Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 07:38, контрольная работа
Этикет является одним из ярко выраженных феноменов культуры, который затрагивает всю гамму чувств и эмоций человека, обогащает само человеческое общение. Роль этикета в обществе всегда была очень велика, что подтверждается его длительной исторической и социальной эволюцией, функциями в обществе, многоплановой структурой, многообразными видами и формами.
План:
Современные виды делового этикета
понятие этикета, его особенности и социальная значимость
деловой этикет, его составные части
виды делового этикета
нормы и функции делового этикета
принципы делового этикета
Рыцарский кодекс поведения.
из истории рыцарства
добродетели рыцарства
рыцарский кодекс чести
кодекс рыцарства и его заповеди
Список использованной литературы
Рыцарство – феномен взаимодействия воинской и христианской культур, и при любом значительном событии в жизни рыцаря (посвящение, турниры, войны, принятие присяг, божьи суды) в обряде участвовали священник и библия.
Комплекс рыцарских
Интересен вопрос смерти и плена. Культура доблести и правила куртуазной войны не ставили знак равенства между победой над противником и его смертью, и потому европейские рыцари в значительно меньшей степени считали плен бесчестьем. Бегство от более достойного противника или пленение им не воспринимались как потеря чести, тем более что пленник мог рассчитывать на обращение с собой как с почетным гостем. Это не мешало меняться пленниками или перепродавать их, но убивать сдавшихся или держать их в темнице начали только тогда, когда война из рыцарского занятия стала общенациональной. Война Роз, в которой впервые стали убивать сдавшихся и заключать пленников в темницу, была уже полномасштабной гражданской войной, а не «войной благородных».
В этом смысле очень интересно «противоречие этик второго и третьего сословий», проявившееся при столкновении рыцарей со швейцарцами, которые не брали врагов в плен. При этом сдавшихся убивали не из ненависти – плен предполагал последующий выкуп, но с точки зрения наемника получение платы из иного источника, кроме работодателя, да еще от его врагов, воспринималось как измена.
Бесстрашие перед лицом смерти и стремление дорого продать свою жизнь появилось в Европе уже на закате рыцарства, когда отдельные элементы рыцарской этики трансформировались в кодекс поведения дворянства. При этом речь идет именно о бесстрашии, нежели пренебрежении к собственной жизни. Определенное ожесточение при переходе от турнирного поединка к дуэли объяснялось скорее желанием убить врага, защитив этим свою честь и поддержав репутацию. Безразличия к смерти или отстраненно-философского отношения к ней в Европе не было.
Следующий момент связан с вопросами долга и правил. Так, для классического европейского рыцарства были характерны корпоративная солидарность и индивидуализм, доходящий до «права на мятеж», по которому рыцарь, отказывающийся выполнить приказ сеньора, который бы принижал его рыцарские добродетели, не воспринимался как предатель.
Главным в рыцарском кодексе чести была верность своему сеньору (феодалу, стоящему выше в иерархии общества). Предательство и вероломство считались для рыцаря тягчайшим проступком и могли повлечь за собой лишение звания рыцаря.
От рыцаря ожидалось, что он будет постоянно заботиться о своей славе. Это было связано с тем, что в культуре рыцарства чрезвычайно важна была внешняя сторона. В жизни рыцаря многое было сознательно выставлено напоказ. Рыцарь постоянно стремился к первенству, к славе, к известности, которые все время требовали своего подтверждения все новыми и новыми испытаниями, подвигами. Рыцарь постоянно должен был подтверждать свое место в иерархии, которое зависело от количества и качества побежденных им рыцарей. Рыцарь не мог спокойно слушать о чужих успехах и стремился к тому, чтобы о его подвигах и любви знал «весь христианский мир».
При этом следует отметить,
что непременным свойством
Рыцарская культура ориентировалось на внешнее проявление. Выражалось это в том, что в качестве рыцарских добродетелей подчёркивались красота и внешняя привлекательность. Отсюда и внешний блеск культуры рыцарства, особое внимание к ритуалу, атрибутике, символике цвета, предметов, манерам. Красоту рыцаря должны были подчеркивать дорогие одежды, богато украшенные золотом и драгоценными камнями. Одежда точно указывала на социальную категорию и положение носившего её человека. Носить не ту одежду, которая подобает человеку по его рангу, означало совершить грех гордыни или, наоборот, падения. Особое внимание в этом плане уделялось аксессуарам – головным уборам и перчаткам, которые точно указывали ранг.
От рыцаря требовались учтивость, умение сочинять или хотя бы читать стихи, играть на каком-либо музыкальном инструменте. Он должен был быть развитым и физически, поскольку от него постоянно требовалась довольно большая физическая сила – иначе он просто не смог бы носить доспехи, которые весили 60-80 кг. Отличительной чертой рыцаря была безусловная верность своим обязательствам по отношению к равным себе, поэтому среди рыцарей были широко распространены различные рыцарские обеты, клятвы, соглашения, которые сопровождались специальными жестами. При этом рыцарским клятвам и обетам придавался характер публичности (опять же направленность на внешнее проявление).
Обязанностью рыцарей была и забота о сиротах, вдовах и вообще забота о слабых (не стоит забывать, что рыцарская культура была прежде всего христианской, и, соответственно, ориентировалась прежде всего на основные христианские постулаты).
