Античная философия. Основные проблемы, понятия и школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:36, реферат

Краткое описание

Большинство исследователей единодушны в том, что философия как целостный феномен культуры является созданием гения древних греков (VII—VI вв. до н.э.). Уже в поэмах Гомера и Гесиода делаются впечатляющие попытки представить мир и место человека в нем. Желаемая цель достигается преимущественно средствами, характерными для искусства (художественными образами) и религии (верой в богов).

Оглавление

Введение
1. Возникновение философского знания
2. Милетская школа
3. Гераклит и элеаты
4. Школа Пифагора
5. Атомистика Левкиппа – Демокрита
6. Сократ, софисты
7. Платон
8. Аристотель
9. Философия раннего эллинизма. Эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.
10. Неоплатонизм
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Античная философия. Основные проблемы, понятия и школы..doc

— 110.50 Кб (Скачать)

     Формы государственного устройства Аристотель делит на правильные (достигается общая польза) и неправильные (имеется в виду лишь польза для некоторых).

     Правильные  формы: монархия, аристократия.

     Неправильные  формы с учетом количества правящих: один – тирания; богатое меньшинство  – олигархия; большинство - демократия

     Аристотель  связывает определенное государственное устройство с принципами. Принцип аристократии — добродетель, принцип олигархии — богатство, принцип демократии — свобода и нищета, в том числе духовная.

     Аристотель  фактически подвел итог развитию классической древнегреческой философии. Он создал весьма дифференцированную систему знаний, освоение которой продолжается и поныне. 

     Философия раннего эллинизма. Эпикуреизм, стоицизм, скептицизм     

     Кризис  классического полиса стал кризисом его гражданских идеалов. В VI в. до н.э. Греция стала ареной разорительных войн и политических переворотов, ожесточенных внутренних конфликтов. Зависимость личности от стихии общественной жизни, когда рушились государства, судьбы людей зависели от произвола правителей, привела к формированию понятия судьбы (тихэ), а также образа мудреца - свободной личности, не подвластной влиянию внешних обстоятельств, противостоящей тихэ. В различных философских направлениях по-разному отражается путь к достижению свободы личности.      

     В философии эллинистического периода центральной проблемой становится сам человек, его отношения с миром, обществом. Не случайно на первый план вышли такие философские направления, как эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.      

     Эпикур (341-270 гг. до н.э.) глава эпикурейской школы (" Сад Эпикура"), основоположник эпикуреизма. Он материалист, последователь Демокрита, но видел главный принцип жизни человека в том, чтобы стремиться к достижению счастья, независимости от судьбы путем самоусовершенствования, ведущего к безмятежному душевному спокойствию - отойди от политической жизни, "живи незаметно", не участвуй в политических баталиях. Стремление к удовольствиям не должно носить чувственного характера. Его следует понимать как достижение свободы от телесных страданий, от душевных тревог. Это дает философия, освобождающая от неведения, от страхов и предрассудков (жить без тревог). Такой аполитизм явился следствием социокультурных противоречий: упадка полиса, междоусобных войн, роста имущественного и социального неравенства, восстаний рабов, неуверенности в завтрашнем дне      

     Стоицизм - философская школа, сложившаяся в конце VI в. до н.э. (stoa - название портика в Афинах, где произносили свои речи философы-стоики), провозглашает иные ценности. Мудрец стоиков - человек, которого знания сделали независящим от внешнего мира. Их, в основном материалистическая, картина мира и теория познания не снимают печати созерцательности и пассивности (мужественно переносить удары судьбы). Необходимо подчинять страсти разуму, ибо человек стремится не к наслаждению, а к самосохранению, которое является утверждением разума. Мудрец стоиков - человек, которого знания сделали бесстрастным и потому свободным, что позволяет ему выдерживать удары судьбы. Тот, кто достиг высот стоической морали, обладает в сознании наивысшей свободой. Все это явилось выражением кризиса полисной системы, отчуждения человека, неуверенности в стабильности, поиске утраченного смысла жизни.

     Скептицизм — характерная черта всей античной философии; как самостоятельное философское направление он функционирует в период актуальности стоицизма и эпикуреизма. Крупнейшие представители — Пиррон и Секст Эмпирик.

     Античный  скептик отвергал познаваемость  жизни. Для сохранения внутреннего  спокойствия человеку нужно очень  много знать из философии, но не для того, чтобы что-то отрицать или, наоборот, утверждать (всякое утверждение есть отрицание, и, наоборот, всякое отрицание есть утверждение). Античный скептик отнюдь не нигилист, он живет, как хочет, принципиально избегая необходимости что-то оценивать. Скептик находится в постоянном философском поиске, но он убежден, что подлинное знание в принципе недостижимо. 

