Фейербах
Людвиг Андреас
Фейербах (Feuerbach)
Людвиг Андреас (28.7.1804, Ландсхут, Бавария,
– 13.9. 1872, Рехенберг, близ Нюрнберга), немецкий
философ-материалист и атеист. Родился
в семье криминалиста А. Фейербаха. Окончив местную гимназию,
поступил в 1823 на теологический факультет
Гейдельбергского университета. Неудовлетворённый
догматической ортодоксией, переехал
из Гейдельберга в Берлин, где слушал лекции
Гегеля, под воздействием которых и формировались
воззрения Ф. По окончании Берлинского
университета Ф. в 1828 защитил в Эрлангенском
университете диссертацию "О едином,
всеобщем и бесконечном разуме", в целом
выдержанную в духе гегелевского идеализма.
Однако уже в этот период проявилось расхождение
Ф. с Гегелем в отношении к религии вообще,
к христианской – в частности, несовместимой,
по убеждению Ф., с разумом и истиной. После
защиты диссертации Ф. стал приват-доцентом
Эрлангенского университета, где с 1829
читал курс "гегелевской философии"
и истории новой философии. В 1830 Ф. анонимно
опубликовал сочинение "Мысли о смерти
и бессмертии", в котором отвергал идею
бессмертия души. Авторство Ф. было установлено,
книга конфискована и Ф. лишён права преподавания.
Но Ф. не прекратил своей научной деятельности.
В трёхтомной работе по истории философии
17 в. Ф., оставаясь ещё в целом на гегельянских
позициях, уделяет большее внимание философам-материалистам
и атеистам и высоко оценивает их вклад
в развитие научной мысли. В 1836 Ф. женился
и в течение 25 лет почти безвыездно жил
в деревне Брукберг, где жена его была
совладелицей небольшой фарфоровой фабрики.
В 1859 фабрика обанкротилась и Ф. переселился
в Рехенберг, где провёл последние годы
жизни в жестокой нужде.
Ф. горячо приветствовал
Революцию 1848. Однако он не принимал активного
участия в политической жизни; даже
будучи в 1848 депутат
ом франкфуртского Национального собрания,
оставался политически пассивным. В последние
годы жизни Ф. проявлял большой интерес
к социальным и экономическим проблемам,
изучал "Капитал" К. Маркса, а в 1870
вступил в социал-демократическую партию.
Основные сочинения
Ф.: "К критике философии Гегеля"
(1839), "Сущность христианства" (1841),
"Основы философии будущего" (1843),
"Предварительные тезисы к реформе
философии" (1842).
Главным делом
жизни Ф. была непримиримая борьба против
религии. В противовес гегелевской
философии религии Ф. рассматривал
философию и религию как миропонимания,
взаимно исключающие друг друга.
Причина живучести религиозных
верований, по Ф., – не только обман,
использующий невежество; реальная причина
религии коренится в "природе
человека" и условиях его жизни.
Первоисточник религиозных
иллюзий Ф. усматривал в чувстве зависимости,
ограниченности, бессилия человека по
отношению к неподвластным его воле стихиям
и силам. Бессилие ищет выхода в порождаемых
фантазией надежде и утешении – так возникают
образы богов как источника осуществления
человеческих упований. Бог, по Ф., будучи
проекцией человеческого духа, отчуждается
от последнего, объективируется, ему не
только приписывают самостоятельное существование,
но превращают из творения человека в
его творца, в первопричину всего существующего
и ставят самого человека в зависимость
от вымышленного им "высшего существа".
Религия, по мысли Ф., парализует стремление
человека к лучшей жизни в реальном мире
и к преобразованию этого мира, подменяет
его покорным и терпеливым ожиданием грядущего
сверхъестественного воздаяния. Отвергая
религиозный культ, Ф. противопоставлял
ему культ человека, облекаемый им в религиозную
оболочку "обоготворения человека".
Ф. рассматривал свой девиз "человек
человеку бог" как противоядие от теистической
религии.
