Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 00:13, контрольная работа
С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможности ускорения процесса развития и других вопросов.
Введение…………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Общее представление об устойчивости личности..…………… …….. 5
Глава 2. Жизненное значение феноменов устойчивости и
изменчивости личности …………………………………………. …….. 7
Глава 3. Устойчивость и изменчивость отдельных личностных свойств…..... 9
Глава 4. Проблема возрастной устойчивости и изменчивости личности…….. 12
Заключение……………………………………………………………………….. 16
Список использованных источников……………………………….......... …….18
Диапазон явлений, которые можно охарактеризовать как подражание, достаточно велик: от элементарного подражания маленьких детей до подражания определенным нравственным идеалам. Такой подход приводит к идеалистическому объяснению социальных явлений; социальные отношения оказываются производными от психических факторов.
Иногда многие природные предпосылки играют весомую роль в формировании личности. Например, у мальчика была врожденная хромота. Это не давало ему возможности играть со сверстниками в подвижные игра и заставляло стоять “в стороне” от многих других занятий подростков. Нет нужды доказывать, что подобный физический недостаток не предопределяет собой формирование личности. Однако было бы неправомерно впадать и в другую крайность, считая, что эта врожденная способность нейтральна по отношению к процессу формирования личности. На самом деле природные предпосылки не есть самостоятельные факторы, они социализированы, проникнуты личностным отношением. Не хромота сама по себе сказывается на формировании личности, а тот факт, что когда сверстники гоняют мяч, хромой мальчик вынужден стоять в стороне. Но здесь следует подчеркнуть, что такая компенсаторная деятельность имеет отчетливо выраженную возрастную специфику. Представим себе взрослого человека средних лет, скажем научного работника, обладающего достаточно высокой профессиональной репутацией, пользующегося авторитетом в коллективе, наконец, имеющего семью, друзей и т. д. Наличие у него такого физического недостатка, как хромота, не скажется сколько-нибудь заметно на его личности и поведении, на его эмоциональном благополучии, самооценке и т. д. Этот недостаток не препятствует реализации его основных личностных установок и тенденций как бы в стороне о магистральной линии формирования личности данного индивида. Здесь действуют мощные социально-личностные факторы, нейтрализующие природный недостаток.
Из сказанного ясно, что роль природных особенностей на разных возрастных этапах формирования личности человека неодинакова.
Изучение детей младшего дошкольного возраста показало, что для многих из них характерно резкое изменение поведения в двух ситуациях: когда ребенок выполняет задание совместно с другими детьми и в обстановке, когда ему нужно проявить самостоятельность. выступить самому перед другими детьми. В этих случаях многие из них испытывали робость, неуверенность. Тормозящее влияние оказывает на них и непривычная обстановка. Испытывая затруднения, они часто прибегают к подражанию.
Итак, недостаточная способность
дошкольников управлять своим поведением,
преодолевать трудности, проявлять самостоятельность
связана как с их психологической незрелостью-
Известно, например, что особенности нервной системы в определенной степени сказываются на способности человека преобразовывать ситуацию, быть относительно эмансипированным от нее. Гибкость, маневренность или склонность к косности, шаблону, способность быстро гасить в сознании все то, что не подтверждается в реальности, или излишняя склонность к рефлексии, бодрость, приподнятость или эмоциональная неустойчивость, стремление быть хозяином положения или податливость влияния сверстников в определенной степени связаны с типологическими особенностями нервной системы человека. Характеризуя природные предпосылки личности ребенка, следует различать индивидуальный и возрастной аспекты природных особенностей и рассматривать их не как параллельно существующие, а в тесной зависимости. Для детей дошкольного возраста характерны возбудимость, чувствительность, слабость нервной системы, быстрая истощаемость нервных клеток, легкая тормозимость при действии экстра раздражителей. Но большая возбудимость, приводящая к экстенсивности реакций, характерна для маленьких детей и к старшему школьному возрасту постепенно уменьшается. Подтверждением этому служит увеличение с возрастом точности реакций и уменьшение неадекватных реакций.
