Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:02, реферат
В целом эта эпоха стала временем перелома, знаменовавшего собой конец классической и становление новой, современной философии и этики. Это выразилось в отходе от основных принципов и установок, характерных для всей классической этики, или их переосмыслении в свете новых реалий, в появлении огромного множества учений и школ, в изменении самих способов и подходов к традиционным проблемам.
Однако не в меньшей мере этический иррационализм обязан своей популярностью успехам разума и науки, которые явственно продемонстрировали и доказали бесчеловечность мира и жестокость истории, обнаружили тщетность человеческих надежд на возможность разумного и справедливого переустройства жизни.
Это уже своего рода «новый иррационализм в этике, который состоит ни просто в отказе от рациональной, научной методологии или ограничении возможностей разума в познании и обосновании морали, а часто даже вовсе не в этом, а в принципиальной установке, что по объективным законам моральное бытие человека невозможно, что мораль вообще относится к сфере запредельного бытия, что она черпает свою силу и содержание из глубин иррационального. При таком понимании этического иррационализма к нему необходимо отнести не только развивающуюся в русле «философии науки» метаэтику, но даже и «рационалиста» Канта, впервые осознавшего, что разум и наука не всесильны, что существуют объективно невозможные вещи, практически неразрешимые задачи и неопределенные жизненные ситуации, когда в дело вступают другие способы ориентации в мире.
Наиболее
весомый вклад в пересмотр
воззрений на природу человека как
рационально действующего существа
внес 3. Фрейд, за которым долгое время
тянулся шлейф репутации сексуально озабоченного
иррационалиста-мифотворца, создавшего
концепцию человека и морали на основе
абсолютного господства инстинктов сексуальности
и агрессивности.
В действительности он стремился понять подлинную природу человеческого поведения, преодолевая с помощью беспристрастной науки иллюзии человека о самом себе, проникая в самые интимные мотивы, побуждения и переживания человека, раскрывая содержание противоречий и конфликтов в самом человеке и его столкновении с действительностью. С помощью методов научного психологического анализа ему удалось с экспериментальной достоверностью продемонстрировать, что сознательные побуждения человека представляют вторичную рационализацию более глубинных мотивов, над которыми сам человек не властен и источник которых не осознает. В столкновении сознательности и ее подлинных иррациональных оснований Фрейд увидел источник всех иллюзий, болезней и вообще всех несчастий человека, преодоление которых невозможно, но возможно некоторое облегчение посредством применения психоанализа, разъясняющего сознанию его подлинное содержание и смягчающего напряжение от их столкновения.
В отличие от метафизических философов, подбирающихся к пониманию обусловленности содержания сознания более фундаментальными факторами, нежели эмпирическая реальность, пользующихся спекулятивными и произвольными построениями вроде божественной благодати, Чистого и Практического Разума, Мировой воли, Абсолютной идеи, Воли к жизни или Воли к власти, Фрейд опирался на результаты своей психотерапевтической практики, приведшей его к определенному выводу. Анализируя клинические случаи проявления неврозов, фобии, перверзий, сталкиваясь со скрытым смыслом оговорок, описок, сновидений, с фактами ослабления болезненных симптомов в результате аналитических бесед с больными, испытывающими своеобразный катарсис, очищение от говорения, снятия внутреннего напряжения, он заключил, что в психике человека присутствует неосознаваемая энергетическая сила, которая давит на психику изнутри, обусловливает ее переживания и их осознание.
Наиболее явственными доказательствами этого можно считать факты постгипнотического внушения, когда человек, обладающий всей полнотой сознательной ориентации; тем не менее, совершает внушенные ему нелепые, а потому немотивированные поступки с последующей попыткой их рациональной мотивации.
Таким способом Фрейд пришел к открытию в природе человека энергичного бессознательного начала, имеющего иррациональный характер и обусловливающею всю структуру человеческой психики, содержание сознания и всех форм культурной деятельности, включая религию и мораль.
