Диалектика Гегеля - высшее достижение немецкой классической философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 18:41, реферат

Краткое описание

Ныне вряд ли кто-то будет оспаривать, что произведения философов удаленной от нас исторической эпохи воспроизвести в полном объеме тако-вым, какими они были созданы невозможно. Часть трудов просто исчезла в глубине времени, часть просто потеряла свою актуальность многие годы назад. Но любой крупный философ всегда оставит что-то, что будет полезно не только его поколению, но и все последующим. В тоже время отыскать эти крупинки знаний не всегда просто.

Оглавление

ВВЕДЕ-НИЕ…………………………………………………………………………..3
1. Диалектика Гегеля - высшее достижение немецкой классической филосо-фии……………………………………………………………………………………4
2. Тождество бытия и мышления – исходный пункт философии Ге-геля………..5
3. Логика Гегеля……………………………………………………………….….…8
4. Идеи философии Гегеля…………………………………………………………11
5. Философия природы……………………………………………………………..16
6. Философия духа………………………………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ.…………………………………………………………………….22
ЛИТЕРАТУ-РА……………………………………………………………………...23

Файлы: 1 файл

Гегель.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

Понятие у Гегеля - это процесс  теоретического мышления, возведенный в абсолют. Активность мышления и всей сознательной, целесообразной практической деятельности людей, преобразующей мир, идеалистически истолковывается Гегелем как творчество, самопознание «абсолютной идеи», обнаруживающей в себе все то, что непосредственно, на поверхности выступает как развитие природы и обществ. Таким образом, признавая развитие и пытаясь дать его картину, Гегель изображает его как процесс познания, осуществляющийся в лоне «абсолютной идеи».

В своем учении о познании Гегель ставит также вопрос об отношении  теоретического познания к практической деятельности, пытаясь вскрыть единство и взаимодействие между теорией и практикой. Развивая положение Канта и Фихте об активности познающего мышления, Гегель показывает, что преобразование действительности и познание ее составляют единый процесс. В этом отношении Гегель идет дальше материалистов 17 -18 вв., которые рассматривали процесс познания созерцательно, т.е. преимущественно как воздействие предмета на познающий субъект и соответственно восприятие этого воздействия субъектом. Марксистское понимание практики в корне противоположно гегелевскому, поскольку для диалектического материализма практика есть применение материальных средств с целью изменения и познания материальной действительности. По Гегелю же, практика есть деятельность мышления, а в конечном итоге космическая деятельность «абсолютной идеи», которая творит мир, познавая себя.

Логический процесс развития завершается у Гегеля понятием «абсолютной идеи», которая вначале «отчуждает» свое бытие, сообщает ему движение, в результате которого бытие становится содержательным. Затем она обнаруживает себя как сущность, как понятие и, наконец, благодаря развитию понятия как «абсолютная идея», которая выступает как систематическое, многообразное единство всех сторон, логических определений, характеризует не только мир как целое, но и его познание.

4. Идеи философии Гегеля

Согласно Г. Гегелю, в  истории действует разум, он же необходимость, он же, в глубине своей, - свобода. Поэтому история развивается по определенному плану, предполагающему конечную цель. Иначе говоря, в истории действует провидение. Таким образом, гегелевская философия истории может быть названа провиденциалистской.

Привлекательность гегелевской концепции  истории состоит в том, что  в ней выражена твердая вера в  исторический прогресс. Г. Гегель увязывает  исторический прогресс с понятием свободы. С его точки зрения, история есть не что иное, как прогресс в сознании свободы. Иначе говоря, по мере исторического развития разум расширяет сферу своего действия, а это свою очередь ведет к тому, что расширяется сфера свободы. Сама свобода заложена в историческом процессе, составляет его внутреннюю основу. Однако для осознания сущности истории требуется значительное историческое время. В ходе исторического развития люди постепенно, через ряд этапов, осознают свободу в качестве смысла истории. Осознавая свободу, они расширяют сферу ее применения и тем самым открывают новые перспективы для прогресса свободы. История должна завершиться торжеством свободы, т.е. таким общественно-государственным устройством, где будут свободны все. Торжество свободы будет означать торжество разума.

Бесспорной заслугой Г. Гегеля явилась сама постановка вопроса о смысле истории общества. Она знаменовала собой утверждение философии истории в качестве самостоятельного и важного раздела философского знания. Надо учесть, что в исторической науке Нового времени преобладающим являлся эмпирический подход. Историки занимались почти исключительно описанием произошедшего, как правило, не стремясь обнаружить в истории нечто большее, чем совокупность фактов, событий, деяний отдельных личностей. Историческое знание понималось как подобие исторической хронике. Максимум, к чему была устремлена историческая наука, которую Г. Гегель называет «прагматической» (от греч. «прагма» - практика, полезность), - извлечь из прошлого уроки, важные или полезные для современности. Прагматическая история понимала процесс извлечения исторических уроков весьма прямолинейно - путем установления прямых аналогий между прошлым и современностью, однако постепенно в европейской мысли вызревает более глубокий подход к истории. В XVIII в. Вольтер вводит в употребление термин «философия истории». Многие мыслители стремились осмыслить историю философски (Д. Вико, И. Гердер, И. Кант и др.). Однако только Г. Гегель предпринял попытку построения систематической и полной философской исторической концепции.

