Бэкон и Декарт

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:32, доклад

Краткое описание

После вступления на престол Якова II Бэкон получил должность своего отца – хранителя Большой печати, а вскоре был назначен и лордом-канцлером. Он находился на этом посту всего лишь два года, после чего был обвинен в том, что, решая судебные тяжбы, брал взятки. Бэкон согласился с обвинением, философски заметив только, что взятки никогда не влияли на его решение, поскольку он брал их только у тех, кого считал правыми. Его приговорили к заключению в Тауэр и гигантскому штрафу. Однако уже через четыре дня он вышел на свободу, штраф же так и не заплатил.

Файлы: 1 файл

Бэкон и Декарт.docx

— 25.09 Кб (Скачать)

1)Бэкон родился в Лондоне, его отец занимал одну из высших должностей королевства, был лордом-хранителем Большой печати. Окончив Кембридж, будущий философ некоторое время работал в английском посольстве в Париже. Вернувшись вскоре в Англию, в возрасте всего 23 лет он становится членом парламента и советником графа Эссекса, первого министра королевы Елизаветы.

После вступления на престол  Якова II Бэкон получил должность  своего отца – хранителя Большой  печати, а вскоре был назначен и  лордом-канцлером. Он находился на этом посту всего лишь два года, после чего был обвинен в том, что, решая судебные тяжбы, брал взятки. Бэкон согласился с обвинением, философски заметив только, что взятки никогда не влияли на его решение, поскольку он брал их только у тех, кого считал правыми. Его приговорили к заключению в Тауэр и гигантскому штрафу. Однако уже через четыре дня он вышел на свободу, штраф же так и не заплатил.

Вынужденный отказаться от общественной деятельности, Бэкон провел остаток своих дней за письменным столом, занимаясь философией и сочиняя  книги. Через пять лет после осуждения  он умер от простуды, полученной во время  опытов по консервированию кур (при  помощи замораживания их в снегу).

Философия Б., идейно подготовленная предшествующей натурфилософией, традицией  англ. номинализма и достижениями нового естествознания, соединила в  себе натуралистическое миросозерцание и начала аналитического метода, эмпиризм и широковещательную программу  реформы всего интеллектуального  мира. Категориям схоластической философии, спекулятивным рассуждениям о Боге, природе и человеке Б. противопоставил  доктрину «естественной философии», базирующейся на опытном познании, хотя и не свободной от отдельных  понятийных и терминологических  заимствований из учения перипатетиков. Свои обобщения по поводу огромной роли науки в жизни человечества, изыскания эффективного метода научного исследования, выяснения перспектив развития знания и его практического  применения, умножающего могущество человека и его власть над природой, Б. изложил в незаконченном труде  «Великое восстановление наук». Его  частями были трактаты «О достоинстве  и приумножении наук» (1623, рус. пер. 1971), «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы» (1620, рус. пер. 1935) и цикл работ, касающихся «естественной истории» отдельных явлений и процессов природы («Приготовление к естественной и экспериментальной истории...», 1620, рус. пер. 1974; «История ветров», 1622; «История жизни и смерти», 1623; «История плотного и разреженного и о сжатии и расширение материи в пространстве», 1658). В этих трудах Б. разработал подробную классификацию знаний, включающую указания на те дисциплины, которые еще должны быть созданы; дал типологию заблуждений человеческого ума («идолы» разума); обосновал эмпирический метод и описал различные виды опытного познания («плодоносные» и «светоносные» опыты, разные способы к модификации эксперимента); сформулировал индукцию как метод исследования причин («форм») природных явлений. Пропагандируя науку, Б. разграничивал области научного знания и религиозной веры, считая, что религия не должна вмешиваться в дела науки. Он понимал христианство как религию откровения и видел в нем одну из  связующих  сил  общества.  
Касаясь предшествующей философии, Б. солидаризировался с ее материалистическим направлением и критиковал схоластику перипатетиков, мистику пифагорейцев, идеализм платоников, агностицизм скептиков. Особенно привлекали его те натурфилософы, которые понимали материю как активное начало; с одобрением воспринимал он и атомистическую философию Демокрита («О началах и истоках в соответствии с мифом о Купидоне и о небе, или О философии Парменида и Телезио, и особенно Демокрита в связи с мифом о Купидоне», 1658, рус. пер, 1937; «О мудрости древних», 1609, рус. пер. 1972).  
Как государственный и политический деятель Б. был сторонником абсолютистской монархии, военно-морского и политического могущества Англии. Он симпатизировал чаяниям тех слоев, которые ориентировались на выгоды торгово-промышленного развития, и склонялся к меркантилистским взглядам («Опыты, или Наставления нравственные и политические», 1597, рус. пер. 1962, и др. политические и исторические сочинения). В утопической повести «Новая Атлантида» (1627, рус. пер. 1962) Б. изложил проект государственной организации науки. Прерогативу «Дома Соломона» — научно-технического центра, описываемого в его повести утопического общества, — составляют не только организация и планирование научных исследований и технических изобретений, но и распоряжение производством и природными ресурсами страны, внедрение в хозяйство и быт достижений науки и техники.  
Бэконовская философия сложилась в атмосфере научного и культурного подъема позднего Возрождения и оказала огромное влияние на целую эпоху последующего филос. развития. Несмотря на неизжитые элементы схоластической метафизики и неверную оценку некоторых научных открытий своего времени, Б. ярко выразил дух новой науки. Он положил начало материалистической традиции в философии Нового времени и тому направлению исследований, которое потом получило название «философия науки». Утопический «Дом Соломона» послужил прообразом европейских научных обществ и академий.

