Философия Фомы Аквинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира "из ничего". В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена "служанкой религии", в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма.

Оглавление

I. Основные положения средневековой философии ............................ 3
II. Фома Аквинский. Биография ............................................................. 5
III. Социальные и идеологические предпосылки возникновения философии Фомы Аквинского ........................................................................................... 7
1. Теология и наука ............................................................................... 8
IV. Метафизическая теория бытия ......................................................... 10
1. Сущность и существование ............................................................. 10
2. Материя и форма .............................................................................. 11
V. "Доказательства" бытия Бога ........................................................... 12
VI. Теория познания .................................................................................. 14
1. Чувственное познание ..................................................................... 14
2. Интеллектуальное познание .......................................................... 16
3. Теория истины ................................................................................. 17
4. Критерий истины ............................................................................ 18
VII. Этика
1. проблема зла. Теодицея .................................................................. 19
2. Свободная воля человека и милость Божья ................................ 20
VIII. Правовая и политическая доктрина
1. Происхождение и функции государства ....................................... 21
2. Право и его виды ............................................................................. 22
Заключение .............................................................................................. 23
Использованная литература .................................................................. 24

Файлы: 1 файл

философия аквинского(курсовая)надо попробовать переделать,Рус!плагиата по минимуму!.doc

— 53.06 Кб (Скачать)

            Свобода воли, коренящаяся в интеллекте, позволяет человеку поступать  в соответствии с моральными  добродетелями. Свобода воли существует  лишь тогда, когда ее поддерживает  бог, ибо он является первым  источником как естественных  причин, так и свободных человеческих  решений. Фома говорит, что  человеку присуща воля, ибо в  противном случае напрасны были  бы советы и напоминания, повеления  и запреты, наказания и поощрения.

           Согласно Аквинату и всей католической  этике, человек заслуживает осуждения  за неморальный поступок. Но плохой  поступок также основывается  на свободном решении и не  может быть совершен без поддержки  бога. Поэтому бог в первую  очередь и заслуживает адских  мук. 

                    VIII. Правовая и политическая доктрина 

                        1. Происхождение  и функции государства 

          Фома, а за ним и все католические  философы переняли от Стагирита  прежде всего концепцию человека - политического животного, и учение  о государстве как бытии, логически  более раннем, чем его граждане. Фома утверждает, что государство,  как бытие логически более  раннее, берет свое начало от бога, о чем у Стагирита речи не было. Всякое сообщество выполняет определенные функции, ставит перед собой определенные цели, при реализации которых не может обойтись без гегемона. Поэтому возникает необходимость в том, чтобы кто-нибудь руководил этим обществом и вел его к цели, таким именно руководителем и является государство.

          Аквинат утверждает, что существуют  различные формы власти, однако  не все они в одинаковой  степени реализую счастье и  благо общества. Он различает  олигархию, монархию, тиранию и  ее разновидность - демократию. Наилучшую  форму власти представляет государство,  в котором сочетаются элементы  монархические, аристократические  и демократические.

           Фома вводит различие сущности  власти от ее формы. Первая  происходит от бога, то есть  должна существовать организация,  обеспечивающая порядок и ведущая  людей к определенной цели. Под  формой же подразумевается способ  правления, структура власти. Правда  Фома приводит очень туманную  форму, что "всякая власть  также происходит от бога, хотя  в действительности не происходит  от бога".

           Следовательно, хотя всякая власть  происходит от бога, она может  также не происходить от него. Последний случай имеет место  тогда, когда: а) правитель пришел  к власти при помощи несправедливых  средств; б) когда он правит  несправедливо, то есть вопреки  интересам церкви. Это случается,  когда бог устанавливает в  соответствии со своими планами  плохую власть в целях наказания  подданных.

           Аквинский говорит также о  праве восстать против государственной  власти, когда: а) власть выступает  против законов бога и элементарных  моральных принципов, в этом  случае подданные должны отказаться  повиноваться ей; б) в случае  превышения властью ее компетенции;  в) случай, когда правитель, избранный  легально, начинает поступать несправедливо.

           Так выглядит учение Фомы о  государстве, оно содержит лишь  видимость демократических элементов,  а в сущности выражает интересы  церкви. 

             

                                                  2.  Право и его виды 

           А) Вечное право. Право как совокупность правил и норм составляет разумное распоряжение правящего подданными. Его задача - вести людей ко всеобщему благу. Вечное право - высшее право, под которым понимается совокупность общих божественных принципов правления миром.

            Б)  Естественное право. Вечное  право является источником естественного  права, существующего благодаря  сопричастности богу. Оно вневременное, вечное, неизменное и имеет разумный  характер, то есть доступно лишь  разумным созданиям, которые познают  его при помощи собственного  интеллекта.

           В)  Человеческое, или позитивное  право. Применение принципов естественного  права к общественной жизни.  Оно выводится из вечного права  не непосредственно, а опосредованно  и является изменяемым, хотя и  имеет некоторые постоянные элементы. 
 
 

                                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                    

                                            

                                        Заключение 
 

          Из различия форм, являющихся  подобием бога в вещах, Фома  выводит систему порядка материального  мира. Формы вещей независимо  от степени их совершенства сопричастны творцу, благодаря чему занимают определенное место в универсальной иерархии бытия. Это касается всех областей материального мира и общества. По мнению Фомы, необходимо, чтобы одни занимались сельским хозяйством, другие были пастухами, а третьи - строителями. Для божественной гармонии социального мира необходимо также, чтобы существовали люди, занимающиеся духовным трудом и работающие физически. Каждый человек выполняет определенную функцию в жизни общества, и все творят определенное благо.

            Таким образом, согласно учению  Фомы, различия в функциях, выполняемых  людьми, являются результатом не  общественного разделения труда,  а целевой деятельности бога. Социальное и классовое неравенство  - это не следствие антагонистических  производственных отношений, а  отражение иерархии форм в  вещах. Все это по существу  служило Аквинату для оправдания  феодальной социальной лестницы.     

            Философия Фомы Аквинского не  сразу получила всеобщее признание  среди схоластических течений  средневековья. Фома Аквинский  имел противников в ордене  доминиканцев, среди некоторых представителей  духовенства, латинскими аверроистами. Однако, несмотря на первоначальные  нападки, с XIV в. Фома становится высшим авторитетом церкви, признавшей его доктрину в качестве своей официальной философии. С этого времени церковь использует его учение в борьбе со всякими движениями, направленными против ее интересов.

           С этого времени на протяжении  нескольких столетий философия  Фомы Аквинского культивировалась.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    

                       

                     Использованная литература: 
 

     1.   "Антология  мировой философии"  т. 1 

     2.    Боргош  Ю.  " Фома Аквинский" 

     3.   Соколов  В.В. "История древней  и средневековой   

                           зарубежной философии" 

Информация о работе Философия Фомы Аквинского