Иррациональный
характер бессознательного Фрейд объяснял
господством в психической
Позднее,
наблюдая присущие социальной жизни
конфликты, столкновения и войны, Фрейд
добавил к составляющим содержание
бессознательного эротическим, либидонозным
инстинктам, направленным на сохранение
жизни, инстинкты разрушения и смерти,
стремящиеся вернуть материю в неорганическое
состояние. Оставив язык ученого, он заговорил
как настоящий метафизик мифологическим
наречием, объявив сущностью бессознательного
Эрос и Тантос.
Но каким образом из бессознательного возникает сознательное?
Оно не возникает там, где жизненные стремления находят свое удовлетворение на первоначальном уровне психики живого существа, где инстинкт находит пути непосредственного удовлетворения, а психическая энергия бессознательного - временную разрядку и успокоение.
Но если под воздействием социальных условий инстинктивные стремления блокируются, сталкиваясь с реальностью, психическая энергия бессознательного не может разрядиться вовне и оборачивается внутрь психики, начинает искать обходные пути, компенсирующие невозможность немедленного удовлетворения. Именно из этого столкновения принципа удовольствия с принципом реальности возникает необходимость в опосредовании удовлетворения инстинктивных стремлений, в учете реальных обстоятельств и условий и тем самым в усложнении психической и реальной деятельности человека. Из энергии бессознательного, вынужденного искать окольные дороги к удовлетворению, рождается способность к осознанию своих желаний и переживаний и соотнесение их с реальностью, способность рассчитывать и корректировать свое предметное сознание и поведение, то есть из бессознательного возникает сознательное, соотносящее свое «я» с реальностью.
Обозначив
бессознательное термином «оно», а
сознательное - «я», Фрейд считает первое
подлинным источником всей психической
и духовной жизни, а второе - проявлением
дифференциации бессознательного, связанной
с необходимостью считаться с реальностью
и контролировать влечения и страсти посредством
их рационализации. Сознание призвано
как бы совмещать врожденную энергию бессознательных
инстинктивных стремлений с реальностью,
не допускающей их бесконтрольного разгула.
Оно адаптирует личность человека к реальности,
стремясь подавить бессознательные инстинктивные
стремления и влечения, делающие человека
неспособным к жизни в обществе в силу
их асоциальной направленности, и стараясь
уравновесить давление на психику изнутри
усилением сознательного самоконтроля.
Поэтому сознание постоянно находится
в борьбе с бессознательными стремлениями,
которые оно старается подавить и вытеснить
обратно в сферу бессознательного. Но
будучи само порождением бессознательного
и питаясь его энергией, сознание может
лишь на время подавить и вытеснить, отсрочить
проявление бессознательного, являющегося
подлинным хозяином судьбы человека. Действие
сознания крайне сужено - оно сознательно
и рационально только в качестве средства,
обслуживающего цели и стремления бессознательного,
отыскивая отсроченные во времени, но
зато более надежные и менее рискованные
способы удовлетворения последнего. Однако
в случае полной неспособности найти удовлетворение
бессознательным инстинктам, то ли в силу
неблагоприятной реальности или же вследствие
ослабления «я», бессознательное может
отбросить всякие прикрытия и прорваться
в поведении человека психологическим
срывом и болезнью или антисоциальным
поведением.
Сознание наряду с поиском обходных путей и рациональных средств для удовлетворения своего хозяина - бессознательного может также искать удовлетворения через подмену целей деятельности. Так, невозможность вследствие столкновения с реальностью удовлетворения сексуальных инстинктов и нежелание «я» искать для этого обходные пути с помощью привлечения расчетливости, хитрости, обольщения и обмана, которые, собственно, и составляют сущность сознания по Фрейду, может обернуться либо неврозом и болезнью, а может сублимировать энергию бессознательного в другие, несексуальные сферы творческой деятельности.
Именно сублимация, то есть бессознательное вытеснение и замещение сексуальных инстинктов, подмена цели их стремлений и направление их силы и энергии на несексуальные объекты, лежит в основе культурной деятельности человека, образующей все многообразие повседневного бытия.