3) Первым философом, сознательно поставившим перед собой задачу разработки научного метода на основе математического понимания природы, был Ф.Бэкон (1561 - 1626). Естествознание - истинная наука, а физика, опирающаяся на чувственный опыт - важнейшая часть естествознания. Чувства непогрешимы и есть источник всякого знания. Наука есть опытная наука и состоит в применении рационального метода к чувственным данным. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент - суть главные условия рационального метода. Главный труд - “Новый Органон”. В этом произведении Бекон сознательно противопоставляет свое понимание науки и ее метода тому пониманию, на котором основан “Органон” Аристотеля. 
Бекон  различает  2  вида  опытов: 
 
1. “плодоносные” - цель - принесение непосредственной пользы человеку;  
 
2. “светоносные” - цель - не непосредственная польза, а познание законов и свойств вещей. 
Предпосылка преобразования науки - критика всей существующей схоластики и сомнение в истинности всего, что до сих пор казалось истиной. Однако, сомнение лишь средство нахождения дороги к истине. Недостоверность известного доселе знания обусловлена ненадежностью умозрительного метода умозаключений и доказательства. Первым условием реформы науки является усовершенствование методов обобщения - индукции. Следующим шагом должно быть очищение разума от заблуждений. Бекон различает 4 вида таких заблуждений или идолов - рода, пещеры, рынка, театра. 
Идолы рода - обусловлены природой человека. Человек судит о природе по анаогии с собственными свойствами. Отсюда возникло телеологическое представление о природе, ошибки, проистекающие из несовершенства человеческих чувств, под влиянием различных желаний, влечений. 
Пещеры - ошибки, возникающие вследствии субъективных предпочтений, симпатий, антипатий ученых: одни больше видят различий между предметами, другие - их сходства. Одни склонны верить в непогреш авторитетов древности, другие, наоборот, отдают предпочтение только новому. 
Рынка - возникли вследствии общения между людьми посредством слов. Но во многих случаях значения слов были установлены не на основе познания сущности предмета, а на основе совершенно случайного впечатления от этого предмета. 
Театра - порождаются некритически усвоенными ложными мнениями. Идолы театра не врождены нашему уму. Они возникают вследствии подчинения ума ошибочным мнениям. 
Знание видов препятствий позволяет избежать ошибок. В истории науки четко выступают 2 пути или метода иследов: догматический и эмпирический. Догматический метод начинает с общих умозрительных положений и стремится вывести из них все частные случаи. Догматик похож на паука, который из самого себя ткет паутину. 
Учёный, следующий эмпирическому методу похож на муравья, который беспорядочно тащит все, что ни попадется ему на пути. Истинный метод состоит в умственной переаботке материалов, которые доставляет опыт. (пчела) 
До сих пор открытия делались случайно. Их было бы больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод - это путь, главное средство исследования. К нему относятся орудия, совершающие способность нашего восприятия, и орудия, совершающие саму человеческую мысль. Науку расширяет не пассивное созерцание, а эксперимент, т. е. активное испытание природы. 
Главное условие прогресса знания - совершенствование способности умозаключения, важнейшей формой которой является правильная индукция. До Бекона философы, писавшие об индукции, обращали внимание на те случаи, которые подтверждают доказываемые или обобщаемые ими положения. Бекон подчеркнул значение тех случаев, которые опровергают обобщение, противоречат ему. Это так называемые отрицательные инстанции.