     Неоплатонизм

     Основные  положения неоплатонизма были разработаны  Плотинам, в зрелом возрасте проживавшим  в Риме. Ниже при изложении содержания неоплатонизма используются преимущественно идеи Плотина.

     Неоплатоники  стремились дать философскую картину  всего существующего, в том числе  Космоса в целом. Нельзя понять жизнь  субъекта вне Космоса, равно как  и жизнь Космоса без субъекта. Существующее устроено иерархически: Единое – Благо, Ум, Душа, Материя. Высшее место в иерархии принадлежит Единому - Благу.

     Душа  производит все живые существа. Все, что движется, образует Космос. Низшей формой бытия выступает материя. Сама по себе она не активна, косна, она — восприемница возможных форм и смысла.

     Основная  задача человека состоит в том, чтобы  глубоко продумать, прочувствовать свое место в структурной иерархии бытия. Добро (Благо) идет сверху, от Единого, зло — снизу, от материи. Зло —  не сущее, оно никак не связано  с Благом. Человек может избежать зла в той мере, в какой ему удается подняться по лестнице нематериального: Душа—Ум—Единое. Лестнице Душа—Ум—Единое соответствует последовательность чувство — мысль — экстаз. Здесь, конечно, обращает на себя внимание экстаз, который стоит выше мысли. Но экстаз, следует заметить, включает в себя все богатство мысленного и чувственного.

     Неоплатоники  везде видят гармонию и красоту, за них ответственно фактически Единое - Благо. Что же касается жизни людей, то она также в принципе не может  противоречить всеобщей гармонии. Люди — актеры, они лишь осуществляют, каждый по-своему, сценарий, который заложен в Мировом Уме. Неоплатонизм сумел дать довольно синтетическую философскую картину современного ему античного общества. Это был последний расцвет античной философии. 

 

     Заключение

     Влияние античной философии на возникновение  новых наук     

     Натурфилософия  архаической эпохи являлась своего рода синтетической наукой, в которой  были слиты общекосмогонические  представления, наблюдения, эмпирические данные, специализированные знания как реализации рациональности, пытливости греков. Расширение сферы знания, его объема привели к отпочкованию отдельных наук.      

     Явно  проявился интерес античных греков к истории. Ранними представителями  исторической мысли явились ионийские  логографы (VI в. до н.э.). Они были неутомимыми путешественниками, собирателями сказаний, этнографических данных о разных племенах, о чужих странах и пр. Они объясняли происхождение названий поселений, рек, гор, озер (топонимика), составляли географическое описание разных местностей и даже географические карты. Можно назвать такие имена, как Кадм, Дионисий, Гекатей Милетский. Гекатей и Анаксимандр составили географические карты, Анаксимандр даже соорудил глобус.      

     На  смену логографам приходят собственно историки. Современные исследователи связывают формирование исторической науки с развитием полиса, особенно демократического, способствующего развитию политического сознания гражданина. Гражданин, участвующий в политической жизни, хотел знать историю прошлого, как жили его предки. Переходным звеном от логографов к истории считают Геродота (484-425 гг. до н.э.), которого Цицерон назвал "отцом истории", основным его трудом стало описание Греко-персидской войны. Он много путешествовал, изучал быт, особенности образа жизни разных народов, обычаи. Его можно назвать также и отцом географии и этнографии. Он хотел больше узнать о народах, о природе (реках, климате, растениях). Он был пытлив и доверчив и потому включал в свои труды все услышанное без особого критического анализа. Отсюда в его занимательных повествованиях немало мифологического - сведений о чудесах, о вмешательстве богов в деяния людей и пр.      

     Вершиной  греческой историографии признают Фукидида (ок. 460-395 гг. до н.э.). Его основной труд посвящен истории Пелопонесской войны. Это не просто описание событий, но рационализированная их проработка, в чем проявился присущий грекам рационализм. Он дает и краткий очерк истории Эллады с древнейших времен, но основную задачу видит в создании правдивой картины Пелопонесской войны. Отбрасывая все чудесное, занимавшее значительное место у Геродота, Фукидид пытается объяснить все происходящее природой человека, общества и учитывать, что в реальной жизни неотделимы случайное и закономерное, рациональное и иррациональное      

     В IV в. до н.э. интерес к прошлому служит для обоснования настоящего. Аристотель, Сократ и др. стремятся исследовать  происходящие события, например, причины "порчи" полиса. В это время  проявляются две тенденции: во-первых, стремление использовать историю для интерпретации настоящего; во-вторых, изменение подхода к историку - уже не как хроникеру, но политическому наставнику, анализирующему факты.      

