Философия, её предмет и роль в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 01:30, курсовая работа

Краткое описание

Философия играет важную роль не только в современном обществе, но и в обществе в целом. Ведь философию можно представить, как науку о противоположности. Различных взглядов и мыслей. Философы излагают свои точки зрения, касающиеся, например, этики, бытия, мировоззрения, а остальное общество должно выбрать наиболее подходящую для себя идею. Мне кажется, что без споров и разногласий философия не смогла бы подняться на такой высокий уровень, на котором она находится на сегодняшний день.

Оглавление

Введение
1. Понятие и структура мировоззрения
2.Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, научное. Философия как теоретическая основа мировоззрения
3. Предмет философии и его структура. Специфика философского знания.
4. Функции философии, и её социальная роль. Гуманистическое содержание философского знания.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 67.30 Кб (Скачать)

http://ua.coolreferat.com 

http://www.volnakz.com/filosofiya/filosofiya-kak-mirovozzrenie/

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Предмет философии  и его структура. Специфика  философского знания

Термин “философия” возник из соединения двух греческих слов “phileo” — любовь и “sophia” — мудрость и означает любовь к мудрости. 

Философия как  способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но классической формы достигла в Древней Греции. Для обозначения особой сферы знания термин “философия” впервые употреблен Платоном. Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире. 

Рост потребности  в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали увеличение их объема и многообразия и привели к  дифференциации знаний, выражающейся в появлении разных наук. Разложение единого знания на отдельные науки, начавшееся еще в период античности, не означало исчезновения философии. Наоборот, появилась потребность в особом разделе знания, способном выступить в качестве средства интеграции знания, и способа выработки наиболее общих принципов и норм познавательной и преобразовательной деятельности людей. Постепенно философия сконцентрировала свое внимание на теоретизировании вокруг наиболееобщих мировоззренческих проблем природы, общества и мышления, стремясь дать ответы на вопросы о целях и смысле существования общества и личности. На эти вопросы, возникающие в исторически конкретных условиях жизни, невозможно дать ответы, пригодные для всех времен и всех народов. Люди, ставящие мировоззренческие вопросы, стремились получить такие ответы на них, которые соответствовали их потребностям и уровню интеллектуального развития. Причем в разных исторических условиях меняется не только набор мировоззренческих вопросов, но и преобразуется сама их иерархия, а также характер желаемых ответов на них. Это закладывает основу для специфики в понимании предмета философии и в его содержание. 

Следует учесть, что долгое время предмет философии  многими учеными отождествлялся с предметом науки вообще, а  знания, содержащиеся в рамках отдельных  наук, рассматривались как компоненты философии. Такая ситуация сохранялась  вплоть до ХVIII в. Однако на передний план философствования разные мыслители  выделяли те грани предмета философии, которые были для них объектом первоочередного интереса. Нередко  отдельные мыслители ограничивали предмет философского исследования лишь некоторыми, казавшимися им наиболее существенными частями. Иными словами, надо иметь в виду, что предмет  философии, как и представления  о нем формируется с развитием  научного знания, т. е. сведения о нем  складываются в ходе преобразования самой философии. Например, из истории  философии известно, что в качестве предмета философии для первых древнегреческих  философов выступал природный мир, позднее для Аристотеля в этом качестве выступил весь мир. Для эпикурейцев и поздних стоиков предмет философии главным образом очерчен кругом проблем, относящихся к человеку в мире. Христианские философы средневековья предмет философии сводили к взаимосвязи между человеком и Богом. В Новое время на передний план в структуре предмета философии выдвигаются проблемы познания, методологии. В эпоху просвещения для многих европейских философов предметом размышлений снова становится человек со всем множеством его отношений. В ХIХ — ХХ вв. многообразию школ и представлений в мировой философии соответствует и богатство представлений о характере ее предмета. В наши дни в качестве предмета философских размышлений выступает природный и социальный мир, а также человек в нем как многомерная и многоуровневая система во всем изобилии связей. Философия изучает наиболее общие стороны, свойства, тенденции развития мира, выявляет всеобщие принципы самоорганизации, существования и развития природы общества, человека и его мышления, раскрывает цели и смысл существования человека в мире. При этом современная философия свои выводы основывает на обобщении данных частных наук.

В предмет философии  включается и рассмотрение вопросов о том, как возникает, развивается  и преобразуется сама философия, как она взаимодействует с  разными формами общественного  сознания и практики.

