Философия, её предмет и роль в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 10:21, контрольная работа

Краткое описание

Философия — это такая область духовной деятельности человека, которая основывается и на особом, философском типе мышления, лежащем в основе именно философского познания (о котором мы уже частично говорили), и на самостоятельности предмета философии. Причем если специфика философского типа мышления практически ни у кого не вызывала сомнения (даже противники философии признают за ней свой тип мышления, который, впрочем, активно ими критикуется,— но это уже другой вопрос), то наличие у философии своего особого предмета познания оспаривалось и до сих пор оспаривается многими исследователями, особенно теми, кто абсолютизирует значение конкретно-научного знания.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ МИРОВОЗРЕНИЯ.
2. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИЯ – РЕЛИГИОЗНАЯ И НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА.
3.ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ. МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ.
4. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.
4.1. МИРОВОЗРЕНЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.
4.2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.
ЗКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО ФИЛОСОФИИ.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

Мировоззрение, в структуру  которого входят идеалы, нельзя определять как просто отражение действительности. Наличие в нем идеалов характеризует  его как опережающее отражение, как такую идеальную силу, которая не только отражает действительность, но и ориентирует на ее изменение. «Жизнь идет к совершенству, руководясь идеалом,— тем, что еще не существует, но мыслится, воображается возможным к осуществлению. Действительность всегда суть воплощение идеала, и, отрицая, изменяя ее, мы делаем это потому, что идеал, воплощенный нами же в ней, уже не удовлетворяет нас,— мы имеем — создали в воображении — иной, лучший» 2. Но сами по себе идеалы еще не формируют целостного и действенного мировоззрения, если они не сопряжены с социально-политической практикой масс. Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания и образования. Его формирование начинается с детства (с процесса начала социализации ребенка, приобщения его к жизни общества) и продолжается, совершенствуясь, по существу, в течение всей жизни. Оно определяет жизненную позицию, реализуясь в характере трудовой и социальной активности, в семье, и обществе. В конечном счете, мерилом мировоззренческой зрелости человека выступают его поступки, дела.

Основываясь на марксистском принципе историзма в изучении мировоззрения  как целостного явления, можно говорить об исторических типах мировоззрения, в которых в концентрированном  виде отложились обусловленные той  или иной исторической эпохой, тем или иным общественным классом определенные нормы и принципы сознания, стили мышления. Поскольку человеческое общество социально неоднородно, постольку применительно к различным социальным группам, классам можно говорить о различных социальных тинах мировоззрения. В антагонистическом обществе нет и не может быть единого мировоззрения, ибо каждый класс имеет свое специфическое мировоззрение. И в зависимости от того, совпадают ли интересы данного класса с объективной тенденцией общественного развития, является ли он носителем более прогрессивного способа производства или нет, его мировоззрение по своему содержанию, общественной значимости может быть последовательно научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, революционным или реакционным. Так, мировоззрение буржуазии, когда она как восходящий класс противостояла феодализму, было сначала прогрессивным. После же утверждения ее у власти ее мировоззрение становится консервативным или реакционным.

В противоположность  буржуазному социалистическое мировоззрение, обобщая достижения науки и общественной практики, является последовательно научным, интернационалистическим, гуманистическим. «Марксизм-ленинизм — величайшее революционное мировоззрение. Он обосновал самую гуманную цель, какую когда-либо ставило перед собой человечество,— создание на Земле справедливого социального строя. Он указывает путь к научному изучению общественного развития как единого, закономерного во всей громадной разносторонности и противоречивости процесса, учит правильно разбираться в характере и взаимодействии экономических и политических сил, избирать верные направления, формы и методы борьбы, уверенно чувствовать себя на крутых исторических поворотах». (1 Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. М., 1986, с. 84.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИЯ – РЕЛИГИОЗНАЯ И НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА.

 

Картина мира — система  интуитивных представлений о  реальности. Картину мира можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя Картина мира. Картина мира древних индийцев не похожа на Картину мира средневековых рыцарей, а картина мира рыцарей не похожа на картину мира их современников-монахов.

Философская картина  мира осмысливает мироздание в плане  взаимоотношений человека и мира во всех ракурсах  онтологическом, познавательном, ценностном и деятельностном. Вот  почему философские картины мира не похожи одна на другую. Их объединяет и отличает от религиозной и мифологической картин мира, то, что философия относится к теоретическому способу освоения мира. Этот способ характеризуется тем, что человек познает мир в понятиях, умозрительно (в мысли, в слове). Философское знание, это знание или взгляд живого человека. Поэтому наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему.

