Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 19:30, контрольная работа
1). Вряд ли мы ошибёмся, если дадим такой ответ на поставленный вопрос: каждый человек хочет жить достойной жизнью, в любви и согласии с людьми, в гармонии с миром и своей совестью; каждый человек хочет достичь больших успехов и счастья. Но жизнь очень не проста. Ежедневно мы сталкиваемся с проблемами, нарушающими гармонию нашей жизни и требующими от нас напряжения всех наших сил.
Тема №1 Предмет философии и ее роль в обществе.
1.Связь философии с жизнью . 2.Предмет философии. Функции философии в культуре. 3.Соотношение философии и науки.
4.Основные философские направления.
1). Вряд ли мы ошибёмся, если дадим такой ответ на поставленный вопрос: каждый человек хочет жить достойной жизнью, в любви и согласии с людьми, в гармонии с миром и своей совестью; каждый человек хочет достичь больших успехов и счастья. Но жизнь очень не проста. Ежедневно мы сталкиваемся с проблемами, нарушающими гармонию нашей жизни и требующими от нас напряжения всех наших сил. И, совершенно естественно, большинство из нас стремится решать сначала именно повседневные проблемы. И испытываем потребность мы, прежде всего, в тех знаниях, которые были бы полезны именно для решения этих проблем. Обратившись к философии и родственным ей областям знания, можно значительно расширить свой интеллектуальный горизонт и достичь иных, более глубоких уровней самопознания. В этом и заключается назначение философии.
Философия
одна из древнейших и
Философия зародилась в VI-VII в. до н.э. почти
одновременно в Индии, Китае, Древней Греции.
Она возникла в раннем рабовладельческом
обществе в связи с тем, что обыденные
виды познания не могли дать полную картину
мира и места человека в нем. Кроме того,
философия в отличие от мифологии и религии,
которые являются её истоками, стремится
опираться в своих выводах на точные научные
факты. Слово «философия» впервые употребил
ученый Пифагор (580-500 г. до н.э.) это слово
означает «фило»-любовь, «софия»-мудрость
(любовь к мудрости, истине). Гераклит считал,
что философия это исследователь природы
вещей. Платон, что философия это познание
сущего или вечного, непреходящего. Призвание
философа- постановка мировоззренческих
вопросов и поиска ответов на них. Возникновение
философии явилось переворотом в жизни
общества. Впервые, была сделана попытка,
прийти к пониманию мира таким, каким он
существует сам по себе. С возникновением
философии начинает формироваться самосознание
человека.
1. Изучение философии позволяет расширить
кругозор и выработать вдумчивое отношение
ко всему, что происходит в окружающем
мире.
2. Философия учит мудрости, глубокому
проникновению в мир природы, чувств человека.
3. Философия учит владению понятиями,
анализировать противоречия, выделять
главное.
4. Её изучение позволяет выйти за узкие
рамки обыденных представлений, делает
духовный мир человека богаче, а личность
интереснее.
Философия-это свободное мышление и искание
истины. Философия делает человека вполне
человеком.
Философия-это наука о наиболее общих
законах развития природы, общества и
человеческого мышления. Это учение о
мире как целом и о месте человека в нем.
2). Философия есть
сложный и изменчивый культурный феномен,
который не укладывается в какую-то раз
и навсегда в данную рубрику. Она может
сближаться с наукой, искусством, религией
и даже принимать их облик. У нее есть много
общего с ними. Границы, отделяющее ее
от них, не являются жестко определенными.
Но ее нельзя подвести ни под понятия науки
, ни под понятия искусства или религии.
Это особая форма культуры, относительно
самостоятельная область духовной деятельности
,отличающейся от всех других ее областей.
Ранняя история философии есть история зарождения теоретической науки. Родив ее, философия сделала великое историческое дело. Но этим культурная миссия философии не исчерпывается. Когда рожденное ее дитя встало на ноги, она не ушла с головой в жизнь своего ребенка, как это делают некоторые родители, а стала жить собственной жизнью и заниматься новыми делами. В ее истории - множество ролей, которые она играла и продолжает играть: она была и руководством к жизни, и упражнением ума, и учением о счастье и добродетели, и изощренной схоластической игрой в абстракции, и служанкой религии, и средством создания социальных утопий, и сферой мистических прозрений и откровений, и особым типом языка, и особого рода художественной «поэзией понятий»... Все это невозможно втиснуть ни в форму науки, ни в какую-либо иную форму. Разнообразие философских идей и учений настолько велико, что может казаться невозможным вообще найти что-либо общее, объединяющее их под знаком философии.
Положение философии в культуре таково, что она, с одной стороны, представляет собою нечто всем знакомое, поскольку каждый в своей жизни так или иначе сталкивается с философскими вопросами и в большей или меньшей степени философствует; а с другой стороны, она требует глубокой эрудиции и развитых навыков абстрактного мышления, так что на профессиональном уровне ею могут заниматься не многие. « Простые люди » задумываясь иногда над такими вещами, как смысл жизни, свобода, истина, бытие Божие и т.д., не имеют возможности опереться в своих размышлениях на традиции и результаты многовековой философской разработки этих проблем. Книжная философская премудрость представляется им мало понятной. Ее логические тонкости, длинные и извилистые пути рассуждений, ускользающие от понимания абстракции кажутся излишними умствованиями. широкой публике философия известна, главным образом понаслышке. На этой основе формируются представления о ней, получающие распространение в культуре,- образы философии.
В свою очередь,
сложившиеся в культуре образы философии
оказывают влияние на работу философов-профессионалов.
