Современные виды делового этикета

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 07:38, контрольная работа

Краткое описание

Этикет является одним из ярко выраженных феноменов культуры, который затрагивает всю гамму чувств и эмоций человека, обогащает само человеческое общение. Роль этикета в обществе всегда была очень велика, что подтверждается его длительной исторической и социальной эволюцией, функциями в обществе, многоплановой структурой, многообразными видами и формами.

Оглавление

План:
Современные виды делового этикета
понятие этикета, его особенности и социальная значимость
деловой этикет, его составные части
виды делового этикета
нормы и функции делового этикета
принципы делового этикета
Рыцарский кодекс поведения.
из истории рыцарства
добродетели рыцарства
рыцарский кодекс чести
кодекс рыцарства и его заповеди
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная по социальной психологии.docx

— 60.71 Кб (Скачать)

 

План:

  1. Современные виды делового этикета
    1. понятие этикета, его особенности и социальная значимость
    2. деловой этикет, его составные части
    3. виды делового этикета
    4. нормы и функции делового этикета
    5. принципы делового этикета
  2. Рыцарский кодекс поведения.
    1. из истории рыцарства
    2. добродетели рыцарства
    3. рыцарский кодекс чести
    4. кодекс рыцарства и его заповеди
  3. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Современные виды делового этикета

«Успех следует  измерять не столь  положением,

которого человек  достиг в жизни, сколько теми

препятствиями, которые  он преодолел, добиваясь успеха»

(Б. Вашингтон)

 

Этикет – слово французского происхождения, означающее манеру поведения.

Этикет является одним из ярко выраженных феноменов культуры, который затрагивает  всю гамму чувств и эмоций человека, обогащает само человеческое общение. Роль этикета в обществе всегда была очень велика, что подтверждается его длительной исторической и социальной эволюцией, функциями в обществе, многоплановой структурой, многообразными видами и формами.

В отличие от ритуала, обрядовые церемонии  которого носят  демонстративный характер, этикет основан на практической общественной целесообразности. Важнейшей особенностью этикета является и то, что он всегда подчинен сложившейся системе культурных ценностей. Принять этикетные нормы – значит признать себя членом данной социальной группы или общества в целом и подчиниться сложившимся  здесь культурным ценностям.

Социальная  значимость этикета проявляется  в том, что он отражает равенство и неравенство индивидов и групп (как внешнее,  так и внутреннее), сложившуюся в обществе социальную иерархию, демократизм или консерватизм социальных отношений.    Этикет позволяет людям ориентироваться в повторяющихся ситуациях (приветствия, знакомства, поведение в общественных местах и т.д.), отражает общий культурный уровень людей (образованность,  воспитанность).

Современный этикет – это своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения. Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях – приемах, церемониях, переговорах. Знание этикета позволяет человеку произвести приятное впечатление своим внешним видом, манерой говорить, умением поддерживать разговор, вести себя за столом.

Важнейшей стороной современного профессионального поведения делового человека, менеджера, предпринимателя является деловой этикет, т.е установленный (принятый) порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов. Этикет, если понимать его как установленный порядок поведения, помогает избегать промахов или сгладить их доступными, общепринятыми способами. Поэтому основную функцию или смысл этикета делового человека, можно определить как формирование таких правил поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения. Второй по значению является функция удобства, т. е. целесообразность и практичность.

               Деловой этикет – не второстепенная, а весьма существенная характеристика делового мира, который можно представить в виде следующих составных частей:

• личность делового человека;

• условия, в которых осуществляется то или иное дело;

• деловые отношения;

• деловой этикет.

Естественно то, что личность делового человека – ключевая фигура. В ее характеристике нужно учитывать образование, опыт, энергию, готовность идти на риск, расчет, нестандартность мышления. Все эти качества могут привести к успеху лишь при наличии необходимых условий и обстоятельств.

Деловые отношения – это отношения, складывающиеся между деловыми людьми включающие в себя отношения партнерства, доверительности, взаимной выгоды и т.д. Деловое поведение – система поступков индивида, связанная с реализацией его деловых интересов и включающая взаимодействие с партнерами, клиентами, руководителями, подчиненными, коллегами. Деловое поведение реализуется через деловое общение, установление взаимоотношений и принятие решений, способствующих деловому успеху.

