Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:32, реферат
Важность этих качеств отражается в многочисленных русских пословицах и поговорках, характеризующих этические нормы общения. Одни пословицы указывают на необходимость внимательно слушать собеседника: Умный не говорит, невежда не даёт говорить. Язык - один, уха - два, раз скажи, два раза послушай. Другие пословицы указывают на типичные ошибки в построении беседы: Отвечает, когда его не спрашивают.
1. Специфика русского речевого этикета...........................
2. Техника реализации этикетных форм.
3. Взаимодействие речевого и поведенческого этикета.
4. Речевые дистанции и табу.
5. Комплименты. Культура критики в речевом общении.
6. Невербальные средства общения.
7. Эргономика среды как составная часть речевого этикета.
Список литературы.
Немаловажным достоинством человека в общении является умение делать красивые и уместные комплименты. Тактично и вовремя сказанный, комплимент поднимает настроение у адресата, настраивает его на положительное отношение к собеседнику, к его предложениям, к общему делу.
Комплимент говорится в начале
разговора, при встрече, знакомстве,
расставании или во время беседы.
Комплимент всегда приятен. Опасен только
неискренний или чрезмерно
Комплимент может относиться к внешнему виду, отличным профессиональным способностям, высокой нравственности, умению общаться, содержать общую положительную оценку:
- Вы хорошо (отлично, прекрасно,
превосходно, великолепно)
- Вы так (очень) обаятельны (умны,
находчивы, рассудительны,
- Вы хороший (отличный, прекрасный, превосходный) специалист (экономист, менеджер, предприниматель).
- Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно) ведёте (своё) хозяйство (дело, торговлю, строительство).
- Вы умеете хорошо (прекрасно) руководить (управлять) людьми, организовывать их.
- С вами приятно (хорошо, отлично) иметь дело (работать, сотрудничать).
Культура критики нужна для
того, чтобы критические высказывания
не испортили отношений с
Для этого следует критиковать не личность и качества собеседника, а конкретные ошибки в его работе, недостатки его предложений, неточность выводов.
Для того чтобы критика не затрагивала чувства собеседника, желательно формулировать замечания в виде рассуждений, привлечения внимания к расхождению между задачами работы и полученными результатами. Полезно строить критическое обсуждение работы как совместный поиск решения сложных проблем.
Критика доводов оппонента в споре должна представлять собой сопоставление этих доводов с не вызывающими у собеседника сомнений общими положениями, достоверными фактами, экспериментально проверенными выводами, надежными статистическими данными.
Критика высказываний оппонента не должна касаться его личных качеств, способностей, характера.
Критика совместной работы одним из её участников должна содержать конструктивные предложения, критика этой же работы посторонним человеком может быть сведена к указанию недостатков, поскольку выработка решений - дело специалистов, а оценка положения дел, эффективности работы организации - право любого гражданина.
Разговаривая друг с другом, люди для передачи своих мыслей, настроений, желаний наряду со словесной речью используют жесты и мимику.
Язык мимики и жестов позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу. Главным показателем чувств говорящего является выражение его лица, его мимика.
В "Частной риторике" проф. Н.Кошанского (СПб, 1840) говорится: "Нигде столько не отражаются чувства души, как в чертах лица и взорах, благороднейшей части нашего тела. Никакая наука не даёт огням очам и живого румянца ланитам, если холодная душа дремлет в ораторе… Телодвижения оратора всегда бывают в тайном согласии с чувством души, с стремлением воли, с выражением голоса".
Мимика позволяет нам лучше понять собеседника, разобраться, какие чувства он испытывает. Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот свидетельствуют об удивлении; опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев.
Печаль отражают сведённые брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки губ, а счастье - спокойные глаза, приподнятые внешние уголки губ.
В связи с этим рекомендуется изучать своё лицо, знать, что происходит с ним во время разговора, следить, как изменяется мимика и передаёт ли она соответствующую эмоцию.
О многом может сказать и жестикуляция. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путём, и хотя никто предварительно не объясняет их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Это объясняется тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.