Иными словами, в качестве предмета философии рассматривается  вся совокупность наиболее общих  вопросов, касающихся взаимосвязи человека и мира, ответ на которые дает возможность человеку оптимизировать реализацию своих потребностей и  интересов. 

                                        Структура философии

Рассмотрение функций  философии как реализации направлений  ее назначения предоставляет основание  для выделения в ней особых разделов или элементов ее структуры.

В состав философии  входят:

  • теоретическая философия (систематическая философия);
  • социальная философия;
  • этика;
  • эстетика;
  • логика;
  • история философии.

Основными частями теоретической  философии выступают:

  • онтология — учение о бытии;
  • гносеология — учение о познании;
  • диалектика — учение о развитии
  • аксиология (теория ценностей);
  • герменевтику (теорию понимания и толкования знаний).

Особым разделом в  философии, проблематика которого входит как в общетеоретическую (систематическую  философию), так и в социальную философию, является философия науки. Социальная философия включает в  себя социальную онтологию, т. е. учение о бытии и существовании общества, философскую антропологию, т. е. учение о человеке, и праксеологию, т. е. теорию человеческой деятельности. Социальная онтология наряду с изучением  наиболее общих проблем существования  и развития общества исследует философские  проблемы экономики, политики, права, науки  и религии. 

1. Основная специфика  философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

• имеет очень  много общего с научным знанием  — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

• однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие  философии от всех иных наук заключается  в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии  шире предмета исследования любой отдельной  науки, философия обобщает, интегрирует  иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

2. Можно выделить  следующие особенности философского знания:

• имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);

• носит предельно общий, теоретический характер;

• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые  лежат в основе иных наук;

• во многом субъективно  — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

• является совокупностью  объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

• имеет качество рефлексии — обращенности мысли  на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и  само на себя);

• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

• в то же время  динамично — постоянно развивается  и обновляется;

• опирается  на категории — предельно общие  понятия;

• неисчерпаемо по своей сути;

• ограничено познавательными  способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность  материи или сознания, происхождение  жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены  логическим путем. 

http://www.grandars.ru/college/filosofiya/predmet-filosofii.html

http://www.niv.ru/doc/philosophy/yakushev/002.htm

4. Функции философии, и её социальная роль. Гуманистическое содержание философского знания

                 

                     Функции философии, и её социальная роль.                         

Социальная философия  решает многие «общие вопросы», касающиеся природы и сущности того или иного  общества, взаимодействия его основных сфер и социальных институтов, движущих сил исторического процесса и  т.д. С этими вопросами постоянно  сталкиваются при исследовании своих  проблем различные общественные науки: история, политическая экономия, социология, политология, социальная психология, право, этика и др.  

Обращение к  положениям социальной философии помогает представителям этих наук находить решения  их специфических проблем. Это значит, что социальная философия играет роль методологии общественных наук, определенным образом направляет проводимые ими исследования соответствующих  сторон общественной жизни, формирует  подходы и принципы их изучения. Это возможно потому, что она помогает предстателям общественных наук осмыслить  место в обществе изучаемых ими  явлений, их связи с другими социальными  явлениями, сочетание закономерностей  и случайностей в их развитии и  т.д.  

Эффективность этой помощи зависит прежде всего  от содержания социальной философии, степени  ее проникновения в суть того или  иного общества, происходящих в нем  процессов. Именно глубина и широта ее суждений и концептуальных положений, эвристический характер многих из них, т.е. присущая им способность постигать тайны общественных явлений и их сложные взаимодействия, определяют теоретическое и методологическое значение социальной философии. Это значение обнаруживается при использовании ее положений решении соответствующих проблем науки и практики.  

Задача социальной философии состоит вовсе не в  том, чтобы детально отразить все  явления и процессы общественной жизни. Жизнь общества чрезвычайно  богата различными событиями.   Она весьма сложна многообразными связями между общественными явлениями, носящими динамичный и противоречивый характер. Все богатство и сложность общественной жизни не в состоянии выразить ни одна наука. Не ставит перед собой такой цели и социальная философия. Однако, воссоздавая ту или иную идеальную модель развития общества и его отдельных сторон, социальная философия способствует пониманию сущности различных общественных явлений, и места и роли в обществе, вскрывает наиболее значимые прямые и обратные связи между этими явлениями как элементами социальной системы. В конечном счете она воспроизводит целостную картину существования общества, вскрывает основные механизмы взаимодействия его сторон, тенденции и закономерности его развития.                                                      

