Современные виды делового этикета

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 07:38, контрольная работа

Краткое описание

Этикет является одним из ярко выраженных феноменов культуры, который затрагивает всю гамму чувств и эмоций человека, обогащает само человеческое общение. Роль этикета в обществе всегда была очень велика, что подтверждается его длительной исторической и социальной эволюцией, функциями в обществе, многоплановой структурой, многообразными видами и формами.

Оглавление

План:
Современные виды делового этикета
понятие этикета, его особенности и социальная значимость
деловой этикет, его составные части
виды делового этикета
нормы и функции делового этикета
принципы делового этикета
Рыцарский кодекс поведения.
из истории рыцарства
добродетели рыцарства
рыцарский кодекс чести
кодекс рыцарства и его заповеди
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная по социальной психологии.docx

— 60.71 Кб (Скачать)

Рыцарство – феномен взаимодействия воинской и христианской культур, и  при любом значительном событии  в жизни рыцаря (посвящение, турниры, войны, принятие присяг, божьи суды) в обряде участвовали священник  и библия.

Комплекс рыцарских добродетелей включает в себя доблесть, под которой понимались постоянное желание доказать свое воинское мастерство и поиск подвига, верность, куртуазность, как уважение к женщине своего круга, и щедрость, как умение достойно раздавать награды и пользоваться почестями. Что же касается термина «честь», то в рыцарский этический кодекс он был включен достаточно поздно, и поначалу обозначал почести и славу. Лишь в XV-XVI веках он стал обозначать «лицо» и внутренние духовные свойства благородного человека. Заметим при этом, что защита чести (дуэль) не тождественна установлению правды и наказанию виновного.

Интересен вопрос смерти и плена. Культура доблести и правила куртуазной войны не ставили знак равенства между победой над противником и его смертью, и потому европейские рыцари в значительно меньшей степени считали плен бесчестьем. Бегство от более достойного противника или пленение им не воспринимались как потеря чести, тем более что пленник мог рассчитывать на обращение с собой как с почетным гостем. Это не мешало меняться пленниками или перепродавать их, но убивать сдавшихся или держать их в темнице начали только тогда, когда война из рыцарского занятия стала общенациональной. Война Роз, в которой впервые стали убивать сдавшихся и заключать пленников в темницу, была уже полномасштабной гражданской войной, а не «войной благородных».

В этом смысле очень интересно  «противоречие этик второго и  третьего сословий», проявившееся при  столкновении рыцарей со швейцарцами, которые не брали врагов в плен. При этом сдавшихся убивали не из ненависти – плен предполагал  последующий выкуп, но с точки  зрения наемника получение платы  из иного источника, кроме работодателя, да еще от его врагов, воспринималось как измена.

Бесстрашие перед лицом смерти и стремление дорого продать свою жизнь появилось в Европе уже на закате рыцарства, когда отдельные элементы рыцарской этики трансформировались в кодекс поведения дворянства. При этом речь идет именно о бесстрашии, нежели пренебрежении к собственной жизни. Определенное ожесточение при переходе от турнирного поединка к дуэли объяснялось скорее желанием убить врага, защитив этим свою честь и поддержав репутацию. Безразличия к смерти или отстраненно-философского отношения к ней в Европе не было.

Следующий момент связан с  вопросами долга и правил. Так, для классического европейского рыцарства были характерны корпоративная солидарность и индивидуализм, доходящий до «права на мятеж», по которому рыцарь, отказывающийся выполнить приказ сеньора, который бы принижал его рыцарские добродетели, не воспринимался как предатель.

Главным в рыцарском кодексе чести была верность своему сеньору (феодалу, стоящему выше в иерархии общества). Предательство и вероломство считались для рыцаря тягчайшим проступком и могли повлечь за собой лишение звания рыцаря.

