Философия Бакунина

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 10:17, курсовая работа

Краткое описание

Истина по мнению Бакунина состоит в разумном единстве всеобщего и особенного, бесконечного и конечного. Познание должно объяснить тайну разумности и в тем самым выводить особенное из всеобщего.
Бакунинские идеи не являются каким-либо исключительным явлением присущим только ему и никому более. Эти идеи предвосхищаются в диалектические новации в дальнейшей философской жизни.
В Бакунине жила религиозная потребность как основа всех его духовных исканий и его деятельности как революционера. Он всю свою сознательную жизнь был философом-романтиком.

Оглавление

1. Вступление.
2. Краткая Биография Бакунина М.А.
3. Философские взгляды.
4. Анархистская доктрина.
5. Заключение.
6. Источники и литература.

Файлы: 1 файл

философия курсовик.docx

— 38.40 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Кафедра «Философии»

 

 

                     КОНТРОЛЬНО-КУРСОВАЯ РАБОТА

                                            по дисциплине

«Философия»

 

                         «Философия Бакунина»

 

 

                                    

 

 

                                                 

Тула 2013

 

 

 

 

 

План.

1. Вступление.

2. Краткая Биография Бакунина  М.А.

3. Философские  взгляды.

4. Анархистская доктрина.

5. Заключение.

6. Источники и литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение.

Целью данной работы является выявление источников появления, такого явления как анархизм на примере философии, одного из основателей анархизма, Бакунина М.А.

Для то чтобы понять философские идеи Бакунина следует иметь ввиду что тот был неисправимым романтиком. Вся его жизнь была нашпигована всевозможными авантюрами. Романтизм несмотря на то что Бакунин позднее стал атеистом, тем не менее был постоянно окрашен у него в религиозные тона но без всякого отношения к официальной церкви.

Бакунин является религиозным мыслителем вне Церкви. Он говорил что целью жизни является Бог но не тот бог которому молятся в церквах, а тот который живет в человеке и над человеком возвышается. Бакунин говорил что в себе ощущает Бога и ощущает рай в душе.

Истина по мнению Бакунина состоит в разумном единстве всеобщего и особенного, бесконечного и конечного. Познание должно объяснить тайну разумности и в тем самым выводить особенное из всеобщего.

Бакунинские идеи не являются каким-либо исключительным явлением присущим только ему и никому более. Эти идеи предвосхищаются в диалектические новации в дальнейшей философской жизни.

В Бакунине жила религиозная потребность как основа всех его духовных исканий и его деятельности как революционера. Он всю свою сознательную жизнь был философом-романтиком.

 

 

2. Краткая биография.

Михаил Александрович Бакунин (родился 30 мая (18 мая) 1814 года, село Прямухино Новоторжокского уезда Тверской губернии, Российская империя — умер (1 июля (19 июня) 1876 года, Берн, Швейцария) — русский мыслитель, революционер, анархист, панславист, один из идеологов народничества.

Один из основателей анархизма; родился 18 (30) мая 1814 в Тверской губернии в дворянской семье. В 1833 окончил Артиллерийское училище в Санкт-Петербурге, служил в армии, а в 1835 вышел в отставку.

Переехав в Москву, Бакунин изучал философию, историю, богословие. На него оказала влияние немецкая классическая философия, причем идеи Шеллинга, Фихте и Гегеля истолковывались им в романтическом духе. Бакунин играл видную роль в кружке Н.В.Станкевича, сблизился с А.И.Герценом и В.Г.Белинским. В 1840 Бакунин уехал в Германию.