В этом выражается основное содержание концепций многих традиционных и современных направлений  и школ социальной философии. Желательно, конечно, чтобы содержание концепций  социальной философии как можно  более глубоко отражало реальные социальные процессы, что способствовало бы их более глубокому пониманию. Это важно не только для науки, но и для практики, точнее, для научного обоснования практической деятельности людей. Необходимость этого постоянно напоминает о себе. Важно чтобы развитие общества шло не самотеком, а было бы более целенаправленным и осуществлялось в интересах всех людей. А для этого надо, в частности, чтобы их деятельность была как можно менее стихийной и как можно более сознательной, осмысленной ими на уровне понимания проблем всего общества. Это особенно важно для деятельности государственных органов, призванных целенаправленно организовывать практическое решение социальных проблем и тем самым находить оптимальные пути развития общества. Во всем мире люди стремятся к тому, чтобы более осмысленно, с учетом не только сиюминутных, но и долговременных интересов, решать проблемы своей общественной жизни, от чего зависит и решение их личных проблем.  
Социальная философия, действительно, придерживается научных основ при анализе и объяснении происходящих в обществе процессов, она исходит из соответствующих принципов. К ним можно отнести:  
–   подход к обществу как к целостной социальной системе, все элементы которой находятся между собой во взаимосвязи или взаимозависимости; при этом особое значение придается причинно-следственным и закономерным связям, анализ которых составляет основное содержание социального детерминизма как теоретического и методологического принципа исследования социальных явлений, ориентирующего на всесторонний учет существующих между ними причинно-следственных и закономерных связей и отношений;  
–  рассмотрение всех общественных явлений и процессов в их  постоянной динамике, т.е. в движении, изменении и развитии; это есть принцип историзма, требующий анализа любых социальных явлений в исторически развивающемся социальномконтексте, т.е. в системе их развивающихся и изменяющихся связей с другими общественными явлениями, вместе с которыми и под влиянием которых развиваются и данные явления. Это значит, что при анализе социальных явлений нельзя искусственно вырывать их из исторического контекста, т.е. той системы обстоятельств, в которой происходило или происходит их развитие, чтобы не получить поверхностных, а то и ложных выводов об их сути и социальном значении;  
– нахождение и анализ тех социальных противоречий, которые определяют суть и источник развития данных общественных явлений и процессов;  
 – рассмотрение последних в их исторической преемственности с учетом того, что действительно устарело и играет ныне консервативную, а то и откровенно реакционную роль, а что продолжает жить, сохраняет свое значение и дает возможность обществу развиваться по пути цивилизации и прогресса;  
– все это выражается в принципе перехода от абстрактного к конкретному в анализе развития общества, отдельных социальных явлений, исторического процесса в целом; данный принцип, обоснованный в рамках диалектического метода, не потерял своей актуальности и значения по сей день. 

                Гуманистическое содержание философского знания 

Гумани́зм (от лат. humanitas — человечность, лат. humanus — человечный, лат. homo — человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см. ренессансный гуманизм). Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободусчастьеразвитие, проявление своих способностей. Гуманизм многогранен, в центре его находится человек, личность. Начиная с древнейших времен и до наших дней, на разных этапах развития социальной философии на первый план выдвигались те или иные аспекты исследования человека и его природы. В историческом плане философская мысль характеризуется возрастанием гуманистической, социально-культурной направленности философского знания, усиления его целевой ориентации на человека. Возникнув в эпоху Возрождения, гуманизм обогатил мировую культуру и философию бесценными сокровищами, ценность которых и по сей день огромна. Философия Свободы и гуманизма заложила основу уважения прав и свобод человека и послужила ориентиром для всего дальнейшего развития европейской цивилизации.

Новое время  внесло существенный вклад в развитие гуманистической мысли. Философы Нового времени раскрыли и проанализировали внутреннее противоречие гуманистической  философии. Это противоречие проистекает  из теории свободы воли индивида и  сводится к тому, что при "вольном" обращении с гуманистическими ценностями-свободой воли, полным раскрытием сущности отдельного человека, возможно превращение свободы  в никем не контролируемую агрессию всех против всех, когда, по словам Гоббса, "человек человеку волк". Поэтому  в Новое время все философы - гуманисты исследуют проблему взаимоотношения  государства и личности, рассматривают  пределы и основания государственного вмешательства в частную жизнь  подданных, гарантии от беззакония и  произвола власти при осуществлении  государственного принуждения. Подобное понимание философами Нового времени гуманистической проблематики заложило основу современного понимания сущности гуманизма.

Информация о работе Философия, её предмет и роль в обществе