Тем не менее, больше всего внимания рыцарский кодекс уделял отношению к врагам и к женщинам. Одним из обязательных требований к рыцарю было мужество. Отсюда и формы поведения рыцаря в бою: рыцарь в доспехах не имел права отступать, нельзя было нападать на противника сзади, а также убивать безоружного врага. Рыцари старались по возможности уравнять свои шансы на успех в бою, с шансами противника. Например, если враг упал с коня, рыцарь тоже в след за ним спешивался.
Эти правила поведения в бою диктовались принципами уважения к противнику, гордости, благородства и, наконец, гуманностью. Причём для рыцаря главным была не сама победа, а поведение в поединке, не зависимо от того, были это настоящие сражения, либо рыцарские турниры, которые приобрели к XII-XIV векам в Западной Европе особую популярность и пышность.
Мы говорим о рыцарстве,
когда хотим выразить духовный идеал
служения. С исторической точки зрения рыцарство – это выполнение норм
поведения в строго иерархизированном
обществе, которое рассматривало себя
как триединое политическое тело, подразделяющееся
на молящихся, сражающихся и трудящихся.
Конечно не все рыцари отвечали высоким
этическим нормам, которые породило сознание
человека того времени. Среди них были
и грабители, и убийцы, и жестокие бесчеловечные
эксплуататоры. Но не они определяли общий
стиль поведения элиты, которая в большинстве
своем осуждала все эти отклонения от
нормы. Нормой же считалось самопожертвование
на поле боя, способность без колебаний отдать свою
жизнь за государя и отечество. Подобное
отношение к своему долгу создавало определенный
общий настрой элиты, который можно охарактеризовать
как «духовную доблесть».
Основные
рыцарские добродетели - это соблюдение
определенного кодекса поведения и преданное
служение.
Кодекс
рыцарства:
• благородство в служении;
• скорее смерть, чем бесчестье;
• смелость в исполнении правил;
• уважение ко всем достойным людям;
• уважение ко всем тем, кто выше твоего
положения;
• внушать покорность через уважение;
• презрение к подлецам;
• защита невиновных, наказание преступников;
• учтивость ко всем женщинам;
• битва - мерило мужественности;
• бой – слава;
• исполняй поручение до конца;
• война - расцвет рыцарства;
• смерть всем, кто оказывает сопротивление
делу;
• искусство - пища рыцаря (особенно музыка);
• гнев ослепляет, холодная голова приносит
победу.
У Рыцарей средневековой эры был рыцарский кодекс "Защитить слабых, беззащитных, беспомощных и бороться за всеобщее благосостояние." Эти руководящие принципы были главными обязанностями средневекового рыцаря. Рыцарство состояло из всех видов обучения, включая охоту, борьбу, и верховых лошадей. Наравне с физическим обучением, рыцари обучались практиковать учтивое, благородное поведение, которое было чрезвычайно важно. Галантность была главным принципом, ведущим образ жизни рыцаря. Кодекс галантности имел дело с тремя главными областями: вооруженные силы, общественная жизнь, и религия.
Десять Заповедей Кодекса Рыцарства (Из "Рыцарства" Леона Гаутиера) :
1. Ты должен верить всему, чему
учит Церковь, и должен соблюдать все ее
указания.
2. Ты должен защищать Церковь.
3. Ты должен заботиться обо всех слабых,
и должен назначать себя защитником их.
4. Ты должен любить страну, в которой ты
был рожден.
5. Ты не должен испытывать ужаса (отступать)
перед своим врагом.
6. Ты должен воевать против Язычников
без устали и милосердия.
7. Ты должен тщательно исполнять свои
феодальные обязанности, если они не противоречат
законам Бога.
8. Ты не должен никогда лгать, и оставаться
верным данному тобой слову.
9. Ты должен быть щедрым и давать щедрый
дар каждому.
10. Ты должен быть всюду и всегда борцом
за Правду и Добро против Несправедливости
и Зла.
Итак,
в рыцарский кодекс входит предупредительность,
самопожертвование, целомудрие, преданность,
помощь обездоленным и беззащитным, доброта
ко всему живому, умение держать слово,
самоотверженность. Эти качества составляют
духовный идеал, притягательный для чистых
душ. Люди, устремленные к такому совершенному
образу, объединялись в братства, рыцарские
ордена. Можно предположить, что такие
братства существовали даже тогда, когда
еще не существовало понятия рыцарства.
Существуют они и в наши дни, когда рыцарство,
казалось бы, ушло в прошлое.
Несмотря на то, что кодекс чести никогда не был записан в какой-либо канонической форме (по существу, каждый автор заимствовал из устной традиции прописные истины), его влияние на представление о рыцаре и о мужчине вообще ощущается даже в настоящее время.
Список использованной литературы:
1. "Этикет делового человека" М. Максимовский
2. "Этикет делового человека" Э. Соловьев
3. Мирзоян А. Мир этикета: Энциклопедия. Урал Л.Т.Д., 2001.
4. Все об этикете. – М.: Вече, 2000.
5.Всемирная история. Энциклопедия. В 14 т. Т.10 М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007 г.
6.Захаров Д.К., Кибанов А.Я., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. Учебник. -М.: Инфра-М, 2008. - 424 с.
7.Психология и этика делового общения. Учебник. / Под ред Лавриненко В.Н. -М.: ЮНИТИ, 2007. - 415 с.
8.Современный этикет: Золотые советы и правила - (Полная карманная энциклопедия). -М.: ЭКСМО, 2004. - 288 с.
9.Снисаренко А. Б. Рыцари удачи. СПб, 1991.