Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 10:20, курсовая работа
Обрядовый календарь открывался праздником Сурхури. Это старинный чувашский праздник. В более древнем варианте он имел связь с поклонением племенным духам – покровителям скота. Отсюда и название праздника (от «сурăх ырри» - «овечий дух»). Он отмечался в период зимнего солнцестояния, когда день начинал прибывать. Сурхури и длился целую неделю. Во время празднования проводились обряды, призванные обеспечить хозяйственные успехи и личное благополучие людей, хороший урожай и приплод скота в новом году.
Введение
Обряды и праздники чувашей в прошлом были тесно связаны с их языческими религиозными воззрениями и строго соответствовали хозяйственно-земледельческому календарю.
Цикл обрядности начинался
с зимнего праздника
Традиционные чувашские молодежные праздники и увеселения устраивались во все времена года. В весенне-летний период молодежь всего селения, а то и нескольких селений, собиралась на открытом воздухе на хороводы уяв (вайа, така, пуху). Зимой устраивались посиделки (ларни) в избах, где временно отсутствовали старшие хозяева. На посиделках девушки пряли, а с приходом юношей начинались игры, участники посиделок пели песни, плясали и т. д. В середине зимы проводился праздник хёр сари (дословно -- девичье пиво). Девушки в складчину варили пиво, пекли пироги и в одном из домов совместно с юношами устраивали молодежную пирушку.
После христианизации крещеные чуваши особо отмечали те праздники, которые совпадают по времени с календарными языческими (рождество с сурхури, масленицу и саварни, троицу с симёк и т. д.), сопровождая их как христианскими, так и языческими обрядами. Под влиянием церкви в быту чувашей получили распространение престольные праздники. К концу ХIX -- началу XX в. христианские праздники и обряды в быту крещеных чувашей стали преобладающими.
Когда чуваши
стали православными
В труднейшей борьбе против казанских
ханов и феодалов взоры чувашского народа
обращались к великому соседу — русскому
народу, еще в XV веке освободившемуся от
монголо-татарского ига, к Российскому
государству, усиливавшемуся с каждым
годом и десятилетием. Еще в XIV веке восточные
пределы русских земель пришли в соприкосновение
с Чувашией. В 1372 году городецкий князь
Борис Константинович, чье удельное владение
входило в Нижегородское княжество, основал
на левобережье Суры г. Курмыш. После присоединения
Нижегородского княжества к Московскому
великому княжеству (1392—1393 гг.), Курмыш
со всеми селениями и с Алгашем, расположенным
па правобережье Суры, принадлежал московскому
великому князю Василию Дмитриевичу. В
1523 году в устье Суры московским правителем
был основан г. Васильсурск. Чуваши начали
близко общаться с русскими, вели с ними
торговлю, устанавливали деловые связи,
в Нижегородском уезде у русских властей
снимали на оброк бортные леса для сбора
меда диких пчел. Происходило сближение
чувашей с русскими полоняниками, которые
для обработки ханских земель нередко
размещались в чувашских селениях. Общение
чувашей с русскими в XV—XVI веках происходило
и во время продвижения русских войск,
направлявшихся на Казань по территории
Чувашии. Нередко здесь происходили и
сражения русских с казанскими войсками.
Хотя, как известно из письменных источников,
вплоть до начала 40-х годов XVI столетия
чувашские лучники-ополченцы, подчиняясь
своим сотникам, тарханам и мурзам, участвовали
в боях против русских войск, что отразилось
в некоторых преданиях о стычках между
русскими и чувашами, но часто русские
полки, направляясь на Казань, не встречали
в Чувашии никакого сопротивления и противодействия
со стороны местного населения. В целом
в первой половине XVI века в массах чувашского
народа и среди некоторой части феодалов
назревали русская ориентация, стремление
искать помощи и защиты у Российского
государства.
Чувашские служилые и многие ясачные люди
помнили, что свою национальную независимость
и государственность они потеряли вследствие
монголо-татарского завоевания, что вынуждены
были оставить свои коренные земли в Закамье
и правобережном Среднем Поволжье ниже
устья Камы, что из многочисленной народности
стали малочисленной, сохранив, возможно,
лишь пятую часть численности народа,
что вследствие насильственной исламизации
и отатаривания нависла угроза полного
исчезновения чувашского народа (многие
приказанские и заказанские чуваши были
отатарены). Чуваши не были независимым
народом. Переход в состав России не означал
для них потери отсутствовавшей независимости.
