Релегиозные верование и традиции и чувашского народ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 10:20, курсовая работа

Краткое описание

Обрядовый календарь открывался праздником Сурхури. Это старинный чувашский праздник. В более древнем варианте он имел связь с поклонением племенным духам – покровителям скота. Отсюда и название праздника (от «сурăх ырри» - «овечий дух»). Он отмечался в период зимнего солнцестояния, когда день начинал прибывать. Сурхури и длился целую неделю. Во время празднования проводились обряды, призванные обеспечить хозяйственные успехи и личное благополучие людей, хороший урожай и приплод скота в новом году.

Файлы: 1 файл

чувашы на экзамен.doc

— 1.45 Мб (Скачать)

До христианизации застольные песни чувашей имели сугубо обрядовую  окраску. Они были полны духа уважения к обычаям, труду, родственным связям. Со временем застольные песни превратились в гостевые. Спецификой поэтики является образный параллелизм: первая половина песенной строфы содержит описание какого-либо природного явления, а вторая, основная, дает сходную с ним картину переживаний человека.

Среди многочисленных чувашских  сказок (юмах) преобладают волшебные. Наиболее распространенные сюжеты их — поиски крестьянским сыном, по завету отца, страны счастья, борьба за возвращение украденного счастья, месть злым силам за поруганную честь родных и народа. Широко представлены сказки о животных, бытовые, новеллистические и т.п. Особый жанр народного творчества представляли заговоры и заклинания, связанные с языческим культом, Выражением народной мудрости являлись пословицы, поговорки, загадки. В чувашском фольклоре имеется слой исторических преданий и легенд (халап-сем) о жизни и героических деяниях древних предков, о болгарской эпохе, об иге монголо-татар и казанских феодалов, о Е. Пугачеве и др. Особенно популярны сказания об Улыпе — чувашском мифическом добром герое-великане.

 

История чувашских песен

В древности ни одно обрядовое действие, праздник, какое-нибудь событие, часто даже игры детей не проходили без песен. Среди всех поволжских народов чуваши выделялись большим количеством музыкальных инструментов. 
Старинный фольклер чувашских песен состоит в основном из колыбельных(детских), хороводных, плясовых, и застольных песен. Также чувашские песни звучали на всех обрядовых мероприятиях, таких как: свадьба, юбилеи, поминки. Среди старинных чувашских народных песен стоит выделить исторические, те что рассказывали о непростой, но складной жизни чувашского народа в дореволюционный период.

Впервые чувашские народные песни были опубликованы в 1893 году под названием «Музыка чувашских песен«(В.А.Мошкова). Следующие публикации относятся к 1908 и 1912, осуществлены силами учащихся и преподавателей Симбирской чувашской учительской школы(сб. «Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не забывай

Когда умчат тебя составы 
За сотни верст, в далекий край, 
Не забывай родной заставы, 
Своих друзей не забывай! 
 
Не забывай, как белой пеной 
У нас сады цветут весной. 
Не забывай, как после смены 
Встречались мы у проходной. 
 
Не забывай родные дали, 
Родных небес простор и высь. 
Не забывай, о чем мечтали 
И в чем с тобой мы поклялись. 
 
Не забывай, что после вьюги 
Опять в цветах приходит май. 
Не забывай своей подруги, 
Своей любви, своей судьбы не забывай!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сказки 
           Как один парень царевну рассмешил

Один чуваш поехал в лес по дрова и взял с собой  сына. Дело было осенью, сын начал  зябнуть. А на опушке леса стоял дом.

– Ступай в тот дом, погрейся, – сказал отец.

Парень пошел. Заходит  в дом, а в нем сидит один-одинеше-нек  седобородый старик и мастерит бочки. Когда парень вошел, он как раз обручи на очередную бочку набивал.

– Что ты делаешь, дедушка? – спрашивает парень у старика.

– А вот кончу, тогда  и увидишь что, – отвечает дед. – Сам-то зачем цришел?

– Я пришел погреться, – сказал парень. Старик набил последний обруч и говорит:

– Закончил, залезай, посмотри, что это.

Парень залез в бочку, а старик тут же вставил второе днище и закрыл ело там. После  этого откатил бочку на лесную поляну и там оставил ее.

Много ли, мало ли времени  прошло, подбежал к бочке волк. Парень, в щелочку завидев волка, изловчился, выбил из днища одну доску, просунул руку и схватил волка за хвост. Волк испугался и давай бежать. Волк бежит, а бочка за ним катится. Дорога не очень-то ровная – пеньки да колдобины, так что в скором времени бочка развалилась. Волк убежал, а парень на воле очутился.

Пошел парень куда глаза  глядят. Идет и слышит – где-то петух  кукарекает. Подходит ближе, самого петуха не видно, видна только одна петушиная  голова. Голова эта подпрыгивает и кукарекает. Парень положил петушиную голову в карман,пошел дальше.