     В области естествознания встает задача собрать и привести в порядок  громадный эмпирический материал, который накоплен в результате мощного развития торговых связей с другими странами и народами, например народами Древнего Востока, собрать все наблюдения в области нравов, обычаев, технических изобретений, сведения в области метеорологии, географии, математики, медицины и пр.      

     Особенно  показателен прогресс в медицине. Наиболее известно имя Гиппократа (ок. 460-377 гг. до н.э.), который еще в  глубокой древности призывал лечить не болезнь, а больного. В то время  существовали две медицинские традиции: медицина заклинаний, сновидений и чудес в рамках святилищ и светское медицинское искусство. К этому последнему и относится Гиппократ. "Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай мимолетен, опыт обманчив, суждение трудно". (А. Боннар. Греческая цивилизация. От Антигоны до Сократа. - М., 1992). Именно в кругу учеников и сторонников Гиппократа формируется медицина как наука, основывающаяся не только на наблюдениях, но и обобщениях. Он полагает, что лечить надо больного, а не болезнь. Именно Гиппократ обратил внимание на связь человека, его состояния со средой и указывал на влияние, оказываемое небом и землей на психологическое предрасположение народов, т. е. предугадал появление этнопсихологиии.      

     В классической Греции математика освобождается  от влияния пифагорейцев, их мистического покрова и становится сферой профессиональной деятельности ученых. Греческие математики решение задач перестали жестко связывать с конкретным практическим использованием. Тем самым делается рывок от математики прикладной к математике абстрактной (теоретической). Греки впервые ввели доказательства. Уже на Востоке было известно, что углы при основании равнобедренного треугольника равны, но только Фалес доказал данную теорему. Это освободило математическую мысль от конкретности и превратило ее во всеобщее знание. Развивается дедуктивный метод, когда логический вывод делается на основе небольшого числа исходных посылок. (Пример - геометрия Евклида).      

     В период эллинизма получили дальнейшее развитие естественнонаучные знания, которые начинают обособляться от философии. Блестящим примером совершенствования метода доказательств явились "Элементы" Евклида, обобщившего достижения в области геометрии. Евдокс Книдский сформулировал начала общей теории пропорций, оцененной только в XIX в. н.э., явился одним из отдаленных предшественников интегрального исчисления. Он доказал, что площади двух кругов соотносятся как квадраты их диаметров, создал первую обсерваторию, занимался теоретической астрономией, сферической геометрией, кинематикой движущихся точек, кругов, сфер. Навсегда вошли в сокровищницу человеческого знания его открытия. В эту эпоху начинает исчезать разрыв между теорией и практикой, наукой и техникой. Это ярко проявилось в деятельности знаменитого Архимеда - математика, геометра, физика, инженера из Сиракуз (ок. 287-212 гг. до н.э.). Он ввел понятие бесконечно большого числа, занимаясь статикой и гидростатикой, открыл гидравлический закон, названный его именем, стал основоположников теоретической механики, определил поверхность шара и т. д. В то же время Архимед много сделал для развития техники, например, усовершенствовал водяной винт ("Архимедов винт"), сконструировал множество боевых метательных машин и оборонительных орудий.

     Поражает  многообразие деятельности Эратосфена (276-194 гг. до н.э.) в области математики, географии, астрономии, истории, филологии. Эратосфен, исходя из шарообразности Земли, вычислил ее окружность, приблизительно равную 39700 км, что лишь незначительно отличается от современных расчетов.      

     Аристарх из Самоса высказал гипотезу о вращении Земли и планет вокруг Солнца по круговым орбитам. Анаксимандр еще в VI в. до н.э. составил географическую карту, позднее Дикеарх - карту мира и вычислил высоту многих горных вершин. Капитален труд Страбона - "География" в 17 книгах.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

  1. В.А. Канке. Философия. Исторический и систематический курс. «Логос», М., 2001.
  2. В. Асмус. Платон. Издательство «Мысль», Москва, 1975.
  3. Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Ф. Павленкова. «Лио - Редактор», Санкт-Петербург 1995.
  4. История философии. Учебное пособие для вузов под редакцией В.М. Мапельман и Е.М. Пенькова. Издательство «ПРИОР» Москва 1997.
  5. Философский словарь. Под редакцией И.Т. Фролова. Издание пятое. Москва, Издательство политической литературы, 1987.
  6. А.Ф.  Лосев, А.А.  Тахо-Годи. Платон, Аристотель. М., 1993.

Информация о работе Античная философия. Основные проблемы, понятия и школы