Современные виды делового этикета

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 07:38, контрольная работа

Краткое описание

Этикет является одним из ярко выраженных феноменов культуры, который затрагивает всю гамму чувств и эмоций человека, обогащает само человеческое общение. Роль этикета в обществе всегда была очень велика, что подтверждается его длительной исторической и социальной эволюцией, функциями в обществе, многоплановой структурой, многообразными видами и формами.

Оглавление

План:
Современные виды делового этикета
понятие этикета, его особенности и социальная значимость
деловой этикет, его составные части
виды делового этикета
нормы и функции делового этикета
принципы делового этикета
Рыцарский кодекс поведения.
из истории рыцарства
добродетели рыцарства
рыцарский кодекс чести
кодекс рыцарства и его заповеди
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная по социальной психологии.docx

— 60.71 Кб (Скачать)

Серьезность целей предпринимательской  деятельности, ради которых вступают в партнерские отношения, и принципы делового партнерства диктуют и соответствующие нормы поведения. Что же они предусматривают?

Обязательной  нормой поведения делового человека должны быть: вежливость, учтивость, обходительность, сдержанность и мягкость во взаимоотношениях с другими людьми. Характерным для делового человека являются такие черты, как скромность, простота, приветливость, доступность, открытость, последовательная аккуратность, пунктуальность. Деловой человек, истинный предприниматель, должен стремиться во всех случаях и в любых условиях оставлять о себе хорошее впечатление и запоминаться.

В поведении делового человека совершенно недопустимы высокомерие, пренебрежительное отношение к  собеседнику, демонстрация своего превосходства, определенную роль играет любая мелочь, поэтому он должен постоянно контролировать свое поведение, зная, что можно себе позволить, а чего нельзя. Это основа этикета.

При первом деловом знакомстве, во время деловых приемов и  встреч деловой человек не будет  шумно выражать свой восторг, допускать  громких восклицаний, высказывать  комплименты по поводу одежды, прически, украшений присутствующих, оформления интерьеров, оборудования офиса. Какой  бы непринужденный характер ни носила деловая встреча или деловой  прием, какая бы ни царила на нем  дружеская атмосфера, не стоит забывать, что они имеют деловое, официальное  назначение.

Во время делового приема, совещания следует воздерживаться от курения, если на это не было дано разрешения или руководитель приема не подал примера. Нужно учитывать, что сегодня во многих зарубежных фирмах провозглашен отказ от курения, и бесцеремонность закурившего без разрешения может быть принята за неумение вести себя прилично, что не делает чести деловому человеку.

Если принимая деловых  людей, мы предложили во время визита нашим партнерам прохладительные напитки, чай или кофе, но гости от них отказались, не следует настаивать. Они дали понять, что хотели бы не теряя времени, приступить к делу, а мы в этом тоже заинтересованы. Излишняя суета ни к чему. Но если мы все же считаем нужным решать свои вопросы за чашкой кофе, нужно подать его, не спрашивая желания гостей. Если они к поданному кофе не притрагиваются, не следует фиксировать на этом особое внимание, настойчиво упрашивать, предлагать заменить более горячим и т.п. Все это создает излишнюю неуместную суету, отвлекая от дела.

Каждый раз, вставая из-за стола в офисе, зале заседания, в буфете, ресторане, нужно не забывать поставить на место стул (кресло), на котором сидели.

Направляясь по приглашению  на прием, необходимо критически оценить свою внешность, прическу, костюм, обувь. Они, как уже было сказано, не должны быть экстравагантными, вызывающими, кричащими. Чем строже будет их отбор, тем лучшее мы оставим впечатление. Но не стоит впадать в крайность: строгость внешнего вида не должна быть подчеркнутой, выпяченной. Внешний вид должен быть таким, чтобы мы себя чувствовали во время встречи самым естественным образом. Самое главное – это как раз естественность во внешности и в поведении.

Одно из основных правил, определяющих сам этикет – поступать так стоит не потому, что так принято, а потому, что или целесообразно, или удобно, или просто уважительно по отношению к другим и самому себе.

            Этикет является одним из главных "орудий" формирования имиджа. В современном бизнесе лицу фирмы отводится немалая роль. Те фирмы, в которых не соблюдается этикет, теряют очень многое. Там, где присутствует этикет, выше производительность, лучше результаты. Поэтому всегда нужно помнить один из главнейших постулатов, который знают бизнесмены всего мира: хорошие манеры прибыльны. Серьезный бизнесмен скорее понесет убыток, нежели нарушит деловой этикет. После убытка всегда можно добиться прибыли, но после потери доверия восстановить его удастся не всегда. Гораздо приятнее работать с той фирмой, где соблюдается этикет. Практически во всём мире он стал нормой деятельности. Это потому, что этикет в силу своей жизненности создаёт приятный психологический климат, способствующий деловым контактам.

