Естественно-научная и гуманитарная культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:52, контрольная работа

Краткое описание

Естествознание затрагивает вопросы не только собственно естественно-научные, но и гуманитарные, потому что в нем освещаются пути познания Человеком Природы, т. е. пути развития науки. А изучение этих путей составляет предмет философии (как науки о мышлении и познании) и социологии (как науки о развитии человеческого общества) или психологии (как науки о человеческом интеллекте).

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….....3
1.Специфика и взаимосвязь естественно-научного и гуманитарного типов культур………………………………………………………………………....4-6
2.Анализ роли «наук о природе» и «наук о духе» в развитии культуры..7-9
3.Необходимость единства естественно-научной и гуманитарной культур в современном обществе………………………………………………………10-11
Заключение……………………………………………………………………..12
Список литературы………………………………………………………….....13

Файлы: 1 файл

КСЕ.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ, ИСТОРИИ И ПРАВА 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по  дисциплине:  «Концепции современного естествознания»

на  тему: «Естественно – научная и гуманитарная культуры»

         
 
 
 
 
 
 

                                   Выполнила:

                                                    
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 Уфа – 2011 

Содержание 

Введение……………………………………………………………………….....3

1.Специфика и взаимосвязь естественно-научного и гуманитарного типов культур………………………………………………………………………....4-6

2.Анализ роли «наук о природе» и «наук о духе» в развитии культуры..7-9

3.Необходимость единства естественно-научной и гуманитарной культур в современном обществе………………………………………………………10-11

Заключение……………………………………………………………………..12

Список  литературы………………………………………………………….....13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

      Естествознание затрагивает вопросы не только собственно естественно-научные, но и гуманитарные, потому что в нем освещаются пути познания Человеком Природы, т. е. пути развития науки. А изучение этих путей составляет предмет философии (как науки о мышлении и познании) и социологии (как науки о развитии человеческого общества) или психологии (как науки о человеческом интеллекте).       Естествознание является до известной степени основой всякого знания—и естественно-научного, и технического, и гуманитарного. Поэтому он имеет особое значение для меня, вступающего в третье тысячелетие, ибо ведущей тенденцией развития современной цивилизации в ближайшем будущем становятся интеграционные (объединительные) процессы. Процессы, получившие названия «Великого единения» или «Высокого соприкосновения» самых разнообразных научных и философских идей в рамках возрождающегося гуманизма. Человеческое общество вступило в век господства микроэлектроники, информатики и биотехнологии, которые в корне преобразуют промышленное и сельскохозяйственное производство. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Специфика и взаимосвязь естественно-научного и гуманитарного типов культур.

          Понятие культура охватывает все многообразие материальной и  духовной деятельности людей. Вся наука, включая естествознание, является одной из важнейших форм культуры, без которой немыслимо производство материальных и духовных благ.

    Понятием "культура" обозначаются различные  явления: сорта растений, выведенные специалистами в ходе селекционной работы; процессы совершенствования телесных, нравственных и умственных качеств человека; совокупность обычаев, традиций, верований и образа жизни народов; особый неприродный тип бытия, созданный человечеством в его истории и постоянно воспроизводимый в течение жизни поколений; системы положительно значимых ценностей в жизнедеятельности людей и т. д.

    Исходный  признак культуры выделяется через  соотношение с природой. Объект есть достояние культурной реальности, ее ли он обработан или переделан людьми для удовлетворения их потребностей. В этом контексте все созданное человечеством есть культура. Таково расширенное понимание специфики культуры. 

    Однако  предельно общие понятия часто  не заключают в себе сколько-нибудь значительного научного потенциала, если они не раскрываются полностью в своем содержании. Выражения типа "все" и "ничего" могут быть, поняты как тождественные.

    Поэтому ученые стремятся к более конкретному  объяснению явлений и выражающих их понятий. Одним из путей объяснения понятия "культуры" является ее инструменталистская трактовка. Культура — это система средств

человеческой  деятельности, благодаря которой  программируется,

реализуется, стимулируется активность индивида, групп, человечества в их взаимодействии с природой и между собой.

    Эти средства создаются людьми, постоянно  совершенствуются и состоят из трех содержательных типов культур —  материальной, социальной и духовной.

    Материальная  культура — совокупность вещественно-энергетических средств бытия человека и общества. Она включает разнообразные факторы: орудия труда, активную и пассивную технику, физическую ("телесную") культуру индивида и населения, благосостояние человека и общества и т. д.

    Социальная  культура — система правил поведения  людей в различных видах общения  и специализированных сферах общественной деятельности. Она включает этикет, профессиональную, правовую, религиозную, светскую, нравственную, экономическую и другие разновидности нормативной деятельности.

    Духовная  культура — это составная часть  культурных достижений человечества. Она представляет собой многообразную систему знаний, состояний эмоционально-волевой сферы психики и мышления индивидов, а также непосредственных форм их выражений — знаков. Универсальный знак — язык — естественный и искусственный, звуковой (речь) и письменный.

    Основные  виды духовной культуры — мораль, право, мировоззрение, идеология, искусство, наука и т. д. Каждый из этих видов  духовной культуры состоит из относительно самостоятельных разновидностей.

    В предметной области науки относительно четко выделяются системы знаний о природе — естествознание (естественные науки) и системы знаний о позитивно значимых ценностях бытия индивида, групп, государства, человечества — гуманитарные науки. [1,с.10]

    До  последовательного оформления науки, как самостоятельной части

культуры  человечества, знания о природе и  ценностях общественной жизни 

входили в иные состояния духовной культуры: практический опыт, мудрость, народная медицина, моральные системы этносов, натурфилософия и др.

