Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 10:20, курсовая работа
Обрядовый календарь открывался праздником Сурхури. Это старинный чувашский праздник. В более древнем варианте он имел связь с поклонением племенным духам – покровителям скота. Отсюда и название праздника (от «сурăх ырри» - «овечий дух»). Он отмечался в период зимнего солнцестояния, когда день начинал прибывать. Сурхури и длился целую неделю. Во время празднования проводились обряды, призванные обеспечить хозяйственные успехи и личное благополучие людей, хороший урожай и приплод скота в новом году.
В северных
и центральных районах Чувашии
селения располагались
Размеры поселений были различны, в зависимости от региона. На севере они состояли из 30-50 дворов, на юге - из 50-100. Достаточно крупные селения существовали еще в прошлом столетии в районах вторичного заселения - в Заволжье. Так, в Самарской губернии в середине XIX века имелось несколько селений с числом душ обоего пола от 700 до 1500 и количеством дворов до 250. Сельские чувашские поселения Прикамья и Южного Урала, Самарской Луки и других районов расположены среди татарских, башкирских, русских, мордовских деревень. Возникшие здесь несколько столетий назад, они представляли собой малодворные деревни с беспорядочно разбросанными усадьбами. В конце XIX века их застройка стала более компактной.
Размеры современных
сел в Чувашской Республике
колеблются в пределах 50-100 дворов.
Наиболее крупные из них
Поселения чувашей до середины XIX века не имели четкой планировки, а состояли из отдельных околотков, заселенных родственниками. Поэтому чужому человеку трудно было сразу найти нужную усадьбу. Скученность домов и построек также увеличивала возможность бедствий при пожаре.
Планировка
усадьбы, ограждение ее
Семейные обряды
У чувашей были распространены три формы заключения брака: 1) с полным свадебным обрядом и сватовством (туйла, туйпа кайни), 2) свадьба «уходом» (хĕр тухса кайни) и 3) похищение невесты, часто с ее согласия. (
Жениха в дом невесты сопровождал большой свадебный поезд. Tем временем невеста прощалась с родней. Ее одевали в девичью одежду, накрывали покрывалом. Hевеста начинала плач с причитаниями .Поезд жениха встречали у ворот с хлебом-солью и пивом. После продолжительного и весьма образного поэтического монолога старшего из дружек гостей приглашали пройти во двор за накрытые столы. Hачиналось угощение, звучали приветствия, пляски и песни гостей. Hа другой день поезд жениха отъезжал. Hевесту усаживали верхом на лошадь, или она ехала стоя в кибитке. Жених три раза ударял ее нагайкой, чтобы «отогнать» от невесты духов рода жены. Веселье в доме жениха продолжалось с участием родственников невесты. Первую брачную ночь молодые проводили в клети или в другом нежилом помещении. По обычаю, молодая разувала мужа. Утром молодую одевали в женский наряд с женским головным убором «хушпу». Первым делом она ходила на поклон и приносила жертву роднику, потом начинала работать по дому, готовить пищу. Первого ребенка молодая жена рожала у своих родителей. Пуповину резали: у мальчиков — на топорище, у девочек — на ручке серпа, чтобы дети были трудолюбивыми.
В чувашской семье главенствовал мужчина, но и женщина имела авторитет. Разводы случались крайне редко.
Бытовал обычай минората — младший сын всегда оставался с родителями, наследовал отцу. Tрадиционный характер имеет у чувашей обычай устройства помочей при строительстве домов, хозяйственных построек, уборке урожая·
В формировании и регулировании морально-этических норм чувашей всегда большую роль играло общественное мнение селения. Резко осуждалось нескромное поведение, сквернословие, а тем более редко встречавшееся среди чувашей до начала ХХ в. пьянство. За воровство устраивали самосуд.
Из поколения в поколение чуваши учили друг друга:
Чувашские костюмы
Старинные головные уборы
чувашских женщин делятся на две группы: покрывала и шапки. К группе
покрывал относятся головная повязка
(сурпан) с перевязью (масмак), а также платок
(пус тутри) с перевязью и чалма. Это уборы
замужних женщин. Сюда же относится покрывало
невесты (пёркенчёк).
