Естественные науки и культы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 10:54, реферат

Краткое описание

История человечества, как мы можем судить о ней на основании сохранившихся ее материализованных памятников в виде предметов человеческой культуры, всегда была сопряжена с идеализацией ее ведущих ценностей, так или иначе воплотившихся в обычаях и традициях эпох. И при всем многообразии отношений людей, нашедших отражение в этих обычаях и традициях, ведущим отношением так или иначе всегда выступало отношение в виде веры, будь то – вера во всеобщую гармонию мироздания, как у древних греков; вера во всеобщую организующую силу государства, как у древних римлян; вера в единого творца всего мироздания, как это было в эпоху Европейского Средневековья; вера в неограниченный потенциал человека, как полагали мыслители Европейского Возрождения; вера во всемогущество науки, как считали философы периода нарождающегося капитализма и т.п.

Оглавление

Введение
ГЛАВА 1. Методологическая культура современной науки и принцип гносеологического актуализма

Наука как особая отрасль рациональной человеческой деятельности.
1.2 Основные функции культуры

Глава 2. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ КАК ЕДИНАЯ НАУКА О ПРИРОДЕ

2.1. Естественно-научная и гуманитарная культуры
2.2. Месте науки в системе культуры и ее структура
2.3. Характерные черты науки
2.4. Естествознание - фундаментальная наука
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

естественные науки и культуры.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

Другой современной  методологической новацией является исследование по типу "case studies", т.е. исследование объектов принципиально ситуационного типа. В поле зрения этого методологического аспекта попадают объекты по наличию так называемого "прецедента", т.е. такие индивидуализированные объекты, которые так или иначе проявляют себя явно, но не вписываются в устоявшиеся ("статические") стереотипы объяснения. В этой связи так или иначе различают два типа ситуационных объектов: текстуальные и полевые. Первые связаны с так называемым исследованием понятийных структур знания, вторые же связаны с самими реальными объектами и, что собственно важно – в реальной обстановке. В обоих типах указанных ситуационных объектов главное внимание уделяется так называемой "локальной детерминации", что представляет собой некую замкнутую систему. неявных предпосылок знания, складывающихся под влиянием специфических для данных объектов и ситуаций форм существования, что для социальных объектов выступает как формы деятельности и общения, определяющие значение и смысл отдельных слов и поступков людей. Так в современном научном познании все более прокладываются "мостики" между исследованиями объектов природы и объектов социальной действительности.

Все больше входит в арсенал  современных методологических средств  и такой метод, который получил  название "абдукции", суть которого состоит в том, чтобы в научном поиске двигаться от фактов к их объяснению "наилучшим образом", т.е. оптимально. В принципе абдукция есть не что иное, как оптимизированный гипотетико-дедуктивный метод познания: сначала гипотеза, а потом уже – выведенные из нее факты. Новым словом в методологии науки является здесь то, что актуализируется именно "обратная связь" между фактами и собственно определяющей гипотезой. Что же касается самой предметной практики человека, то именно здесь абдукция проявляет себя, как правило, с решающей стороны. Так, врач по симптомам болезни отыскивает его причину, следователь по оставшимся следам преступления находит преступника, ученый по эффектам, полученным в результате эксперимента, приходит к закономерностям, ради которых, собственно, и осуществляется само исследование.

Сущность абдукции наиболее характерным образом осуществляется в одновременном проявлении двух ее составляющих – в создании собственно правдоподобных гипотез при объяснении имеющихся фактов и в осуществлении их достаточной объяснительной силы [9]. К примеру, тавтологии, как абсолютно истинные суждения, никоим образом не могут считаться наилучшим объяснением, так как они абсолютно лишены всякой объяснительной силы ("масло – масляное"). В этой связи нельзя не указать на гипотезу Ньютона о законе Всемирного тяготения как именно наилучшего объяснения в отношении к другим научным гипотезам на это счет, в том числе и к гипотезам Галилея и Кеплера, ученых, внесших выдающийся вклад в становление действующей до настоящего времени механистической картины мира.

Следуя Т.Г. Лешкевич, можно указать на важные сущностные подходы, предельно сближающие методологические аспекты естественнонаучной и гуманитарной культур:

- усиление роли междисциплинарного  комплекса программ в изучении  объектов;

- укрепление парадигмы целостности и интегративности, осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир;

- широкое внедрение  идей и методов синергетики,  стихийно-спонтанного структурогенеза;

- выдвижение на передовые  позиции нового понятийного и  категориального аппарата, отображающего современную стадию эволюции научной картины мира, его нестабильность, неопределенность и хаосомность;

- внедрение в научное  исследование темпорального (временного) фактора и многоальтернативной, ветвящейся графики прогностики;

- изменение содержания  категорий "объективности"  и "субъективности", сближение методов естественных и социальных наук;

- усиление значения  нетрадиционных средств и методов  исследования, граничащих со сферой  внерационального постижения действительности [10].

