Фейербах Людвиг Андреас

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:40, биография

Краткое описание

Фейербах (Feuerbach) Людвиг Андреас (28.7.1804, Ландсхут, Бавария, – 13.9. 1872, Рехенберг, близ Нюрнберга), немецкий философ-материалист и атеист. Родился в семье криминалиста А. Фейербаха. Окончив местную гимназию, поступил в 1823 на теологический факультет Гейдельбергского университета. Неудовлетворённый догматической ортодоксией, переехал из Гейдельберга в Берлин, где слушал лекции Гегеля, под воздействием которых и формировались воззрения Ф.

Файлы: 1 файл

Фейербах Людвиг Андреас.docx

— 91.83 Кб (Скачать)

Теоретическая работа Э. часто прерывалась в  связи с выполнением актуальных задач революционно-практической деятельности, а также по причинам личного порядка. В 1878 умерла его вторая жена — Лидия  Берне — сестра Мэри Берне, умершей  в 1863. В последующие годы тяжёлые  утраты постигли семью Маркса. Резко  ухудшилось здоровье самого Маркса. Э. тяжело переживал утрату самых близких  ему людей и прилагал огромные усилия, чтобы помочь Марксу. 14 марта 1883 скончался Маркс. "Самый могучий  ум нашей партии перестал мыслить, самое  сильное сердце, которое я когда-либо знал, перестало биться", — писал в эти дни Э. (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 35, с. 384).

На самого Э. легла задача огромной трудности. Предстояло из многочисленных черновых рукописей  и даже фрагментов составить окончательный  текст не изданных Марксом томов "Капитала". Этой работой Э. был  занят почти до конца своей  жизни — в 1885 вышел 2-й том, в 1894 — 3-й том "Капитала". "Действительно, эти два тома "Капитала",—  писал Ленин,— труд двоих: Маркса и Энгельса" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 12). Помимо этого, Э. подготовил третье и четвёртое немецкое издание 1-го тома "Капитала", а также английское издание 1-го тома, что потребовало  от него огромной работы.

Параллельно с  работой над "Капиталом" Э. создал ставшие классическими труды, знаменовавшие  дальнейшую ступень в развитии марксистской мысли, — "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884) и "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" (1886). Ленин оценил работу Э. "Происхождение семьи, частной собственности и государства" как "... одно из основных сочинений современного социализма..."(там же, т. 39, с. 67). В ней Э. значительно обогатил марксистское учение об общественно-экономической формации, о возникновении и развитии семьи, классов, государства.

В условиях, когда  среди буржуазной и части социал-демократической  интеллигенции в Германии стал наблюдаться  поворот от гегельянства и вульгарного материализма к неокантианству и позитивизму, Э. в работе "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" с особой силой подчеркнул классовый, партийный характер философии. Говоря о том, что корни всех политических и идеологических надстроек следует искать в материальном, экономическом базисе общества, Э. предупреждал против вульгарного истолкования этого положения. Он решительно выступил против игнорирования обратного воздействия надстройки на базис общества. Существенным дополнением к этой работе являются письма Э. об историческом материализме (1890—94), в которых дан глубокий анализ основных положений материалистического понимания истории.

"После смерти  Маркса, — писал Ленин, — Энгельс  один продолжал быть советником  и руководителем европейских  социалистов... Все они черпали  из богатой сокровищницы знаний  и опыта старого Энгельса" (там  же, т. 2, с. 13). Продолжая борьбу против  оппортунизма, Э. в ряде своих  произведений вскрыл его корни,  в частности в германской социал-демократии. Особенно большое значение он  придавал выработке немецкой  социал-демократами марксистской  программы партии. Когда В. Либкнехт  в 1890 в одной из своих речей  попытался взять под защиту  Готскую программу, Э. в ответ  опубликовал в 1891 марксову "Критику Готской программы". Он также подверг критике один из предварительных проектов программы, подготовленный к съезду партии в Эрфурте в 1891, дал чёткое определение оппортунизма: "Это забвение великих, коренных соображений из-за минутных интересов дня,... это принесение будущего движения в жертву настоящему..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 237). В то же время он предостерегал английских и американских социалистов от догматизма и левого сектантства. Он призывал их идти в рабочие массы, работать в профсоюзах, создавать массовые рабочие партии. Когда созрели условия для создания нового международного объединения социалистических партий, Э. взял на себя подготовку созыва интернационального конгресса в Париже в 1889. Опираясь на гедистов и германскую социал-демократию, Э. добился осуществления своей цели — создания Интернационала 2-го на марксистской основе. В эти же годы Э. предупреждал европейских социалистов о грозящей опасности возникновения мировой войны, призывал рабочий класс бороться за сокращение вооружений. Этому вопросу Э. посвятил ряд статей. Стремясь разъяснить немецким и французским социалистам марксистскую тактику в аграрном вопросе и одновременно нанести удар по оппортунизму, Э. написал в 1894 брошюру "Крестьянский вопрос во Франции и Германии". В ней Э. подчеркнул значение союза рабочего класса и крестьянства, указал, что единственный путь избавления мелкого крестьянства от пролетаризации — социалистическое кооперирование при условии строгого соблюдения принципа добровольности.