Украшение сурпанов и способы их ношения
в этнографических группах имели свою
специфику. У низовых сурпан был длинный
(почти 2,5 м) и покрывал голову. Средняя
часть делалась из белого полотна, а концы
сурпанов украшались узорноткаными полосками,
лентами (хаю), позументом (ука), кумачом
(сентел), кружевами (шатакла). Узорнотканые
полоски выступали на сурпанах в виде
таких узоров, как квадраты, ромбы, кресты
и т. п. Сурпан низовых закреплялся головной
повязкой (пус тутри).
Сурпан чувашек анат енчи был короче, украшения
были несколько уже - это тканые или кумачовые
полоски, вышивка, белые кружева. Сурпан
одевался по-другому, с помощью повязки
масмак.
Сурпаны верховых чувашек были недлинные
(120-150 см), узкие. Их изготовляли из тонкого
полотна с двусторонней вышивкой. Геометрические
узоры вышивок, как и у анат енчи, размещаются
ярусами. Концы сурпанов украшались бахромой
(сусе, ярапа), разноцветным бисером (шарса).
Женские головные повязки масмак бывают
двух видов: у анат енчи и анатри они широкие
с крупными узорами, у вирьял-узкие, вышитые
мелкими геометрическими фигурами, обычно
на полоске цветной ткани. Орнамент узоров
на масмаках очень разнообразный-это фигуры
коней, птиц, драконов, целые орнаментированные
"картины" сотворения мира.
Женщины анат енчи и анатри в прошлом носили
чалму - косынку из тонкого белого холста,
ею закрывалась вся голова (у чувашских
женщин бытовал обычай не показывать волосы).
По краям чалмы размещалась вышивка.
В чувашский женский наряд входили поясное
и набедренное украшение-сара и яркач.
Их вышивали шерстяными и шелковыми нитками,
украшали нашивками. Длинная бахрома обогащала
эти наряды, а при движении оживляла весь
костюм женщины. Орнамент узоров - геометрический,
связанный с представлением о модели мира.
Использовались и стилизованные изображения
деревьев, цветов, листьев.
В национальном женском костюме большую
роль играют головные уборы из бисера,
мелких раковин каури и монет. Возникли
они разными путями, претерпевали изменения,
а позже стали обозначать возрастную и
социальную принадлежность их носителей.
В чувашских женских украшениях содержатся
не только народные понятия о красоте,
сложившиеся в течение тысячелетий, но
и следы миропонимания наших предков.
Древнейшей функцией украшений было, без
сомнения, их магическое предназначение
(обереги), защита от злых духов и других
опасностей.
Полный комплекс украшений представлен
в праздничных и свадебных нарядах. Чувашская
женщина, облаченная в полный свадебный
наряд, носила одежду и украшения весом
около одного пуда, в том числе серебряные
монеты весом 2-3 кг.
В комплекс украшений, выполненных в технике
шитья бисером и серебряными монетами,
а также из драгоценных металлов и камней,
входят головной убор девушки тухъя, головной
убор женщины хушпу, нагрудные и шейные
наряды (ама, шўлкеме, алка, мая, суха), перевязь
(тевет), подвески (сарка), браслет (сула),
кольцо (сере), поясные подвески-нахвостник
(йёс хўре), поясной кошелек (енчёк), поясное
зеркальце (тёкер) и др. Головные уборы
встречаются трех типов: в виде широкого
обруча с расширяющимися кверху сторонами,
полусферические (с закрытым верхом) и
в форме шапки с открытым навершием. Хушпу
имеет твердый остов, наспинную часть
(хўре), украшена она монетами, бисером,
раковинами каури, кораллами. Головная
часть убора покрывалась семью или девятью
рядами бляшек или нухраток, центральная
часть украшалась узорами из ромбиков
и крестиков (числом по девяти) из красных,
желтых и зеленых бисеринок. На "ушах",
наспинной части, по краям хушпу вешали
монеты, которые при движении (пляске)
издают легкий звон. В хушпу явно ощущается
стремление его создателей подчеркнуть
связь красоты формы с музыкальностью.
