Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:52, контрольная работа
Естествознание затрагивает вопросы не только собственно естественно-научные, но и гуманитарные, потому что в нем освещаются пути познания Человеком Природы, т. е. пути развития науки. А изучение этих путей составляет предмет философии (как науки о мышлении и познании) и социологии (как науки о развитии человеческого общества) или психологии (как науки о человеческом интеллекте).
Введение……………………………………………………………………….....3
1.Специфика и взаимосвязь естественно-научного и гуманитарного типов культур………………………………………………………………………....4-6
2.Анализ роли «наук о природе» и «наук о духе» в развитии культуры..7-9
3.Необходимость единства естественно-научной и гуманитарной культур в современном обществе………………………………………………………10-11
Заключение……………………………………………………………………..12
Список литературы………………………………………………………….....13
ВСЕРОССИЙСКИЙ 
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
КАФЕДРА 
ФИЛОСОФИИ, ИСТОРИИ 
И ПРАВА 
 
 
 
 
 
 
 
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Концепции современного естествознания»
на тему: «Естественно – научная и гуманитарная культуры»
         
 
 
 
 
 
 
                              
                              
 
 
 
 
 
 
 
 
                              
Содержание 
Введение…………………………………………………………
1.Специфика 
и взаимосвязь естественно-научного и 
гуманитарного типов культур……………………………………………………………
2.Анализ роли «наук о природе» и «наук о духе» в развитии культуры..7-9
3.Необходимость 
единства естественно-научной и гуманитарной 
культур в современном обществе………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список 
литературы……………………………………………………
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
      Естествознание 
затрагивает вопросы не только собственно 
естественно-научные, но и гуманитарные, 
потому что в нем освещаются пути 
познания Человеком Природы, т. 
е. пути развития науки. А изучение 
этих путей составляет предмет философии 
(как науки о мышлении и познании) и социологии 
(как науки о развитии человеческого 
общества) или психологии (как науки 
о человеческом интеллекте).       
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Специфика и взаимосвязь естественно-научного и гуманитарного типов культур.
Понятие культура охватывает все многообразие материальной и духовной деятельности людей. Вся наука, включая естествознание, является одной из важнейших форм культуры, без которой немыслимо производство материальных и духовных благ.
Понятием "культура" обозначаются различные явления: сорта растений, выведенные специалистами в ходе селекционной работы; процессы совершенствования телесных, нравственных и умственных качеств человека; совокупность обычаев, традиций, верований и образа жизни народов; особый неприродный тип бытия, созданный человечеством в его истории и постоянно воспроизводимый в течение жизни поколений; системы положительно значимых ценностей в жизнедеятельности людей и т. д.
Исходный признак культуры выделяется через соотношение с природой. Объект есть достояние культурной реальности, ее ли он обработан или переделан людьми для удовлетворения их потребностей. В этом контексте все созданное человечеством есть культура. Таково расширенное понимание специфики культуры.
Однако предельно общие понятия часто не заключают в себе сколько-нибудь значительного научного потенциала, если они не раскрываются полностью в своем содержании. Выражения типа "все" и "ничего" могут быть, поняты как тождественные.
Поэтому ученые стремятся к более конкретному объяснению явлений и выражающих их понятий. Одним из путей объяснения понятия "культуры" является ее инструменталистская трактовка. Культура — это система средств
человеческой деятельности, благодаря которой программируется,
реализуется, стимулируется активность индивида, групп, человечества в их взаимодействии с природой и между собой.
Эти средства создаются людьми, постоянно совершенствуются и состоят из трех содержательных типов культур — материальной, социальной и духовной.
Материальная культура — совокупность вещественно-энергетических средств бытия человека и общества. Она включает разнообразные факторы: орудия труда, активную и пассивную технику, физическую ("телесную") культуру индивида и населения, благосостояние человека и общества и т. д.
    Социальная 
культура — система правил поведения 
людей в различных видах 
Духовная культура — это составная часть культурных достижений человечества. Она представляет собой многообразную систему знаний, состояний эмоционально-волевой сферы психики и мышления индивидов, а также непосредственных форм их выражений — знаков. Универсальный знак — язык — естественный и искусственный, звуковой (речь) и письменный.
    Основные 
виды духовной культуры — мораль, право, 
мировоззрение, идеология, искусство, 
наука и т. д. Каждый из этих видов 
духовной культуры состоит из относительно 
самостоятельных 
В предметной области науки относительно четко выделяются системы знаний о природе — естествознание (естественные науки) и системы знаний о позитивно значимых ценностях бытия индивида, групп, государства, человечества — гуманитарные науки. [1,с.10]