Г. Гегель усматривает в истории человечества не случайно-хаотический, а внутренне закономерный процесс. Тем самым «истории деяний» он противопоставляет философскую историю. Основные положения последней можно свести к следующему:

В мировой истории  действует закономерность, объединяющая историю человечества в единый взаимосвязанный процесс, в котором участвуют различные страны, регионы, народы.

Всемирная история - процесс  в целом однолинейный, она выстраивается в одну линию, в которой выражается исторический прогресс. Все отклонения и ответвления от основной линии выступают либо в качестве случайностей, либо в качестве проявления «хитрости» исторического разума, т.е. лишь поверхностному взгляду представляются отклонениями, а в действительности таковыми не являются.

История в своей основной линии есть процесс кумулятивный; он происходит так, что ни одно достижение прошлых этапов не утрачивается на последующих и одновременно пройденный этап не может в дальнейшем существовать иначе, как в составе более высокого этапа исторической эволюции.

Различные народы (регионы  мира) выступают лидерами мирового развития поочередно: от Древнего Востока лидерство через ряд этапов переходит к Европе. Лидер мирового развития - та страна или группа стран, где в данный исторический период в наибольшей полноте осуществляется исторический прогресс, т.е. «прогресс в сознании свободы». Народы, на чью долю роль лидера не выпадает или таковая выполнена в прошлом, могут включиться в прогрессивное развитие только через подражание лидеру и заимствование достигнутых им результатов.

Для истории особое значение имеет деятельность так называемых «великих личностей». Под великими личностями Г. Гегель понимает политиков, полководцев, государственных руководителей, в чьей деятельности в наибольшей полноте воплотилась реализация провиденциального плана истории. Строгие критерии выделения великих личностей мыслителем не задаются. Излюбленными примерами для него были Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон.

Историческая реализация провиденциального плана истории  сопровождается ростом самосознания народов и личностей, к ним принадлежащих, однако только в тех случаях, когда народ проявил себя как «исторический». Исторические народы - те народы, которые обнаружили способность к осознанию своей исторической судьбы, своей особой миссии в составе всемирно-исторического целого. Такие народы способны творчески усваивать опыт истории и приумножать его. Этим самым они обеспечивают динамизм и поступательность своего развития, в отличие от народов неисторических, которые либо застыли в своем развитии, либо движутся скачками и зигзагами, не задумываясь о своем прошлом и будущем. К числу неисторических народов Г. Гегель относит народы Африки, Южной Америки, славянские народы.

Исторический процесс  в своей «основной линии» не может  иметь движение вспять. Достигнутое не может быть утрачено. Так или иначе, оно сохраняется в составе последующего развития. Следовательно, исторический прогресс гарантирован самой историей. Катастрофы и исторические потрясения, гибель и страдания людей и прочее служат в конечном итоге реализации провиденциального плана. С точки зрения истории они не имеют принципиального значения. Возможность глобальной катастрофы, приведшей бы к нарушению закономерного хода истории, прежде чем она выполнит предначертанный план, Г. Гегелем не допускается и не рассматривается.

Центр всемирной истории  перемещается в течение тысячелетий  и веков от Древнего Востока к Греческому миру, затем к Римскому миру и, наконец, к Германскому миру. Германский мир составляет ядро европейской цивилизации. Именно в Германии, согласно Г. Гегелю, ранее, чем где-то, суждено осуществиться «царству свободы». Уже современная философу Пруссия рисуется Гегелем как такое общество, в котором свобода осуществлена полнее, чем где бы то и когда бы то ни было.

философ не просто декларирует  их, а стремится к полному и  всестороннему обоснованию. Он увязывает свою философскую концепцию истории общества с общей теоретической философией. В частности, идея исторической закономерности выступает проявлением общей закономерности мира: «разум господствует в мире, так что, следовательно, и всемирно-исторический процесс совершается разумно»[4,с.64]. В истории общества может быть обнаружена аналогия с природными процессами. Например, «движение Солнечной системы происходит по неизменным законам: эти законы суть ее разум»[4,с.66]. Точно также историческое движение общества должно происходить соответственно определенным законам. Главное отличие законов истории от законов природы состоит в том, что люди сами являются и их исполнителями, и теми, кто способен их познать. Познание исторических законов входит, по Г. Гегелю, составной частью в рост самосознания народов и личностей, который характерен для народов исторических.

Казалось бы, это должно означать, что люди способны извлекать  из истории определенные уроки. Однако Г. Гегель скептически замечает: «… Опыт и история учат, что народы и правительства никогда ничему не научились из истории и не действовали согласно поучениям, которые можно было бы извлечь из нее»[4,с.61].