Массы чувашей не могли не видеть, что
в сильном и многолюдном Российском государстве
порядки во многом отличаются от жесткого
ханского режима. В XVI веке в России крепостное
право окончательно еще не установилось.
Осенью крестьяне могли переходить от
одного феодала к другому.
После основания русскими Васильсурска
часть присурских чувашей, мордвы и горных
марийцев присягнула России и, по-видимому,
некоторое время находилась в ее составе.
В 1534 году в войне России с Литвой вместе
с русскими полками участвовали касимовские
татары, «да мордва, да черемиса, да чувашене».
Интересны в этом отношении предания,
записанные К. А. Шуловым из пос. Ибреси
в 1928 году и объединенные под названием
«Жизнь чувашей до взятия Казани». Занятия
чувашей, говорится в записях, заключались
в хлебопашестве, скотоводстве, сборе
орехов и желудей, заготовке лыка и плетении
лаптей, которые сбывались за Суру. В сентябре
приступали к ловле куницы, зайца, хорька,
сурка и норки. Для этого делали ловушки
с приманкой и тенета. Деревни были небольшие,
никаких улиц не было. В избах окна были
маленькие. Многие необходимые изделия
чуваши покупали за Сурой у русских. «Дружба
между русскими и чувашами более росла,
в свободное время они играли, боролись,—
читаем в записи.— Чуваши стали ходить
к русским за Суру на регулярные заработки
и проводили с ними целые годы. Научились
некоторым русским обычаям, а также говорить
по-русски». Чуваши восприняли от русских
их древний языческий праздник Семик.
А один из чувашей, богатый и знатный силач
Кабан, узнав, что на Волге поселились
русские; кузнецы Кузьма и Демьян, отправился
к ним, взяв с собой лагун пива и чувашскую
колбасу шарттан, познакомился с ними,
угостил их. И кузнецы выполнили заказ
Кабана на все нужное, в том числе изготовили
несколько пудовых капканов и железные
вилы.»
Предания освещают и мотивируют обращение
представителей чувашского народа к Российскому
государству за защитой и помощью, их готовность
содействовать русским войскам в борьбе
с Казанским ханством и стремление войти
в состав России.
Проанализировав исторические письменные
источники, я пришла к выводу, что вершителями
судеб народа в вопросе присоединения
к России были не князья и мурзы, а народные
массы.
Большинство чувашских феодалов, по-видимому,
поддерживало хана и татарских феодалов.
Летопись сообщает, что в мае 1551 года с
просьбой принять Горную сторону в состав
Российского государства и прикрепить
к Свияжску обратились к свияжским воеводам
и вассальному касимовскому хану Шах-Али
старейшины и сотники горных людей (то
есть чувашей, горных марийцев, отчасти
татар Правобережья Волги), заявившие,
что князья и мурзы убежали в Казань и
сидят в осаде.
Согласно преданию, записанному в конце
XIX века в селе Шумшеваши Ядринского уезда
(нише Аликовского района), чуваши в составе
Казанского ханства имели своих начальников
и своего царя (по-видимому, под царем имеется
в виду окружной князь ёмпу). Последним
чувашским царем был Пике. Будучи подвластным
казанскому хану, он время от времени должен
был ездить к хану на поклон. «Хан каждый
раз надсмехался и издевался над чувашским
царем. Так, например, если хану нужно было
сесть на коня, то он приказывал Пике становиться
рядом с конем на колени, после чего наступал
одной ногой на плечо, а другой на голову
Пике, а затем уже садился па коня. Пике
долго терпел подобные унижения, но потом,
выйдя из терпения, отправился к русскому
царю Иоанну Грозному и убедительно просил
его покорить Казанское царство и тем
избавить подвластных хану царей от насмешек
и издевательств. Иоанн Грозный сочувственно
отнесся к этой просьбе и покорил Казанское
царство».
В предании, относящемся к циклу записанных
М. П. Арзамасовым народных повествований,
говорится, что через несколько лет после
смерти ненавистного чувашам правителя
и сборщика податей Уразмедя казанский
хан поставил на его место Анчика. Это
был кроткий правитель.
