Естественные науки и культы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 10:54, реферат

Краткое описание

История человечества, как мы можем судить о ней на основании сохранившихся ее материализованных памятников в виде предметов человеческой культуры, всегда была сопряжена с идеализацией ее ведущих ценностей, так или иначе воплотившихся в обычаях и традициях эпох. И при всем многообразии отношений людей, нашедших отражение в этих обычаях и традициях, ведущим отношением так или иначе всегда выступало отношение в виде веры, будь то – вера во всеобщую гармонию мироздания, как у древних греков; вера во всеобщую организующую силу государства, как у древних римлян; вера в единого творца всего мироздания, как это было в эпоху Европейского Средневековья; вера в неограниченный потенциал человека, как полагали мыслители Европейского Возрождения; вера во всемогущество науки, как считали философы периода нарождающегося капитализма и т.п.

Оглавление

Введение
ГЛАВА 1. Методологическая культура современной науки и принцип гносеологического актуализма

Наука как особая отрасль рациональной человеческой деятельности.
1.2 Основные функции культуры

Глава 2. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ КАК ЕДИНАЯ НАУКА О ПРИРОДЕ

2.1. Естественно-научная и гуманитарная культуры
2.2. Месте науки в системе культуры и ее структура
2.3. Характерные черты науки
2.4. Естествознание - фундаментальная наука
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

естественные науки и культуры.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

Таким образом, в процессе познания единства и многообразия всей природы (окружающего мира) сформировалось множество дифференцированных и синтезированных естественных наук.

Естествознание представляет собой одну из основных форм человеческого  знания, а именно о природе. Таких  форм знания три: о природе, обществе и человеческом мышлении. Естествознание представляет теоретическую основу промышленной и сельскохозяйственной техники и медицины. Оно является также основой диалектики и философского материализма. Диалектика природы немыслима без естествознания. Объектом и предметом изучения естествознания являются различные виды материи (механическая, физическая, химическая, биологическая, космологическая, термодинамическая, геофизическая, кибернетическая и т. д.). По своему содержанию и методу изучения явлений природы естествознание может быть подразделено на эмпирическое и теоретическое, а по характеру своего объекта — на неорганическое, имеющее своим предметом формы движения неживой природы, и органическое, предмет которого составляют явления в живой природе. Этим определяется внутренняя структура естествознания.

Участвуя в выработке естественно-научной, или физической, картины мира, естествознание, главным образом своей теоретической частью (понятия, категории, законы, принципы, теории), а также разработкой приемов и методов научного исследования, примыкает к философскому материализму. С каждым этапом развития естествознания закономерно сменялась форма

развития материализма в зависимости от естественно-научных  открытий.

В целом ход развития естествознания — это путь от созерцания природы (древность) через аналитическое  расчленение (XV-XVIII вв.), когда был получен метафизический взгляд на природу, к синтетическому воссозданию картины природы в ее всесторонности, целостности и конкретности (XIX-XX вв.).

В центре современного естествознания до середины XX в. стояла физика, искавшая способы использования атомной энергии и проникавшая в область микромира, в глубь атома, атомного ядра и элементарных частиц. Так, например, физика дала толчок в развитии других отраслей естествознания — астрономии, космонавтики, кибернетики, химии, биологии, биохимии и других естественных наук. Физика вместе с химией, математикой и кибернетикой помогает молекулярной биологии решать теоретически и экспериментально задачи искусственного биосинтеза, способствует раскрытию материальной сущности наследственности. Физика также способствует познанию природы химической связи, решению проблем космологии и космогонии. В последние годы начинает лидировать целая группа наук — молекулярная биология, кибернетика, микрохимия.

Особенно важными для  науки являются философские выводы мировоззренческого характера, вытекающие на основе естественно-научных достижений: закон сохранения и превращения энергии; теория относительности Эйнштейна, прерывность и непрерывность в микромире, неопределенность Гейзенберга и т. д. Они определяют облик современного естествознания.

К современному естествознанию относятся концепции, возникшие  в XX в. Но не только последние научные  данные можно считать современными, а все те, которые входят в толщу  современной науки, поскольку наука  представляет собой единое целое, состоящее из разновременных по своему происхождению частей.

Концепциями современного естествознания являются основные закономерности рациональных связей окружающего мира, полученные естественными науками  за последнее столетие.