Философия отдает отчет  в том, что мир бесконечно сложен, необъятен и бесконечен. Для философии остается один путь - понять мир не «вширь», а» вглубь», не в многообразии его явлений, а в единстве его сущности. Тогда философская картина мира осмысливается как системно-рационализированную совокупность представлений о мире в целом, включая в него и самого человека. Системообразующим принципом философской картины мира вступает понятие бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием.

Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты – их существования, что задает миру исходную целостность и гарантирует миру устойчивое существование.

Признанием бытия, как  сущего, неизменного и единого  делает мир серьезным и ответственным, предсказуемым. Воздерживаясь от темы бытия, или отрицая ее, философия  порождает нигилистическое мировоззрение. Действительно, если нет бытийной опоры, то все теряет надежду, все «суета сует». Потеря веры в вечный и неизменный абсолют приводит к тому, что человек начинает действовать по собственному произволу.

Религиозная картина  мира обобщает религиозный опыт людей  и делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Земное и небесное, человеческое и божественное – предмет религиозных размышлений. Причем тот мир, мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в бытии духовном. Центральный пункт религиозной картины мира – образ Бога (богов) как высшей истинной реальности. Она выражает иерархическую упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем, в зависимости от его отношения к Богу.

Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. В этом значении ее именуют общей научной картиной мира, которая включает представления как о природе, так и о жизни общества. Аспект общей научной картины мира, который соответствует представлениям о структуре и развитии природы, принято называть естественно-научной картиной мира.

Научная картина мира — целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов, а также методология получения научного знания.

В процессе развития науки  происходит постоянное обновление идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий. Таким образом, научная картина мира — не догма и не абсолютная истина. В то же время, научные представления приближены к истине, так как основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей. В результате научные знания позволяют делать верные предсказания о свойствах нашего мира и способствуют развитию человеческой цивилизации. Противоречия между научными концепциями преодолеваются путём выявления новых фактов и сравнения их с предсказаниями различных теорий. В таком развитии — суть научного метода.

Научная картина мира существенно отличается от религиозных  представлений о мире, которые  основаны не столько на доказанных фактах, сколько на авторитете пророков и религиозной традиции. Религиозные интерпретации концепции мироздания постоянно изменяются, чтобы приблизить их к современным научным трактовкам. Догмы разных религий, как правило, противоречат друг другу, и эти противоречия весьма трудно преодолеть (в отличие от научных противоречий, которые преодолеваются экспериментальным путём).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ. МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ.

 

За решение какой  бы проблемы ни взялся философ, как  бы он ни разматывал нить философской  мысли, он рано или поздно натолкнется на вопрос, который ему не обойти, как бы ему этого ни хотелось. Это и есть основной вопрос философии — вопрос об отношении мышления к бытию. «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии,— согласно Ф. Энгельсу,— есть вопрос об отношении мышления к бытию»  (Маркс Я., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 282.)

 Столкнувшись с  этим вопросом, философ должен  волей-неволей выбрать для себя  позицию, которая будет определяющей  для всей его философии,— материалистическую  или идеалистическую.

Смысл основного вопроса философии заключается в признании двух фундаментальных типов реальности — объективной, материальной и субъективной, идеальной, из которых одна предшествует другой и порождает ее. Материя предшествует сознанию, или, наоборот, сознание предшествует материи? Материя на определенном уровне своего развития порождает свой высший цвет — разум, или, наоборот, мировой дух творит материальный мир? А может быть, они сосуществуют как равноправные субстанции? Эти проблемы, составляющие стержень основного вопроса философии, образуют одну его сторону.

Материализм отвергает  все антинаучные трактовки происхождения  и сущности мира. За исходное он берет  мир, существующий объективно, независимо от сознания человека и человечества. Объяснение мира из него самого — таков мировоззренческий и методологический принцип материализма. Идеализм стоит на противоположной позиции, считая, что развитие мира определяется духовным началом. Существовали в истории философии и такие философы, которые признавали равноценность, равноправие обоих начал — материального и духовного. Их называли дуалистами.

