Философия, её роль в жизни человека и общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:57, реферат

Краткое описание

Философия – древнейшая и увлекательнейшая область человеческого знания. Особый вид духовной жизни человека. Философия возникла в VII-VI веках до нашей эры одновременно в Древней Греции, Китае, Индии. Истоки философии – мифология и религия. Возникла философия в раннем классовом обществе из потребности обобщить весь опыт познания мира человека и сформировать целостную картину мира. Философия развивалась, как наука наук. Впервые термин «философия» употребил Пифагор. «Фило» - любовь, «софия» - мудрость. Любовь к мудрости.

Оглавление

Введение
Понятие мировоззрения и его структура
Дофилософские типы мировоззрения: мифология и религия
Философия как теоретическая основа мировоззрения
Соотношение философии и науки
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

философия реферат.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

       Однако философия не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама оказывает воздействие на их развитие, причем опять-таки как положительное, так и отрицательное. Философия, конечно, не призвана делать какие-либо открытия естественно-научного характера. Ее влияние осуществляется через философское мировоззрение, которое так иначе воздействует на первоначальные позиции ученого, его отношение к миру и познанию, а также на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, евгеники, генной инженерии и т.п.).

     Наконец, третий аспект — философия и вненаучное знание. При этом вненаучное знание мы разделим, с известной долей условности, на заблуждения, связанные с исследованиями людей, убежденных, что они создают подлинную науку, и паранауку (антинауку, псевдонауку, «альтернативную науку»), куда входят такие «науки», как астрология, оккультные «науки», магия, колдовство и т.д.

   Говоря о соотношении философии и «заблуждающегося разума», следует, на наш взгляд, рассматривать последний в качествемомента развития научного знания и философии. Причем с исторической точки зрения этот момент является необходимым в силу самого характера процесса познания, и он свойствен любой науке. Философия также не может быть гарантирована от заблуждений.

    Отношение философии и паранауки. Отметим, что некоторые авторы, особенно это касается представителей и приверженцев концепции «постмодернизма», призывают использовать любые учения, вплоть до мистики, суеверий, магии, астрологии и т.д., лишь бы они оказывали терапевтическое воздействие на современное больное общество и индивидов.        Они полагают, что статус научного миропонимания в современном обществе не выше, чем любого функционального мифа, и выступают, по существу, за беспредельный мировоззренческий плюрализм. Однако подобная позиция абсолютной нейтральности научного мировоззрения к псевдонауке ведет к интеллектуальному анархизму. Более того, при таком подходе научного сообщества к псевдонауке, который ширится в современном мире, мы можем уже достаточно скоро оказаться свидетелями победы суеверия над научным мировоззрением.

       Необходимо сказать, что наиболее велико влияние паранауки именно в критические моменты развития общества и индивида. Это потому, что паранаука действительно выполняет некоторую психо- и интеллектуально-терапевтическую функцию, служит определенным средством адаптации к жизни в период социальной и индивидуальной нестабильности. Ведь в трудную минуту всегда легче обратиться к Богу, астрологу, колдуну и т.д., чем к разуму и научному мировоззрению, ибо упование на трансцендентные силы связано лишь с верой и ожиданием свыше какого-то блага. А это освобождает индивида от необходимости делать свой собственный, порой трудный, выбор и от ответственности за положение дел и сравнительно легко обеспечивают душевный комфорт. Между тем строгие научные выводы, обращенные к разуму и совести личности, мало кому приносят счастье и душевное спокойствие, ибо возлагают ответственность за поступки на самого человека.

     Что же касается рационалистической и научной философии, то ее статус, общекультурное значение и просветительская функция, по нашему мнению, несовместимы с теми псевдонаучными бессмыслицами, которые непрерывно обрушиваются на голову современного человека. Это требует от представителей данной философии более активного распространения научного миропонимания. И дело тут не в каких-то мировоззренческих амбициях, а в том, что игнорирование научного миропонимания может повлечь за собой опасные социальные последствия. Эта опасность возрастает во много раз, когда наблюдается союз политической власти типа и паранауки. Примерами тут могут служить и инквизиция, и религиозный фанатизм, и фундаментализм, и фашизм, а также лысенковщина, гонения на кибернетику, генетику и т.д.

 

Заключение

 

Философия - это исторически развивающаяся система фундаментальных идей, теоретически объясняющих и оценивающих отношение человека к миру, а также ориентирующих его в его жизнедеятельности в контексте принятой в данной цивилизации системы духовных ценностей.

    Философия возникает на базе мифологии и религии, отбрасывая всё, что связано с некритическим восприятием действительности, делая при этом упор не на веру, а на разум человека.

    Возникновение философии есть закономерный результат развития общественного сознания, коренной поворот в духовной жизни общества.

    Возникновение философии тесно связанно с заменой миросозерцания на мировоззрение, которое, в свою очередь, является сложным интегральным образованием знаний, ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры, сомнения.

    Истоками философии явились мифология и религия, но в отличии от последних, философия в объяснении мира и человека опирается не на веру, а на мощь разума, на способность его к научному исследованию реальности, в результате чего становится основой научного мировоззрения.

   Философия включает в себя ряд дисциплин: онтологию, гносеологию, аксиологию и т.п. Каждая из них имеет свои проблемы и располагает собственным кругом понятий.

     Будучи сердцевиной духовной культуры общества, выражая собой своеобразие исторической эпохи, философия, в принципе, носит общечеловеческий характер, что никоим образом не мешает её нацеленности на социально-экономические ценности, служащие ориентиром для прогрессивного развития общества.

    Функционируя в системе культуры общества, философия разрабатывает теоретические основы мировоззрения, аксиологические проблемы, логико-методологические основы научного познания.

    В условиях растущей дифференциации научного знания философия принимает активное участие в интеграционных процессах, в синтезе достижений отдельных наук в единую картину мира.

   Философия как наука имеет большую практическую значимость. Она помогает личности офицера-ракетчика ясно судить о том, что происходит вокруг в природе, в обществе и в сознании людей.

   Исходные типы мировоззрения сохраняются на протяжении всей истории.

"Чистые" типы мировоззрения практически  не встречаются и в реальной жизни образуют сложные и противоречивые сочетания.

 

 

Литература

 

  1. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. – М., 2003.

 

  1. Философия. Учебник для вузов. Отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов-на-Дону, 1999г.

 

  1. Фролов И.Т. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - 623 с.
  1. Кузнецов В. Г. и др. Философия. М., 1999 г.

 

 

 

 


Информация о работе Философия, её роль в жизни человека и общества