Философия Фомы Аквинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:56, реферат

Краткое описание

Фома Аквинский родился в 1225 году, умер в 1274 году, считается величайшим представителем схоластической философии. Св. Фома был сыном графа Аквинского, замок которого был расположен близ Монте Кассино, в Неаполитанском королевстве, где началось его образование

Файлы: 1 файл

Фома Аквинский.doc

— 52.00 Кб (Скачать)


                                    Нижегородский институт менеджмента и бизнеса

                                               Кафедра философии и социальных наук

 

 

 

 

 

                                                                 Реферат:

                                                 по курсу: «Философия»

 

 

                                                                     Тема:

                                              Философия Фомы Аквинского

 

 

 

 

 

                                                            Выполнила: студентка 2 курса ГФ Рябова Елена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Нижний Новгород

                                                                    2008

                                                                

 

                                 Биография

Фома Аквинский родился в 1225 году, умер в 1274 году, считается величайшим представителем схоластической философии. Св. Фома был сыном графа Аквинского, замок которого был расположен близ Монте Кассино, в Неаполитанском королевстве, где началось его образование. Шесть лет провел в университете Фридриха II в Неаполе; затем вступил в доминиканский орден и отправился в Кельн, чтобы продолжить образование под руководством Альберта Великого, который был ведущим аристотеликом среди философов того времени. Проведя некоторое время в Кельне и Париже, св. Фома в 1259 году возвратился в Италию, где прошла вся его остальная жизнь, за исключением 1269-1272 годов. Эти три года он пробыл в Париже, где у доминиканцев на почве их приверженности аристотелизму возникли нелады с университетскими властями; их заподозрили в еретических симпатиях к аверроистам, которые составляли в университете могущественную партию. Аверроисты, основываясь на собственном толковании Аристотеля, утверждали, что душа, поскольку она является индивидуальной, не обладает бессмертием; бессмертие принадлежит лишь разуму, который безличен и един в различных существах. Когда аверроистов привлекли к ответственности, указав, что подобная доктрина противоречит католическому вероучению, они прибегли к уловке в виде «двойственной истины»: в философии существует одна истина, основанная на разуме, в теологии - другая, основанная на откровении. Все это навлекло на Аристотеля дурную славу, и задачей св. Фомы и было исправить то зло, которое причинила приверженность арабским доктринам. С этой задачей он справился с замечательным успехом.

      В отличие от предшественников Аквинский обладал полным знанием сочинений Аристотеля. Друг Аквинского У. Мербскс снабдил его переводами с греческого языка, сам он писал комментарии. До эпохи Аквинского представления людей об Аристотеле были затемнены неоплатонистскими наслоениями. Он же следовал подлинному Аристотелю, а к платонизму относился с антипатией. Аквинскому удалось убедить представителей церкви в том, что систему Аристотеля следовало предпочесть сложившейся системе христианской философии и что мусульманские и христианские аверроисты дали неверное истолкование Аристотеля. Эта тенденция сохранена и поныне, Аристотель признан как некий источник, начинатель научной мысли в христианском мире, однако это сужает наше представление о развитии науки и научной мысли в целом.После смерти Аквинскому был присвоен титул «ангельский доктор». В 1323 году причислен к лику святых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Философские взгляды

Труды Аквинского включают два трактата, охватывающих широкий спектр тем — «Сумма теологии» и «Сумма против язычников», дискуссии по теологическим и философским проблемам («Дискуссионные вопросы» и «Вопросы на различные темы»), комментарии на несколько книг Библии, на 12 трактатов Аристотеля, на «Сентенции» Петра Ломбардского", на трактаты Боэция, на анонимную «Книгу о причинах», а также ряд сочинений на философские и религиозные темы и стихотворных текстов для богослужения. «Дискуссионные вопросы» и «Комментарии» явились плодом его преподавательской деятельности, включавшей диспуты и чтение текстов. Наибольшее влияние на философию Фомы оказал Аристотель, творчески переосмысленный им; также заметно влияние неоплатоников, греческих комментаторов Аристотеля, Цицерона, Августина, Боэция, Ансельма Кентерберийского, Иоанна Дамаскина, Авиценны, Гебироля и Маймонида и многих других.