Столь скептический вывод не относится к культурно-воспитательному  значению истории: философ исключительно  высоко оценивает историю как историю духовной культуры. История духа рассматривается им как важнейший фактор образования и воспитания человека. Кроме того, если народ и правительство не в состоянии постичь исторические уроки, то это способен сделать философ-теоретик. Он мысленно обозревает историю в целом, как процесс, имеющий свою закономерность, свой ритм, свою цель. Теоретик определяет значение прошлых событий рационально. Народы же усваивают уроки прошлого не на сознательно-теоретическом уровне, а на подсознательном, интуитивном.

5. Философия природы

Если логика, по Гегелю, есть «наука об идее в себе и для  себя», то философия природы характеризуется им как «наука об идее в ее инобытии». Гегель не объясняет, как происходит переход от «чистой» логической идеи к природе, он просто декларирует, что «абсолютная идея», познав свое собственное содержание, «решается из самой себя свободно отпустить себя в качестве природы». Значит ли это, что было время, когда еще не существовало природы и «абсолютная идея» существовала сама по себе, так сказать, в чистом, обнаженном виде? На этот вопрос у Гегеля нет сколько-нибудь убедительного ответа. «Абсолютная идея», по Гегелю, существует вне времени, природа также не имеет начала во времени. Как же можно в таком случае утверждать, что «абсолютная идея» предшествует природе? Ведь и сам Гегель вынужден признать, что «дух есть дух, лишь, будучи опосредствован природой». И, тем не менее, Гегель солидаризируется с христианским догматом о сотворении мира Богом из ничего. Он лишь переделывает его на свой лад для согласования с основными положениями своей идеалистической системы. Поэтому Гегель говорит, что мир сотворен, сотворятся и теперь, и был вечно сотворен; эта вечность выступает перед нами в форме сохранения мира.

Главными формами природного бытия «абсолютной идеи» являются механика, физика, органика. Характеризуя механику, Гегель рассматривает пространство, время, материю, движение, всемирное тяготение. Идеалистически истолковывая эти основные понятия механики, Гегель пытается логически вывести материю из времени и пространства. При этом он все же вынужден признать, что не существует пустых, незаполненных временем и пространством, из чего, вопреки его идеалистическому утверждению, следует, что время и пространство представляют собой формы существования материи.

Гегель также признает, что материя и движение неотделимы друг от друга. Но при этом материя  остается для Гегеля лишь внешним, доступным  чувственному восприятию проявлением, обнаружением «абсолютной идеи». Да и само движение материи изображается Гегелем не как изменение, ведущее к развитию, а как простое перемещение в пространстве, круговорот, повторение того, что существовало раньше.

В физике Гегель рассматривает  небесные тела, свет, теплоту, химизм, и  т.п., пытаясь вскрыть связь между  этими процессами и показать, что все они образуют последовательный иерархический ряд обнаружений порождающей их духовную сущность. В этой части натурфилософии Гегеля много произвольных допущений, необоснованных утверждений, наглядно свидетельствующих о неспособности идеализма научно обобщить данные естествознания. Гегель отвергал в основном уже сложившееся в его время представление о химическом процессе как о взаимодействии атомов, он отрицал также и тот факт, что вода состоит из водорода и кислорода. Он также подходит к пониманию электричества как особой формы движения материи.

Третья часть философии  природы - органика - посвящена вопросам геологии, ботаники и зоологии. Здесь Гегель стремится показать, что переход от неживого к живому есть завершение природного процесса: «Дух выходит, таким образом, из природы». Это значит, что природа есть лишь низшая ступень обнаружения и самопознания «абсолютной идеи»; свое высшее адекватное воплощение «абсолютная идея» получает лишь в человеке, в развитии общества. Однако Гегель не признает реального процесса развития органической материи и живых существ: все эти природные формы, по его мнению, есть порождение «абсолютной идеи».

Философия природы Гегеля, несмотря на отдельные содержавшиеся  в ней глубокие диалектические догадки, весьма далека от действительно диалектического понимания природы как единого связного целого, изменяющегося, развивающегося на основе внутренне присущих ей противоречий.

В силу своего идеалистического характера философия  природы Гегеля оказалась наиболее слабой частью его системы. В ней особенно резко выразилось противоречие между идеализмом и науками о природе, невозможность примирения идеалистического истолкования природы с ее научным исследованием. Ввиду исходных идеалистических посылок своей философии Гегель вынужден был рассматривать природу как «конечную» сферу существования «абсолютной идеи», приписывая природе ту ограниченность, которая была свойственна лишь тогдашним естественнонаучным представлениям. Поэтому Гегель не смог преодолеть и мет физического, механистического понимания природы, хотя в ряде вопросов он стоял выше современных ему естествоиспытателей и подвергал критике их узкий эмпиризм и метафизически-механистический подход к явлениям природы.

Информация о работе Диалектика Гегеля - высшее достижение немецкой классической философии