    Данное  обстоятельство дает право трактовать понятия "естествознание" и "гуманитарное знание" не в качестве естественных и гуманитарных наук, а в значении более широкого комплекса научных и ненаучных видов знаний. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.Анализ роли «наук о природе» и «наук о духе» в развитии культуры.

          Современная естественнонаучная и гуманитарная разновидности культуры основаны на научном знании. С учетом того обстоятельства, что отдельный  человек не в состоянии усвоить  весь объем информации, накопленный  науками, понятие "естественнонаучная культура" указывает на три слоя реальности:  

  • совокупный исторический объем информации, полученный в процессе изучения природы и общества;  
  • объем информации о данных сферах бытия, который в сокращенно-концентрированной форме актуализирован и доступен усвоению;  
  • фактически усвоенное индивидом, специалистом содержание накопленного и актуализированного знания о природе и общественных ценностях.

   Сфера исследования природы естественными  науками, по сути, неисчерпаема. Она  включает объекты микро-, макро- и мегамиров. В более популярном изложении это означает, что естествознание исследует

неорганическую  и органическую природу Земли  и Вселенной.

   Основные  науки о неорганической природе  — физика, химия, физическая химия  и многочисленные подразделения. Комплекс биологических наук исследует живую природу, начиная от доклеточного уровня и кончая биосферой. Специфику планетного вещества Земли изучает геология и другие науки. Вселенная является объектом познания астрономии, астрофизики, астрохимии. Математика исследует все сферы бытия природы, где выявлены количественные закономерности. Методы математики проникают и в науки об обществе.

   Гуманитарная  культура основывается на знаниях этики, религиоведения, юриспруденции, искусствознания, философии, литературоведения, педагогики и других наук. Системообразующие ценности гуманитарных наук — гуманизм, идеалы добра, истины, красоты, совершенства, свободы и т. д. Эти ценности имеют решающее значение в целеполагающей деятельности людей, так как поднимают человека от состояния животного эгоизма к всесторонней общественной жизни.

   Те  или иные группы ценностей и соответственно виды гуманитарной культуры могут наполняться  специфическим социальным содержанием. Их общественная значимость относительна и утверждается в соответствии с той или иной ролью, которую они играют в определенную историческую эпоху. Например, религиозные ценности католицизма доминировали в общественной жизни государств западной Европы в XI—XIV вв. В настоящее время в этих государствах превалируют политические и правовые ценности (демократия, права человека и т. п.).

   Существенную  роль в современной индустриальной цивилизации играют экономические  и утилитарно-практические ценности, в которых осмысливаются явления  материальной культуры. Важно подчеркнуть, что и в гуманитарном знании, и в целом в гуманитарной культуре существенным

образом представлены интересы субъекта. Поэтому  неизбежны различные 

варианты  осмысления и оценки "позитивности" одних и тех же общественных явлений  для того или иного человека, группы, социума, государства. В этом и заключается  специфика гуманитарной культуры.

      Естественно-научная  культура во многом исключает субъективизм ученого. Выделим основные признаки (показатели) рассматриваемых видов культур. Специфика естественно-научной культуры состоит в том, что знание о природе постоянно совершенствуется, отличается высокой степенью объективности, представляет собой наиболее достоверный (истинный) слой массива человеческого знания, имеющего большое значение для существования человека и общества.

     Кроме того, это глубоко специализированное знание. Для "рядовых" потребителей естественно-научной культуры необходимы научно-мировоззренческие популярные "переводы" (толкования) знаний о природных объектах. В любом случае для человека вообще естественно-научная культура есть важнейшее средство социализации, а для многих специалистов — решающее условие их эффективной деятельности.

      Специфика гуманитарной культуры состоит в том, что знание о системе ценностных зависимостей в обществе активизируется исходя из принадлежности индивида к определенной социальной группе. В основе актуализаций нередко лежат общечеловеческие ценности (гуманизм, демократия, права человека, нормы морали и т. д.). Все это имеет решающее значение в социальной адаптации индивида.

     Проблема  истинности решается с учетом знания об объекте и оценки полезности этого  знания познающим или потребляющим субъектом. При этом не исключается возможность толкований, противоречащих реальным свойствам объектов, насыщенность теми или иными идеалами и проектами будущего. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   3.Необходимость единстве естественнонаучной и гуманитарной культур в современном обществе.

     Взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур заключается в следующем:

  • они имеют единую основу, выраженную в потребностях и интересах человека, и человечества в создании оптимальных условий для самосохранения и совершенствования;
  • осуществляют взаимообмен достигнутыми результатами (это нашло свое выражение, например, в этике естествознания, рационализации гуманитарной культуры и т. п.);
  • взаимно координируют в историко-культурном процессе;
  • являются самостоятельными частями единой системы знаний науки;
  • имеют основополагающую ценность для человека, ибо он выражает единство природы и общества.

     Следовательно, в перечисленных выше аргументах единство естественно-научной и  гуманитарной культур проступает достаточно очевидно. Их строгая демаркация, характерная  для XIX — первой половины XX в., в наши дни все больше ослабевает. Тенденция к преодолению пугающего разрыва двух типов культур формируется объективно, «естественным» ходом развития событий в социокультурной сфере.

Информация о работе Естественно-научная и гуманитарная культуры