Многие формы поведения 6–10-летнего ребенка и отдельные 3–6-летнего уже позволяют достаточно определенно предсказать логически связанные с ними формы поведения молодого взрослого. Пассивный уход из стрессовых ситуаций, зависимость от семьи, вспыльчивость, интеллектуальные интересы. тревожность в ситуациях социального взаимодействия, полоролевая идентификация и тип сексуального поведения взрослого связаны с его аналогичными, в разумных пределах, поведенческими диспозициями в первые школьные годы. Это серьезно подкрепляет распространенное мнение, что свойства личности взрослого начинают формироваться в раннем детстве.
В результате исследований, проведенных калифорнийским психологом Блоком, исследовавшим 114 “личностных переменных”, выяснилось, что статистически высокую степень постоянства от младших классов средней школы к старшим сохранили 58 % измерений, а юности до 30 лет – 29 %. Из 90 переменных, по которым сравнивались 13–14-летние подростки и 45-летние взрослые, статистически значимые корреляции у мужчин были обнаружены по 54 % измерений, а у женщин – по 62 %. Наиболее устойчивыми у мужчин оказались такие черты, как пораженчество, готовность смириться с неудачей (коэфф. коррел. 0,46), высокий уровень притязаний (0,45), интеллектуализм (0,58), изменчивость настроений (0,40), а у женщин – эстетическая реактивность (0,41), жизнерадостность (0,36), настойчивость, желание дойти до предела возможного (0,43).
Заключение
Ответ на вопрос об устойчивости личности весьма неоднозначен и неопределенен. В одних свойствах, как правило, тех, которые были приобретены в более поздние периоды жизни и малосущественны, устойчивости фактически нет; в других личностных качествах, чаще всего базисных и приобретенных в ранние годы, так или иначе обусловленных органически, она есть. Реальное же поведение личности, как устойчивое, так и изменчивое, существенно зависит от постоянства социальных ситуаций, в которых мы наблюдаем за человеком.
Что же касается стабильности оценок устойчивости личностного поведения, то такие оценки тоже не могут быть вполне надежным свидетельством наличия или отсутствия у личности устойчивых качеств.
В специальных исследованиях, проведенных на одних и тех же людях в течение длительного времени с целью установить степень изменчивости или постоянства их личности, показано, что более половины личностных качеств, обладая которыми ребенок поступает в школу, сохраняются в течение всего периода обучения, вплоть до окончания школы. Это свидетельствует о двух вещах. Во-первых, о том, что многие личностные особенности человека, будучи сформированными в дошкольном возрасте, в дальнейшем сохраняют свое постоянство. Во-вторых, о том, что обучение в школе мало сказывается на развитии собственно личностных свойств ребенка.
Оказалось, в частности, что наибольшую устойчивость от детства к взрослости, т. е. малую степень изменчивости, в подростковом и раннем юношеском возрасте обнаруживают стремление к успехам, настойчивость, уровень притязаний (особенно высокий), интеллектуальные интересы. У девушек, кроме того,– эстетические вкусы и общительность. Определенной устойчивостью в юношеском возрасте, при условии их сформированности в более ранние годы, обладают способности, ответственность, сила воли, дружелюбие и открытость.
Не меньшую ценность и жизненную значимость, чем постоянство поведения человека, имеет, напротив, его изменчивость, адаптивность. Она свидетельствует о другой ценной способности человека – его умении приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, менять себя как личность, если в этом есть необходимость. Такого рода качество представляется весьма ценным для личности в тех случаях, когда в обществе происходят радикальные изменения, требующие от каждого человека значительной модификации своих взглядов, установок и ценностных ориентаций. Но более важная роль гибкости, изменчивости личности отводится при браке или просто дружбе между двумя людьми (хотя было бы лучше, если бы люди контактировали, прежде всего учитывая наиболее устойчивые свойства своей личности). Поэтому изменчивость при определенных обстоятельствах необходимо рассматривать как положительное личностное свойство человека. Если человек сегодня иной, чем вчера, значит, он развивается, приспосабливается к жизни, а может, делает чью-нибудь жизнь прекраснее.
Список использованных источников
Информация о работе Проблема возрастной устойчивости и изменчивости личности