Шел, шел, услышал впереди  какой-то стук. Подходит поближе, видит  – топор сам по себе прыгает, пляшет – дрова рубит. Парень и топор  сунул за пояс, дальше пошел.

Идет, идет, слышит где-то кто-то поет. Пошел на пение, видит – шапка лежит и поет себе заливается. Парень поднял к шапку, надел на голову, дальше пошел.

Шел, шел, деревня показалась. И еще издали слышно, какой-то шум-гам  по деревне идет. Зашел парень в  один дом,. спрашивает:

– Что за шум у вас в деревне? Хозяева отвечают.:

– Царевна-Несмеяна, видишь ли, к нам пожаловала. И сказала: кто ее рассмешит, за того она замуж  идти согласна. Вот наши деревенские  парни и стараются.

Тогда парень говорит:

– А не сходить ли и  мне, не попытать ли счастья. Другие не рассмешили – может, я рассмешу.

Пошел парень в горницу, повесил петушиную голову на гвоздь, топор положил на пол, шапку –  не стол. Голова тут же запрыгала, затрепыхалась, закукарекала. Топор пустился по полу в веселый пляс, а шапка на столе запела. Все, кто был в доме, начали смеяться. Царевна крепилась-крепилась и тоже не выдержала – засмеялась.

Так этот парень, говорят, и женился на царской дочери Несмеяне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

поговорки

Беда ездит на тройке, а счастье ходит пешком

Беда за бедой

Без нитки и ветхого  одеяла не сошьешь

Без отрубей хлеба  не бывает

Без совета стариков дело не пойдет

Береста не станет бумагой

В кустарнике, где водятся  волки, козе не житье

В лес дров не возят, в  колодец воды не льют

В лесу ягоды созревали, а старуха умерла от стужи

В народе найдутся сильнее  сильного, умнее умного

В один год перепелка  жиреет, в другой год – дергач

В хозяйстве и кривой гвоздь пригодится

Внутрь человека не влезешь

Ворона говорит: "Мои  птенцы белоснежные"

Всяк молодой состарится, а старик молодым никогда не будет

Вяз гнут, пока он молод

Где смех, там и слезы

Глядя на мать, бери дочь

Гнилая липа сто лет  стоит

Говорят, что работы и  после смерти останется на три  дня

Грач говорит: "Хоть черное, все же свое дитятко"

Два раза молодым не будешь

Дело спорится, когда  много работников

Дитя не плачет - мать не слышит

Дрова горят - дым идет

Дурная слава по ветру  летит, а хорошая пешком идет

Душа родителей - в  детях, а сердце ребят - в медведях

Его бабушка и моя  тетушка на одной поляне костянику собирали

Если выкормишь сиротскую  телку, губы будут в масле, а если воспитаешь сиротского мальчика, то лицо будет в крови

Если говорить "мед", "мед", во рту сладко не будет

Если один руку подает, другой не встретит его с дубиной

Если прорвется сквозь сорок зубов, разойдётся по сорока деревням

Жена без мужа, что  кобыла без узды

Запас всего лучше

Зверь, не испытавший зимней стужи, не может оценить тепло  летнего солнца

И пень будет красив, как  сваха, если его нарядить

И скворец иногда по-соловьиному  засвищет

Идущий окольным путем  счастье отыскал, идущий напрямик на нужду напоролся

Из одного пера не сделаешь перины

Имеющий детей волнуется, а бездетный горюет

Иное слово острее ножа

Как проживут попы, если за один год не умрет сто человек  в приходе?

