Философия, её предмет и роль в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 01:30, курсовая работа

Краткое описание

Философия играет важную роль не только в современном обществе, но и в обществе в целом. Ведь философию можно представить, как науку о противоположности. Различных взглядов и мыслей. Философы излагают свои точки зрения, касающиеся, например, этики, бытия, мировоззрения, а остальное общество должно выбрать наиболее подходящую для себя идею. Мне кажется, что без споров и разногласий философия не смогла бы подняться на такой высокий уровень, на котором она находится на сегодняшний день.

Оглавление

Введение
1. Понятие и структура мировоззрения
2.Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, научное. Философия как теоретическая основа мировоззрения
3. Предмет философии и его структура. Специфика философского знания.
4. Функции философии, и её социальная роль. Гуманистическое содержание философского знания.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 67.30 Кб (Скачать)

   Тема №1. Философия, её предмет и роль в обществе 

План

Введение…………………………………………………………………………2

1. Понятие и структура мировоззрения ……………………………………….3-4

2.Исторические  типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, научное. Философия как теоретическая основа мировоззрения.………………………………………………………………….5-8

3. Предмет философии и его структура. Специфика философского знания.………………………………………………………………………….9-11

4. Функции философии, и её социальная роль. Гуманистическое содержание философского знания.………………………………………………..............12-14

Заключение……………………………………………………………………….15

Список литературы………………………………………………………………16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Мне кажется, что  мышление и знание – это главные   критерии философии. Хотя древняя философия  представляла собой совокупность догадок, которая не опиралась на достижение наук, в наше время философия основывается на результатах логики, психологии, социологии и истории. Философия  играет важную роль не только в современном  обществе, но и в обществе в целом. Ведь философию можно представить,  как науку о противоположности. Различных взглядов и мыслей. Философы излагают свои точки зрения, касающиеся, например,  этики, бытия, мировоззрения, а остальное общество должно выбрать наиболее подходящую для себя идею. Мне  кажется, что без споров и разногласий философия не смогла бы подняться на такой высокий уровень, на котором она находится на сегодняшний день. 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие и структура  мировоззрения

В повседневной жизни каждый человек так или  иначе сталкивается с явлениями  добра и зла, жизни и смерти, справедливости и несправедливости, задумывается  над вопросами о смысле своего присутствия в мире, об устройстве мироздания, о проблемах преходящего бытия на Земле и возможности вечного существования, осуществляет свой жизненный выбор, определяет ориентиры своего отношения к другим людям, обществу и миру в целом. Все эти и другие вопросы  решаются каждым новым поколением людей в конкретно-исторических условиях. Результатом такого решения является установление жизненно значимых факторов (норм нравственности, интересов, знаний, материальных и духовных ценностей и т. д.), выступающих основой поведения и деятельности человека, его отношения к людям, миру, себе самому.  Человек понимает себя, людей, мир,  свое место, в жизни исходя из своего выбора. Система же взглядов, знаний человека о себе, о мире, об отношении к нему и месте в нем составляет основу мировоззрения. 
 
Мировоззрение включает в свою структуру знания, убеждения, ценности, идеалы и другие компоненты. 
 
Знания – это совокупность достоверных сведений о природных явлениях, жизни общества, самом человеке и др. Знания являются основным компонентом мировоззрения. Благодаря наличию  в мировоззрении знаний оно может выступать в качестве своеобразной знаковой модели мира, включающей представления об устройстве общества, об отношении человека к нему, а также программы собственного поведения. 
 
Убеждения представляют собой сформированные или формирующиеся на основе знаний потребности человека мыслить и действовать в соответствии с избранными жизненными ориентирами или ценностями.  Главным элементом убеждений являются принципы или определенные правила  отношения человека к миру, другим людям, различным явлениям и событиям, к самому себе. Убеждения  выступают в качестве индивидуального средства регуляции отношений в обществе и поведения  человека, но также служат специфическим компасом  в  достижении им  жизненных целей. 
Поскольку убеждения опираются на ценности (убеждения еще можно объяснить как осознанную необходимость следования тем или иным ценностным ориентирам), то в совокупности  они образуют нормативно-регулирующий механизм жизни человека в обществе. Ценности составляют содержание принципов мышления и действия. 
 
Ценность 
– это понятие, которое характеризует объекты и процессы, их свойства (включая идеи, знания), являющиеся жизненно важными (в положительном, отрицательном и нейтральном значениях) для человека. 
Ценности определяют правила и образ  жизни человека в обществе. Активная роль ценностей проявляется в форме правовых, политических, религиозных, моральных и других убеждений и принципов. 
В ходе исторического развития ценности постоянно  обновляются. В жизни современного общества особую значимость приобретают экологические ценности, выражающие    деятельность по сохранению природы и обеспечению нормальных природных условий человеческого 
существования. 
 

Во все времена  основополагающую роль в выборе жизненной  позиции играли материальные и духовные ориентиры и ценности. Высшей ценностью, интегрирующей и регулирующей  проявления других  ценностей,  являются  идеалы. 
 
