История, по Бакунину, представляет собой
поступательное отрицание первобытной
животности человека, удаление от чистой
животности к человечности, т. е. к устройству
общественного существования на началах
науки, сознания, разумного труда и свободы;
существенными условиями всякого человеческого
развития являются три принципа: 1) человеческая
животность; 2) мысль и 3) бунт. При этом
понятие "бунт" выступает как элемент
понятия "свобода" по отношению к
окружающей социальной среде, и прежде
всего по отношению к церкви и государству.
Бакунина называли апостолом свободы:
для этого были известные основания. В
1866 г. он назвал свободу "одним-единственным
догматом", "одним-единственным законом".
Но в дальнейшем на первое место им был
поставлен "принцип солидарности",
личная свобода стала обусловливаться
"коллективной свободой общества".
Как это ни парадоксально, Бакунин, за
которым числится немало дел, весьма сомнительных
в моральном отношении, уделял большое
внимание теории морали, критике аморализма
в среде революционеров. Категорически
отвергая мораль религиозную, моральные
принципы, выдвинутые философами-идеалистами,
"мораль теологическую и метафизическую",
Бакунин доказывал, что общий закон человеческой
нравственности основывается на природе
человека, но человека не как индивидуального,
а как общественного существа; подъем
морали людей он ставил в зависимость
не столько от заботы об их совести, сколько
от улучшения условий их существования.
Попытки Нечаева воплотить в революционной
среде иезуитский тезис "цель оправдывает
средства" вызвали суровое осуждение
Бакунина: его "Катехизис революционера"
он назвал "катехизисом абреков",
отрицающим природу человека и общества.
3. Анархистская доктрина.
Анархистская доктрина Бакунина
окончательно оформилась как антитеза
марксизму в книгах «Федерализм, социализм
и антитеологизм» (1867), «Кнуто-германская
империя и социальная революция»(1871) и
«Государственность и анархия» (1873). М.А.
Бакунин на первое место выдвигал борьбу
всеми дозволенными способами с государством
и его институтами и громогласно объявил
себя врагом любой власти. В манифесте-книге
«Государственность и Анархия» он предложил
своим последователям единственную форму
революционной борьбы - немедленное всенародное
восстание для разрушения государственного
строя. Взамен предлагалось организация
вольного братского союза “производительных
ассоциаций, общин и областных федераций,
обнимающих безгранично, потому свободно,
людей всех языков и народностей”.
По мнению Бакунина, долгом
каждого честного революционера должна
была стать поддержка в народе инстиктунтивного
духа протеста, его постоянной готовности
к революции. “ Живой ток революционной
мысли, воли и дела” должен был разбить
традиционную замкнутость крестьянского
мира, наладить связь между фабричными
работниками и селянами и создать на их
основе несокрушимую силу, способную одним
махом произвести в стране социальную
революцию.
Он полагал, что Россия и вообще
славянские страны могут стать очагом
всенародной и всеплеменной, интернациональной
социальной революции. Славяне, в противоположность
немцам, не питают страсти к государственному
порядку и к государственной дисциплине.
В России государство открыто противостоит
народу: “Народ наш глубоко и страстно
ненавидит государство, ненавидит всех
представителей его, в каком бы виде они
перед ним ни являлись”.
Написанное Бакуниным и опубликованное
в 1873 г. «Прибавление А» к книге «Государственность
и анархия» стало программой хождения
в народ пропагандистов всенародного
бунта. Бакунин писал, что в русском народе
существуют “необходимые условия социальной
революции. Он может похвастаться чрезмерною
нищетою, а также и рабством примерным.
Страданиям его нет числа, и переносит
он их не терпеливо, а с глубоким и страстным
отчаянием, выразившимся уже два раза
исторически, двумя страшными взрывами:
бунтом Стеньки Разина и Пугачевским бунтом,
и не перестающим поныне проявляться в
беспрерывном ряде частных крестьянских
бунтов”.
Исходя из основных положений
теории “русского социализма”, Бакунин
писал, что в основании русского народного
идеала лежат три главные черты: во-первых,
убеждение, что вся земля принадлежит
народу, во-вторых, что право на пользование
ею принадлежит не лицу, а целой общине,
миру; в-третьих (не менее важно, чем две
предыдущие черты), “общинное самоуправление
и вследствие того решительно враждебное
отношение общины к государству”.
Вместе с тем, предупреждал
Бакунин, русскому народному идеалу присущи
и затемняющие черты, замедляющие его
осуществление:
1) патриархальность,
2) поглощение лица миром,
3) вера в царя.