Он собирал подати со всех народов поровну,
к хану ездил редко. «Народ был так расположен
к нему, что решился восстать против казанского
Абдул-хана. Татарский хан, узнав об этом,
послал людей взять Анчика и привезти
в Казань. Но Анчик велел запереть послов
в пустой амбар и сжечь. Абдул-хан приехал
сам с войском туда, где жил Анчик, но уже
не застал его. Анчик со своими участниками
ушел к русскому царю. Когда чуваши дошли
до реки Москвы, часовые приняли их за
неприятелей и не пускали в Москву. Чуваши,
чтоб показать свою покорность, сели на
колени и, сняв шапки, кланялись каждому
русскому человеку. Дали знать царю о пришельцах,
и царь вышел к ним и увидел, как они с покорностью
кланялись. Царь спросил Анчика, можно
ли на них положиться. Анчик ответил, что
они не только не изменят русским, но сами
будут участвовать в походе против татар
и укажут дорогу. Он даже уверил царя, что
и татары будут рады русским, потому что
и между ними есть много недовольных ханом
за то, что его слуги, богатыри-воины, разбойничают
над всеми. Тогда русский царь Иван Васильевич
велел чувашам помогать, показывать дороги,
через реки класть мосты».
Реальная основа приведенного преданий
подтверждается свидетельствами письменных
источников.
Известно, что 7 декабря 1546 года в Москву
прибыли два представителя горных людей,
посланные руководителем их движения,
согласно летописи, Тугаем «с товарыщи»,
а по «Разрядной книге»— сотником Атачик
«с товарыщи». Имя Атачик близко к Анчик
из предания. Их, по-видимому, можно отождествлять.
Посланцы просили Ивана IV отправить русских
воевод с войсками на Казань — для смещения
Сафа-Гирея и замены его Шах-Али и заверяли,
что «они (горные люди.— В. Д.) с воеводами
государю служити хотят». Вполне допустимо,
что представители чувашского народа
и до 1546 года не раз обращались к русским
властям и даже в Москву с просьбой о помощи
и защите, но сведения о посольствах могли
и не отразиться в письменных источниках.
Реальным лицом мог быть и, Сарый. С. М.
Михайлов отождествлял его с Сарый-богатырем,
упоминаемым в русских летописях под 1553
годом.
Официальной датой принятия чувашами
православия считается именно 16 век, с
этого часть чувашских племён стало православными,
но многие оставались некрещенными до
18 века.
Чувашские Обряды
Обрядовый календарь открывался праздником Сурхури. Это старинный чувашский праздник. В более древнем варианте он имел связь с поклонением племенным духам – покровителям скота. Отсюда и название праздника (от «сурăх ырри» - «овечий дух»). Он отмечался в период зимнего солнцестояния, когда день начинал прибывать. Сурхури и длился целую неделю. Во время празднования проводились обряды, призванные обеспечить хозяйственные успехи и личное благополучие людей, хороший урожай и приплод скота в новом году. В первый день сурхури дети собиралась группами и обходила деревню подворно. При этом они распевали песни о наступлении нового года, поздравляли односельчан с праздником, приглашали других ребят присоединиться к их компании. Заходя в дом, желали хозяевам хорошего приплода скота, пели песни с заклинаниями, а те в свою очередь одаривали их кушаньями. Позднее сурхури совпал с христианским рождеством (раштав) и продолжался до крещения .
Один из праздников новогоднего цикла - нартукан (нартăван) - распространен среди закамских и приуральских чувашей. Начинался 25 декабря, в день зимнего солнцестояния, и длился целую неделю. Он соответствует празднику сурхури - у верховых и хeр сăри - низовых чувашей.
Для проведения праздника
выбирался возведенный в
Во время нартукана детвора с утра каталась с гор на санках. При этом пелись особые куплеты — нартукан саввисем. С наступлением сумерек над деревней то тут, то там раздавались возгласы: «Нартукана-а-а! Нартукана-а!», т. е. «На нартукан!». Парни собирались группами и, уговорившись между собой, расходились по домам наряжаться в святочных дедов (нартукан старикĕ) и в святочных бабок (нартукан карчăкĕ). Парни наряжались преимущественно в женские одежды, девушки — в мужские. Через некоторое время ряженые высыпали на улицу и начинали ходить из дома в дом. Среди ряженых можно было встретить: и торговца-татарина, и комедианта с медведем, и марийку-сваху, и верблюда с лошадью, и цыганку-гадалку... Возглавляли процессию нартукан старикĕ с кнутом и нартукан карчăкĕ с прялкой и веретеном... Парней, прежде всего, интересовали те дома, в которых живут их избранницы или же приглашенные на праздник нартукан из других деревень гостьи. В обычные дни не принято было входить в такие дома, а в праздник это можно было сделать под покровом маскарадной одежды.