Система Аквинского базируется на идее согласия двух истин — основанных на откровении и выводимых разумом: к некоторым истинам, полученным из откровения (божественное триединство, воскрешение во плоти и др.) разум не в состоянии прийти, пользуясь собственными средствами, однако эти истины хотя и превосходят разум, но не противоречат ему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Философские открытия

Гносеология. В рамках гносеологии Фома выделяет несколько типов познания: (1) абсолютное знание вещей, осуществляемое в едином акте интеллектом, (2) знание без обращения к материальному миру, осуществляемое нематериальными интеллигенциями и (3) дискурсивное познание, осуществляемое интеллектом, «затемненным» из-за удаления от источника истины. Теория «человеческого» познания формируется в полемике с платоническим учением об идеях как объектах познания. Фома отвергает как самостоятельное существование идей, полагая, что они могут существовать только в божественном интеллекте как прообразы вещей, в единичных вещах и в человеческом интеллекте в результате познания вещей («до вещи, в вещи, после вещи»), так и наличие «врожденных идей» в человеческом интеллекте. Чувственное познание материального мира является единственным источником интеллектуального познания. Познание нематериальных объектов (истины, ангелов, Бога и пр.) возможно лишь в соотношении с познанием материального мира. Бог есть бытие и источник бытия для всего сущего.

Учение о человеке. Как первопричина, Бог создает роды и виды вещей, наделенных различной степенью совершенства. Особое место в творении занимает человек, заключающий в себе два мира — материальный и духовный, являющийся единством материального тела и души как формы тела. Человек отличается от животного мира наличием способности познания и, на основании этого, способностью совершать осознанный выбор. Во взаимоотношении двух высших способностей человека — интеллекта и воли, преимущество принадлежит интеллекту. Наряду с собственными усилиями человека для совершения благих действий требуется также божественная благодать.

Этика. Будучи первопричиной вещей, Бог является конечной целью их устремлений; конечной целью благих человеческих действий является достижение блаженства, состоящее в созерцании Бога, все остальные цели оцениваются в зависимости от их направленности на конечную цель, уклонение от которой представляет собой зло. Началами нравственных деяний с внутренней стороны являются добродетели, с внешней — законы и благодать. Нравственную жизнь Фома не мыслит вне наличия теологических добродетелей — веры, надежды и любви.

Политика и право. Закон определяется как «любое повеление разума, которое провозглашается ради общего блага тем, кто печется об общественности» (Сумма теологии I—II, 90, 4). Благо отдельного человека, общества определяется божественным замыслом, и нарушение человеком божественных законов является действием, направленным против его собственного блага. Следуя Аристотелю, Фома полагал для человека естественной общественную жизнь, требующую управления ради общего блага. Фома выделял шесть форм правления: в зависимости от принадлежности власти одному, немногим или многим и в зависимости от того, исполняет ли данная форма правления надлежащую цель — сохранение мира и общего блага, или же преследует частные цели правителей, противоречащие общественному благу. Справедливые формы правления — монархия, аристократия и полисная система, несправдливые — тирания, олигархия и демократия. Наилучшая форма правления — монархия, поскольку движение к общему благу наиболее эффективно осуществляется, направляясь единым источником; соответственно наихудшая форма правления — тирания, поскольку зло, осуществляемое волей одного, больше, чем зло, проистекающее из множества различных воль, кроме того демократия лучше тирании тем, что служит благу многих, а не одного. Фома оправдывал борьбу с тиранией. Церковную власть Фома ставил выше светской

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             Вклад в философию

       Я считаю, что учение Аквинского оказало большое влияние на католическую теологию и философию, чему способствовала канонизация Фомы в 1323 г. и признание его наиболее авторитетным католическим теологом. Идеи Фомы получили развитие в рамках философского направления, именуемого «томизмом». В течении ряда веков философия Фомы не играла заметной роли в философском диалоге, развиваясь в узко-конфессиональных рамках, однако с конца XIX века учение Фомы вновь начинает вызывать широкий интерес и стимулировать актуальные философские исследования; возникает ряд философских направлений, активно использующих философию Фомы, известных по общим наименованием «неотомизм».

 



Информация о работе Философия Фомы Аквинского