души: «Трудно бороться со страстью: ведь всякое желание сердца исполняется ценою души». Поэтому «людям не стало бы лучше, если бы исполнилось все, чего они желают». Таким образом, в жизни души заключена ее смерть. Человек не может ни игнорировать желания и страсти, ни быть на поводу у них: чтобы жить, он должен вести постоянную борьбу с самим собой, т.е. должен как устоять против их полного удовлетворения, так и воздержаться от полной победы над ними, ибо и в том и в другом случае результат оказывается один и тот же – смерть души.
2.4. «Наилучшие» и толпа
Иногда стиль и направленность
размышлений Гераклита ставят в
прямую связь с его происхождением
из царского рода: якобы, отсюда его
презрение к толпе, к большинству,
к демократии и демократизму. Но
Гераклит немногих «наилучших» выделяет
совсем не по знатному происхождению,
тем более не из-за богатства. Гераклит,
безусловно, на стороне тех, кто делает
выбор в пользу ценностей духа
и добра. С нескрываемым осуждением
относится он к людям, стяжающим
материальные блага и богатства,
неумеренным в удовлетворении своих
желаний: «Не к добру людям
исполнение их желаний». Но при этом
отдельно обсуждается проблема именно
плотских, материальных желаний. Характерной
для Гераклита иронией
Один из главных пороков,
против которых с истинной страстью
выступает Гераклит – это невежество.
Невежественны те, кто поддается
обманчивому человеческому
Кого же Гераклит относит к «наилучшим»? «Наилучшие» - как раз те, кто размышление, совершенствование души предпочитает «скотскому» пресыщению чисто материальными благами. Но «наилучшие» - не просто люди, которые приобретают знания, хотя рассуждать, накапливать знания, конечно, очень важно. Для Гераклита уже разумение есть своего рода добродетель. Каждый человек может развить в себе благодетельную способность к размышлению, к познанию самого себя. Такая способность дана всем, нужно лишь правильно воспользоваться ею.
Толпу, по убеждению Гераклита, составляют люди, которые не дали себе труда расстаться с невежеством, легковерием и устремиться на путь мудрости. Мудрых людей вообще очень мало – большинство к мудрости так и не приобщается.
Гераклит не одобрял образа жизни своих сограждан, обвиняя их в «порочности», с жаждой накопления и богатства. Фрагменты его полны полемических выпадов, иронии и язвительных насмешек в адрес низменного, с его точки зрения, образа жизни и мышления большинства людей. Преимущество немногих «наилучших» перед большинством, «толпой» Гераклит видел в том, что первые «вечную славу» предпочитают преходящим вещам, а вторые «насыщаются подобно скоту». «Большинство» не понимают всеобщего логоса, который всем управляет, но живут так, если бы имели собственное разумение».
Но, может быть, Гераклит
вообще был циником, о которых
принято говорить, что у них
нет за душой ничего святого? Может
быть, он просто посмеивался над
греками и не хотел ни о чем
рассуждать серьезно? У Гераклита
есть целый ряд фрагментов, в которых
об общегреческих ценностях
Есть в философии Гераклита ценность всех ценностей, которой он по-настоящему поклоняется. Это закон. «Народ должен сражаться за попираемый закон, как за стену города». Очевидно, имеется в виду не всякий закон какого угодно государства. Недаром же Гераклит отказался законодательствовать в Эфесе! Но ценность истинного закона для него – не просто высокая, а абсолютная.
3. Диалектика в философии Гераклита Темного. Единство и борьба противоположностей
Гераклит знаменит не только
интересными и глубокими