От рыцаря ожидалось, что он будет постоянно заботиться о своей славе. Это было связано с тем, что в культуре рыцарства чрезвычайно важна была внешняя сторона. В жизни рыцаря многое было сознательно выставлено напоказ. Рыцарь постоянно стремился к первенству, к славе, к известности, которые все время требовали своего подтверждения все новыми и новыми испытаниями, подвигами. Рыцарь постоянно должен был подтверждать свое место в иерархии, которое зависело от количества и качества побежденных им рыцарей. Рыцарь не мог спокойно слушать о чужих успехах и стремился к тому, чтобы о его подвигах и любви знал «весь христианский мир».

При этом следует отметить, что непременным свойством рыцаря, как человека благороднорожденного, должна была быть щедрость, прежде всего по отношению к тем, кто прославлял при дворах подвиги рыцаря. Эти люди всегда могли рассчитывать «на хорошее угощение и приличные случаю подарки перед отправлением в дальнейший путь». От рыцаря требовалось, не торгуясь, дарить любому то, что он просил в качестве платы. «Лучше разориться, чем прослыть скупцом. Первое – только на время, ведь принятие дара обязывает воздать за него сторицею. Скупость же ведет к потере звания, положения, к исключению из общества».

Рыцарская культура ориентировалось  на внешнее проявление. Выражалось это в том, что в качестве рыцарских добродетелей подчёркивались красота и внешняя привлекательность. Отсюда и внешний блеск культуры рыцарства, особое внимание к ритуалу, атрибутике, символике цвета, предметов, манерам. Красоту рыцаря должны были подчеркивать дорогие одежды, богато украшенные золотом и драгоценными камнями. Одежда точно указывала на социальную категорию и положение носившего её человека. Носить не ту одежду, которая подобает человеку по его рангу, означало совершить грех гордыни или, наоборот, падения. Особое внимание в этом плане уделялось аксессуарам – головным уборам и перчаткам, которые точно указывали ранг.

От рыцаря требовались учтивость, умение сочинять или хотя бы читать стихи, играть на каком-либо музыкальном инструменте. Он должен был быть развитым и физически, поскольку от него постоянно требовалась довольно большая физическая сила – иначе он просто не смог бы носить доспехи, которые весили 60-80 кг. Отличительной чертой рыцаря была безусловная верность своим обязательствам по отношению к равным себе, поэтому среди рыцарей были широко распространены различные рыцарские обеты, клятвы, соглашения, которые сопровождались специальными жестами. При этом рыцарским клятвам и обетам придавался характер публичности (опять же направленность на внешнее проявление).

Обязанностью рыцарей  была и забота о сиротах, вдовах и вообще забота о слабых (не стоит забывать, что рыцарская культура была прежде всего христианской, и, соответственно, ориентировалась прежде всего на основные христианские постулаты).

Тем не менее, больше всего  внимания рыцарский кодекс уделял отношению к врагам и к женщинам. Одним из обязательных требований к рыцарю было мужество. Отсюда и формы поведения рыцаря в бою: рыцарь в доспехах не имел права отступать, нельзя было нападать на противника сзади, а также убивать безоружного врага. Рыцари старались по возможности уравнять свои шансы на успех в бою, с шансами противника. Например, если враг упал с коня, рыцарь тоже в след за ним спешивался.

Эти правила поведения  в бою диктовались принципами уважения к противнику, гордости, благородства и, наконец, гуманностью. Причём для рыцаря главным была не сама победа, а поведение в поединке, не зависимо от того, были это настоящие сражения, либо рыцарские турниры, которые приобрели к XII-XIV векам в Западной Европе особую популярность и пышность.

Мы говорим о рыцарстве, когда хотим выразить духовный идеал  служения. С исторической точки зрения рыцарство – это выполнение норм поведения в строго иерархизированном обществе, которое рассматривало себя как триединое политическое тело, подразделяющееся на молящихся, сражающихся и трудящихся. Конечно не все рыцари отвечали высоким этическим нормам, которые породило сознание человека того времени. Среди них были и грабители, и убийцы, и жестокие бесчеловечные эксплуататоры. Но не они определяли общий стиль поведения элиты, которая в большинстве своем осуждала все эти отклонения от нормы. Нормой же считалось самопожертвование на поле боя, способность без колебаний отдать свою жизнь за государя и отечество. Подобное отношение к своему долгу создавало определенный общий настрой элиты, который можно охарактеризовать как «духовную доблесть». 
              Основные рыцарские добродетели - это соблюдение определенного кодекса поведения и преданное служение.