Критика религии
у Ф. перерастала в критику
философского идеализма, завершившуюся
переходом Ф. в лагерь материализма
(1839). Убедившись в родстве идеализма
и религии, Ф. вступил в единоборство
с наиболее совершенной формой идеализма
– нем. классическим идеализмом и
вершиной его – философией Гегеля.
Основной порок идеализма, по Ф., –
отождествление бытия и мышления.
"... Мысленное бытие не есть действительное
бытие... Образ этого бытия вне
мышления – материя, субстрат реальности"
(Избранные философские произведения,
т. 1, М., 1955, с. 175, 176). В основе философии
Ф. лежит принцип: "... Бытие –
субъект, мышление – предикат" (там
же, с. 128).
В теории познания
Ф. продолжал линию материалистического
сенсуализма. Выдвигая на первый план
опыт как первоисточник знания, Ф.
подчёркивал взаимную связь чувств,
созерцания и мышления в процессе
познания.
В центре учения
Ф. – человек как "... единственный,
универсальный и высший предмет
философии" (там же, с. 202). Антропологический
материализм Ф. исходит из рассмотрения
человека как психофизиологического
существа. Человек, по Ф., есть материальный
объект и одновременно мыслящий субъект.
С этой позиции Ф. отвергал вульгарный
и механистический материализм.
Вместе с тем антропологизм Ф.
основывается на биологической (а не
социальной) трактовке природы человека.
Здесь – граница фейербаховского,
как и всего домарксовского, материализма,
не распространявшего материалистическое
понимание на сферу общественной жизни.
В целом антропологизм Ф. не вышел за рамки
метафизического материализма. Выступая
против гегелевского идеализма, Ф. отверг
и его диалектику, не видя возможности
иной, неидеалистической диалектики.
Мировоззрение
Ф. завершается учением о нравственности,
исходящим из единства и взаимосвязи
Я и Ты. Система общественных отношений
подменяется у Ф. понятиями "рода"
и межиндивидуального общения. Стремление
к счастью, рассматриваемое как движущая
сила человеческой воли, влечёт за собой
сознание нравственного долга, поскольку
Я не может ни быть счастливым, ни вообще
существовать без Ты. Стремление к собственному
счастью перерастает рамки эгоизма, оно
недостижимо вне человеческого единения.
Этическое учение Ф. имело прогрессивное
значение благодаря его гуманистическому,
демократическому и антирелигиозному
характеру. Однако, лишённая историко-материалистического
фундамента, этика Ф., подобно его атеизму,
не приводила к сознанию необходимости
преобразования обществ, бытия как реального
условия достижения человеческого счастья.
С этим связан и метафизический характер
этической теории Ф., которая "... скроена
для всех времен, для всех народов, для
всех обстоятельств и именно поэтому не
применима нигде и никогда" (Энгельс
Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч 2 изд., т.
21, с. 298).
Всемирно-историческое
значение философских и антирелигиозных
идей Ф. ярко обнаруживается в том, что
его материализм стал исходным пунктом
становления философии марксизма.
Более сорока лет спустя после
критики Марксом в "Тезисах
о Фейербахе" ограниченности фейербаховского
материализма Энгельс писал: "... За нами
остается неоплаченный долг чести: полное
признание того влияния, которое в наш
период бури и натиска оказал на нас Фейербах
в большей мере, чем какой-нибудь другой
философ после Гегеля" (там же, с. 371).
Соч.: GesammelteWerke, hrsg.
vonW. Schuffenhauer, Bd 1–16, В., 1967–75; в рус. пер. –
Избранные философские произведения,
т. 1–2, М,, 1955; История философии, т. 1–3,
М., 1974.
Лит.: Маркс
К., Тезисы о Фейербахе, Маркс К., Энгельс
Ф. Соч., 2 изд., т. 3; Маркс К. и Энгельс Ф.,
Людвиг Фейербах и конец классической
немецкой философии, там же, т. 21; Ленин
В. И., Конспект книги Фейербаха "Лекции
о сущности религии", Полн. собр. соч.,
5 изд., т. 29; его же, Конспект книги Фейербаха
"Изложение, анализ и критика философии
Лейбница", там же; Иодль Ф., Людвиг Фейербах.
