Философия Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 14:43, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работы состоит в изучении философии Аристотеля.
Для достижения цели, ставятся следующие задачи:
- рассмотреть основные онтологические и гносеологические положения философии Аристотеля;
- изучить учение Аристотеля о человеке и государстве;
- рассмотреть сходства и различия учений Платона и Аристотеля о человеке и государстве.

Оглавление

1.Введение……………………………………………………………………3стр
2.Основные онтологические и гносеологические положения философии Аристотеля……………………………………………………………………5стр
3.Учение Аристотеля о человеке и государстве…………………………..9стр
4.Сходство и различие учений Платона и Аристотеля о человеке и государстве………………………………………………………………….12стр
5.Заключение………………………………………………………………..16стр
6.Литература………………………………………………………………..17стр

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 89.43 Кб (Скачать)

Этот способ, согласно его  взглядам, «противен человеческому  разуму и государственному устройству». Для благополучного состояния государства  особую важность представляют средние  слои. Эти слои, как правило, действительно  были опорой греческих рабовладельческих  государств в эпоху их наибольшего  расцвета. В их численном увеличении и усилении Аристотель видит спасение рабовладельческого порядка.

 

Понятия «государство» и  «общество» Аристотель по сути отождествлял. Сущность государства он видит в политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определенного блага. Аристотель различает три хорошие и три дурные формы государства, последние возникают как деформация хороших. Здесь речь идет об определенной классификации изученных им законов. Хорошими он считает монархию, аристократию и политею; плохими — тиранию (возникающую как деформация монархии), олигархию (деформация аристократии) и демократию (деформация политеи).

Основными задачами государства  Аристотель считает предотвращение чрезмерного накопления имущества  граждан, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов  в повиновении. Он отвергает спекулятивное  «идеальное государство» Платона. Идеальным  он считает такое государство, которое  обеспечивает максимально, возможную  меру счастливой жизни для наибольшего  числа рабовладельцев. Рабов и  свободную бедноту он считает  политически бесправными. Остальные  свободные граждане (состоятельные) обязаны принимать участие в  делах государства.

Идеал государства, по Аристотелю,—  общество, которое опирается на частную  собственность на орудия труда, земли  и рабов. Здесь речь идет, собственно, об идеализации афинского государства  времен Перикла.

Понимание Аристотелем устройства общества тесно связано с его  воззрением на мораль. Здесь он во многом близок к Платону и Сократу. В  отличие от Платона он, однако, обосновывает свои моральные принципы положением человека в реальном обществе и его  отношением к государству. Государство, по Аристотелю, требует от гражданина определенных добродетелей, без которых  нельзя достичь благосостояния общества.

Через всю этику Аристотеля, впрочем, как и через всю политику, проходит принцип активной деятельности человека. При этом Аристотель отвергает  усилия, направленные на обретение  власти и наслаждений. Жизнь, в которой  преобладают такие цели, он называет паразитической и характеризует ее как «животную», свидетельствующую о «рабском образе мышления».

Достойной свободного гражданина он считает жизнь практическую (т. е. наполненную политической деятельностью) либо теоретическую (наполненную познавательной деятельностью и размышлениями). Недостаточно знать, что есть добродетель, следует действовать и жить в  соответствии с нею. Лишь это обеспечивает удовлетворенность, благость.

Творчество Аристотеля является вершиной не только античной философии, но и всего древнего мышления, наиболее обширной и в логическом смысле наиболее разработанной системой познания. Ряд  современных специальных наук (этика, эстетика, логика и т. д.) имеет свое начало в его произведениях. Аристотель смог не только упорядочить, но и систематически обобщить достижения познания своего времени.

Он дал начало в том  или ином смысле большинству последующих  философских систем. По своему характеру  его творчество было выдающимся вкладом  в развитие научных, в частности  естественнонаучных, исследований. Содержательность и разработанность философской  системы Аристотеля были универсальны. Длительное время его определяли как Философа с большой буквы.

4.Сходство и различие учений Платона и Аристотеля о человеке и государстве.

Рассмотрим, в чем же состоят  расхождения и сходства учений этих великих философов Античности.

Человек у Платона состоит  из тела и души. Тело смертно –  душа бессмертна. Тело живого существа создано из частиц огня, земли, воды и воздуха. Эти частицы должны быть возвращены космосу. Назначение тела – быть временным вместилищем  и пристанищем души, рабом её. Высшей частью души является разум, затем  идут воля и благородные желания  и, наконец, третья, самая низшая часть  души – влечения и чувственность. В соответствии с тем, какая из этих частей души преобладает, человек  ориентируется либо на возвышенное и благородное, либо на дурное и низкое. До попадания в тело, душа человека обитает на небе и некоторые из них созерцают мир идей. Попав в тело, душа человека забывает о своей занебесной отчизне. Но она способна к припоминанию её (анамнезис). Души, в которых преобладает разум, продвигаются наиболее далеко в процессе воспоминаний. Также Платон говорил о возможности переселения душ, которые могут переселяться в души как животных, так и растений.

