Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:07, реферат
Валеология - наука о генетических и физиологических резервах организма, обеспечивающих устойчивость физического, биологического, психологического, социокультурного развития и сохранения здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся факторов внешней и внутренней среды.
Введение.................................................................................................................3
1 Предмет валеологии.........................................................................................4
2 Место валеологии в ряду естественных наук................................................7
Заключение.........................................................................................................11
Библиографический список..............................................................................12
Содержание
Введение......................
1 Предмет валеологии....................
2 Место валеологии в ряду естественных наук..........................
Заключение....................
Библиографический список........................
Введение
В начале 80-х годов нашего столетия отечественный ученый, доктор медицинских наук И.И. Брехман ввел термин «валеология». Под валеологией (от лат. valeo- быть здоровым, здравствовать) подразумевалась наука о профилактически-
Валеология - наука о генетических и физиологических резервах организма, обеспечивающих устойчивость физического, биологического, психологического, социокультурного развития и сохранения здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся факторов внешней и внутренней среды.
Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и здоровом образе жизни человека. Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.
1 Предмет валеологии
Предметом валеологии является индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.
Индивидуальное здоровье – здоровье индивида, термин, используемый в науке, именуемой «валеология». Этим обозначается способность противодействовать негативным факторам, разрушающим благополучное существование человека. Здоровье индивидуального человека (индивидуальное здоровье) определено: А) наследственностью человека (генетический потенциал здоровья); Б) успехами здравоохранения; В) окружающей средой (экологическое здоровье); Г) образом жизни человека (уровень жизни, качество жизни, стиль жизни, режим жизни, вредные привычки); Д) отношением к своему здоровью, установкой на здоровый образ жизни, знанием своих резервных возможностей санитарно-гигиенических основ жизни. Ученые указывают на то, что здоровье и заболеваемость человека на 50- 55% зависит от образа жизни. Внешняя среда влияет на 20-25%, генетическая предрасположенность к болезням — 15-20%, деятельность органов здравоохранения — 8-10%.
Организм человека – это жизнестойкая структура. Резервы нашего здоровья огромны, поэтому мы можем прожить долгую жизнь, даже, несмотря на все существующие факторы, которые наносят вред нашему здоровью. К таким факторам относятся, например, загрязненный воздух, несбалансированное питание, гиподинамия и многое другое.
Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности. Он должен быть рационально организованным, активным, трудовым, закаливающим. Должен защищать от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволять до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Здоровый образ жизни – это также сложное социологическое понятие, которое характеризует: а) степень реализации потенциала конкретного общества (индивида или социальной группы) в обеспечении здоровья; б) степень социального благополучия как единства уровня и качества жизни; в) степень эффективности функционирования какой либо социальной организации по отношении к такой системе ценности как здоровье.
В целом, здоровый образ жизни включает в себя комплекс оздоровительных мероприятий, который обеспечивает укрепление физического и морального здоровья человека, повышения моральной и физической работоспособности. А если говорить конкретно, то здоровый образ жизни включает в себя: - оптимальный двигательный режим; - плодотворную трудовую деятельность; - гигиену; - правильное питание; - отказ от любых вредных привычек; - закаливание.
Совместно с профилактической медициной валеология вносит свой вклад в решение одной из глобальных проблем современности - сохранения и укрепления здоровья человека.
2 Место валеологии в ряду естественных наук
Валеология - это комплекс наук, или междисциплинарное направление, в основе которого лежит представление о генетических, психофизиологических резервах систем организма и организма в целом, обеспечивающих устойчивость физиологического, биологического, психологического и социокультурного развития и сохранение здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся условий внешней и внутренней среды.
Объем информации в мире удваивается каждые 10-12 лет, то есть за указанное время появляется по объему столько новой информации, сколько накопила вся предыдущая история человечества. А это означает, что она расширяет и углубляет познания человека, раздвигает границы самого познания. Естественно, что часть новой информации оказывается на стыке наук, часть - выхолит за очерченные предметом и методом данной науки границы, а порой сама жизнь ставит проблемы, которые не вписываются в сферу интересов имеющихся отраслей знания. Вот почему естественным, диалектичным следует считать появление новых наук, количество которых особенно заметно стало нарастать в последней трети XX столетия.
Наиболее активно дифференцирование коснулась наук о человеке и в особенности - имеющих отношение к его сути и бытию. Однако в этих науках человек как объект познания рассматривается под различными углами зрения, а потому предметно разорван на много частей (за исключением, возможно, философии). К сожалению, части эти обычно почти не стыкуются, так как представители каждой науки видят в человеке только свой предмет.