В Берлине он сошелся с младогегельянцами, которые интерпретировали диалектику Гегеля как "алгебру революции". Ключевой момент его жизненного пути в этот период — публикация в 1842 в журнале "Немецкие ежегодники"("Deutsche Jahrbücher") статьи Реакция в Германии, содержавшей страстный призыв к революции в России и заканчивавшейся знаменитой фразой: "Страсть к разрушению — творческая страсть". Царское правительство потребовало его возвращения в Россию. В январе 1843 Бакунин покинул Дрезден (в который он перебрался из Берлина) и направился в Швейцарию, а затем в Париж. Здесь он оставался более четырех лет, встречался с Прудоном, Марксом и видными польскими эмигрантами. Высланный полицией, он вернулся в Париж к самому началу революции 1848 и принял в ней участие как агитатор. Позднее стал участником революционных событий в Берлине и Праге, где сыграл видную роль в работе Славянского съезда в июне 1848.

Здесь к революционным устремлениям Бакунина добавился новый элемент — призыв к освобождению славян Австрии от немецкого ига, союзу с целью освобождения всех славян, созданию славянской федерации (два Воззвания к славянам, 1848; 1849). В этих работах были сформулированы основные положения его программы: 1) отрицание либерально-буржуазной демократии Запада; 2) освобождение славян от власти как австрийских (Габсбурги), так и российских (Романовы) самодержцев; 3) вера в крестьянство как революционную силу.

В мае 1849 Бакунина арестовали в Дрездене, где он принимал активное участие в восстании. Он был приговорен саксонским судом к смертной казни, которая была заменена пожизненным заключением. После длительных переговоров его передали австрийской, а затем российской полиции. В России он был заключен на три года в Петропавловскую крепость в Санкт-Петербурге, а затем на четыре года — в Шлиссельбургскую крепость на Ладожском озере. В Петропавловской крепости он написал покаянную Исповедь, впервые опубликованную в 1921, в которой просил царя Николая I о помиловании и предлагал ему возглавить движение за освобождение славян. В 1857 по просьбе семьи он был освобожден из заключения и отправлен на поселение в Сибирь. Здесь Бакунин женился на дочери польского ссыльного. В 1861 бежал через Японию и США в Лондон.

Оставшуюся часть жизни Бакунин посвятил составлению программ и памфлетов, которых почти никогда не заканчивал, а также организации тайных, но неизменно раскрывавшихся полицией обществ. Он жил сначала в Лондоне, затем в Италии и наконец в Швейцарии, где участвовал в издании 1-го номера журнала "Народное дело", но потом вышел из редакции. Он поссорился с Герценом, взгляды которого представлялись ему теперь слишком умеренными, и сблизился с революционером-радикалом С.Г.Нечаевым. После возобновления отношений с К.Марксом присоединился в 1864 к Международному товариществу рабочих (1-му Интернационалу) Вскоре анархисты уже составляли значительную фракцию в 1-м Интернационале и в конце концов выступили против марксистов. Бакунин попытался организовать тайное общество в рамках Интернационала, за что был исключен из этой организации на Гаагском конгрессе 1872. Наиболее важные труды этих лет — Революционный катехизис (1865), написанный под влиянием Нечаева; Кнуто-германская империя и социальная революция, в которой он вернулся к теме тирании Романовых и Габсбургов; Бог и государство (1872), в котором религия и государство трактовались как вечные враги свободы. В 1873 появилась книга Государственность и анархия, оказавшая влияние на революционное движение в России. Умер Бакунин в Берне 19 июня (1 июля) 1876.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Философские взгляды Бакунина

 

Неординарная личность М.А.Бакунина, его удивительная история жизни, оригинальная философия не могут не привлекать исследователей, как в нашей стране, так и за рубежом.