Сегодня все чаще говорят  об уровне методологической культуры современного общества. Ответственные лица, обязанные принимать необходимые решения в соответствии со своим социально-политическим и социально-экономическим статусом, уже не хотят действовать путем проб и ошибок, а предпочитают иметь определенное методологическое обеспечение предполагаемого результата, быть в состоянии выявлять на научных основаниях все доступные спектры способов его достижения.

Особое место в современной  методологической культуре занимают так называемые "методологические барьеры". Известно, что всякая эпоха в науке характеризуется прежде всего неким установившимся "стереотипом" научного мышления, как с точки зрения его содержания, так – и его формы. Такие "стереотипы" были названы современным американским методологом науки Т. Куном "парадигмами" [11].

Т. Кун одновременно указал и на то обстоятельство, что рано или поздно развитие науки неизбежно приводит к пониманию недостаточности существующего в настоящее время "стереотипа" ("парадигмы"). Здесь и возникает "методологический барьер" при переходе от предыдущей парадигмы к последующей. Впервые на один из способов перехода через такого рода барьеров обратил внимание выдающийся французский ученый-физик Анри Пуанкаре, предложивший в таких случаях самим ученым путем научных споров между собой договариваться о лучших способах таких переходов. Такой методологический "рецепт" получил название конвенционализма. Это предложение было в свое время достаточно широко подвергнуто критике с точки зрения концепции диалектического материализма как несостоятельное. Однако при отсутствии реальной альтернативы, этот подход вполне может оказаться как приемлемый на временной основе, хотя и сами по себе договоры такого типа не могут быть осуществлены слишком простым способом.

К методологическим барьерам относится и так называемая методологическая инерция как в науке в целом, так и в мировоззрении отдельного ученого. Вхождение в арсенал науки таких подходов, как вероятностного вместо строго необходимого, непредсказуемого вместо прогнозируемого, индетерминистического вместо детерминистического и т.д. убедительно демонстрируют различные "инерции" подобного рода. Имеются в науке и иные методологические барьеры, например, редукция более развитых методологических подходов к менее развитым, скажем, – абдукции к индукции и т.д.

Особым методологическим барьером вполне можно считать и  барьер между естественнонаучной и  гуманитарной культурами. Критериальными вопросами здесь являются: "Почему?" – в системе естественнонаучной культуры и "Для чего?" – в системе культуры гуманитарной. Первый вопрос ориентирован на поиск оснований объективных процессов (causa efficiens – "действующая причина"), а второй – на поиск целеполагания (causa finalis – "конечная причина", иначе говоря, "цель").

О совпадении этих двух оснований  говорил еще Ф. Энгельс, подчеркивая, что causa finalis есть собственно сама материя как таковая, а также внутренне присущее ей движение [12].

Что же касается современной  эпохи в науке, то сегодняшняя наука совершенно немыслима без явного включения в нее человека, а не только так называемого человеческого фактора. Именно человек, с его желаниями, стремлениями и "свободной волей", становится необходимым и направляющим компонентом формирования современной методологической культуры. В этом проявляет себя так называемый принцип гносеологического актуализма, согласно которому предпочтение в научном поиске должно быть отдано наиболее развитому и совершенному знанию[13].

 

1.1 Основные  функции культуры

 

Культура  -  одно  из  самых сложных слов,  используемых  в   нашем

практическом и научном  обиходе. Отчасти это объясняется  тем, что  оно  имеет сложную и запутанную языковую историю, а отчасти тем,  что  оно  применяется крайне сложных понятий в разных научных дисциплинах и  к  тому  же  в  самых различных системах мысли. В своем этимологическом значении понятие  культуры восходит к античности. Его можно обнаружить в трактатах и  письмах  Древнего Рима.  Понятие  “культура”  в   переносном   значении   аналогично   понятию “хозяйство” и изначально соотносилось с культурой  чего-то:  культура  души, культура разума, культ богов и культ предков.

       Римский  философ М. Цицерон, уже имел  в виду не землю,  а  духовность.

Он вел речь о необходимости  культуры души и духа. К понятию культуры  близок и  термин  “оккультизм”  (тайный,  сокровенный).  В  Древнем  Китае   термин “культура Вэнь” был одним из центральных. В учении древнекитайского  ученого Конфуция  обосновывалась  сущностная  роль   языка   в   познании   принятии правильных решений. Французский  философ  Ж.  Сартр  отмечал,  что  культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она  дело  рук  человека,  в ней он ищет свое отражение, в ней узнает себя,  только  в  этом  критическом зеркале  он  может  увидеть  свое  лицо.  Оригинально  расшифровал   понятие “культура” Н. К. Рерих. Он разбил его на две  части:  “культ”  -  почитание, “ур” - свет, то есть почитание света.