Деловое общение – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

По способу обмена информацией  различают устное и письменное деловое общение. Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические. К монологическим видам относятся:

  • приветственная речь;
  • торговая речь (реклама);
  • информационная речь;
  • доклад (на заседании, собрании).

Диалогические виды:

  • деловой разговор – кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.
  • деловая беседа;
  • переговоры;
  • интервью – разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения.
  • дискуссия;
  • совещание (собрание);
  • пресс-конференция.
  • контактный деловой разговор – непосредственный, "живой" диалог.

•    телефонный разговор.

Деловой этикет предписывает, как нужно вести себя на работе, в контактах, касающихся ведения бизнеса, при встречах с партнерами и т.д. Причем несоблюдение принятых норм может значительно повредить имиджу человека, его карьере и успеху в делах. Во многих странах этот вид этикета имеет очень давнюю историю и основывается на давно устоявшихся традициях, относящихся, например, к организации встреч на официальном уровне, ведению переговоров, участию в деловых приемах. В России же традиции свободного предпринимательства и ведения бизнеса лишь совсем недавно возродились после их фактического отсутствия в советское время, в условиях плановой экономики. По сути дела они формируются заново, ведь существовавшие в дореволюционной России нормы делового общения в наши дни уже несколько устарели и не всегда пригодны. Именно поэтому, учитывая также современную тенденцию глобализации экономики и формирования единого мирового рынка, многие бизнесмены в нашей стране все чаще и чаще обращаются к международному деловому этикету. Ведь незнание или нарушение его правил может существенно повредить успеху бизнеса, в котором также участвуют зарубежные партнеры.

Деловой этикет включает в  себя две группы правил:

  • нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные);
  • наставления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).

Деловой этикет включает правила проведения деловых встреч, презентаций, приемов, правила пользоваться визитными карточками, правила деловой переписки, правила обмена подарками и сувенирами, правила телефонных переговоров, внешний вид, жесты и движения делового человека и т.д.

Деловые встречи стали реалиями российской жизни, где решают принципиальные вопросы и принимают согласованные решения. Деловые встречи могут проводиться в форме бесед и переговоров. Если беседа – это обмен сведениями, информацией, взглядами, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений, то цель переговоров – найти решение проблемы, привести к разумному соглашению, достичь взаимопонимания.

Помимо  хорошего знания предмета обсуждения необходимо владеть техникой ведения переговоров. Проведение переговоров – это большое искусство, требующее знания основ психологии, социологии, политологии, юриспруденции, делового этикета. На подготовительной стадии решаются как протокольные вопросы (день и час переговоров, рассадка за столом, готовность принимающей стороны взять на себя инициативу проведения переговоров, поведение сторон в случае успеха или провала переговоров), так и вопросы содержательного характера (определение цели, тактики и стратегии переговоров; выбор одного из трех подходов к переговорному процессу: «противостояние», «дружеская позиция» или «партнерский подход».

Реальная  практика переговорного процесса не исключает неэтичное поведение  партнеров («грязные уловки»), которые  следует знать, чтобы нейтрализовать подобные действия. Перечислим несколько  таких неэтичных уловок: 1) преднамеренное завышение начального уровня требований; 2) расстановка ложных акцентов;  3) создание для партнера безвыходной  ситуации; 4) ультимативный прием; 5) выдвижение требований по возрастающей; 6) заведомое создание одной из сторон «двойного толкования»; 7) отказ от собственного предложения, когда партнер готов его принять. В ходе переговоров, идущих по «неэтичному сценарию», предлагается обратить внимание на следующие правила: а) не отвечать взаимностью; б) провести быстрый анализ причин «неэтичного поведения» партнера; в) не хлопать дверью и не устраивать демонстраций; г) как можно больше выдвигать конструктивных идей; д) как  знак доброй воли – объявить перерыв.

Большое значение при переговорах имеет  знание национальных особенностей культуры поведения страны делового партнера и его индивидуальных особенностей (интересы, хобби, слабости, сильные  стороны, социальное происхождение). Данные нормы и правила свидетельствуют  о том, что культура деловых переговоров  требует разносторонних знаний,  хорошего образования и воспитания.