Несмотря на богатство современной отечественной литературы, непосредственно относящейся к анализу философии Михаила Александровича, многие труды имеют недостатки, один из которых - некомпетентность в вопросе зарубежной историографии. Естественно, что такие работы не могут претендовать на роль объективных исследований проблем бакуниноведения. Обращение к научным традициям зарубежных авторов имеет значение по ряду причин. Во-первых, теоретические построения западных ученых не находились под влиянием марксистско-ленинской идеологии, что позволяло им открыто выражать свою точку зрения. Во-вторых, основная источниковая база, находящаяся в Европе, дает зарубежным исследователям возможность к более пристальному и объективному изучению философии Бакунина. В-третьих, следует признать, что русский дворянин Бакунин отчасти является интернациональным философом, т.к. все его главные философские труды написаны в Европе, под воздействием происходящих там социально-политических событий, и рассчитаны преимущественно на европейскую аудиторию. Разумеется, и атмосфера, в которой действовал Михаил Александрович, оказывала на него влияние, поэтому, чтобы заниматься изучением творчества этого мыслителя, понять его ход мыслей необходимо или думать по-европейски, или, во всяком случае, владеть теоретическими достижениями зарубежных авторов.

С социальной и политической философией Бакунина связана практика действия: идеолог анархизма ориентировал в первую очередь на "народный сговор", на стихийный революционный бунт "снизу", побуждаемый главным образом революционными страстями народа, на то, чтобы не навязывать революцию, а вызывать ее с помощью организации "образованного меньшинства", "умственного пролетариата". Предрекая ужасы будущей русской революции, не останавливаясь перед призывами разорить, ограбить и уничтожить не только дворянство, но и значительную часть купечества и зажиточного крестьянства, Бакунин включал в свою программу действий также фантастически-утопические и авантюристические надежды на разного рода "казачество", т. е. всех "вольных", незакрепощенных людей, - бродяг, богомольцев, воров и разбойников, которых он считал "протестантами" против государства, государственности и "немецкой цивилизации", хотя и признавал "народно-разбойничий мир" далеко не привлекательным с истинно человеческой точки зрения.

Теоретическая философия. В сфере теоретической философии в народнический период деятельности Бакунин переходит на позиции материализма, близкого к антропологическому, и воинствующего атеизма. Испытав определенное влияние О. Конта, он, однако, не стал позитивистом, в отличие от позитивистов он не сводил философию к наиболее общим выводам из наук.

В центре философских интересов Бакунина - критика теологии и метафизики как "утонченной" и "рационализированной" теологии. Его антитеологизм и воинствующий атеизм выражены тезисом: "Бог существует, значит, человек раб . Человек свободен - значит, бога нет". Знамя "теоретического материализма" Бакунин ставил рядом с "красным знаменем экономического равенства и справедливости", а социализм называл вторым правильным и полным выражением материализма.

Согласно онтологическим и натурфилософским представлениям Бакунина существует только материальное, духовное - его продукт; действительное бытие - родовое имя материи, которая является живой, стремительной, вечно подвижной, деятельной, плодотворной; материя - это всемирный поток жизни; бытие есть становление, т. е. движение; природа, Вселенная представляет собой сумму превращений движущейся материи; она бесконечна в пространстве и во времени. Мироздание прекрасно организовано; в мире царит гармония; законы в природе реальны постольку, поскольку они неотделимы от вещей; верховным законом бытия является мировая причинность, взаимозависимость, взаимодействие природы как целого и каждой точки с целым. Всякая вещь действительна лишь постольку, поскольку проявляется, действует; прогресс в мире - это естественное движение от простого к сложному, снизу вверх, от низшего к высшему. Человек является продуктом грубой материи, последней высшей ступенью непрерывного ряда существ; благодаря способности мыслить человек становится причиной истории, однако он не может ни остановить, ни изменить закон природы, мировой ход причин и действий, он действует в силу природных законов; бунт человека против природы невозможен, но в определенных пределах он может бороться за свою свободу, изменяя окружающую среду.

