Фейербах Людвиг Андреас

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:40, биография

Краткое описание

Фейербах (Feuerbach) Людвиг Андреас (28.7.1804, Ландсхут, Бавария, – 13.9. 1872, Рехенберг, близ Нюрнберга), немецкий философ-материалист и атеист. Родился в семье криминалиста А. Фейербаха. Окончив местную гимназию, поступил в 1823 на теологический факультет Гейдельбергского университета. Неудовлетворённый догматической ортодоксией, переехал из Гейдельберга в Берлин, где слушал лекции Гегеля, под воздействием которых и формировались воззрения Ф.

Файлы: 1 файл

Фейербах Людвиг Андреас.docx

— 91.83 Кб (Скачать)

В связи с  таким пониманием сущности развития истории в марксистской философии  утверждается и новая концепция  природы и сущности человека. В  ней аккумулируются философские  взгляды прошлого на человека как  природного, духовного и социального  существа, за исключением философско-религиозной, теистической теории (марксистская философия  носит ярко выраженный атеистический  характер). Признавая, что человек  как телесное существо есть высшее проявление природы, ее эволюции, что  человек наделен сознанием и  духом, в марксистской философии  утверждается основополагающая идея о  том, что «…сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она  есть совокупность всех общественных отношений» [4, c. 3]. Поэтому человек  всегда есть существо историческое, он всегда носит в себе «родимые пятна» того общества, тех общественных отношений, в которых он живет. Они влияют и придают особую направленность проявлению его как телесного, духовного  и социального существа. Если телесная, животная его природа постоянна  и неизменна, то во всех других отношениях он изменчивое и развивающееся существо. Поскольку он, человек, только и может  быть общественным существом в реальной действительности, то в марксистской философии утверждается положение  о том, что каково общество, таков  и человек. Поэтому он «только  в обществе может развить свою истинную природу, и о силе его  природы надо судить не по силе отдельных  индивидов, а по силе всего общества» [3, c. 146]. Общество лишь влияет на индивидуальное проявление конкретной личности, способствуя  выработке у нее таких социальных качеств, которые обеспечивают ему  возможность жить с себе подобными. Но общество не может отменить самой индивидуальности. Поэтому человек и общество всегда существуют на основе принципа взаимодополнения, взаимной обусловленности, которые в конкретном историческом обществе носят исторически конкретный характер и имеют собственные экономические, социальные и духовные основания. В связи с этим можно утверждать, что в какой степени общество обеспечивает возможности для развития отдельной индивидуальности, таково и само общество. А сами отношения между личностью и обществом могут приобретать характер гармонии или дисгармонии (в той или иной степени). Где мерилом гармонии или дисгармонии является свобода личности, которая только и может быть общественной и исторической по своему содержанию.

Таковые основные черты диалектико-материалистической философии и ее принципы. Ее судьба, как и судьба любой философии, не является окончательно завершенной. Во многом она определяется тем, как ее поняли и применяли в действии ее последователи. В некоторых аспектах (например, в теории построения коммунизма и практике его утверждения) она оказалась иллюзорно-достижимой. Но это вовсе не означает, что выработанные ею философские, диалектико-материалистические принципы объяснения и понимания развития природы, общества и истории утратили всякое позитивное значение.

Список  литературы

1. Ленин В.И.  Полное собрание сочинений. –  5-е изд. – М.: Политиздат, 1958–1965. – Т. 18.

2. Ленин В.И.  Полное собрание сочинений. –  5-е изд. – М.: Политиздат, 1958–1965. – Т. 29.

3. Маркс К и Энгельс Ф. Сочинения. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1955–1981. –  Т. 2.

4. Маркс К и Энгельс Ф. Сочинения. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1955–1981. –  Т. 3.

5. Маркс К и Энгельс Ф. Сочинения. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1955–1981. –  Т. 4.

6. Маркс К и Энгельс Ф. Сочинения. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1955–1981. –  Т. 6.

7. Маркс К и Энгельс Ф. Сочинения. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1955–1981. –  Т. 13.

8. Маркс К и Энгельс Ф. Сочинения. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1955–1981. –  Т. 23.

Для подготовки данной работы были использованы материалы  с сайта http://www.filosof-chel.narod.ru/

[1] Абсолютное  от лат. aboslutus – безусловное, неограниченное, само по себе сущее, всеобщее.

[2] Общественно-экономическая  формация. 
 
 
 
 

Энгельс Фридрих

    Дом, где родился  Ф. Энгельс (Бармен)

    Энгельс Ф. 1840-е  гг.

    «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Титульный лист

1–3 из 7

Энгельс (Engels) Фридрих (28.11.1820, Бармен, ныне Вупперталь, — 5.8.1895, Лондон), один из основоположников марксизма, вождь и учитель международного пролетариата, друг и соратник К. Маркса.