До последовательного оформления науки, как самостоятельной части
культуры человечества, знания о природе и ценностях общественной жизни
входили в иные состояния духовной культуры: практический опыт, мудрость, народная медицина, моральные системы этносов, натурфилософия и др.
    Данное 
обстоятельство дает право трактовать 
понятия "естествознание" и "гуманитарное 
знание" не в качестве естественных 
и гуманитарных наук, а в значении более 
широкого комплекса научных и ненаучных 
видов знаний. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.Анализ роли «наук о природе» и «наук о духе» в развитии культуры.
Современная естественнонаучная и гуманитарная разновидности культуры основаны на научном знании. С учетом того обстоятельства, что отдельный человек не в состоянии усвоить весь объем информации, накопленный науками, понятие "естественнонаучная культура" указывает на три слоя реальности:
Сфера исследования природы естественными науками, по сути, неисчерпаема. Она включает объекты микро-, макро- и мегамиров. В более популярном изложении это означает, что естествознание исследует
неорганическую и органическую природу Земли и Вселенной.
Основные науки о неорганической природе — физика, химия, физическая химия и многочисленные подразделения. Комплекс биологических наук исследует живую природу, начиная от доклеточного уровня и кончая биосферой. Специфику планетного вещества Земли изучает геология и другие науки. Вселенная является объектом познания астрономии, астрофизики, астрохимии. Математика исследует все сферы бытия природы, где выявлены количественные закономерности. Методы математики проникают и в науки об обществе.
Гуманитарная культура основывается на знаниях этики, религиоведения, юриспруденции, искусствознания, философии, литературоведения, педагогики и других наук. Системообразующие ценности гуманитарных наук — гуманизм, идеалы добра, истины, красоты, совершенства, свободы и т. д. Эти ценности имеют решающее значение в целеполагающей деятельности людей, так как поднимают человека от состояния животного эгоизма к всесторонней общественной жизни.
Те или иные группы ценностей и соответственно виды гуманитарной культуры могут наполняться специфическим социальным содержанием. Их общественная значимость относительна и утверждается в соответствии с той или иной ролью, которую они играют в определенную историческую эпоху. Например, религиозные ценности католицизма доминировали в общественной жизни государств западной Европы в XI—XIV вв. В настоящее время в этих государствах превалируют политические и правовые ценности (демократия, права человека и т. п.).
   Существенную 
роль в современной индустриальной 
цивилизации играют экономические 
и утилитарно-практические ценности, 
в которых осмысливаются 
образом представлены интересы субъекта. Поэтому неизбежны различные
варианты осмысления и оценки "позитивности" одних и тех же общественных явлений для того или иного человека, группы, социума, государства. В этом и заключается специфика гуманитарной культуры.
Естественно-научная культура во многом исключает субъективизм ученого. Выделим основные признаки (показатели) рассматриваемых видов культур. Специфика естественно-научной культуры состоит в том, что знание о природе постоянно совершенствуется, отличается высокой степенью объективности, представляет собой наиболее достоверный (истинный) слой массива человеческого знания, имеющего большое значение для существования человека и общества.
Кроме того, это глубоко специализированное знание. Для "рядовых" потребителей естественно-научной культуры необходимы научно-мировоззренческие популярные "переводы" (толкования) знаний о природных объектах. В любом случае для человека вообще естественно-научная культура есть важнейшее средство социализации, а для многих специалистов — решающее условие их эффективной деятельности.
Специфика гуманитарной культуры состоит в том, что знание о системе ценностных зависимостей в обществе активизируется исходя из принадлежности индивида к определенной социальной группе. В основе актуализаций нередко лежат общечеловеческие ценности (гуманизм, демократия, права человека, нормы морали и т. д.). Все это имеет решающее значение в социальной адаптации индивида.
     Проблема 
истинности решается с учетом знания 
об объекте и оценки полезности этого 
знания познающим или потребляющим 
субъектом. При этом не исключается 
возможность толкований, противоречащих 
реальным свойствам объектов, насыщенность 
теми или иными идеалами и проектами будущего. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.Необходимость единстве естественнонаучной и гуманитарной культур в современном обществе.
Взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур заключается в следующем:
Следовательно, в перечисленных выше аргументах единство естественно-научной и гуманитарной культур проступает достаточно очевидно. Их строгая демаркация, характерная для XIX — первой половины XX в., в наши дни все больше ослабевает. Тенденция к преодолению пугающего разрыва двух типов культур формируется объективно, «естественным» ходом развития событий в социокультурной сфере.
Информация о работе Естественно-научная и гуманитарная культуры