У них возникает соблазн
3). Совершенно очевидно, что никакая сфера человеческого духа, и философия в том числе, не может вобрать в себя всю совокупность специально-научных знаний о мироздании философия не может быть наукой всех наук, т. е. стоять над частными дисциплинами, равно как она не может быть одной из частных наук в ряду прочих. Многолетний спор философии и науки о том, в чем больше нуждается общество - в философии или науке - и какова их действительная взаимосвязь, породил множество точек зрения, обилие возможных трактовок и интерпретаций этой проблемы.
Специальные
науки служат отдельным конкретным
потребностям общества: технике, экономике,
искусству врачевания, искусству обучения,
законодательству и др. Они изучают свой
специфический срез действительности,
свой фрагмент бытия. Частные науки ограничиваются
отдельными частями мира. Согласно Гегелю,
научное мышление погружено в конечный
материал и ограничено рассудочным постижением
конечного. Философию же интересует мир
в целом. Она не может примириться с частностью,
ибо устремлена к целостному постижению
универсума. Философия задумывается о
мировом целом, о всеохватывающем единстве
всего сущего, она ищет ответ на вопрос
«Что есть сущее, поскольку оно есть?»
В этом смысле справедливо определение
философии как науки «о первоначалах и
первопричинах».
Частные науки обращены к явлениям и процессам
реальности; существующим объективно,
независимо ни от человека, ни от человечества.
Их не интересует ценностная шкала человеческих
смыслов, они без оценочны. Свои выводы
наука формулирует в теориях, законах
и формулах, вынося за скобки личностное,
эмоциональное отношение ученого к изучаемым
явлениям и тем социальным последствиям,
к которым может привести то или иное открытие.
Фигура ученого, строй его мыслей и темперамент,
характер исповеданий и жизненных предпочтений
также не вызывают особого интереса. Закон
тяготения, квадратные уравнения, система
элементов Менделеева, законы термодинамики
объективны. Их действие реально и не зависит
от мнений, настроений и личности ученого.
Однако для современников науки важны
ценностно-целевые аспекты. Мир в глазах
философа - не просто статичный пласт реальности,
но живое динамичное целое. Это многообразие
взаимодействий, в котором переплетены
причина и следствие, цикличность и спонтанность,
упорядоченность и деструкция, силы добра
и зла, гармонии и хаоса. Философствующий
разум должен определить свое отношение
к миру. Поэтому основной вопрос философии
и формулируется как вопрос об отношении
мышления к бытию (человека к миру, сознания
к материи).
Наука занимает свое достойное место как сфера человеческой деятельности, главнейшей функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Она есть одна из форм общественного сознания, направленная на предметное постижение мира, предполагающая получение нового знания. Цель науки всегда была связана с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, общественные и технические. Считается, что объем научной деятельности, рост научной информации, открытий, числа научных работников удваивается в среднем примерно каждые 5-10 лет. А в развитии науки чередуются нормальные и революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к изменению ее структуры, принципов познания, категорий, методов и форм организации.
Представители отдельных
наук исходят из определенных представлений,
которые принимаются как нечто данное,
не требующее обоснования. Ни один из узких
специалистов в процессе непосредственной
научной деятельности не задается вопросом,
как возникла его дисциплина и как она
возможна, в чем ее собственная специфика,
методы и отличие от прочих. Если эти проблемы
затрагиваются, естествоиспытатель вступает
в сферу философских вопросов естествознания
Философия же в первую очередь стремится
выяснить исходные предпосылки всякого
знания, в том числе и собственно философского.
Она направлена на выявление таких достоверных
основ, которые могли бы служить точкой
отсчета и критерием для понимания и оценки
всего остального (отличия истины от мнения,
эмпирии от теории, свободы от произвола,
насилия от власти). Предельные, пограничные
вопросы, которыми отдельная познавательная
область либо начинается, либо заканчивается,
- излюбленная тема философских размышлений.
4).
Основным в философии традиционно считается
вопрос об отношении мышления к бытию,
а бытия - к мышлению (сознанию). Важность
данного вопроса заключается в том, что
от его достоверного разрешения зависит
построение целостного знания об окружающем
мире и месте человека в нем, а это и является
главной задачей философии .Материя и
сознание (дух) — две неразрывные и в то
же время противоположные характеристики
бытия. В связи этим существуют две стороны
основного вопроса философии — онтологическая
и гносеологическая.
Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?
Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления — соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.
При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:
• объективный идеализм; • субъективный идеализм; • материализм • вульгарный материализм; • дуализм; • деизм;
гносеологической (познавательной) стороны:
• гностицизм;• агностицизм; • эмпиризм (сенсуализм); • рационализм.
Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:
• материализм; • идеализм; • дуализм.
Материализм (так называемая "линия Демокрита") — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.
Следовательно:
• материя реально существует;
• материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);
• материя является самостоятельной субстанцией — не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;
• материя существует и развивается по своим внутренним законам;
• сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);
• сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;
• сознание определяется материей (бытием).
Достоинство материализма — опора на науку,. в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.
Слабая сторона материализма — недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.
Идеализм ("линия Платона") — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяются два самостоятельных направления:
• объективный идеализм;
• субъективный идеализм.
Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:
• реально существует только идея;
• идея первична;
• вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;
• «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.);
• «мир вещей» — материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;
• каждая единичная вещь — воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь — воплощение общей идеи лошади, дом - идеи дома, корабль - идеи корабля и т. д.);
• большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;
• отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.
Слабая черта идеализма — отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).
Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии — материализмом и идеализмом — существуют промежуточные (компромиссные) течения — дуализм, деизм.