Его жизнь и учение, пер. с нем., СПБ, 1905;
Деборин А. М., Л. Фейербах, М. – Л., 1929; История
философии, т. 3, М., 1943, гл. 7; Есин И. М., Материалистическая
философия Л. Фейербаха, М., 1954; Ардабьев
А. И., Атеизм Л. Фейербаха, М., 1963; Быховский
Б. Э., Л. Фейербах, М., 1967; Элез И., Проблема
бытия и мышления в философии Л. Фейербаха,
M.,1971; Rawidowicz S., L. Feuerbach's Philosophic, В., 1931; Chamberlain
W. В., Heaven wasn't his destination, L., 1941; Cherno М., L. Feuerbach
and the intellectual background of 19th century radicalism, Stanford,
1955; Arvon H., L. Feuerbach ou la transformation du sacre, P., 1957;
его же, L. Feuerbach, sa vie, son oeuvre avec un expose de sa philosophic,
P., 1964; Cornu A., Marx Thesen über Feuerbach, B.,1963; Jankowski
H., Etyka L. Feuerbacha, Warsz., 1963; Schuffenhauer W., Feuerbach und
der junge Marx, B., 1965; Schmidt A., Emanzipatorische Sinnlichkeit.
Марксистская
философия возникла в середине XIX
века и оставалась влиятельным течением
в мировой философской мысли
до 90-х годов ХХ века. Ее основоположниками
явились немецкие мыслители Карл
Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс
(1820–1895). По своей сути она является
философией диалектического материализма,
с присущими ей особыми принципами
объяснения и понимания бытия
мира, человеческой истории и их
развития. Как мы видели из предыдущих
лекций, развитие философской мысли
и выражается в изменении принципов
философствования. Необходимо отметить,
что марксистская философия подвергла
радикальному пересмотру сложившиеся
традиции и принципы в Европейской
философии к середине XIX века. Не
было ни одного течения в философии,
которое не подвергалось бы критике
основоположниками диалектического
материализма, инкриминируя им общий
«грех» – с их точки зрения они
были или недостаточно научными, или
ненаучными вовсе.
В марксистской
философии сформулирован исходный
принцип понимания задачи новой
философии, который во многом определили
ее черты: прежние «философы лишь
различным образом объясняли мир, но дело
заключается в том, чтобы изменить его»
[4, c. 4]. В своей философии они видели орудие
революционного, радикального изменения
мира. Но прежде чем изменять мир, его необходимо
объяснить и познать. Поэтому они вырабатывают
адекватные этой задаче теоретические
принципы своей философии, то есть марксистской
философии. Они считают, что основным вопросом
философии является вопрос о соотношении
материи и сознания, бытия и мышления.
Те философы, которые признают первичность
материи, природы, бытия, как мы знаем,
являются материалистами. Марксистская
философия исповедует принцип материализма,
хотя новый материализм отличается от
предыдущих форм материализма, например,
материализма французских философов или
антропологического материализма Л. Фейербаха.
Любая форма материализма исходит в объяснении
бытия мира из самого мира, основанием
которого является природа, которой ничто
не предшествует, которая не творится
никем. Философия диалектического материализма
не только исповедует этот философский
постулат, но признает и обосновывает
саморазвитие природы и вне нас существующего
мира по своим естественным, а не сверхъестественным
законам. В отличие от предыдущих форм
материализма, которые признавали объективные
формы движения материи, природы преимущественно
с точки зрения механицизма, который соответствовал
естественнонаучным представлениям XVIII
– начала XIX веков, в марксистской философии
утверждается принцип диалектики, развития
объективного мира, его качественного
и направленного изменения. Необходимо
подчеркнуть, что на формирование марксистской
философии оказали влияние материализм
Л. Фейербаха и учение Г. Гегеля о развитии
и саморазвитии, которое он создал в рамках
своей объективно- идеалистической философии.