Каков у хлеба, таков и у дела

Каково лицо, такова и  душа

Капля - морю добавка

Когда любовь угаснет, ее и в печи не разожжешь

Когда мало - хватает, когда  много – недостает

Когда работающих много, работа спорится

Конокрад попался с  украденной иголкой

Корова черная, да молоко белое

Который палец ни обрежь, все больно

Кошку не сделаешь медведем

Красота на время, доброта  навеки

Кроткий стал грозным

Кто бракует много  невест, тот не смеет жениться даже на вдовушке

Кто лежал в тени, надеясь  на бога, остался без единого куска хлеба

Кто не видел - тот на печи, а видевший - перед судом

Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать

Ласковый теленок двух маток сосет, а неласковый и свою не может

Лошадь вырвется - можно  поймать, слово вырвется - не поймать

Мать - святыня, с ней не спорят

Между двух оглобель невозможно запрячь двух лошадей

Молитвой клеть не построишь

Назвать собакой - шерсти нет, назвать человеком - нет лица

Не будешь говорить - не будет слов, не будешь плотничать –  не будет щепок

Не бывает того, чтобы  хорошее дерево принесло дурные плоды

Не ведено подметать  пол в чужом доме

Не зная слова, не говори

Не строй семь церквей, пристрой семь детей

Не хвались бородой, и козел имеет бороду

Неизвестного больше, чем известного

Немногочисленное стадо  — что короткий аркан

Овин обширен, а снопы  мелкие

Один человек пройдет - след остается, сто человек пройдет -дорога проложится

Одной рукой трудно и  узел развязать

Одному спать привольно, артелью - лес рубить

Одолел кошку, но был  побежден мышью

От одной искры может  деревня сгореть, от одной сплетни человек может погибнуть

Пережитое несчастье  постепенно забывается

Пирог в чужих руках  кажется большим

Поповская пудовка бездонна

После горя приходит радость

После строгания топором  не рубят

После шестидесяти лет  в голову приходят детские мысли

Пословица всегда уместна

Посмотри на женихова отца, отдавай дочь

Правда в лаптях, кривда в сапогах

Правда с кривдой  не уживутся

Правда спасает от смерти

Правду все хвалят, а лжи никто не верит

Прежде чем войти, подумай, как выйти

Прежде чем построить здание, приготовь крышу

При хорошей подпорке и гнилой столб стоит

Приготовленное самим - вкусно, приготовленное другим – кисло

Простокваша не станет молоком, баба не станет девицей

Ради одной копейки  поп пойдет за семь верст

Рана от железного  оружия заживает; рана, нанесённая словами, неизлечима

Ребенку, который не плачет, не дают груди

Родина - матушка родная, чужая страна - мачеха

Родной сладок, чужой  горек

Семена вяза падают у  его комля

Скотина со скотиной и  человек с человеком не одинаковы

Слишком разборчивому достанутся подонки

Слово не воробей: вылетит - не поймаешь

Слово равно золоту

Смерть на зубы не смотрит

Смотрит вдоль, а идет поперек

Собаку не сделаешь лисицей

Старого человека словами  не проведешь

Старый вяз бывает с дуплом

Старый человек стоит четырех молодых

Стекло режет руку, а алмаз режет стекло

У богатого тысяча забот, а у бедного одна забота

У лентяя кошелек пуст

У остатков пищи нет вкуса

У песта оба конца  острые

Умеющий говорить до Симбирска  дошел

Холодное слово и  летом замораживает

Хорошая одежда красит человека, а ветхая портит

Хорошее хорошо или красивое хорошо

Человек сильнее бога

Человек, испытавший голод  и сытость

Человек, испытавший тепло  и стужу

Чем вдвоем покупать два  калача, лучше одному купить один пряник

Чем давать взаймы, лучше отложить в угол

Что говорили в старину, то правда

Что испортит один, того не исправит и тысяча человек

Что не удержишь за зубами, у ворот не задержишь

Что сказано дочери, пусть  услышит сноха

Чужая душа - дремучий лес

Чужая пища кажется вкуснее

Чужие вещи вонючи

Я думал, пятьдесят копеек, оказалось полтинник

Язык без костей

Язык у него острый, да слова тупые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пословицы

В народе найдутся сильнее  сильного, умнее умного

Вяз гнут, пока он молод

В лесу ягоды созревали, а старуха умерла от стужи

Грач говорит: «Хоть черное, все же свое дитятко»

Гнилая липа сто лет  стоит

Где смех, там и слезы

Дурная слава по ветру  летит, а хорошая пешком идет

Дитя не плачет — мать не слышит

Два раза молодым не будешь

Если прорвется сквозь сорок зубов, разойдётся по сорока деревням

Если говорить «мед», «мед», во рту сладко не будет

Если один руку подает, другой не встретит его с дубиной

Зверь, не испытавший зимней стужи, не может оценить тепло  летнего солнца

Запас всего лучше

И пень будет красив, как  сваха, если его нарядить

Идущий окольным путем  счастье отыскал, идущий напрямик на нужду напоролся

Иное слово острее ножа

Каково лицо, такова и  душа

Каков у хлеба, таков  и у дела

Когда любовь угаснет, ее и в печи не разожжешь

Ласковый теленок двух маток сосет, а неласковый и свою не может

Лошадь вырвется —  можно поймать, слово вырвется —  не поймать

Молитвой клеть не построишь

Между двух оглобель невозможно запрячь двух лошадей

Не будешь говорить —  не будет слов, не будешь плотничать — не будет щепок

Не зная слова, не говори

Не ведено подметать  пол в чужом доме

Правду все хвалят, а лжи никто не верит

После горя приходит радость

 

 

 

 

 

 

Загадки

Зимой -  белый, летом – серый (заяц).

Зимой раздевается, летом одевается (лиственное дерево).

Самое легкое, а далеко не бросишь  (перо).

Один братец отдыхает зимой, а другой летом  (телега, сани).

Красивый гребешок, сапоги со шпорами, ночью поет- время сообщает (петух).

Информация о работе Релегиозные верование и традиции и чувашского народ