Начиналось шествие по заранее намеченным домам. В каждой избе с разными вариациями разыгрывалась следующая смешная сценка. Одетый старухой парень садился за прялку и начинал прясть. Переодетая странником девушка, помахивая помелом, начинала браниться и укорять, грозилась приклеить старуху к прялке. Одновременно она выхватывала у одного из сопровождающих бутылку с водой и выливала воду на подол одежды присутствующих. Все это проделывалось с большим юмором. Под конец все ряженые начинали плясать под музыку и шумный аккомпанемент печной заслонки, трещоток. Приглашали на танец и хозяев дома, особенно девушек. Парни в женских костюмах и масках старались высмотреть девушек-гостей, вызывая их на танец... Потешивши вдоволь хозяев, толпа ряженых с пляской и шумом отправлялась в другой дом. Еще днем парни через сестер и родственниц приглашали всех девушек в избранный для проведения праздника дом. Девушки приходили в лучших нарядах и усаживались вдоль стен. Лучшие места предоставлялись девушкам, прибывшим из других деревень. Когда собирались все приглашенные, начинались игры, танцы и песни.
Наконец кто-то из девушек напоминал, что пора бы сходить за водой и начать гадания на кольцах. Откликались несколько парней, приглашали девушек сопровождать их на речку. После недолгих уговоров девушки соглашались и выходили из круга. Одна из них брала ведро, другая — полотенце. Парни брали топор, чтобы прорубить прорубь, а также пучок лучинок и зажигали его. При свете лучин все отправлялись за водой.
На речке парни выкупали у водяного воду — бросали ему в прорубь серебряную монету. Девушки зачерпывали ведро воды, бросали в воду колечко и монету, покрывали ведро вышитым полотенцем и, не оглядываясь назад, возвращались. У дома ведро передавалось одному из парней и он, неся наполненное водой ведро на мизинце, вносил его в избу и ловко ставил на приготовленное посредине круга место. Затем одну из девушек выбирали ведущей. После долгих уговоров она соглашалась и с зажженной свечкой в руках садилась у ведра. Остальные девушки усаживались вокруг ведра, а парни встали кругом за девушками. Ведущая проверяла, на месте ли колечко и монета.
Чувашские Свадьба
По традициям многих народов нельзя было выбирать себе жену или мужа из родственников. У чувашей этот запрет распространялся до седьмого поколения. Например, нельзя было жениться семиюродным братьям и сестрам, а восьмиюродным уже можно. Этот запрет связан с тем, что при близкородственных браках дети очень часто рождаются больными. Поэтому чувашские парни искали себе невест в соседних и дальних деревнях, ведь часто бывало так, что жители одной деревни происходили от одного родственника.
Для знакомства молодых людей устраивались различные посиделки, игры, праздники, общие для нескольких деревень. Особенно тщательно присматривались к будущим женам и мужьям на совместных работах: сенокосе, ниме и т.п.
Когда парень объявлял о своем желании жениться, родители в первую очередь выясняли, из какого рода невеста, здорова ли, достаточно ли трудолюбива, умна ли, какой у нее характер, какая внешность и т.д.
Иногда невеста по возрасту была старше мужа на несколько лет, например, жениху могло быть 18—20 лет, а невесте под 30. Родители жениха старались быстрее принять в дом новую работницу, особенно если в семье было мало женщин. А родители невесты не спешили отдавать замуж умелую девушку, ведь она еще могла поработать дома.
Иногда родители сами подбирали своим детям женихов и невест. Но без их согласия свадьбы устраивали редко.
Чуваши считали, что чем старше была невеста, тем она ценнее, тем больше она умела и тем богаче было приданое, которое начинали готовить с детского возраста.
Перед свадьбой
Для знакомства с семьей невесты и предварительного сговора, сватания (кил?шни), родители юноши посылали сватов (евч?). Эти евч? были родственниками или близкими знакомыми. Они с гостинцами и кнутом приходили в дом невесты и вели себя не так, как обычно, например, проходили и садились на середину избы, заводили разговор о покупке: «У вас, говорят, на продажу ярочка есть?» Родители девушки уже понимают, зачем пришли странные гости, и поддерживают разговор: «А мы вроде ничего не продаем». Тогда гости просят расспросить об этом их дочь. В конце разговора, после угощения, если обо всем удалось договориться, евч? оставляли в доме кнут.
Через несколько дней в дом невесты приезжали родители и родственники жениха для окончательного сватания невесты. Привозили гостинцы: пиво, сыр, разные печения. Со стороны невесты также собирались родственники, обычно старшие в семье. Перед угощением приоткрывали дверь и молились с кусочками хлеба и сыра в руках. Затем начинался пир, песни, веселье, В этот же день невеста дарила будущим родственникам подарки: полотенца, сурпаны, рубахи и угощала их пивом, в ответ они клали в опустошенный ковш несколько монет. Во время одного из этих посещений сваты договаривались о дне свадьбы и размере калыма и приданом.