Тухъи бывают двух видов - островерхие
и без острия. У тухъи нет наспинной части.
Девичьи уборы сплошь покрыты узорами
из бисера. Серебро использовалось при
украшении наушных деталей и нижних краев.
Красиво оформлялся козырек убора-красным
кораллом, монетами. Рядами бус составлялись
яруса, ромбы и другие геометрические
узоры. На височной части размещались
по тринебольшие кисти из красных, белых
и зеленых бисеринок. Тухъя не только овеществляет
понятие о красоте, но и хранит следы давно
ушедшей в прошлое магической функции.
В одном ряду с тухъя и хушпу находятся
женские и девичы нагрудные украшения
- шўлкеме и ама. Девичье шўлкеме, в отличие
от женского, не имело трехугольной детали
в верхней части и было одноярусным. Шўлкеме
верховых чувашек состояло из двух одинаковых
частей: собственно шўлкеме и сурпан сакки,
соединенных в два яруса, и имело квадратную
форму, а у низовых и средненизовых - соответственно
полуовальную и прямоугольную.
По своей конструкции ама (другое название-хёрес
сакки) существовал в двух видах: ама из
отдельного нагрудника и нагрудник ама
с наспинной частью пус xысё. Шўлкеме и
ама украшали серебряными монетами, рядами
разноцветного бисера, бусами, раковинами.
Среди шитых бисером, украшенных серебром
нарядов особое место занимает женское
и девичье украшение в форме перевязи
- тевет. Надевали перевязь через левое
плечо. Женщины носили ее на свадьбах,
девушки-во время весеннего обряда девичья
пашня, на хороводах и осенних праздниках,
посвященных молотьбе, первому хлебу или
льну. Тевет представляла собой широкую
(до 10-12 см) полосу, сшитую из холста с подкладкой.
Она украшалась узорной тесьмой (по краям)
с нашитыми на ней рядами бисера и раковин,
рядами монет, бисера. На концах тевети
вышивались узоры - изображения светил,
очертания гор, деревьев.
Девушки носили шейные ожерелья ука, на
холщовую или кожаную основу которых нашивали
бусы, бисер, монеты. Суха (май шарси) изготовлялась
также в виде густой сетки, составленной
из бус, нанизанных на нитки; нижний ряд
их составлялся из монет. Ожерелья низовых
чувашей состояли главным образом из монет
и назывались тенкёллё мая.
Очень важна была знаковая функция одежды
- она показывала отличия по возрасту,
семейному положению, имущественному
состоянию, ритуальному назначению (свадебная
одежда, одеяние предводителей религиозных
обрядов и т. д.). Знаковые различия проявились
прежде всего в головных уборах и украшениях.
Так, сурпан, масмак, хушпу, головной платок
пус тутри являлись уборами замужних женщин.
В свадебном обряде существовал специальный
обряд одевания сурпана.
Сугубо девичьим головным убором была
тухъя, ее уже не могла носить женщина.
Женскими украшениями считались сурпан
сакки, пус хысё, сурпан хысё, девичьими-шўлкеме,
шейные украшения и ушные подвески (их
носили также молодые женщины), украшения
из лент. В то же время некоторые украшения
были общими для женщин и для девушек-это
сара, тевет, ама и др.
Чувашская одежда выделялась красотой, самобытностью и богатством среди одежды народов Среднего Поволжья. Платье, обувь, головные уборы, украшения — все производилось в основном непосредственно в крестьянском хозяйстве. Главным материалом для изготовления одежды служили холст и кожа. Чувашки ткали сукно различных цветов и льняной и посконный холст разных сортов — тонкий (катан пир), сурбанный, ровный, портяночный, редкий для подкладки (шала пир) и т. д., а также шерстяные кушаки и опояски разных цветов. В конце XVIII в. среди низовых чувашей распространилось изготовление пестряди и крашение ткани. Почти в каждом крестьянском дворе имелся прядильный и ткацкий инвентарь. Для праздничной и выходной одежды состоятельные крестьяне приобретали привозные сукна, шелк, кумач, бумажные ткани — китайку, выбойку, берметь, разную тесьму, бисер и т. д. Женщины искусно вышивали праздничные уборы, делали разнообразные украшения.