      Важная часть делового этикета – речевой этикет. Он предполагает следование культурным нормам языка, умение использовать речевые правила приветствия, прощания, представления, умение формулировать свои мысли в виде суждений, тезисов, проблем, спорных положений, знание канонов красноречия, умение использовать речевые и риторические фигуры и приемы. Культурные нормы речевого этикета так же предполагают упорядоченность благодарности, пожелания, извинения, просьбы, приглашения, совета. Содержание деловой беседы, кроме обсуждения конкретных практических вопросов, предполагает умение в корректной форме выразить утешение, соболезнование, а также сформулировать комплимент, одобрение, несогласие.

В деловой сфере социальное поведение людей (каждого работника, отдельных подразделений, их руководителей и предприятия в целом) регулируется и контролируется с помощью многочисленных формальных и неформальных социальных норм – правовых, экономических, административных, технико-технологических и социальных норм, касающихся как качественных и количественных параметров выпускаемой продукции или оказываемой услуги, так и характера  совместной деятельности его сотрудников и подразделений, и их взаимодействия с внешней по отношению к предприятию средой – поставщиками, потребителями, государственными структурами  и обществом в целом.

К первым относятся нормы, документально закрепленные и подкрепленные санкциями. Формальные нормы внутри предприятия представлены набором регламентов управления, охватывающих все системы и уровни управления. Роль внешних по отношению к предприятию формальных норм исполняют правовые, административные и технические нормы федерального, регионального и ведомственного характера.

Вторые – неформальные нормы – это складывающиеся в процессе взаимодействия людей и отраженные в сознании общества эталоны, правила и требования поведения. Они играют важную роль в регулировании всех этих взаимодействий наряду с формальными нормами.

Важно отметить объективную основу существующих неформальных норм. Собственно социальные нормы при регуляции трудовой деятельности будут приемлемы и

действенны в том случае, когда они отражают реальный процесс  взаимодействия людей в ходе выполнения ими производственной деятельности. Объективные характеристики деятельности, ее задачи и цели, средства выполнения, расстановка и связь людей в ходе ее осуществления, типы взаимодействий, которые необходимы для ее выполнения, стиль и характер отношений людей, вступающих в эти взаимодействия, – все это создает объективную основу взаимоотношений людей, наряду и на основе формальных норм (технических, административных, экономических, правовых).

Правила делового этикета являются частным видом социальных норм, включенных в систему неформального социального контроля поведения. Соблюдение этих норм подкрепляется неформальными санкциями со стороны социального окружения,

оценивающего, как личность сообразуется с совокупностью требований, норм, образцов поведения. Результатом этой оценки является общественное (групповое) мнение о данном человеке, одобряющее или порицающее его поведение.

Как составляющая системы  социальных норм, нормы делового этикета выполняют следующие функции:

1. Благодаря включенности в систему социального контроля, они выполняют важнейшую функцию – регуляции поведения и совместной деятельности членов социальной группы, что делает возможной саму эту деятельность, обеспечивая стабильность и порядок.

2. По своей объективной природе они направлены на повышение эффективности

делового взаимодействия, оптимизируют деятельность и выполняют деловую функцию.

3. Являясь средством выражения уважения и доброжелательности, выполняют

коммуникативную функцию, помогают устанавливать и поддерживать хорошие деловые отношения, избегать конфликтов.

4. Отражая статусные различия, закрепляют иерархию отношений, выполняя дисциплинирующую функцию.

5. В отношении группы выполняют интегративную функцию, обеспечивают сплоченность и однородность социальной группы за счет единства норм и социальных ожиданий ее членов. Именно выполнение определенных норм поведения (наряду с групповыми ценностями) определяет границы группы – в данном случае,  делового сообщества или его отдельного профессионального сегмента.

6. Для индивида являются условием кооптации (включения, принятия) группой, выполняют функцию самопрезентации.

7. Помогают человеку ориентироваться в ситуации, снижают ее неопределенность, и таким образом выполняют функцию своеобразной психологической поддержки.