Аристотель же утверждал, что человеческая душа делится на неразумную и разумную части. Разумная часть распадается на рассудок и  разум, иначе на разум практический и разум теоретический. Неразумная часть – на растительную (растущую) и стремящуюся (воля), страстную, аффективную. У собственно разумной души имеются интеллектуальные (дианоэтические) добродетели: мудрость, разумность, благоразумие. Страстная часть души и практический разум берутся Аристотелем в единстве. Их добродетели – добродетели нрава и поведения названы этическими. При этом этические добродетели представляют собой не крайности, а середину между двумя пороками. Дианоэтические добродетели приобретаются путем обучения, этические – путём воспитания. “Каждый – виновник собственного характера”. У этически добродетельного человека страстная часть души повинуется практическому разуму, он в гармонии с самим собой и не знает укоров совести. У порочных людей одна часть души влечёт в одну сторону, другая – в другую, в их душах нет гармонии, их гнетёт раскаяние.

Как и Платон, Аристотель опровергает мнение, что душа —  только гармония тела, то есть хотя и  не сумма материальных частиц, но нечто  проистекающее из их надлежащего  сочетания, и в этом состоит сходство их учений.

Существует множество  взглядов на понятие о государстве. В "Словаре античности" читаем: "В качестве органа власти экономически господствующего класса, государство  возникло в процессе образования  частной собственности. Эта ранняя форма эксплуатации первоначально  потребовала таких средств власти, которые смогли бы обеспечить порядок и спокойствие угнетателей".

Однако античные философы полагали иначе. Платон говорил о  государстве не как об аппарате подавления, но как о некоем благе. "Когда  люди отведали того и другого, то есть и поступали несправедливо, и  страдали от несправедливости, тогда  они <..>нашли целесообразным договориться друг с другом, чтобы не творить  несправедливости и не страдать от нее. Отсюда взяло свое начало законодательство и взаимный договор". Таким образом государство не карает, но помогает людям. Платон также отводит много места описанию сословия стражей, то есть тех самым сил, с помощью которых должен обеспечиваться "порядок и спокойствие угнетателей". Тем не менее, солдаты нужны Платону не для борьбы со своими же гражданами, но для защиты от внешних врагов. "Будущий страж нуждается еще вот в чем: мало того, что он яростен он должен по своей природе еще и стремиться к мудрости". Мудрость дает ему понятие о том, что справедливо, что нет. Воин сравнивается философом со сторожевой собакой, которая обязательно должна различать своих и чужих. Платон просто уверен, что в идеальном государстве, воспроизведенным на страницах его трактата, невозможны будут волнения и классовые столкновения, которые заставят воинов выступить против своих же сограждан и сражаться с теми, кого они призваны защищать. Таким образом подлинное государство в понятии Платона настолько идеально, что карательные его функции отходит на второй, если не на третий план, в виду сознательности людей его населяющих.

Аристотель также представлял  государство как нечто прекрасное по своей сути. "Целью государства  является благая жизнь". Он исходил  из того понятия, что человек "существо политическое", стремящееся к  общению, а потому государство для  него необходимо как воздух. "Всякое государство представляет собой  своего рода общение, всякое же общение  организуется ради какого-либо блага. Больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим”. Если разобрать данное определение, то мы несколько раз встретим слово "благо", но вообще не найдем упоминания о каком-либо подавлении и угнетении.

Таким образом, можно сделать  вывод, что Аристотель и Платон, жившие во времена тяжелых кризисов власти, наступавших после периодов расцвета, были склонны рассматривать извращенное  устройство не как сущность государства, но как ее искажение. Изначально государство  для них являлось справедливым и  служило не как машина закрепощения, но как нечто, дающее благо всем гражданам. "Политика" Аристотеля в нашем  восприятии рецепт, выписанный на чудесное лекарство, которое излечивает все  пороки больного общества. Главный  же недостаток, низводящий на нет всю  работу, заключается в том, что  подобного лекарства вообще нет, равно как и нет идеального государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Заключение

Аристотель  является создателем самой обширной научной системы  из существующих в античности. Она опиралась на обширный эмпирический материал как из области естествознания, так и из области общественных наук, который систематически собирали и накапливали его ученики. Научная деятельность Аристотеля - это не только вершина античного философского мышления, она была и большим вкладом практически во все тогда известные научные области: были созданы новые научные направления, он вместе с учениками систематизировал науки, определил предмет и методы отдельных наук. Написал более 150 научных трудов и трактатов. И вся жизнь Аристотеля состояла в бесконечном стремлении найти, проанализировать, схватить истину, докопаться до смысла окружающего мира. В своих зоологических трактатах Аристотель устанавливает и характеризует более 400 видов животных. Он описал 158 различных греческих и негреческих законодательств. Вся V книга его основного трактата «Метафизика» специально посвящена философской терминологии, и каждый термин у него выступает в 5 - 6 значениях. Аристотель был сильным человеком. И когда оказалось, что деваться уже некуда, и с ним могут расправиться как до этого с Сократом он, как можно предполагать, принял яд. Так кончилась жизнь Аристотеля. И всё же его искания, вся его жизнь свидетельствуют о небывалом мужестве великого человека, для которого даже сама смерть стала актом мудрости и невозмутимого спокойствия.

 

 

 

 

 

 

 

                                            Литература

1.Философия: Учебник для вузов/под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф.В.П.Ратникова. 1-4 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998.

2.Аристотель. Сочинения в 4 т. – М.: Мысль, 1975-1981.

3.КРАТКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, М., 1994.

4.ЛОСЕВ А. Ф., ТАХО-ГОДИ А.А. Платон, Аристотель, М., 1993.

5.ЧАНЫШЕВ А. Н. Аристотель, М., 1981.

 

 


Информация о работе Философия Аристотеля