Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 10:17, курсовая работа
Истина по мнению Бакунина состоит в разумном единстве всеобщего и особенного, бесконечного и конечного. Познание должно объяснить тайну разумности и в тем самым выводить особенное из всеобщего.
Бакунинские идеи не являются каким-либо исключительным явлением присущим только ему и никому более. Эти идеи предвосхищаются в диалектические новации в дальнейшей философской жизни.
В Бакунине жила религиозная потребность как основа всех его духовных исканий и его деятельности как революционера. Он всю свою сознательную жизнь был философом-романтиком.
1. Вступление.
2. Краткая Биография Бакунина М.А.
3. Философские взгляды.
4. Анархистская доктрина.
5. Заключение.
6. Источники и литература.
С социальной и политической философией Бакунина связана практика действия: идеолог анархизма ориентировал в первую очередь на "народный сговор", на стихийный революционный бунт "снизу", побуждаемый главным образом революционными страстями народа, на то, чтобы не навязывать революцию, а вызывать ее с помощью организации "образованного меньшинства", "умственного пролетариата". Предрекая ужасы будущей русской революции, не останавливаясь перед призывами разорить, ограбить и уничтожить не только дворянство, но и значительную часть купечества и зажиточного крестьянства, Бакунин включал в свою программу действий также фантастически-утопические и авантюристические надежды на разного рода "казачество", т. е. всех "вольных", незакрепощенных людей, - бродяг, богомольцев, воров и разбойников, которых он считал "протестантами" против государства, государственности и "немецкой цивилизации", хотя и признавал "народно-разбойничий мир" далеко не привлекательным с истинно человеческой точки зрения.
Теоретическая философия. В сфере теоретической философии в народнический период деятельности Бакунин переходит на позиции материализма, близкого к антропологическому, и воинствующего атеизма. Испытав определенное влияние О. Конта, он, однако, не стал позитивистом, в отличие от позитивистов он не сводил философию к наиболее общим выводам из наук.
В центре философских интересов Бакунина - критика теологии и метафизики как "утонченной" и "рационализированной" теологии. Его антитеологизм и воинствующий атеизм выражены тезисом: "Бог существует, значит, человек раб . Человек свободен - значит, бога нет". Знамя "теоретического материализма" Бакунин ставил рядом с "красным знаменем экономического равенства и справедливости", а социализм называл вторым правильным и полным выражением материализма.
Согласно онтологическим и натурфилософским представлениям Бакунина существует только материальное, духовное - его продукт; действительное бытие - родовое имя материи, которая является живой, стремительной, вечно подвижной, деятельной, плодотворной; материя - это всемирный поток жизни; бытие есть становление, т. е. движение; природа, Вселенная представляет собой сумму превращений движущейся материи; она бесконечна в пространстве и во времени. Мироздание прекрасно организовано; в мире царит гармония; законы в природе реальны постольку, поскольку они неотделимы от вещей; верховным законом бытия является мировая причинность, взаимозависимость, взаимодействие природы как целого и каждой точки с целым. Всякая вещь действительна лишь постольку, поскольку проявляется, действует; прогресс в мире - это естественное движение от простого к сложному, снизу вверх, от низшего к высшему. Человек является продуктом грубой материи, последней высшей ступенью непрерывного ряда существ; благодаря способности мыслить человек становится причиной истории, однако он не может ни остановить, ни изменить закон природы, мировой ход причин и действий, он действует в силу природных законов; бунт человека против природы невозможен, но в определенных пределах он может бороться за свою свободу, изменяя окружающую среду.