Кодекс  рыцарства: 
• благородство в служении;  
• скорее смерть, чем бесчестье;  
• смелость в исполнении правил;  
• уважение ко всем достойным людям;  
• уважение ко всем тем, кто выше твоего положения;  
• внушать покорность через уважение;  
• презрение к подлецам;  
• защита невиновных, наказание преступников;  
• учтивость ко всем женщинам;  
• битва - мерило мужественности;  
• бой – слава;  
• исполняй поручение до конца;  
• война - расцвет рыцарства;  
• смерть всем, кто оказывает сопротивление делу;  
• искусство - пища рыцаря (особенно музыка);  
• гнев ослепляет, холодная голова приносит победу.

У Рыцарей средневековой  эры был рыцарский кодекс "Защитить слабых, беззащитных, беспомощных и бороться за всеобщее благосостояние." Эти руководящие принципы были главными обязанностями средневекового рыцаря. Рыцарство состояло из всех видов обучения, включая охоту, борьбу, и верховых лошадей. Наравне с физическим обучением, рыцари обучались практиковать учтивое, благородное поведение, которое было чрезвычайно важно. Галантность была главным принципом, ведущим образ жизни рыцаря. Кодекс галантности имел дело с тремя главными областями: вооруженные силы, общественная жизнь, и религия.

Десять  Заповедей Кодекса Рыцарства (Из "Рыцарства" Леона Гаутиера) :

1. Ты должен верить всему, чему учит Церковь, и должен соблюдать все ее указания.  
2. Ты должен защищать Церковь.  
3. Ты должен заботиться обо всех слабых, и должен назначать себя защитником их.  
4. Ты должен любить страну, в которой ты был рожден.  
5. Ты не должен испытывать ужаса (отступать) перед своим врагом.  
6. Ты должен воевать против Язычников без устали и милосердия.  
7. Ты должен тщательно исполнять свои феодальные обязанности, если они не противоречат законам Бога.  
8. Ты не должен никогда лгать, и оставаться верным данному тобой слову.  
9. Ты должен быть щедрым и давать щедрый дар каждому.  
10. Ты должен быть всюду и всегда борцом за Правду и Добро против Несправедливости и Зла.

 
           Итак, в рыцарский кодекс входит предупредительность, самопожертвование, целомудрие, преданность, помощь обездоленным и беззащитным, доброта ко всему живому, умение держать слово, самоотверженность. Эти качества составляют духовный идеал, притягательный для чистых душ. Люди, устремленные к такому совершенному образу, объединялись в братства, рыцарские ордена. Можно предположить, что такие братства существовали даже тогда, когда еще не существовало понятия рыцарства. Существуют они и в наши дни, когда рыцарство, казалось бы, ушло в прошлое.

Несмотря на то, что кодекс чести никогда не был записан  в какой-либо канонической форме (по существу, каждый автор заимствовал  из устной традиции прописные истины), его влияние на представление  о рыцаре и о мужчине вообще ощущается даже в настоящее время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

1. "Этикет делового  человека" М. Максимовский

2. "Этикет делового  человека" Э. Соловьев

3. Мирзоян А. Мир этикета: Энциклопедия. Урал Л.Т.Д., 2001.

4. Все  об  этикете. – М.: Вече, 2000.

5.Всемирная история. Энциклопедия. В 14 т. Т.10  М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007 г.

6.Захаров Д.К., Кибанов А.Я., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. Учебник. -М.: Инфра-М, 2008. - 424 с.

7.Психология и этика делового общения. Учебник. / Под ред Лавриненко В.Н. -М.: ЮНИТИ, 2007. - 415 с.

8.Современный этикет: Золотые советы и правила - (Полная карманная энциклопедия). -М.: ЭКСМО, 2004. - 288 с.

9.Снисаренко А. Б. Рыцари удачи. СПб, 1991.

 

 


Информация о работе Современные виды делового этикета