Гоббс.

2) II.II Философия природы

Учение о теле и его  свойствах, к числу которых принадлежит  также и движение, составляет сердцевину философии природы Томаса Гоббса. В этом учении английский мыслитель  поставил перед собой задачу рассмотреть  Вселенную как "совокупность всех тел", наделенных протяжением, пребывающих  в движении или покое. Гоббсово определение тела гласит:"…Телом является все то, что не зависит от нашего мышления и совпадает с какой- нибудь частью пространства, или имеет равную с ней протяженность". Перед нами убежденный материалист, лишивший материю, предметы и тела внешнего мира всех их многообразных качеств, за исключением протяженности. "Сущность тела - протяжение",- утверждает Гоббс,- "ибо без протяжения или какой- нибудь формы нельзя себе представить никакого тела". Вместе с тем, имеются свойства, которые не являются общими, а принадлежат лишь отдельным телам - движение, покой, цвет, твердость и т.п. Эти свойства не постоянны, они исчезают и возникают вновь, беспрестанно изменяются.Однако само тело при этом сохраняется, продолжает существовать.

Протяженность составляет, по Гоббсу, составляет реальное объективное  пространство, которое следует отличать от пространства воображаемого, существующего  лишь как результат воздействия на наше сознание отдельных тел. "Воображаемое пространство есть свойство сознания, величина же - свойство тела, существующего вне сознания".

Подобным образом решается и проблема времени. Понятие времени  выражает лишь идею, или образ, которую  движущееся тело оставляет в нашем  сознании. "Время есть воображаемый образ движения, поскольку мы представляем в движении то, что совершается  раньше и позже, или последовательность".

Оригинальность точки  зрения Гоббса состоит в том, что  признавая пространство и время  воображаемыми образами, или фантазмами, субъекта, он объективному миру приписывает реальную протяженность и реальное движение. Стало быть, Гоббс проводит резкую грань между субъективными формами пространства и времени и объективным протяжением и движением.

II.III Теория  познания

В философском сознании той  эпохи существует взаимная связь, сочетание  и переплетение двух концепций - сенсуалистической  и рационалистической. Они выступают  в качестве антиподов схоластической философии. Гоббсом была предпринята  попытка осуществить синтез этих концепций.

Гоббс утверждал, что источником познания служат чувственные восприятия, из которых мы черпаем все наши знания. "Первое начало всякого знания - образы восприятий и воображения  …" "Опыт есть основа всякого знания …" "Нет ни одного понятия в  человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком  или частично, в органах ощущения". В его воззрениях субъективный характер ощущений выступал совершенно отчетливо:"…объект есть одно, а воображаемый образ или призрак - нечто другое". Но, Гоббс использовал термины "призраки", "фантомы", "фантасмы" для обозначения не каких-то иллюзий, а полноценной чувственной информации. Чувственный опыт, отмечает философ, всегда неполон, незакончен и поэтому не позволяет прийти к установлению "всеобщих положений", открываемых лишь научно-философским познанием.