Гносеологические принципы Бакунина логически продолжают его онтологические и натурфилософские представления. Он исходит из того, что нет никакого другого ума, кроме ума животного происхождения, высшим выражением этого животного ума является ум человеческий; ум есть функция организованной и живой материи - мозга, но человеческим он становится только в обществе, которое предшествует зарождению мысли, слова и воли человека. Адекватно постичь действительность человек может, соединив две способности ума - его абстрагирующую способность (отвлечение) и анализ частностей. Только позитивная и рациональная наука может дать ясное и точное представление о мире. Но у нее есть границы познания: бесконечная жизнь миров гораздо богаче и глубже науки, и поэтому наука никогда не исчерпает жизни. Всячески подчеркивая "естественное" и "благодетельное" влияние науки, Бакунин считал тем не менее, что он проповедовал до известной степени "бунт жизни против науки". Мысль и наука, доказывал он, могут "схватить" только то, что постоянно в вещах, но не могут уловить мимолетное, быстротечное, чувственное, живое, индивидуальное. Поэтому объект познания у Бакунина оказывается разделенным на две части: с одной стороны, это "весь доступный познанию мир", а с другой - то, "что лежит за границами познания", до которого науке "нет никакого дела". Впрочем, временами, как бы забывая о таком разграничении, Бакунин обращался и к тому, "что лежит за пределами познания", утверждая, что речь идет о недоступности относительной, а не абсолютной.
Проблема "непознаваемости" мира сводилась Бакуниным к идее невозможности познания всех бесконечных частей в бесконечно большом и бесконечно малом. Эта "непознаваемость" имеет совершенно другой смысл, нежели агностицизм кантианства или позитивизма, и совершенно не случайна критика Бакуниным концепции кантовских "вещей в себе" и ее позитивистских разновидностей.
Исходным пунктом научного познания, по Бакунину, является эмпирическое познание фактов. Но наряду с методом "исследования и установления вещей и фактов", признается также "метод дедукций и заключений"; все научные методы имеют целью понимание единства, действительной всеобщности миров, научное воссоздание великого Целого, Мироздания. Разум у Бакунина выступает единственным критерием истины.
Философия истории и социология. Полной, увенчивающей позитивную философию наукой, по Бакунину, в будущем должна стать социология, которую он трактовал предельно широко как науку о человеческом мире, в которую входят антропология, психология, логика, мораль, социальная экономия, политика, эстетика и т. д., и как науку об интеллектуальной, моральной, политической, социальной, экономической истории человечества. Но и в своем законченном виде социология станет только наукой об общих законах, управляющих человеческим обществом; она даст лишь абстрактную картину человеческой цивилизации, но не историю миллиардов безвестных индивидов, без которых не достигается ни один из великих результатов истории; тем не менее в качестве науки об общих абстрактных законах (фактически у Бакунина социология выступает не как конкретная наука, а как философия истории) она даст возможность осуществить социальную свободу и благоденствие.
Согласно социологической (философско-исторической) схеме Бакунина, историческое развитие человеческого общества полностью подчиняется законам животного и растительного мира; социальный мир лишь условно можно отделить от мира естественного; всемирная причинность творит так же человеческое общество. Социологические законы - это законы общественной физиологии; они так же обязательны, как законы физические, в отличие от политических, уголовных и гражданских законов, господствующих в определенные эпохи в отдельных частях общества или общественных классах. Общественные события, факты определяются самыми разными причинами: материальными и идеальными, географическими, этнографическими, физиологическими, экономическими, историческими, религиозными, философскими, юридическими и социальными и т. д.; все эти причины комбинируются и дают равнодействующую всех причин. Действительный базис всякого человеческого развития выявляют, по Бакунину, антропологическая и экономическая точки зрения. Образцовым историческим сочинением, в котором эти точки зрения воплощены, он считал Введение к "Истории цивилизации в Англии" Г. Т. Бокля, а также оценивал как плодотворную мысль К. Маркса, что все умственные и политические проявления общества суть не что иное, как идеальное выражение его материальных или экономических проявлений. Вместе с тем, по его мнению, этот принцип становится совершенно ложным, если его рассматривать как единственное основание всех других принципов. В духе так толкуемого "экономического материализма" Бакунин доказывал, что только свободный ассоциированный труд творит человеческий мир, мир свободы, равенства, справедливости, и ратовал за преодоление несправедливого разделения "работы умственной" и "работы физической".