Вся система правил делового этикета построена на основе ниже приведенных принципов: • принцип уважения

      • принцип приоритета старшего

                     • принцип приоритета женщины

                     • принцип эстетики

                     • принцип гигиены

Уважение включает в себя вежливость, соблюдение статусных различий, сочетание равенства (паритета) и преимущества (приоритета). Степень жесткости нормативных требований зависит от ситуации и может сильно меняться в зависимости от культурно-исторического контекста. Требования этикета могут выступать только как добровольно принимаемые каждым человеком обязанности по отношению к другим людям.

Поведение участников делового взаимодействия в значительной степени определяется соотношением их статусов. При этом более высокий статус имеет начальник по отношению к подчиненному, старший по отношению к младшему, женщина

по отношению к мужчине, более опытный по отношению к  новичку, группа по отношению к одному человеку.  Тот, кто имеет более высокий статус, обладает приоритетом, преимуществом. Иногда статусные отношения являются противоречивыми. На практике часто приоритет старшего и приоритет женщины оказываются в конкурирующих отношениях. Это противоречие разрешается в зависимости от ситуации, разницы в статусе, установившихся отношений и личной воли старшего по должности. В более официальной обстановке и при значительной разнице в должностном положении статус начальника-мужчины безусловно выше статуса женщины-подчиненной. В менее официальной обстановке начальник может в виде любезности отдать преимущество женщине, например, пропустив ее в дверь. Таким образом, он проявит свою воспитанность и доброжелательность. Женщина не должна сама принимать решение о свое статусном преимуществе, однако не должна и отказываться от привилегий, предоставляемых ей начальником.

Итак, выполнение норм делового этикета требует определенных усилий, самоконтроля и самоограничения, и при этом обеспечивает сочетание требований, условий и задач общества с поведением и проявлениями личности. Таким образом, деловой этикет является важной составляющей делового общения, обеспечивая на поведенческом уровне согласование интересов всех его участников.

  Нормы этикета помогают людям найти общий язык, достойно  вести себя в сложных ситуациях. Отказ от использования этикета ухудшает отношения между людьми, ведет к человеческим драмам. 

Подводя итог, можно сказать, что этикет как элемент внешней  культуры помогает решать в повседневной человеческой жизни множество проблем,  регулирует ролевое поведение, вносит в обыденность элементы социальной игры. Известный афоризм гласит: «Хорошие манеры удлиняют жизнь, потому что берегут нервы и силы  человеческие». И с этим нельзя не согласиться.

  1. Рыцарский кодекс поведения

 

Рыцарство  (от нем. Ritter - всадник, рыцарь) – привилегированная часть средневекового общества. Звание рыцаря является личным титулом, рыцарь не мог оставить своей службы.

Рыцарство зародилось во Франции, затем, после нормандского завоевания Англии, укоренилось на Британских островах и достигло расцвета к XII веку. Первоначально рыцарями являлись все члены военной дружины крупного феодала (сюзерена), получившие от него в пользование («держание») земельные владения. Позже рыцарское достоинство стало отличительным знаком класса, отдельным от понятия «держания»: оно не передавалось по наследству, а присваивалось сюзереном или другим рыцарем тогда, когда соискатель этого заслуживал. Однако простолюдину было очень непросто войти в этот верхний класс – и не только из-за низкого происхождения, но и в силу отсутствия профессиональных навыков обращения с оружием, какими был обязан владеть всякий рыцарь, а также по причине громадной по тем временам стоимости рыцарского снаряжения.                      

Прежде чем принять  посвящение в рыцари, юноша знатного происхождения должен был пройти обучение, главным образом в области  военного дела. С 7-8 лет он состоял  пажом в замке знатного родственника или сюзерена отца и обучался хорошим  манерам, прислуживая за столом господину  и госпоже. Одновременно он приобретал навыки обращения с оружием и  охоты. В возрасте 15-16 лет подросток  становился оруженосцем и получал  право сопровождать своего господина  в бою. Если оруженосец делом доказывал  свою пригодность, господин или другой рыцарь посвящал его в рыцари. При  посвящении коленопреклоненному юноше  наносился символический удар рукой  или мечом (плашмя) по плечу или  шее, после чего его облачали в  рыцарские доспехи. Позже церковь  добавила к церемонии ряд религиозных  элементов: так, например, вошло в обычай бдение у алтаря накануне посвящения. Церковь старалась также внедрить представление, что в основе рыцарского духа лежит вера и пылкая преданность христианству.

Информация о работе Современные виды делового этикета