С огромным интересом  следил Э. за революционным движением  в России, поддерживал связи с  его видными деятелями (П. Л. Лавровым, Г. А. Лопатиным, С. М. Степняком-Кравчинским и др.). Высоко ценя критическую мысль и поиски революционной теории Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и их соратников, отмечая их выдержку, твёрдость характера, самоотверженность, Э. вместе с тем критиковал их народнические иллюзии. С большой радостью встретил он весть об образовании среди русских социалистов первой марксистской группы "Освобождение труда". Э. ведёт систематическую переписку с Г. В. Плехановым, В. И. Засулич, помогает им своими советами и личным участием в их судьбах. Э. питал глубокую надежду, что доживёт до краха русского царизма и победы социалистической революции в развитых странах Европы. Э. считал, что русская революция окажет огромное воздействие на всё развитие мирового революционного процесса. Он мечтал о том, чтобы увидеть торжество социалистической революции.

Однако организм Э. уже подтачивала болезнь —  рак пищевода. В 1894 состояние его  здоровья сильно ухудшилось; 5 августа 1895 Э. умер. Согласно его воле, тело Э. было предано кремации; урна с прахом была опущена в море у Истборна (Великобритания) — любимого места отдыха Э.

* * *

Как подчеркивал  Ленин, "нельзя понять марксизм и  нельзя цельно изложить его, не считаясь со всеми сочинениями Энгельса" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 93).

Жизненный путь и духовное развитие Э. убедительно  раскрывают его выдающуюся роль в  разработке марксизма. Э., как и Маркс, является одним из основоположников материалистического понимания  истории. Э. совместно с Марксом  предпринял диалектико-материалистическую переработку буржуазной политической экономии. Величайшей заслугой Э. является завершение, издание и пропаганда "Капитала" — труда всей жизни  Маркса. Создав вместе с Марксом  диалектический материализм, материалистическое понимание истории и научный  коммунизм, Э. в ряде своих произведений в строго систематизированной форме  изложил марксизм как цельное  мировоззрение, показал его составные  части и теоретические источники. Этим Э. в огромной мере способствовал  победе марксизма в международном  рабочем движении в 90-е гг. 19 в. Разрабатывая совместно с Марксом учение об общественно-экономических формациях, Э. раскрыл ряд специфических  закономерностей первобытнообщинного  строя, античного и феодального  обществ, возникновения в них  частной собственности и классов, формирования государства. В последние  годы жизни Э. уделил значительное внимание вопросу о взаимоотношении экономического базиса, политической и идеологической надстроек. Он подчеркивал необходимость  конкретного раскрытия огромного  воздействия на жизнь общества политики определенных классов, их борьбы за политическое господство, правовых отношений, идеологии. Велико его участие в разработке марксистского учения о литературе и искусстве. Ряд областей марксистской науки является в значительной мере результатом самостоятельного вклада Э. К их числу относятся: учение о диалектических закономерностях в природе и в естествознании, которое полностью одобрялось Марксом, вопреки утверждениям современных фальсификаторов, диалектико-материалистическое учение об армии и военном деле и др.

Маркс и Э. настаивали на единстве революционной теории и  практики международного рабочего движения. Они совместно разработали научную  программу, стратегию и тактику  пролетариата, обосновали его всемирно-историческую роль как творца нового общества, необходимость  создания его революционной партии, осуществления социалистической революции  и установления диктатуры пролетариата. Маркс и Э. явились пламенными провозвестниками и пропагандистами  пролетарского интернационализма  и организаторами первых международных  объединений рабочего класса — Союза  коммунистов и 1-го Интернационала. Приверженность принципам интернационализма  они рассматривали как неотъемлемую черту подлинно пролетарской партии. Маркс и Э. постоянно указывали  на творческий характер революционной  теории.

Особенно велики заслуги Э. в последние годы жизни. Он развил марксистскую науку, обогатил марксистскую стратегию и тактику  новыми теоретическими обобщениями, развернул  борьбу против оппортунизма и левого сектантства, против догматизма в социалистических партиях. Работая над завершением 3-го тома "Капитала", Э. в своих  дополнениях к нему подметил некоторые  черты, свойственные новому периоду  развития капитализма — империализму.