В основе традиционного костюма у женщин — туникообразная кĕпе — рубашка, богато украшенная вышивкой. У вирьялов и анат енчи рубахи изготовлялись из тонкого белого полотна с обильной вышивкой, а у анатри — из пестряди с двумя или тремя оборками из ткани другого цвета, без вышивки и нередко без пояса (до середины XIX в. анатри тоже носили белые рубахи). В качестве нижнего белья и носильного платья чуваши в основном употребляли рубахи и штаны из посконного и льняного холста. Холщовые рубахи и штаны как у верховых, так и у низовых чувашей обычно были белыми, причем ворот, рукава и подол мужских рубах, ворот, нагрудная часть, рукава, подол и боковые полосы (по швам) женских рубах украшались вышивкой и тесьмой. Поверх рубахи женщины носили вышитые передники (саппун), надевали также холщовые балахоны типа просторного халата без бортов. Мужские штаны, нательные и верхние, также делались из холста. Зимой люди среднего достатка носили теплые штаны из домашнего сукна, а богатые — из кармазинного зеленого и синего сукна.
Летом в прохладные дни мужчины и женщины носили кафтанообразные шупăр из холста и пустав из тонкого сукна. Осенью — поддевку из шерстяной ткани (сахман). Носили также епанчи (одежду типа широкого и длинного плаща) из белого или серого, реже — синего сукна. Зимой носили приталенную шубу из овчины (кĕрĕк). В дорогу поверх шубы или кафтана состоятельные чуваши надевали чапан (асам) из толстого сермяжного сукна или овчинный тулуп.
Мужчины летом носили войлочные черные или белые шляпы (ялкас), зимой -шапки (сĕлĕк) с широким околышем и продолговатым куполообразным верхом.
Разнообразием и изяществом отличались женские головные уборы и украшения. В обычные дни девушки и незамужние женщины носили льняные и посконные платки. Замужние носили сурбан — род длинного полотенца с вышитыми и обшитыми тесьмой концами. Праздничными головными уборами были: у девушек тухья — шлемовидная шапочка, покрытая бисером и мелкими монетами, у женщин хушпу — шапка в виде усеченного конуса, обшитая бисером и монетами или заменявшими их оловянными кружочками — тăхланкка. Сзади к хушпу пришивался длинный хвост (хÿре), который украшался бисером, монетами, тесьмой и т.п.
В числе других женских украшений следует назвать также ожерелье (шăрçă), шейное украшение из монет (çуха), нагрудное украшение (ама), перевязь (тевет), которую носили через плечо, наспинное украшение (пуçу хыса), подвески к поясам — сарă, яркăч, нагрудные украшения (шÿлкеме) и сурбанные подвесы (сурпан çакки). Все эти уборы украшались вышивками, бисером, серебряными монетами, раковинами-ужовками, тесьмой, кумачом и т.д.
Обычной обувью были кожаные сапоги, зимой — валенки, а также лапти (çăпатă). Вирьялы носили лапти с черными суконными онучами, анатри — с белыми шерстяными чулками — вязаными или сшитыми из сукна (тала чăлха).
С середины XХ в. чувашские мужчины начали носить пиджаки русского типа, полушубки, рубахи-косоворотки, сапоги, картузы. В женской одежде, особенно у анатри, на смену белому холщовому одеянию, украшенному вышивкой, пришла пестрядь и фабричная ткань; сурбаны и головные повязки дополнились покупными платками и полушалками. К старинной вышивке прибавились аппликации и нашивки из цветной фабричной ткани.
Тухъя анат енчи - средненизовых чувашей.
XIX в.
Казанская губ., Цивильский у., д. Мусирма
(ныне Урмарского р-на).