Одновременно общество, стремясь ограничить заключенные в бессознательном разрушительные силы и усилить сознание «я», вырабатывает в своем развитии механизмы социальной регламентации поведения человека - обычаи, запреты, традиции, требования религии и моральные нормы, которые с детства внушаются человеку. Они образуют в его психике надстройку над его «я», его модификацию в виде «сверх-я».
«Сверх-я», или сфера культуры и общественного сознания, рождается так же, как и индивидуальное сознание, - из столкновения энергии бессознательного с реальностью общественной жизни, из стремления подавить и обуздать разрушительный потенциал бессознательного в человеке и направить его на культурные цели. «Сверх-я» оказывается у Фрейда и результатом сублимации бессознательного, и его дальнейшей предпосылкой. Оно порождается борьбой сознания с бессознательными влечениями и переключением их энергии на культурные виды деятельности, но оно же все более подчиняет и связывает человека, навязывая ему авторитарные догмы религии и морали, чувство
долга и совести, вины и стыда, опутывая его моральными обязательствами и лишая главного - удовлетворения и счастья.
Мораль, по Фрейду, изначально является сферой давления, принуждения и несвободы, как, собственно, и вся цивилизация и культура, которыми общество стремится обезопасить себя от разгула стихии бессознательного.
Культура, религия, мораль вырастают из подавления и вытеснения инстинктов, из сублимации энергии бессознательного и служат его подавлению в каждом отдельном человеке. Поэтому сознание, как индивидуальное «я», так и общественное «сверх-Я", сводится не к расширению рамок свободы и ответственности человека, его созидательных возможностей, а к подавлению самого себя, своих естественных желаний и стремлений.
Результатом такого подавления являются регрессивная культура и мораль и угнетенная, несчастная личность. Покуда человек жив, он не в состоянии освободиться от давления на него бессознательного, настойчиво требующего удовлетворения. Поэтому человек никогда до конца не может избавиться от своей алчности и вожделения, жадности и агрессивности, стремления подчинять других и возвышаться над ними любыми способами - властью, богатством, насилием, обманом, клеветой. Природа человека остается, по Фрейду, эгоистической и антиобщественной, и каждый человек в глубине души является противником культуры и морали, которые его сдерживают.
Однако наличие у человека сознания «я» и «сверх-Я» помогает ему сдерживать свои инстинкты, вытеснять и блокировать энергию бессознательного, которая, не находя выхода и разрядки, концентрируется в его подсознании, и может в любой момент прорваться взрывами якобы беспричинной агрессивности и насилия, неврозами, психозами или сексуальными извращениям.
На
человека постоянно оказывают давление
неукротимая сила бессознательного и
стремящаяся её сдержать сила индивидуального
и общественного сознания. Он чувствует
себя заложником этих сил, не подвластных
ему и управляющих его судьбой, и в любом
случае оказывается несчастным.
Если побеждают инстинкты, человек оказывается преступником, а если их удается подавить - невротиком и психопатом, спасающимся от невыносимого и разрывающего его давления в болезнь. Относительно нормальное поведение оказывается возможным только как результат временного компромисса, равновесия между требованиями бессознательного и сдерживающего его сознания, стремящегося сублимировать инстинкты. Это шаткое равновесие, требующее от человека психического напряжения, морального лицемерия и самообмана, лишающее его подлинного удовлетворения и заменяющее его иллюзорным удовлетворением суррогатами.
По сути дела человек живет между двумя альтернативами: или попытаться быть счастливым, отбросив условности сознания и культуры, переступив все барьеры и свободно реализуя свои желания, или пользоваться достижениями цивилизации и культуры, постоянно натыкаясь на ограничения и запреты, чувствуя себя подавленным, несвободным и несчастным.
Фрейд пессимистически оценивал возможность благоприятного для человека и человечества разрешения этого противоречия бессознательных инстинктивных стремлений и требований социальной организации и рациональности. Иногда он высказывал мнения об отказе от благ культуры во имя удовлетворения естественного стремления к счастью, но чаще он обращался к созданной им теории и практике психоанализа, посредством которого создается возможность проникновения в глубины духовной жизни, осознания заключенных там опасностей.