В виде четвертой черты можно
прибавить христианскую веру, писал Бакунин,
но в России этот вопрос не так важен, как
в Западной Европе. Поэтому социальные
революционеры не должны ставить религиозный
вопрос на первый план пропаганды, поскольку
религиозность в народе можно убить только
социальной революцией. Ее подготовка
и организация – главная задача друзей
народа, образованной молодежи, зовущей
народ к отчаянному бунту. “Надо поднять
вдруг все деревни”. Эта задача, замечал
Бакунин, не проста.
Всеобщему народному восстанию
в России препятствуют замкнутость общин,
уединение и разъединение крестьянских
местных миров. Нужно, соблюдая самую педантичную
осторожность, связать между собой лучших
крестьян всех деревень, волостей, по возможности
– областей, провести такую же живую связь
между фабричными работниками и крестьянами.
Бакунину принадлежит идея
всенародной газеты для пропаганды революционных
идей и организации революционеров. Призывая
образованную молодежь к пропаганде, подготовке
и организации всенародного бунта, Бакунин
подчеркивал необходимость действий по
строго обдуманному плану, на началах
самой строгой дисциплины и конспирации.
При этом организация социальных революционеров
должна быть скрытой не только от правительства,
но и от народа, поскольку свободная организация
общин должна сложиться как результат
естественного развития общественной
жизни, а не под каким-либо внешним давлением.
Бакунин резко порицал доктринеров, стремившихся
навязать народу политические и социальные
схемы, формулы и теории, выработанные
помимо народной жизни. С этим связаны
его грубые выпады против Лаврова, ставившего
на первый план задачу научной пропаганды
и предполагавшего создание революционного
правительства для организации социализма.
Узловой момент мировоззрения
Бакунина – концепция закономерностей
возникновения государства, его роли в
жизни общества и путей к его «разрушению»
во имя установления безгосударственного
общественного самоуправления. Определенной
позитивной роли государства Михаил Александрович
Бакунин не отрицал. В его глазах государство
– зло, но зло исторически оправданное,
в прошлом необходимое. Общество и государство
не тождественны, а государство не вечно,
оно – лишь временная общественная форма,
которая должна исчезнуть. «С государством,
- писал Бакунин в «Программе славянской
секции» в Цюрихе, - должно быть неминуемо
погибнуть все, что называется юридическим
правом, всякое устройство сверху вниз
путем законодательства и правительства,
устройства, никогда не имевшего другой
цели, кроме установления и систематизирования
народного труда в пользу управляющих
классов». Антиэтатист, Бакунин мечтал
о «безгосударственных» формах организации
жизни общества. Его идеал – общественный
организм, основанный на социально-политических
началах самоуправления, автономии и свободной
консолидации индивидов, общин, провинций
и наций на принципах свободы, равенства,
справедливости, братства.
Ядро воззрений М.А. Бакунина
на природу общественно-политической
жизни таково: свобода без социализма
– это несправедливость, а социализм без
свободы – это рабство.
Заключение.
Влияние великого русского
анархиста ощущалось во всем революционном
движении той эпохи. Бакунин оставил после
себя заметные группы последователей
в Германии, Великобритании, а особенно
в Италии и Испании, где анархистское движение
проявляло активность еще несколько десятилетий
после смерти Бакунина. Его идеи оказали
воздействие на программу и тактику народничества
в России в 1870-х годах ("Земля и воля").
В Бакунине проявились два основополагающих
элемента русской революционной мысли
— убеждение в революционном предназначении
российского крестьянства и веру в призвание
славян к возрождению мира, приведенного
западной буржуазной цивилизацией в состояние
упадка. Будущее общество Бакунин представлял
себе как вольную организацию рабочих
масс снизу вверх, федерацию самоуправляющихся
трудовых общин и артелей без центральной
власти и управления: «Государство должно
раствориться в обществе, организованном
на началах справедливости».
Источники и литература.
1. Бехтенева Р.А. Проблема человека
в русском анархизме второй половины 19
- начала 20 вв. (М. А. Бакунин, Л. Н. Толстой,
П. А. Кропоткин); Ростов-на-Дону, 1999.
2. Большая советская энциклопедия/гл.
ред. С.Н. Вавилов, второе издание, Т. 4.
3. Глазков П.В. Современные западные
исследователи о проблемах философии
М.А. Бакунина; Виртуальная библиотека,
2005.
4. Желенин А.С. Политические
взгляды М. Бакунина и К. Маркса: сравнительный
анализ; М, 1999.
5. "История России в портретах".
В 2-х тт., Т. 1, с. 103-119.
6. Бакунин Михаил
Александрович - биография
[электронный ресурс], http://www.aphorisme.ru/about-authors/bakunin/?q=765,
(дата обращения 09.04.2013г.)
7.Михаил Александрович Бакунин, Хронос
[электронный ресурс], http://hrono.ru/biograf/bio_b/bakunin_ma.php,
(дата обращения 09.04.2013г.)