       Согласно  В. Далю, культура -  это  обработка   и  уход,  возделывание,

образование  умственное  и  нравственное.  Подобным  же  образом  и   термин цивилизация проник в Россию вместе с соответствующими  переводными  книгами. В XX века в Росси под словом цивилизация стало  пониматься  общее  состояние общества   или   даже   уровень   воспитания    или    конкретных    персон, противопоставляемое дикости или варварству. Подведем  итог  лингвистического развития слова культура в современных  языках:  1)  абстрактное  обозначение общего процесса интеллектуального,  духовного,  эстетического  развития;  2) обозначение состояния общества, основанного на  праве  и  порядке,  мягкости нравов и т.д. в этом смысле слово культура совпадает  с  одним  из  значений слова  цивилизация;  3)  абстрактное   указание   на   особенности   способа существования или образа жизни, свойственных какому  то  обществу,  какой-то группе людей, какому-то историческому периоду;  4)  абстрактное  обозначение форм  и  продуктов   интеллектуальной   и,   прежде   всего   художественной деятельности: музыка, литература, живопись, театр, кино.

       Понятие  “культура” означает исторически  определенный уровень развития общества, творческих сил и  способностей  человека,  выраженный  в  типах  и формах организации жизни и деятельности людей, а  также  в  создаваемых  ими материальных и духовных ценностях.

       Культура  представляет  собой  многофункциональную   систему.  Главная функция феномена  культуры  человеко-творческая,  или  гуманистическая.  Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.

       Функцию  трансляции  социального  опыта  нередко  называют   функцией исторической преемственности, или информационной. Культуру по праву  считают социальной  памятью  человечества.  Она  опредмечена  в  знаковых  системах: устных  преданиях,  памятниках  литературы  и  искусства,  “языках”   науки, философии,  религии  и  других.  Однако  это  не  просто   “склад”   запасов социального опыта, а средство жесткого отбора и активной передачи лучших  ее образцов. Отсюда  всякое  нарушение  данной  функции  чревато  для  общества серьезными,  подчас  катастрофическими  последствиями.   Разрыв   культурной преемственности приводит  к  анемии,  обрекает  новые  поколения  на  потерю социальной памяти.

       Познавательная   функция    связана    со    способностью    культуры

концентрировать социальный опыт множества поколений  людей.  Тем  самым  она имманентно приобретает способность накапливать  богатейшие  знания  о  мире, создавая тем самым благоприятные возможности для его  познания  и  освоения.

Можно утверждать, что общество  интеллектуально  на  столько,  насколько  им используются  богатейшие  знания,  содержащиеся   в   культурном   генофонде человечества. Все типы общества существенно различаются,  прежде  всего,  по этому признаку.

       Регулятивная  функция культуры связана, прежде всего,  с  определением

различных сторон, видов  общественной и личной деятельности  людей.  В  сфере труда, быта, межличностных отношений культура,  так  или  иначе,  влияет  на поведение людей и регулирует их поступки, действия  и  даже  выбор  тех  или иных  материальных  и  духовных  ценностей.  Регулятивная  функция  культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

       Семиотическая  или знаковая функция,  представляя   собой  определенную знаковую систему культуры, предполагает знание, владение  ею.  Без  изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть  достижениями  культуры. Язык является средством общения людей. Литературный язык представляет  собой важнейшее средство овладения  национальной  культурой.  Специфические  языки нужны для познания мира музыки,  живописи,  театра.  Собственными  знаковыми системами располагают и естественные науки.

       Ценностная,   или   аксиологическая   функция   отражает    важнейшее

качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует  у человека вполне определенные ценностные  потребности  и  ориентации.  По  их уровню и качеству люди чаще всего судят  о  степени  культурности  того  или иного человека. Нравственное и  интеллектуальное  содержание,  как  правило, выступает критерием соответствующей оценки.

       Функции  культуры - совокупность ролей, которые  выполняет культура  по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих  (практикующих)  ее в  своих  интересах;  совокупность   селектированных   историческим   опытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и  последствиям  способов (технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей.  При этом все функции культуры социальны, то  есть  обеспечивают  именно  коллективный характер жизнедеятельности людей, а также определяют или корректируют  почти

все формы индивид, активности человека в силу его связанности  с  социальным окружением.  Число  такого  рода  функций  весьма  велико.  Они  могут  быть выстроены в  иерархическую  структуру  от  наиболее  общих  до  сравнительно частных, обеспечивающих функции более высокого уровня.

 

 

 

Глава 2. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ КАК ЕДИНАЯ НАУКА О ПРИРОДЕ

Информация о работе Естественные науки и культы