За несколько дней до свадьбы
родители жениха еще раз приходили
в дом невесты для
Для проведения свадебных торжеств
во дворе устанавливали
В качестве калыма давали деньги, продукты питания для свадьбы, шкуры для шубы и т.п. А в приданое входила разная одежда, платки, полотенца, перины-подушки, сундуки, домашние животные: жеребенок, корова, овцы, гуси, курица с цыплятами.
Старший дружка выбирался из близких родственников жениха — добрый, веселый мужчина, балагур и краснобай, отлично помнящий все подробности свадебного ритуала. Обычно он вел переговоры с родителями невесты. Младший дружка выбирался из молодых родственников жениха. Запевала и коновод среди молодых поезжан, он вел переговоры со свитой невесты. Н.И. Воробьев и др.
Сохранились сведения, что в древности свадебным одеянием невесты был обрядовый шупйр.
Подготовка к свадьбе
Свадьба была большим праздником для обеих деревень. В каждой местности были свои отличия в проведении свадебных торжеств. Но везде чувашская свадьба начиналась почти одновременно и в доме жениха, и в доме невесты, затем свадьбы соединялись в доме невесты — жених приезжал и забирал ее к себе, и свадьба завершалась в доме жениха. В целом свадебные торжества занимали несколько дней, и их часто устраивали в неделю. Как всегда перед особыми торжествами устраивали баню, одевали лучшую нарядную одежду, праздничные головные уборы и украшения. Среди родственников или хороших знакомых выбирали специальных людей, которые организовывали свадебное торжество, выполняли особые поручения. И со стороны жениха, и со стороны невесты выбирался руководитель свадьбы — туй .Жениха сопровождали его друзья, родственники — молодые парни, туй ачисем, нукерсем). Среди них который носил с собой через плечо большую кожаную сумку для гостинцев.
Невесту сопровождали ее
подруги и неженатые парни-
Обязательно приглашали посаженых родителей —и его жену, а также несколько музыкантов, которые порой составляли целый оркестр.
Начало свадьбы в доме невесты. К началу свадьбы собирались гости, приносили угощение, старейшины совершали моление богам об удачном проведении свадьбы и будущем счастье и благополучии молодой семьи.
В это время где-нибудь в клети вместе с подругами невеста наряжалась в свадебное одеяние: богато вышитое платье, тухъю, серебряные украшения, перстни, браслеты, кожаные ботиночки, нарядный сверху, закрывая лицо, накидывали покрывало — п?ркенчек. Во время одевания невеста пела песни-причитания.
Подруги, сменяя ее, пели более веселые, шутливые песни. Наряженную невесту подруги вводили в дом. Она кланялась родителям, отец и мать благословляли свою дочь.
Затем невеста вместе со своими родными, подругами, взрослыми и детьми под музыку скрипок, барабанов и с песнями и танцами отправлялись в гости к родственникам. Они привечали невесту и ее свиту, сажали гостей за стол, вместе с ними пели, плясали, торжественно и ласково благословляли, напутствовали девушку, прощались с ней. Так в течение 2—3 дней обходили всю деревню, ездили к родственникам в соседние деревни.
XXНачало свадьбы в доме
Также своеобразно были одеты друзья жениха: в нарядные рубахи и одолженные у девушек фартуки, серебряные ожерелья, бусы, а также сабли и луки со стрелами. Позднее стали брать ружья.
В начале младшего оврага
Ягод много, земли мало.
В начале старшего оврага
Ягод мало, земли много.
В доме отца-матери
Добра много, дней мало.
В доме у семижды чужих
Добра мало, дней много.
Чувашская народная песня-причитание
В это время начинается музыка, а жених и его друзья, держа левыми руками друг друга за кушаки, в правых — плети, а другие свои сумки, пляшут под музыку все, кроме жениха. Станцевав так круг против солнца, подходят к отцу с матерью и наклоняют головы, а главный среди них, рассказывая им о желании ехать в другую деревню за невестой, просит у них на это позволение. Это делается при звучании музыки троекратно. После чего отец и мать разрешают им это и пьют по ковшу пива и угощают их. Потом жених со своим сопровождением троекратно объезжают дом и, выпалив три раза из ружья, отъезжают при игрании музыки. К.С.Милькович, 1783
Информация о работе Релегиозные верование и традиции и чувашского народ