Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:56, реферат
Фома Аквинский родился в 1225 году, умер в 1274 году, считается величайшим представителем схоластической философии. Св. Фома был сыном графа Аквинского, замок которого был расположен близ Монте Кассино, в Неаполитанском королевстве, где началось его образование
Нижегородский институт менеджмента и бизнеса
| |
Труды Аквинского включают два трактата, охватывающих широкий спектр тем — «Сумма теологии» и «Сумма против язычников», дискуссии по теологическим и философским проблемам («Дискуссионные вопросы» и «Вопросы на различные темы»), комментарии на несколько книг Библии, на 12 трактатов Аристотеля, на «Сентенции» Петра Ломбардского", на трактаты Боэция, на анонимную «Книгу о причинах», а также ряд сочинений на философские и религиозные темы и стихотворных текстов для богослужения. «Дискуссионные вопросы» и «Комментарии» явились плодом его преподавательской деятельности, включавшей диспуты и чтение текстов. Наибольшее влияние на философию Фомы оказал Аристотель, творчески переосмысленный им; также заметно влияние неоплатоников, греческих комментаторов Аристотеля, Цицерона, Августина, Боэция, Ансельма Кентерберийского, Иоанна Дамаскина, Авиценны, Гебироля и Маймонида и многих других.
Система Аквинского базируется на идее согласия двух истин — основанных на откровении и выводимых разумом: к некоторым истинам, полученным из откровения (божественное триединство, воскрешение во плоти и др.) разум не в состоянии прийти, пользуясь собственными средствами, однако эти истины хотя и превосходят разум, но не противоречат ему.
Гносеология. В рамках гносеологии Фома выделяет несколько типов познания: (1) абсолютное знание вещей, осуществляемое в едином акте интеллектом, (2) знание без обращения к материальному миру, осуществляемое нематериальными интеллигенциями и (3) дискурсивное познание, осуществляемое интеллектом, «затемненным» из-за удаления от источника истины. Теория «человеческого» познания формируется в полемике с платоническим учением об идеях как объектах познания. Фома отвергает как самостоятельное существование идей, полагая, что они могут существовать только в божественном интеллекте как прообразы вещей, в единичных вещах и в человеческом интеллекте в результате познания вещей («до вещи, в вещи, после вещи»), так и наличие «врожденных идей» в человеческом интеллекте. Чувственное познание материального мира является единственным источником интеллектуального познания. Познание нематериальных объектов (истины, ангелов, Бога и пр.) возможно лишь в соотношении с познанием материального мира. Бог есть бытие и источник бытия для всего сущего.
Учение о человеке. Как первопричина, Бог создает роды и виды вещей, наделенных различной степенью совершенства. Особое место в творении занимает человек, заключающий в себе два мира — материальный и духовный, являющийся единством материального тела и души как формы тела. Человек отличается от животного мира наличием способности познания и, на основании этого, способностью совершать осознанный выбор. Во взаимоотношении двух высших способностей человека — интеллекта и воли, преимущество принадлежит интеллекту. Наряду с собственными усилиями человека для совершения благих действий требуется также божественная благодать.
Этика. Будучи первопричиной вещей, Бог является конечной целью их устремлений; конечной целью благих человеческих действий является достижение блаженства, состоящее в созерцании Бога, все остальные цели оцениваются в зависимости от их направленности на конечную цель, уклонение от которой представляет собой зло. Началами нравственных деяний с внутренней стороны являются добродетели, с внешней — законы и благодать. Нравственную жизнь Фома не мыслит вне наличия теологических добродетелей — веры, надежды и любви.
Политика и право. Закон определяется как «любое повеление разума, которое провозглашается ради общего блага тем, кто печется об общественности» (Сумма теологии I—II, 90, 4). Благо отдельного человека, общества определяется божественным замыслом, и нарушение человеком божественных законов является действием, направленным против его собственного блага. Следуя Аристотелю, Фома полагал для человека естественной общественную жизнь, требующую управления ради общего блага. Фома выделял шесть форм правления: в зависимости от принадлежности власти одному, немногим или многим и в зависимости от того, исполняет ли данная форма правления надлежащую цель — сохранение мира и общего блага, или же преследует частные цели правителей, противоречащие общественному благу. Справедливые формы правления — монархия, аристократия и полисная система, несправдливые — тирания, олигархия и демократия. Наилучшая форма правления — монархия, поскольку движение к общему благу наиболее эффективно осуществляется, направляясь единым источником; соответственно наихудшая форма правления — тирания, поскольку зло, осуществляемое волей одного, больше, чем зло, проистекающее из множества различных воль, кроме того демократия лучше тирании тем, что служит благу многих, а не одного. Фома оправдывал борьбу с тиранией. Церковную власть Фома ставил выше светской
Я считаю, что учение Аквинского оказало большое влияние на католическую теологию и философию, чему способствовала канонизация Фомы в 1323 г. и признание его наиболее авторитетным католическим теологом. Идеи Фомы получили развитие в рамках философского направления, именуемого «томизмом». В течении ряда веков философия Фомы не играла заметной роли в философском диалоге, развиваясь в узко-конфессиональных рамках, однако с конца XIX века учение Фомы вновь начинает вызывать широкий интерес и стимулировать актуальные философские исследования; возникает ряд философских направлений, активно использующих философию Фомы, известных по общим наименованием «неотомизм».