Предметом естествознания являются факты, закономерности, рациональные связи природных явлений, которые воспринимаются нашими органами чувств.

Задача ученого —  обобщить эти факты и создать  теоретическую модель, включающую законы, управляющие явлениями природы. Основной принцип естествознания гласит: знания о природе должны допускать эмпирическую проверку.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

1. Развитое естествознание  представляет собой противоречивое  явление: с одной стороны, оно выступает как действительно сформированное системное знание о природе, а с другой, – естествознание является знанием, несомненно, односторонним, ибо, как было убедительно показано, оно не быть применимым к явлениям общественной природы. Такой вывод был получен на основе критического рассмотрения позитивистской философской доктрины, где была предпринята попытка абсолютизации естествознания в качестве наиболее совершенной научной системы и представленной на этом основании как универсальная научная концепция, способная дать подлинное научное объяснение для всего мироздания. Рассмотренная в контексте культуры, данная научная коллизия получила свое выражение в виде фундаментального культурно-научного противоречия в виде дилеммы "сциентизм-антисциентизм".

2. На основе сформировавшейся  в истории науки дилеммы "сциентизм-антисциентизм" выросла проблема глобального значения – "Как соотносятся в развитии общечеловеческой цивилизации естественнонаучная и гуманитарная культуры и какую роль в этом противостоянии играют сами естествознание и гуманитаристика? Современная наука делает попытки рассмотрения этих культурологических традиций как в плане выявления границ их существования, так и в плане тенденций их взаимной интегрированности друг в друга.

3. Современная методологическая  ситуация в науке представляет  собой начинающий осуществляться в настоящее время синтез "стереотипической" методологии, характерной для всего классического естествознания (однако, не потерявшей до сих пор своей методологической ценности), и методологии "динамической", способной удовлетворить принципиальные требования современного научного поиска как в области естествознания, так и в области гуманитаристики.

4. Методологическая картина  становления науки в ее эволюции  не может быть представлена в своих четких границах без исторического рассмотрения становления науки от преднауки до науки в ее современном видении.

Концепциями современного естествознания являются определенные способы трактовки закономерностей  об окружающем мире, полученные естественными  науками за последнее столетие.

Естествознанием называют раздел науки, который изучает мир в его естественном состоянии независимо от человека.

Основной принцип естествознания гласит: знания о природе должны допускать эмпирическую проверку.

Наука представляет собой  особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве. Наука как многофункциональное явление представляет собой: 1) отрасль культуры; 2) способ познания мира; 3) систему организованности.

Дифференциация научного знания служит необходимым этапом в  развитии науки, и она направлена на более тщательное и глубокое изучение отдельных явлений и процессов определенной области действительности.

Интеграция научного знания осуществляется в различных  формах, начиная от применения понятий, теорий и методов одной науки в другой и кончая возникшим в нашем столетии системным методом.

Все, что создано человеком, в отличие от данного природой, является культурой.

В современном понимании  науку принято рассматривать  как одну из составляющих (наряду с  искусством, моралью, правом, идеологией, религией и т. д.) духовной культуры человечества.

Наука — это определенная система знаний о природе, об обществе, о человеке, а также особый вид  духовного производства, целями которого являются получение истинных знаний, их накопление и совершенствование.

Кроме того, под наукой понимается совокупность социальных институтов, в рамках которых осуществляется данное производство.

В строгом смысле слова  наука как явление культуры появилась  в XVII в., что было связано с возможностью опытным путем проверять истинность получаемых знаний. Наука и общество взаимосвязаны. Наука не может ни возникнуть, ни развиваться вне общества. В свою очередь, современное общество уже не может существовать без науки, которая способствует удовлетворению потребностей во всех сферах жизни общества, выступает фактором социального развития. На основе знания законов функционирования и эволюции рассматриваемых объектов наука осуществляет прогноз будущего данных объектов в целях практического освоения действительности.

Научное познание руководствуется определенными идеалами и нормами научной деятельности, которые представляют собой определенные подходы, принципы, установки, свойственные ученым на разных этапах развития науки и изменяющиеся со временем (таков, например, переход от физики И. Ньютона к физике А. Эйнштейна). Единство идеалов и норм научного познания, господствующих на определенном этапе развития науки, выражают понятием «стиль научного мышления».