Пожалуй, ни одна другая наука не впитала и не впитывает так много данных о многогранном феномене человека из других наук, как валеология. Ее возникновение стало возможным лишь тогда, когда уровень знаний о человеке - его биологии, генетике, физиологии, психологии и многих других сторонах его жизнедеятельности - достиг достаточно высокого уровня для создания интегральных знаний по диагностике, прогнозу и управлению состоянием организма и его взаимодействию с окружающей средой.
Валеологии присущи все атрибуты науки: она имеет свой предмет, объект, методы, задачи. Тем не менее, следует определить общие основы взаимоотношений валеологии как самостоятельной науки с другими науками, исходя, прежде всего из того, что предметом валеологии является здоровье.
Биология (общая биология, генетика, цитология и др.) исследует закономерности жизнедеятельности организмов в филогенезе (развитие биологического вида во времени), формирует эволюционный взгляд на природу здоровья, создает целостную картину биологического мира.
Экология обеспечивает научную основу рационального природопользования, исследует характер взаимоотношений «общество-человек-среда» и разрабатывает оптимальные модели их построения, формирует знания об аспектах зависимости здоровья от окружающей среды.
Медицина (анатомия, физиология, гигиена, санология и др.) разрабатывает нормативы обеспечения здоровья, обосновывает систему знаний и практической деятельности по укреплению и сохранению здоровья, по предупреждению и лечению заболеваний. Компоненты медицины: наука о болезнях (патология), наука о здоровой среде обитания (гигиена), наука о механизмах выздоровления (саногенез) и наука об общественном здоровье (санология).
Физическое воспитание и физическая культура определяют закономерности поддержания и совершенствования физического развития и физической подготовленности человека как неотъемлемых характеристик здоровья.
Психология изучает закономерности психического развития человека, состояние психики в различных условиях жизнедеятельности, психологические аспекты обеспечения здоровья.
Педагогика разрабатывает цели, задачи, содержание и технологии валеологического образования и воспитания, направленных на формирование жизненно устойчивой мотивации на здоровье и на приобщение человека к
здоровому образу жизни.
Социология выявляет социальные аспекты поддержания, укрепления и сохранения здоровья и факторов риска здоровья.
Политология определяет роль, стратегию и тактику государства в обеспечении и формировании здоровья своих граждан.
Экономика обосновывает экономические аспекты обеспечения здоровья и, с другой стороны, экономической ценности здоровья в обеспечении благосостояния народа и безопасности государства.
Философия определяет закономерности развития природы и общества, субъектом же и объектом и той и другого является человек: воздействуя на природу и общество, он изменяет их, но, в свою очередь, испытывает на себе, в том числе и на своем здоровье, их влияние. Формирование же философского, диалектического мировоззрения человека является весьма существенным фактором в правильной оценке роли здоровья в человеческом бытии.
Культурология определяет цели и пути культурологической подготовки человека, существенной частью которой является валеологическая культура.
История прослеживает исторические корни, преемственность путей, средств и методов поддержания здоровья в мире, регионе, в этносе.
География устанавливает климатогеографическую и социально-экономическую специфику региона и взаимоотношения человека со средой обитания в аспекте адаптации человека и обеспечения здорового образа жизни.
Связь валеологии с другими науками имеет двухсторонний характер. Используя данные смежных наук, валеология сама может дать весомые результаты для развития и конкретизации проблем человекознания.
Заключение
знание индивидом генетических, физических и психологических возможностей систем своего организма;
знание и умение применять методы и средства контроля, сохранения своего психофизиологического статуса, укрепления здоровья;
умение распространять валеологические знания на социальную среду своего окружения.
Формирование валеологической культуры - сложный, многоступенчатый и многогранный процесс, охватывающий систему государственного образования в стране, семью, специализированные и досуговые учреждения и организации.
В целом можно сказать, что валеология - это наука, в основе которой лежит здоровье человека, живущего в сложном и постоянно меняющемся мире, где он подвергается воздействию огромного количества параметров окружающей биосоциальной среды, наука, которая позволит человеку через систему определенного объема знаний, умений и навыков своевременно проводить индивидуальную профилактику здоровья, сохранять и укреплять общий его потенциал.
В настоящее время новая дисциплина активно развивается, накапливаются научные работы, активно ведутся практические исследования. Постепенно происходит переход от статуса научной дисциплины к статусу самостоятельной науки.
Библиографический список
1. Вайнер, Э.Н. Валеология. [Текст]: Учебник для вузов / Э.Н.Вайнер.-М.:Наука,2002.-
2. Колбанов, В.В. Валеология. [Текст]: учебн. Пособие / В.В. Колбанов. - Спб.: ДЕАН,1998.-232с.
3. Тен, Е.Е. Основы медицинских знаний. [Текст]: Учебник / Е.Е. Тен.-М.: Издательский центр «Академия»,2005.-256с.
7
Информация о работе Место валеологии в ряду естественных наук