В русском языке существует немало устойчивых выражений, возникших на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, например, опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой, рука не поднимается, развести руки, опустить руки, махнуть рукой, приложить руку, протянуть руку, положа руку на сердце, погрозить пальцем.
Не случайно, что в различных
риториках, начиная с античных времён,
выделялись специальные главы, посвящённые
жестам. Теоретики ораторского
Механические жесты отвлекают
внимание слушателя от содержания речи,
мешают её восприятию. Нередко они
бывают результатом волнения говорящего,
свидетельствуют о его
Жесты, имеющие какое-либо полезное
значение для общения подразделяются
на ритмические, эмоциональные, указательные,
изобразительные и
Ритмические жесты связаны с ритмикой речи, они подчёркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, т.е. то, что в самой речи передаёт интонация.
Эмоциональные жесты передают разнообразные оттенки чувств, например, волнение, радость, огорчение, досаду, растерянность, замешательство.
Указательные жесты требуются для выделения одного предмета из ряда однородных, обозначения места, где находится предмет, указания на порядок следования предметов. Указательный жест рекомендуется использовать в очень редких случаях, когда в этом есть настоятельная необходимость.
Изобразительные жесты появляются в следующих случаях:
если не хватает слов, чтобы полностью передать представление;
если самих слов недостаточно по причине повышенной эмоциональности говорящего, нервозности, несобранности, неуверенности;
если необходимо усилить впечатление и воздействовать дополнительно на слушателя.
Изобразительные жесты используются как наглядное средство передачи мысли, они не должны подменять собой словесную речь.
Символические жесты условно обозначают некоторые типичные ситуации и сопровождают соответствующие высказывания:
жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки) сопровождает слова: Никогда не соглашусь. Это совершенно ясно. Никто не знал.
жест интенсивности (рука сжимается в кулак) при словах: Он очень упорный. Какая она упрямая.
жест отказа, отрицания (отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперёд) вместе с высказываниями: Не надо, не надо, прошу вас. Нет, нет.
жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе движения "там" и "здесь") вместе со словами: Нечего туда - сюда ходить. Одно окно на север, другое на юг.
жест разъединения, расподобления (ладони раскрываются, раздвигаются в разные стороны): Это надо различать. Это совершенно разные вещи. Они разошлись.
жест объединения, сложения, суммы (пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук): Они хорошо сработались. Они очень подходят друг другу. А если это вместе положить. Давайте соединим усилия.
Первое, что замечают люди приходя на приём, собеседование, собрание, деловую встречу - это внешняя обстановка помещения, в которой предстоит решать какие-либо вопросы. От того, как выглядит кабинет или офис отчасти зависят результаты беседы, переговоров.
Грамотное построение пространства требует соблюдения единого стиля в оформлении помещения: в планировочном решении, в отделке, декоре, мебели.
Правильно и со вкусом спланированный кабинет помогает создать благоприятную обстановку для беседы, что способствует установлению плодотворного контакта.
Сказанное, конечно, касается не только кабинетов. Специальные требования предъявляются к другим помещениям. Удобная и эстетичная планировка должна быть и в приёмной, в помещениях отделов, в учебных классах, в помещениях для хранения документов.
Внешний вид любого помещения должен
соответствовать его
Будагов Р.А. Человек и его язык. - М., 1976.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону: 2000.
Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. - М.: 2000.
Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М., 1989.
Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. - М., 1998.
Клюев Е.В. Речевая коммуникация: успешность речевого взаимодействия. - М., 2002.
Кохтев Н.Н. Риторика. - М.: 1994.
Кузнецов И.Н. Риторика. - Минск: 2000.
Курбатов В.И. Искусство управлять общением. - Ростов-на-Дону: 1997.
Леммерман Х. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями. - М.: 1997.
Леонтьев А.А. Что такое язык. - М.: 1976.
Михайличенко Н.А. Риторика. - М.: 1994.
Мучник Б.С. Культура письменной речи. - М.: 1996.
Русский язык. Энциклопедия. - М.: 1997.
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М.: 1989.
Шмидт Р. Искусство общения. - М.: 1992.