Другой стороной основного  вопроса философии является не менее  принципиальный вопрос о познаваемости  мира. Может ли человек постичь. Объективные  законы мира или мир непознаваем? Те, кто считает, что мир принципиально непознаваем. Называются агностиками. Наиболее ярким примером агностицизма является религиозная философия, отрицающая познаваемость мира, дабы утвердить примат веры над разумом.

Почему вопрос об отношении  мышления к бытию — этот, казалось бы, довольно отвлеченный вопрос — является именно основным? Потому что от сути его решения, как от истока многоводной реки, берут свое начало не только все иные проблемы собственно философии (проблема определения метода. Проблема практики и истины, проблема движущих сил истории и др.), но и общетеоретические, мировоззренческие вопросы любых других наук, пытающихся проникнуть в существо мироздания, жизни, то есть тех паук, которые вносят существенный вклад в создание научной картины мира.

Применительно к социальной истории, к истории общества основной вопрос философии решается как вопрос о соотношении общественного  бытия и общественного сознания. От того или иного ответа на этот вопрос зависит, в свою очередь, и  понимание определяющих сил общественного развития: идеи, разум ли правит историей, или основой общественного развития является материальное производство и вытекающие из него социально-экономические и иные общественные отношения. Следовательно, основной вопрос философии — это не просто вопрос об отношении мышления к бытию вообще, но и более конкретно: вопрос об отношении общественного сознания к общественному бытию. Его материалистическое понимание применительно к обществу выражается емко и просто: общественное бытие, в конечном счете, определяет общественное сознание, которое, будучи производно. В свою очередь, оказывает активное обратное воздействие на это бытие. Идеализм же в этом вопросе занимает прямо противоположную позицию, различаясь лишь трактовкой природы движущей силы то ли ею является бог, то ли объективный мировой дух, то ли идеи исторических личностей.

В своем развитии философский  материализм прошел ряд существенных этапов от наивного в древности, через механистический и метафизический к высшей форме — диалектическому материализму. Об этих этапах мы скажем подробнее в дальнейшем. Здесь же отметим, что, поскольку люди в своей жизни не могут не считаться с фактом объективного существования материального мира, постольку они в своей повседневной практике действуют как материалисты: одни — стихийно, а другие — сознательно, теоретически, философски осмысленно. История науки знает немало примеров, когда ученые, не приемля материалистического истолкования основного вопроса философии, на деле в своей науке стихийно основывались на принципах материализма в объяснении сущности явлений: ученый отличается в своих общих воззрениях интересом и почтением к объективному началу.

Идеализм так же неодинаков в своих формах. Так, объективные идеалисты, начиная от древних и кончая современными, признают существование реального мира вне человека, но считают, что в основе его лежит разум (Платон, Гегель и др.). В рамках такой рационалистической объективно-идеалистической философии действительность мыслится как разумная, а разум трактуется как основа мира, то есть он существует сам по себе, вне разумных существ. Другая разновидность объективного идеализма — иррационалистическая (Шопенгауэр и др.) принимает за исходный принцип бессознательное неразумное начало — «жизненный порыв», безличную волю и т. п.

С точки зрения субъективного  идеализма объективный мир, независимый  от человека, не существует, он есть не что иное, как порождение субъективных познавательных способностей человека, его ощущений, восприятия. Отсюда — основополагающая идея субъективного идеализма: «вещи суть комплексы ощущений» (Беркли, Мах), и существовать, быть — значит быть воспринимаемым органами чувств человека. Субъективные идеалисты утверждают, что наши усилия выйти за пределы сознания тщетны, и поэтому признание бытия внешнего мира, независимого от сознания, недопустимо. Да, действительно, мы знаем мир в его данности человеку, в той мере, в какой он отразился в нашем сознании, через ощущения. Но это совсем не значит, что восприятие мира и есть сам мир. Ведь даже обыденный опыт показывает, что предметы восприятия продолжают существовать и тогда, когда мы их не воспринимаем,— и до, и во время, и после восприятия. Иными словами, даже обыденный опыт утверждает, что бытие вещей не зависит от акта их восприятия. Логическое развитие идей субъективного идеализма ведет к солипсизму — утверждению, что существую лишь «я» и, кроме меня, ничего и никого нет. Субъективный идеалист, таким образом, похож на человека, который как бы оказался в комнате, состоящей из одних волшебных зеркал, где он со всех сторон видит только себя и никак не может найти выхода, всюду натыкаясь на свое же собственное изображение.

Информация о работе Философия, её предмет и роль в обществе