Утверждения современных  апологетов капитализма об устарелости  марксизма выражают банкротство  буржуазной идеологии, страх перед  растущим воздействием марксизма на общественную жизнь. Как высшее достижение научной мысли, учение Маркса и Э. не устаревает. Это учение "... всесильно, потому что оно верно", — писал  Ленин (там же, т. 23, с. 43).

Новый этап в  развитии и распространении идей Маркса и Э. и начало борьбы за широкое  претворение их в жизнь связаны  с именем и деятельностью В. И. Ленина. Великое марксистско-ленинское учение, обогащаемое революционной практикой, теоретической деятельностью КПСС и международного коммунистического движения, оказывает всё возрастающее влияние на исторические судьбы человечества (см. Марксизм-ленинизм).

Соч.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1—47, 49.

Лит.: Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Фридрих Энгельс, там же, т. 2; его же, Две тактики социал-демократии в демократической революции, там же, т. 11; его же, Государство и революция, там же, т. 33; его же, Марксизм о государстве, там же; его же, Конспект "Переписки К. Маркса и Ф. Энгельса 1844—1883", 2 изд., М., 1968; его же, Маркс, Энгельс, марксизм. Сб., 7 изд., М., 1974; Основоположник научного коммунизма. Тезисы к 150-летию со дня рождения К. Маркса, М., 1968; Постановление ЦК КПСС о 150-летии со дня рождения Фридриха Энгельса, в кн.: Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898—1971), 8 изд., т. 10, М., 1972, с. 216—17; Рязанов Д. Б., Очерки по истории марксизма, 2 изд., т. 1—2, М.— Л., 1928; Кедров Б. М., Энгельс и естествознание, М., 1947; его же. Классификация наук, кн. 1, М., 1961; Кандель Е. П., Маркс и Энгельс — организаторы Союза коммунистов, М., 1953; его же, Фридрих Энгельс, М., 1960; Воспоминания о Марксе и Энгельсе, М., 1956; Степанова Е. А., Фридрих Энгельс, 2 изд., М., 1956; Серебряков М. В., Ф. Энгельс в молодости, Л., 1958; Корню О., Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Жизнь и деятельность, пер. с нем., т. 1—3, М., 1959—68; Маркс и Энгельс и первые пролетарские революционеры, М., 1961; Леонтьев Л. А., Энгельс и экономическое учение марксизма, М., 1965; Малыш А. И., Формирование марксистской политической экономики, М., 1966; Тартаковский Б. Г., Ф. Энгельс — советник и учитель международного пролетариата (1875—1895), М., 1966; К. Маркс и Ф. Энгельс и революционная Россия, М., 1967; Михайлов М. И., История Союза коммунистов, М., 1968; Русские современники о К. Марксе и Ф. Энгельсе, М., 1969; Бабин А. И., Ф. Энгельс — выдающийся военный теоретик рабочего класса, М., 1970; Энгельс — теоретик, М., 1970; Фридрих Энгельс — мыслитель и революционер, Прага, 1970; Фридрих Энгельс — один из основоположников научного социализма, Берлин, 1970 Энгельс и проблемы истории, М., 1970; Чагин Б. А., Создание и развитие К. Марксом и Ф. Энгельсом теории научного коммунизма, Л., 1970; Колпинский Н. Ю., Деятельность Ф. Энгельса в годы I Интернационала М., 1971; Фридрих Энгельс. Биография, пер. с нем., М., 1972; Багатурия Г. А., Контуры грядущего. Энгельс о коммунистическом обществе, М., 1972; Ойзерман Т. И., Формирование философии марксизма, 2 изд., М., 1974; Фридрих Энгельс. Биография, 2 изд., М., 1977; Литературное наследство К. Маркса и Ф. Энгельса. История публикации и изучения в СССР, М., 1969; Mayer G., Friedrich Engels. Eine Biographic, 2 Aufl., Bd 1-2, Haag, 1934; Förder Н., Marx und Engels am Vorabend der Revolution, B., 1960; Bartel Н., Marx und Engels im Kampf um ein revolutionäres deutsches. Parteiorgan 1879—1890, В., 1961; UIlrich Н., Der junge Engels. Eine historisch-biographische Studie seiner we Itanschau lichen Entwicklung in den Jahren 1834—1845, Tl 1—2, В., 1961—66; Kundel Е., Marx und Engels im; Karnpf um die revolutionäre Arbeitereinheit. Zur Geschichte des Gothaer Vereingunigskongresses von 1875, В., 1962; Becker G., Karl Marx und Friedrich Engels in Köln. 1848—1849, В., 1963; Strey J., Winkler G, Marx und Engels 1848—49, В., 1972. 
 
 
 
 
 
 

 

Информация о работе Фейербах Людвиг Андреас