Идеал 
– мысленно конструируемое, более совершенное в сравнении с  настоящим, должное состояние реальности, к которому надлежит стремиться. 
Ценности и идеалы всегда скорректированы с социально-экономическими, духовными и, в целом, конкретно-историческими особенностями культуры.  Идеалы связаны с разрешением противоречия между существующими экономическими, политическими,  социальными и другими условиями развития человека и его постоянным стремлением  к совершенствованию этих условий и самого себя. 

Важной чертой  мировоззрения является сравнительная характеристика явлений мира, истолкование его происхождения и изменчивости. Все это говорит о наличии  в мировоззрении элементов миропонимания, в основе которого лежит способность логического,  рационального мышления.  
Отношение человека к миру, событиям, людям, самому себе, понимание своего места и роли в связях реальности, осмысление происходящих изменений всегда эмоционально окрашены и определенным образом переживаются. Поэтому мировоззрение всегда формируется, развивается и проявляется в жизни  каждого человека в связи с его мироощущением и мировосприятием. 
Мировоззрение складывается в процессе деятельности человека, его адаптации к социальным и природным условиям существования и выполняет активную роль в практическом изменении человеком окружающей действительности  и самого себя. 

В структуре  мировоззрения можно выделить следующие  взаимосвязанные компоненты: 1) познавательный, опирающийся на общие знания о  мире, природе, обществе, человеке; 2) ценностный, включающий ценности, идеалы, убеждения; 3) эмоционально-чувственный, основывающийся на мироощущение, мировосприятии,   т. е. определенном переживании своего рационального и деятельностного отношения к миру,  событиям в нем; 4) практический, задающий содержание и направленность человеческого поведения и деятельности по отношению к природе, обществу, самому человеку    с целью удовлетворения материальных и духовных потребностей. 
Мировоззрение выполняет следующие функции: 1) упорядочивает, систематизирует отдельные знания о природе, обществе, человеке с целью создания обобщенной картины действительности; 2) формирует ценностные ориентации и нормативные образцы поведения и деятельности человека; 3) аккумулирует достижения культуры и транслирует их в форме идеалов, смысложизненных установок, индивидуальных и общественных интересов в систему социальных отношений; 4) активизирует, регулирует и направляет познавательную и практическую деятельность людей в соответствии с их убеждениями, идеалами, нормами морали;  5) «включает» человека в мир природы и жизнь общества как их составную часть и побуждает его действовать в соответствии с их законами и т. д.

Мировоззрениетаким образом, это не только обобщенная система знаний о мире, обществе, самом человеке, его роли и месте в них, но также совокупность убеждений, ценностей, идеалов, 
регулятивных норм поведения и деятельности человека в его отношениях  с  миром  и  обществом.

http://ua.coolreferat.com

2.Исторические  типы мировоззрения:  мифологическое религиозное,  научное. Философия  как теоретическая  основа мировоззрения

В современной  учебной литературе по философии  принято выделять пять основных типов  мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, повседневно-обыденное и научное. 
 
Исторически первым типом мировоззрения является мифологическое 

Мифология (от греч. mifos– предание, logоs– учение) – это совокупность преданий, сказаний, формирующихся стихийно в процессе (опыте) повседневной жизни людей, в представлении которых мир и земная природа контролируется сверхъестественными силами, с которыми необходимо  сообразовывать свое поведение. 

Характерными  чертами мифологического мировоззрения  выступают: представления об органическом единстве и взаимопревращаемости человека и явлений природы; наделение  предметов природы человеческими  качествами (антропоморфизм); взгляды  о подобии, отсутствии границ между  живым и неживым (гилозоизм); нерасторжимость  чувственно-образного и рационального  отражения реальности, веры и знания (синкретичность мифа). 
Содержание мифов образуют  стихийные древние представления о сверхъестественном,  возникновении мира и человека, борьбе сил добра и зла, об устройстве мира и причинах природных стихий, о смерти и бессмертии, возможностях и перспективах человека и т.д. 
 
К  важнейшим  функциям  мифов  относятся:  
1) формирование коллективных представлений о природных и социальных явлениях и условиях жизни; 
2) обеспечение духовной связи поколений; 
3) аккумуляция, хранение и передача знаний; 
4) регуляция взаимоотношений человека с природой и между людьми; 
5) социализация человека, формирование и предопределение его поведения и ролей в первобытном обществе. 
 
Мифами наполнены мировые религии: христианство, ислам, буддизм. От мифов они унаследовали вопросы происхождения мира и человека, смерти и бессмертия, добра и зла и т.д.  
В настоящее время мифы не являются доминирующей формой мировоззрения в обществе, однако процесс миротворчества продолжается в отношении непонятых явлений природы, в сфере духовной жизни, политике, системе общественных отношений и т.д. 
 