Гносеологические принципы Бакунина логически продолжают его онтологические и натурфилософские представления. Он исходит из того, что нет никакого другого ума, кроме ума животного происхождения, высшим выражением этого животного ума является ум человеческий; ум есть функция организованной и живой материи - мозга, но человеческим он становится только в обществе, которое предшествует зарождению мысли, слова и воли человека. Адекватно постичь действительность человек может, соединив две способности ума - его абстрагирующую способность (отвлечение) и анализ частностей. Только позитивная и рациональная наука может дать ясное и точное представление о мире. Но у нее есть границы познания: бесконечная жизнь миров гораздо богаче и глубже науки, и поэтому наука никогда не исчерпает жизни. Всячески подчеркивая "естественное" и "благодетельное" влияние науки, Бакунин считал тем не менее, что он проповедовал до известной степени "бунт жизни против науки". Мысль и наука, доказывал он, могут "схватить" только то, что постоянно в вещах, но не могут уловить мимолетное, быстротечное, чувственное, живое, индивидуальное. Поэтому объект познания у Бакунина оказывается разделенным на две части: с одной стороны, это "весь доступный познанию мир", а с другой - то, "что лежит за границами познания", до которого науке "нет никакого дела". Впрочем, временами, как бы забывая о таком разграничении, Бакунин обращался и к тому, "что лежит за пределами познания", утверждая, что речь идет о недоступности относительной, а не абсолютной.

Проблема "непознаваемости" мира сводилась Бакуниным к идее невозможности познания всех бесконечных частей в бесконечно большом и бесконечно малом. Эта "непознаваемость" имеет совершенно другой смысл, нежели агностицизм кантианства или позитивизма, и совершенно не случайна критика Бакуниным концепции кантовских "вещей в себе" и ее позитивистских разновидностей.

Исходным пунктом научного познания, по Бакунину, является эмпирическое познание фактов. Но наряду с методом "исследования и установления вещей и фактов", признается также "метод дедукций и заключений"; все научные методы имеют целью понимание единства, действительной всеобщности миров, научное воссоздание великого Целого, Мироздания. Разум у Бакунина выступает единственным критерием истины.

Философия истории и социология. Полной, увенчивающей позитивную философию наукой, по Бакунину, в будущем должна стать социология, которую он трактовал предельно широко как науку о человеческом мире, в которую входят антропология, психология, логика, мораль, социальная экономия, политика, эстетика и т. д., и как науку об интеллектуальной, моральной, политической, социальной, экономической истории человечества. Но и в своем законченном виде социология станет только наукой об общих законах, управляющих человеческим обществом; она даст лишь абстрактную картину человеческой цивилизации, но не историю миллиардов безвестных индивидов, без которых не достигается ни один из великих результатов истории; тем не менее в качестве науки об общих абстрактных законах (фактически у Бакунина социология выступает не как конкретная наука, а как философия истории) она даст возможность осуществить социальную свободу и благоденствие.

Согласно социологической (философско-исторической) схеме Бакунина, историческое развитие человеческого общества полностью подчиняется законам животного и растительного мира; социальный мир лишь условно можно отделить от мира естественного; всемирная причинность творит так же человеческое общество. Социологические законы - это законы общественной физиологии; они так же обязательны, как законы физические, в отличие от политических, уголовных и гражданских законов, господствующих в определенные эпохи в отдельных частях общества или общественных классах. Общественные события, факты определяются самыми разными причинами: материальными и идеальными, географическими, этнографическими, физиологическими, экономическими, историческими, религиозными, философскими, юридическими и социальными и т. д.; все эти причины комбинируются и дают равнодействующую всех причин. Действительный базис всякого человеческого развития выявляют, по Бакунину, антропологическая и экономическая точки зрения. Образцовым историческим сочинением, в котором эти точки зрения воплощены, он считал Введение к "Истории цивилизации в Англии" Г. Т. Бокля, а также оценивал как плодотворную мысль К. Маркса, что все умственные и политические проявления общества суть не что иное, как идеальное выражение его материальных или экономических проявлений. Вместе с тем, по его мнению, этот принцип становится совершенно ложным, если его рассматривать как единственное основание всех других принципов. В духе так толкуемого "экономического материализма" Бакунин доказывал, что только свободный ассоциированный труд творит человеческий мир, мир свободы, равенства, справедливости, и ратовал за преодоление несправедливого разделения "работы умственной" и "работы физической".

Информация о работе Философия Бакунина