Как признавали сами родоначальники марксистской
философии, философия Л. Фейербаха и Гегеля
послужили теоретической предпосылкой
формирования диалектико-материалистической
теории бытия и развития мира, как природного,
так и общественного. Они придали материализму,
как принципу объяснения мира, диалектический
характер, а диалектике Гегеля, преобразовав
ее, придали материалистический характер.
Отличительной
чертой марксистской философии является
ее максимально возможное сближение
с естественнонаучным знанием. Они
видели в союзе с ним основу
научности и рациональности философии.
В соответствии с этим принципом
в марксистской философии закрепляется
новое понимание материи. Материя
есть «философская категория для
обозначения объективной реальности,
которая дана человеку в ощущениях
его, которая копируется, фотографируется,
отображается нашими ощущениями, существуя
независимо от них [1, c. 131]. Понятием «материя»
обозначается бесконечное многообразие
объектов, систем, различных по своей
структурности и сложности, находящихся
не только во взаимосвязи и отношениях
друг с другом, но и в развитии.
Диалектический метод позволил создать
теорию развития материального мира.
Отметим характерные принципы диалектико-материалистической
теории развития природы, которые основоположники
впоследствии применили и к развитию
человеческой истории.
В марксистской
философии утверждается идея о развитии
как особой формы движения, как
универсального способа бытия мира,
как природного, так и общественного.
Во-первых, развитие есть всегда качественное
изменение чего-либо. Во-вторых, развитие
является «направленным и необратимым
процессом качественного изменения
от простых форм к более сложным,
от низшего к высшему». В-третьих,
высшие формы движения и развития включают
в себя в преобразованном виде более низшие.
Они не простая сумма низших, а преобразованный
их синтез. В-четвертых, каждой форме движения
и развития соответствует свой субстрат
(материальный носитель), отличающийся
по степени сложности строения. В связи
с чем в новом виде предстает иерархическое
строение материального мира, которое
стремится и к усложнению, и к изменению,
и к самосохранению в форме повышения
своей организации. В связи с этими принципами
основоположники марксистской философии
на основе естественнонаучных данных
и открытий в XIX веке выделили следующие
формы движения материи: механическая,
физическая, химическая, биологическая
(жизнь органических систем), социальная
(развития общества, человеческой истории).
Переход от одной формы движения, от низшей
к высшей, носит скачкообразный характер,
а процессу перехода от одной формы движения
к другой присущи «переходные» формы движения,
которые не всегда нам известны, но в ходе
развития научного значения могут быть
выявлены. И современная наука подтверждает
гипотезу, высказанную основоположниками
марксистской философии. Так, в современной
науке утвердилось мнение, что самому
объективному миру присущ принцип повышения
своей организации (самоорганизации).
Этот принцип можно применить и к анализу
развития общественных систем. В связи
с этим учение о законах диалектики, как
универсальных законах развития, приобретает
более богатое содержание.
В марксистской
философии иначе рассматривается
и принцип детерминации, создается
диалектико-материалистическое учение
о причинно-следственных отношениях.
Для этого учения характерны следующие
черты. Во-первых, исключается наличие
сверхъестественных причин развития мира
(будь то объективный дух, мировая
идея и мировая воля или Бог
как демиург – «причина причин»,
конечная причина). Во-вторых, они противники
механистического детерминизма, который
обедняет представление о законах
развития мира, придавая причинно-следственным
связям и отношениям однозначный
характер. В-третьих, расширяется представление
о роли случайности в закономерном
развитии мира. Случайность – и
форма проявления закономерности, необходимости
и дополнение ее. Что позволило
преодолеть представление о наличии
предопределенности в бытие мира,
с одной стороны, а с другой
– преодолеть представление о
господстве случайности в бытие,
которая исключает всякую возможность
предвидения и прогностики в
развитии мира. В тоже время в
марксистской философии развивается
и углубляется идея Гегеля о противоречии
как всеобщем источнике развития,
который находится в самом
мире, присущ самому бытию. Правда, Гегель
трактовал закон противоречия идеалистически.
В марксистской философии он трактуется
с позиций диалектического материализма.
Противоречие в духе, в идеально-духовном
мире есть отражение противоречий материального
мира.