Не менее важна и  такая форма деловых контактов  как презентация, которая дает возможность привлечь нужных политических и общественных деятелей, бизнесменов, спонсоров и убедить их предпринять какие-то действия для решения насущных проблем. В отличие от переговоров, презентация рассчитана на большую аудиторию, где не должно быть информации, насыщенной специальными терминами, частными фактами; проводится презентация во второй половине дня в течение не более 2-х часов, включает вручение сувениров, пресс-конференцию, обмен речами, «фуршет» и т.п.                                  

Деловые контакты немыслимы  без такого важного атрибута делового этикета как визитная карточка. Визитные карточки имеют очень широкое распространение не только в официальном, но и в неофициальном общении. Основное предназначение визитной карточки - заочно «представить» своего владельца и «действовать» от его имени. Существуют определенные правила оформления визитных карточек (формат и соответствующие сведения о владельце),  которые должны строго соблюдаться для официальных лиц и деловых людей. Визитные  карточки применяются для поздравлений,   выражений соболезнования, выражения благодарности, заочного прощания в случае отъезда, представлений кого-либо, приглашений на прием, при перемене адреса. В каждом из перечисленных выше случаев карточка либо прикладывается, либо посылается.

Считается, что самое простое  в деловом общении - телефонный разговор. На самом деле это далеко не так. Звонок по телефону должен так же подчиняться требованиям краткости, как деловая переписка и отправка факса. Первым всегда представляется тот, кто звонит. Если на месте нет того абонента, с которым мы хотели связаться, то представляться не обязательно. Достаточно будет поздороваться и попросить пригласить к телефону интересующего нас человека. Если его нет – узнать, когда он будет на месте, или попросить что-либо передать ему и повесить трубку. Не нужно долго держать трубку, если на другом конце никто не отвечает. Не стоит спрашивать, с кем мы говорим, можно лишь уточнить, правильно ли мы набрали номер и туда ли дозвонились, куда хотели.

По  одежде в настоящее время можно  составить представление о вкусах владельца, его профессиональных интересах, его отношению к окружающим его  людям. Одежда всегда отражала и отражает культурный уровень человека, степень  его воспитания.

Если женская мода более гибкая и женщины, как правило,  умеют пользоваться модой, стилями, направлениями, то консерватизм мужской моды может сыграть злую шутку с мужчиной (особенно с деловым), поскольку «соответствующая и хорошая» одежда служит визитной карточкой для его успеха и служебного роста.

В последнее время культура мужской деловой одежды стала важнейшей частью делового этикета. Предпочтения отдаются определенному покрою, цвету делового костюма, его сочетания с рубашкой и галстуком, обувью и аксессуарами. Самая распространенная и наиболее признанная на сегодня одежда бизнесменов – костюм. Костюм – визитная карточка делового человека. Прежде всего, смотрят, как человек одет. Первое впечатление надолго остаётся в памяти людей, с которыми мы знакомимся. Поэтому пренебрегать своим внешним видом – непростительная ошибка. Например, аккуратность и подтянутость в одежде часто ассоциируются с организованностью в работе, с умением ценить своё и чужое время. Расхлябанность – синоним суетливости, забывчивости.

Манера  держаться – это такой же способ проявлять уважение к окружающим людям, как опрятная одежда, вежливое обращение в разговоре, тактичность. В манере поведения достаточно велика роль привычек. Они могут, как подчёркивать достоинства человека, так и сводить к нулю самые лучшие черты. Быть естественным – одно из главных условий делового человека, так как попытка выглядеть иначе наиболее заметна со стороны.

Жесты и движения являются частью имиджа. Очень часто случается так, что именно жест показывает настроение, лицо человека даже тогда, когда он сам этого не хочет. Движения не должны быть резкими и быстрыми. Не нужно при разговоре опускать надолго глаза или сидеть в расслабленной позе. Можно расслабиться в часы досуга, но в рабочее время подтянутость – неотъемлемая черта бизнесмена.

Информация о работе Современные виды делового этикета