Э. родился в  семье текстильного фабриканта. Отец Э., Фридрих Э., сторонник пиетизма, стремился дать детям религиозное воспитание. До 14 лет Э. учился в городской школе, в 1834 поступил в гимназию. Благотворное влияние на формирование взглядов Э. оказала его мать — Елизавета ван Хаар, привившая ему любовь к литературе и искусству.

"Еще гимназистом,  — писал В. И. Ленин, —  возненавидел он самодержавие  и произвол чиновников" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 7). В гимназии  Э. с увлечением изучал историю,  иностранные языки, немецкую литературу, делал первые поэтические опыты.  В 1837 по настоянию отца Э., не  окончив последнего класса, был  вынужден уйти из гимназии, чтобы  посвятить себя коммерческой  деятельности. В 1838 отец направил  Э. в Бремен для службы в  торговой фирме. Чуждый коммерции, Э. большую часть времени посвящал изучению философии, истории, литературы, писал стихи, занимался музыкой, увлекался спортом.

В Бремене Э. систематически знакомится с иностранной  прессой, читает оппозиционную литературу, распространяет её среди друзей, примыкает  к радикально-оппозиционному литературному  направлению "Молодая Германия". С 1839 Э. стал сотрудничать в её печатном органе "Telegraph fur Deutschland", регулярно публикуя статьи, в которых проявил себя как революционный демократ. Уже в "Письмах из Вупперталя" (1839) Э. выступил против пиетизма и религиозного фанатизма, а также эксплуатации, нищеты и духовной темноты рабочего населения его родного города.

Блестящий образец  эпистолярного жанра — письма к гимназическим друзьям братьям  Ф. и В. Греберам (1838—41) — являются ещё одним свидетельством формирования революционно-демократических воззрений молодого Э. В них, как и в статьях "Реквием для немецкой "Adeiszeitung"", "Эрнст Мориц Арндт" (1840) и др., он открыто заявил о своих революционных настроениях. В 1839 Э. знакомится с философией Г. Гегеля. Критикуя его консервативные политические воззрения, Э. вместе с тем становится сторонником теории развития, диалектики Гегеля.

В сент. 1841 Э. приехал  в Берлин отбывать воинскую повинность. Он уже был известен поэтическими и литературно-публицистическими  произведениями (под псевдонимом  Ф. Освальд), составил либретто оперы "Кола ди Риенцо" (1840—41).

В свободное  от военной службы время Э. посещал  лекции в Берлинском университете, усиленно занимался философией, сблизился  с младогегельянцами (см. Гегельянство), делавшими из философии Гегеля радикальные и атеистические выводы. Прусское правительство, напуганное выступлениями младогегельянцев, решило пригласить для чтения лекций в Берлинский университет Ф. Шеллинга. Из всех младогегельянцев Э. наиболее решительно выступает против Шеллинга статьями и брошюрами (1841—42), среди которых наибольшую известность приобрела работа "Шеллинг и откровение". В них Э. публично заявил о своих атеистических воззрениях и с революционно-демократических позиций критиковал не только Шеллинга, но и консервативные политические взгляды Гегеля. Иррационализму Шеллинга Э. противопоставил философские воззрения Л. Фейербаха, влияние материалистических взглядов которого он испытал. Но в основном Э. стоит ещё на идеалистических позициях, разделяет теорию самосознания Б. Бауэра. Вместе с тем Э. существенно отличается от младогегельянцев активной политической деятельностью, понимая необходимость поддержки оппозиционной буржуазии в её борьбе против абсолютизма.

В октябре 1842 Э. окончил военную службу и вернулся в Бармен. Отец Э., желая оторвать сына от его радикально настроенных друзей, отправил Э. в Манчестер (Великобритания), где находилась фабрика "Эрмен и Энгельс", совладельцем которой он был. По дороге в Великобританию Э. в Кельне посетил редакцию "Рейнской газеты", активным сотрудником которой он являлся в течение полугода. Здесь Э. впервые встретился с Марксом — главным редактором газеты, и договорился о дальнейшем сотрудничестве в качестве английского корреспондента.

Переезд в Великобританию стал значительной вехой в жизни  Э. Уже в первых своих английских статьях в "Рейнской газете" (ноябрь — декабрь 1842) он подчёркивает, что  Великобритания стоит перед социальной революцией, решающей силой которой  будет пролетариат. В Великобритании Э. окончательно становится социалистом. Он знакомится с лидерами чартистского движения (Дж. Гарни, Дж. Лич), сотрудничает в печатном органе чартистов "The Northern Star", присутствует на рабочих собраниях и митингах, становится член чартистской партии (см. Чартизм). Одновременно он изучает произведения Р. Оуэна и его учеников, посещает заседания их социалистических клубов. В Манчестере Э. знакомится с жизнью и бытом английских рабочих. Здесь же Э. познакомился с ирландской работницей Мэри Берне, ставшей впоследствии его женой. В Великобритании Э. окончательно переходит от идеализма к материализму, причём существенную роль в формировании его взглядов сыграли произведения Фейербаха и французских материалистов 18 в.