Американский историк  науки Т. Кун проанализировал  характер развитии научных знаний. Он определил периоды, когда наука развивается постепенно, накапливая факты, когда доказываются теоремы в рамках уже существующих теорий. Это состояние науки, развивающейся на основе признанных в научном сообществе норм, правил, методологических установок, Кун назвал «парадигма». По мере развития науки в рамках определенной парадигмы неизбежно накапливаются факты, не укладывающиеся в рамки существующих теорий. Рано или поздно приходится для их объяснения менять основания научного знания, основополагающие принципы, методологические установки, т. е. научные парадигмы. Смена парадигм, по Куну, представляет собой научную революцию.

Научная революция влечет изменение научной картины мира — целостной системы понятий  и принципов об общих свойствах и о закономерностях действительности.

Различают общенаучную  картину мира, которая включает представления  обо всей действительности (т. е. о  природе, об обществе и о самом  познании), и естественно-научную  картину мира. Последняя в зависимости  от предмета познания может быть физической, астрономической, химической, биологической и т. и. В общенаучной картине мира определяющим элементом выступает картина мира той области научного знания, которая занимает лидирующее положение на конкретном этапе развития науки.

Каждая картина мира строится на основе определенных фундаментальных  научных теорий, и по мере развития практики и познания одни научные  картины мира сменяются другими. Так, естествен но-научная и прежде всего физическая картина строилась  сначала (в XVII в.) на базе классической механики (классическая картина мира), затем (в начале XX в.) на основе электродинамики, квантовой механики и теории относительности (неклассическая картина мира), а в настоящее время на основе синергетики (пост- неклассическая картина мира). Научные картины мира выполняют эвристическую роль в процессе построения фундаментальных научных теорий. Они тесно связаны с мировоззрением, являясь одним из важных источников его формирования.

Сложную, но очень важную проблему представляет собой классификация наук. Разветвленная система многочисленных и многообразных исследований, различаемых по объекту, предмету, методу, степени фундаментальности, сфере применения и т. п., практически исключает единую классификацию всех наук по одному основанию. В самом общем виде науки делятся на естественные, технические, общественные (социальные) и гуманитарные.

К естественным наукам относятся  науки:

о космосе, его строении, развитии (астрономия, космология, космогония, астрофизика, космохимия и проч.); Земле (геология, геофизика, геохимия и др.); физических, химических, биологических системах и процессах, формах движения материи (физика и т. п.); человеке как биологическом виде, его происхождении и эволюции (анатомия и т. д.).

Технические науки содержательно  основываются на естественных науках. Они изучают разлииные формы и направления развития техники (теплотехника, радиотехника, электротехника и проч.).

Общественные (социальные) науки также имеют ряд направлений  и изучают общество (экономика, социология, политология, юриспруденция и т. п.).

Гуманитарные науки  — науки о духовном мире человека, об отношении к окружающему миру, обществу, себе подобным (педагогика, психология, эвристика, конфликтология и др.).

Между блоками наук имеются  связующие звенья; одни и те же науки могут частично входить в разные группы (эргономика, медицина, экология, инженерная психология и др.), особенно подвижна грань между общественными и гуманитарными науками (история, этика, эстетика и проч.).

Особое место в системе  наук занимают философия, математика, кибернетика, информатика и т. п., которые в силу своего общего характера применяются в любых исследованиях.

В ходе исторического  развития наука из занятия одиночек (Архимед) постепенно превращается в  особую, относительно самостоятельную форму общественного сознания и сферу человеческой активности. Она выступает как продукт длительного развития человеческой культуры, цивилизации, особый общественный организм со своими типами общения, разделения и кооперирования отдельных видов научной деятельности.

Роль науки в условиях научно-технической революции постоянно  растет. Среди ее основных функций  необходимо назвать следующие:

мировоззренческая (наука  объясняет мир); гносеологическая (наука способствует познанию мира); преобразующая (наука выступает фактором общественного развития: она лежит в основе процессов современного производства, создания передовых технологий, существенно увеличивая производительные силы общества).

Список использованной литературы

 

 

1. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб., 1997. – С. 162-163.

2. Маркузе Г. Одномерный человек – М., 1994.

3. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: Учебное пособие для вузов. - М., 2001. – С. 51.

4. Рузавин Г. И. Концепции современного естествознания: Курс лекций. – М., 2002. – С. 11.

Информация о работе Естественные науки и культы