В этой связи Гоббс различает  два вида знания: первичное, основанное на восприятии и памяти, на чувственном  опыте, и вторичное, которое "имеет  своим источником ум".

Один из наиболее важных компонентов  всей его философии - учение о языке. Развитая Гоббсом теория языка исходит  из того, что человеческая речь представляет собой особую знаковую систему, в  задачу которой входит, регистрация  и закрепление в памяти мыслей познающего субъекта и. во-вторых, выражение  и передача этих мыслей другим людям. Созданное Гоббсом учение о языке  включает ряд специфических понятий  и терминов. Важнейшие из них - это "метка", "знак" и "имя".

"Речь, или способность  говорить, есть сочетание слов, установленных  волей людей, для того чтобы  обозначить ряд представлений  о предметах, о которых мы  думаем". Элементами речи являются  по Гоббсу, слова, или имена. "Имя есть слово, произвольно выбранное нами в качестве метки, чтобы возбуждать в нашем уме мысли, сходные с прежними мыслями, и одновременно, будучи вставленными в предложение и высказанным кем-либо другим, служить признаком того, какие мысли были и каких не было в уме говорящего". Имена могут быть метками, так и знаками. Роль меток они выполняют тогда, когда помогают оживить в памяти собственные мысли. Знаками же они становятся тогда, когда начинают служить средством передачи наших мыслей другим людям. "Разница между метками и знаками состоит в том, что первые имеют значение для нас самих, последние же для других". "Для построения и развития философских знаний необходимы знаки, при помощи которых мысли одного могли бы быть сообщены и разъяснены другим". Речь выступает в учении Гоббса и как орудие мышления, и как средство общения.

Гоббс выдвигает и обосновывает свое понимание истины, неоднократно подчеркивая, что "истина может быть лишь в том, что высказано, а не в самих вещах", что "истина - свойство не вещей, а суждений о  них". Выделяется лишь одна его сторона  объективного содержания истинного  знания - принадлежность нашему сознанию. Эта тенденция усугубляется под воздействием номиналистической и языковой теории Гоббса, которая рассматривает понятия истины и лжи как атрибуты одной только речи. "Там, где нет речи, нет ниистины, ни лжи". С другой стороны, в высказываниях Гоббса об истине можно обнаружить и другую тенденцию. Она опирается на материалистическое положение о том, что истина есть знание, отражающее объективные свойства и связи вещей. Важно также отметить, что необходимые истины Гоббс считает вечными, абсолютными истинами, игнорируя. Таким образом, как и все метафизические материалисты, диалектику процесса познания, соотношение относительной и абсолютной истин. "Необходимыми истинами являются только такие положения, которые содержат вечные истины, т.е. предположения, истинные во все времена". Он истолковывает истину как свойство одного лишь языка, как атрибута речи, и только речи. Поэтому истину он в соответствии со своей методологией усматривает, прежде всего, в правильных дефинициях, а также в правильной расстановке имен в суждениях и умозаключениях.

И все же сочинения Гоббса пронизаны убеждением и верой  в познавательные способности человека, в силу разума и чувств, в возможность  достижения истинного знания. Гоббс  не сомневается в том, что люди становятся мудрее по мере того, как  они научаются правильно мыслить  и пользоваться речью, что рост знания способствует благоденствию человеческого  рода, умножению жизненных богатств.

Гоббс стремиться решить проблему взаимосвязи чувственного и логического познания. Диалектическое единство этих двух моментов познавательной деятельности человека Гоббс, естественно, не смог обнаружить, но он подходил к идее единства чувственной и логической сторон процесса познания, интерпретируя и ту и другую стороны как разновидности человеческого опыта. Таким образом, он сопоставляет два вида знания: первичное, или простое восприятие и научно - теоретическое, основанное на рассуждении. Гоббс пишет: "Первого рода знание есть опыт относительно того, что запечатлевается в нас вещами, действующими на нас извне; второго рода знание есть опыт, которым люди обладают относительно правильного употребления имен в языке".


Информация о работе Бэкон и Декарт