Особенно плодотворным оказалось изучение Э. политической экономии, первым результатом которого была статья "Наброски к критике  политической экономии" (1844). В статье, как указывает Ленин, Э. "... с  точки зрения социализма рассмотрел основные явления современного экономического порядка, как необходимые последствия  господства частной собственности" (там же, с. 10). Мастерски владея диалектикой, Э. вскрыл глубоко противоречивый характер капиталистического общества, показал  апологетизм буржуазной экономической науки. Маркс был восхищён работой Э. и охарактеризовал её как гениальный очерк критики экономических категорий. Она явилась одним из стимулов, побудивших Маркса заняться глубоким изучением политической экономии. С этого времени между Марксом и Э. завязалась постоянная переписка. Возвращаясь в конце августа 1844 в Германию, Э. заехал на десять дней в Париж, которые провёл у Маркса. Эта новая встреча послужила началом их дружбы и тесного сотрудничества. Маркс и Э. обнаружили полное единство взглядов по теоретическим вопросам. Оба они уже были материалистами и коммунистами. Они сообща решили выступить против младогегельянцев, которые, оставаясь на позициях идеализма и буржуазного радикализма, выступили против демократических и коммунистических идей. Результатом этого замысла явилась их первая совместная работа "Святое семейство, или Критика критической критики. Против Б. Бауэра и компании" (опубликовано в феврале 1845), представляющая один из важных этапов формирования марксистского мировоззрения.

Вернувшись в  сентябре 1844 на родину, Э. устанавливает  связи с немецкими социалистами, активно сотрудничает в социалистических журналах, печатает корреспонденции  из Германии на страницах "The Northern Star". В Бармене Э., опираясь на собранные в Великобритании материалы, пишет книгу "Положение рабочего класса в Англии" (1845). В ней Э. выдвинул ряд глубоких идей о стачечной борьбе, о профсоюзах, о партии, о необходимости тесного объединения массового рабочего движения (чартизма) с социалистической мыслью, об исторической миссии пролетариата. Здесь Э. уже вплотную подошёл к материалистическому пониманию истории. Книга получила широкий отклик на страницах немецкой печати, а также в других странах. Она способствовала переходу прогрессивных представителей немецкой интеллигенции на позиции социализма, оказалась доступной передовым рабочим. В Эльберфельде Э. явился одним из организаторов дискуссий по вопросам коммунизма. Два выступления Э. на этих дискуссиях были опубликованы под названием "Эльберфельдские речи" (1845). После публичных выступлений Э. и других эльберфельдских коммунистов полицейские власти запретили проведение подобных собраний и установили наблюдение за Э. Ему грозил арест. К этому времени обострились отношения Э. с отцом.

Весной 1845 Э. покидает Германию и направляется в Брюссель, куда перед этим вынужден был переселиться Маркс, высланный из Франции. Маркс  в основных чертах изложил Э. идею материалистического понимания  истории, к которой последний  был уже близок. Маркс и Э. совместно  начали детальную разработку этих новых  взглядов. Продолжая изучать политическую экономию, дававшую им обширный материал не только для экономических исследований, но и для дальнейшей разработки материалистического  понимания истории, Э. и Маркс предприняли в июле — августе 1845 поездку в Великобританию, где занимались в библиотеках Лондона и Манчестера. Здесь они встретились с вождями левого крыла чартистской партии (Гарни и др.), с ведущими деятелями лондонских общин тайного коммунистического "Союза справедливых" (К. Шаппером, И. Моллем, Г. Бауэром), познакомились с В. Вейтлингом.

Осенью 1845 Маркс  и Э. приступили к работе над "Немецкой идеологией" (ноябрь 1845 — лето 1846). В ней они противопоставили свои диалектико-материалистические взгляды непоследовательному, созерцательному антропологическому материализму Фейербаха, идеалистическим воззрениям младогегельянцев, в особенности М. Штирнера, и распространённому тогда среди части нем. рабочих и интеллигенции "истинному социализму". В "Немецкой идеологии" впервые было дано развёрнутое изложение материалистического понимания истории как цельной концепции и исходных положений нового, революционного мировоззрения — научного коммунизма; обоснована историческая неизбежность установления коммунистического строя.

Информация о работе Фейербах Людвиг Андреас