Костюм девушки низовой группы (анатри), степная подгруппа (хирти). 19 в. Местный вариант шапочки тухъя (из селений т.н. Убеевского куста) отличается наличием кораллового "козырька". Это выступающий налобник с округлой передней кромкой (обычно края шапочки тухъя - ровные). Чересплечное украшение - подвеска теветь - имеет довольно простую форму (на плотную полосу холста нашито 2 ряда монет).Из кн. "Чувашский костюм от древности до современности".
Костюм замужней женщины с нагрудной подвеской ама. 19 в. Богато орнаментированная празднично-обрядовая рубаха, по шее и вдоль спины проходит женская повязка сурпан (местн. сорпан). С ушей свисают хăлха çакки - подвески с монетами 15 и 20 коп., на серебрянном проволочном каркасе. Странно, но волосы
Чувашский фольклор
Наиболее развитый жанр фольклора - песни. Строго соблюдалось соответствие песни времени, месту, поводу исполнения и социальному статусу исполнителей : молодёжная, обрядовая, рекрутская песня и т. п. Молодежь пела песни чаще всего во время посиделок, хороводов, гаданий, масленичных катаний. Популярными были застольные, рекрутские, гостевые, поминальные, свадебные, трудовые, лирические, а также исторические песни. Вокал чувашей, как правило, одноголосный. Музыкальные инструменты - волынка, пузырь, дуда, гусли, барабан, позднее гармонь и скрипка. Распространены легенды, сказки и предания, в том числе исторические предания о жизни предков чувашей, о временах Болгарского ханства, о казанских ханах, о присоединении чувашей к России, о переселении на Урал и в Сибирь, о возникновении чувашских деревень на новых землях
Песня - самая богатая и развитая область устного народного творчества чувашей. Здесь отразились все стороны жизни народа: и беззаботная веселость молодежи, и глубокие размышления старших поколений о смысле человеческой жизни, тонкая наблюдательность, обычаи, детали быта, особенности национальной эстетики, психологии и нравственности
Отношения чуваш
к музыке и пению ярко
Обрядовые песни – песни глубокой древности. Они делятся
на две группы: песни обрядов, проводимых
ежегодно и песни обрядов, проводимых
ежедневно. Эти песни развивались параллельно
с обрядами: связаны с землепашеством,
скотоводством, охраной здоровья. Обряды
были проникнуты суеверием, имели магическое
значение, им подчинялись, их проводили,
их соблюдали с целью облегчить жизнь.
Обрядовые песни позже утратили свое магическое
значение, стали лирическими песнями.
Такие обряды проводились каждый год:
рождество, масленица, сэрень (старинный
весенний праздник, первоначально имитировавший
изгнание злых духов из селения), троица,
девичник стали толчком к появлению обрядовых
песен.
Особое место занимают обрядовые песни
в честь ребенка, его купания, крещения,
игр, совершеннолетия, юбилеев и др.
Повседневные обрядовые песни связаны
с обрядом проведения свадеб и обрядом
поминания усопших. В свадебных песнях
значительное место у чуваш отводится
красоте и трудолюбию невесты, ее характеру;
процессу венчания, подаркам, благословению
и т.д. Например, в благословении, в плаче
невесты звучат различные чувства: грусть
- тоска, шутки – смех, радость, пожелания
крепкого здоровья, советы быть добрыми
и трудолюбивыми. Сама свадьба у чуваш
– это хорошо поставленная многоактная
опера, содержащая искусное исполнение
различного содержания народных песен,
искрометных танцев, исполняемых в сопровождении
различных народных музыкальных инструментов.
Чувашское устное народное творчество имело развитые виды и формы. Оно было тесно связано с сельскохозяйственным трудом и различного рода обрядами.
Фольклор чувашей основывается на песне. Молодежью исполнялись песни во время улах (посиделок) и уяв, вайа (вечерних хороводов), сере яни (гаданий на кольцах), саварни чупни (масленичных катаний), Пели свадебные, трудовые, лирические, рекрутские, а также исторические песни. Бытовали у чувашей и ритуальные песни, Пели во время проведения обрядов кёр сари или аван сари (осенние жертвоприношения в честь нового урожая) и т. д, Глубоко печальны были песни-причеты похоронно-поминального цикла.
Информация о работе Релегиозные верование и традиции и чувашского народ