Религия (от лат. religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – форма мировоззрения, по которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний  – «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний – «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный. 
Главным признаком религии является вера в существование сверхъестественных, надчеловеческих сил, их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Человек подчиняется Божественной Воле в опыте религиозного общения. Эта Воля непознаваема, она не поддается причинному объяснению. В религии разум человека играет подчиненную роль. В христианстве выше разума ставятся любовь и вера. Главной функцией религии является не познавательная, а нормативная, состоящая в духовно-практическом отношении к миру, Богу, человеку на основе заданных образцов. Эти образцы проявляются в культе как системе утвердившихся догматов, ритуалов  поклонения высшему сверхчеловеческому существу.  
 
Религия – это социально организованная вера человеческих сообществ, форма их поклонения «высшим силам». 
 
Функциями религии являются: 1) формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, непреходящих ценностей; 2) этическая регламентация и сохранение традиций, обычаев, нравов; 3) отражение реального жизненного опыта человечества и накопление представлений, необходимых для гармонизации отношений в обществе; 4) придание особой спасительной значимости духовно-ценностной стороне  жизни человека и содействие развитию духовности.  

Религия делает объектом своего внимания и труднообъяснимые человеческие качества – тревогу, надежду, поиск устойчивой веры. 
 
Вместе с историческим развитием человеческого общества, его внутренних отношений, расширением и углублением взаимодействия человека и природы, усложнением духовного и материального производства, ростом роли научных знаний, возникновением государства появляется и иная – философско-теоретическая форма мировоззрения. Философское мировоззрение представляет собой систему наиболее общих, рационально обоснованных  теоретических представлений о мире, человеке, принципах его деятельности и отношении к миру. Как мифологическое и религиозное, философское мировоззрение рассматривает вопросы происхождения, устройства,  будущего мира и человека, их взаимоотношений, добра и зла, смерти и бессмертия и др. 

Однако, в отличие  от мифологии и религии, философское  мировоззрение строится на основе активности человеческого разума, его познавательной деятельности, производства знаний о  всеобщем, предполагает развитие науки  и представляет собой теоретическое  отношение к миру. Религиозное  же мировоззрение основывается на традициях, внутреннем опыте верующих,  авторитете священных книг. Разум человека играет в религии подчиненную роль.  
Особенностью философского мировоззрения является то, что в нем осмысливаются общие  с мифологией и религией проблемы не путем непосредственного анализа тех или иных явлений мира, а опосредованно, через изучение различных форм культуры и практики, включая мифологию и религию. Таким способом формируются знания о всеобщих свойствах реальности. В конечных вещах и частных законах философское мышление обнаруживает и открывает то,  что присуще всем вещам, всему опыту, всем наукам. В этом смысле философское мировоззрение охватывает мир, культуру, познание, человека в целом, в их общих связях и свойствах. Философское мировоззрение как теоретически обоснованная система общих знаний об окружающем мире и месте человека в  нем составляет основу мировоззрения, в целом, которое может включать черты мифологического, религиозного, обыденного и научного воззрений на мир. Изучение философии способствует соединению разрозненных фрагментов мировоззрения в единую целостную картину. 
 

Обыденное мировоззрение 
Это совокупность знаний, формирующихся в различных сферах жизни человека посредством повседневного опыта взаимодействия с природной и социальной реальностью, а также в 
ходе  самопознания. 

Научное мировоззрение складывается вместе с возникновением и развитием науки. Оно включает в себя сведения полученные различными научными дисциплинами. Научное мировоззрение содержит в себе философские идеи и принципы, которые выполняют интегрирующую функцию по отношению к разнообразным научным знаниям. Главную часть содержания научного мировоззрения образуют открытые наукой законы на основе которых формируются системы научных знаний – теории. Научное мировоззрение включает в свое содержание теоретическое и опытное (эмпирическое) знание и представляет собой  совокупность научных представлений о 
мире и человеке в нем. 

            Философия как теоретическая основа мировоззрения

На протяжении всей истории существования человечества философия складывается как устойчивая форма общественного сознания, рассматривающая  мировоззренческие вопросы.. 
Она составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. 
Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия- это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать ни читать. 
В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества.  
Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира- мировоззрение. 
Мировоззрение- это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. И действительно, человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще. Это отношение упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?». Философское знание о мире отличается от знаний, которые дают конкретные науки, хотя безусловно опирается на данные всех наук. Философия рассматривает мир во- первых, в его целостности и единстве, и, во- вторых, в его связи с человеком, с его познающей и преобразующей деятельностью. 
Философия является одной из основных форм общественного сознания, системой наиболее общих понятий о мире и о месте человека в нем. 
Возникновение философии как мировоззрения относится к периоду развития и становления рабовладельческого общества в странах Древнего Востока, а классическая форма философского мировоззрения сложилась в Древней Греции. Первоначально возник материализм как разновидность философского мировоззрения, как научная реакция на религиозную форму мировоззрения. Фалес первым в Древней Греции поднялся до понимания материального единства мира и высказал прогрессивную мысль о превращении единой по своей сущности материи из одного ее состояния в другое. У Фалеса были сподвижники, ученики и продолжатели его воззрений. В отличие от Фалеса, считавшего материальным основанием всего сущего- воду, они находили иные материальные основания: Анаксимен- воздух, Гераклит- огонь
 
 

Информация о работе Философия, её предмет и роль в обществе