Этика в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Современное развитие общества показывает, что успешная деятельность организации во многом зависит от умелого и грамотного руководства. В свою очередь необходимо помнить, что любая организация представляет собой единое целое и если работу самого менеджера не организовать должным образом, то менеджер не сможет работать эффективно, что, несомненно, повлияет на работу всей организации. Если менеджер не спланирует и правильно не организует свою работу, то это приведет к потерям рабочего времени, лишнему перенапряжению и, в конечном счете, скажется на качестве управления. Цель курсовой работы: изучить особенности этики менеджмента, этические нормы менеджеров в организации и особенности этики менеджмента в бизнесе.

Оглавление

Введение
Глава 1 Этика менеджмента как профессиональная этика
1.1 Этика менеджмента: понятие и сущность
1.2 Методологические основы этики менеджмента
Глава 2 Этика современного менеджера
2.1 Управленческая менеджерская этика: понятие значение и функции
2.2 Нравственные принципы менеджмента Ценности и нормы этики управляющего.
2.3 Особенности профессий типа «человек-человек»
Глава 3 Этика менеджмента в международном бизнесе
3.1 Значение этики менеджмента для международного бизнеса
3.2 Особенности внедрения этики в международный бизнес
3.3 Профессиональные кодексы специалистов по сервисной деятельности
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая светлана николаевна.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

СТАБИЛЬНОСТЬ – сильная  исполнительная власть, парламентские  средства политической борьбы, стабильность законодательства;

ПРОПАГАHДА – создание с помощью средств массовой информации образа преуспевающего делового человека, обладающего высокими моральными принципами, осуждение коррупции, стяжательства, нечестной конкуренции;

ПРАВО – не только нормативное  закрепление наиболее общих социально приемлемых стандартов поведения, регламентирующих деятельность предпринимателя, но и в не меньшей степени борьба с негативными проявлениями в среде отечественного бизнеса. Уважение к закону, действующему праву собственника должно стать непременным атрибутом рыночной идеологии  
бизнеса. Кроме того, необходимо иметь в виду, что на первых  
порах, пока еще не сформировались традиции, общие моральные  
ценности участников рыночных отношений, роль правового регулирования особенно ответственна. Важно не только принимать хорошие законы, но и неукоснительно добиваться их соблюдения, иметь соответствующие механизмы ответственности за их нарушение;

АССОЦИИРОВАHИЕ – создание профессиональных объединений  
предпринимателей. Они должны стать беспристрастным арбитром  
при оценке уровня нравственности входящих в них членов и  
применять в случае нарушения групповой морали самые жесткие  
меры.

В предыдущих разделах работы была рассмотрена проблема  
деловой этики вообще. Это нормы поведения, но нормы, касающиеся менеджера. Теперь можно эти постулаты профессиональной этики менеджера рассмотреть как основу этического кодекса менеджера.  
Вот как определили их специалисты:

Цивилизованный предприниматель:

убежден в полезности своего труда не только для себя, но  
и для других, для общества;

исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют  
работать, стремятся реализовать себя вместе с управляющим;

верит в бизнес, расценивает  его как привлекательное  
творчество, относится к бизнесу как к искусству;

признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;

уважает себя как личность, а любую личность – как себя;

уважает любую собственность, государственную власть, общественные движения, социальный порядок, законы;

доверяет себе, но и другим, уважает профессионализм и компетентность;

ценит образование, науку  и технику, культуру, уважает  
экологию;

стремится к нововведениям;

не перекладывает ответственность  за принятие нужного;

решения на подчиненных; терпим к недостаткам других людей;

согласовывает цели предприятия  с личными целями сотрудников;

никого никогда не унижает;

имеет бесконечное терпение.

Менеджер должен создавать  свой имидж, соблюдать этикет. Он должен ясно осознавать, что такие черты  поведения, как вежливость, тактичность, деликатность, абсолютно необходимы не только для "умения вести себя в обществе", но и для обыкновенного житейского бытия. Нельзя забывать о культуре общения, чувстве меры, доброжелательности, нужно полностью управлять своими эмоциями. Нужно иметь свой цивилизованный стиль поведения, свой благородный образ, тот самый имидж предпринимателя, который гарантирует не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от деятельности.

Чтобы овладеть навыками корректного поведения, нужно соблюдать:

правила представления и знакомства;

правила проведения деловых  контактов;

правила поведения на переговорах;

требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде;

требования к речи;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Особенности   профессии типа «человек - человек»

Первая особенность профессий типа «Человек — человек» состоит в том, что главное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми. Если не ладится это взаимодействие, значит, не ладится и работа. Например, если у руководителя, пропагандиста, воспитателя не налаживаются хорошие взаимоотношения с теми людьми, которыми он руководит, которых в чем-то убеждает, которых должен воспитать, то, значит, нет самого главного в работе. Успех здесь невозможен. Значит, строго говоря, нет и подлинной работы.

Вторая особенность профессий этого типа состоит в том, что каждая из них требует от человека как бы двойной подготовки:  
 а) нужно научиться, уметь устанавливать и поддерживать кон¬такты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях;  
 б) нужно быть подготовленным в той или иной области производства, науки, техники, искусства и т. д.  
 Если организатор руководит группой работающих людей, то он должен хорошо знать сущность выполняемой ими работы. Без этого он не сможет правильно понимать действия, поведение, помыслы и намерения своих подчиненных. Это не значит, что он должен знать и уметь все лучше, чем любой из подчиненных. Часто это невозможно и не нужно. Директор театра не должен танцевать лучше прима-балерины, директору завода не надо быть лучшим слесарем-инструментальщиком, директор школы не может знать все учебные предметы столь же досконально, как каждый из учителей-предметников знает свое дело. Но многие особенности труда подчиненных руководитель все же должен себе ясно представлять.

Работник обслуживающего труда также имеет дело не только с людьми, но и с теми ценностями, которые он доводит до потребителей. Ценности могут быть материальными или духовными. Материальные — продукты питания, предметы одежды, быта. Духовные — полезные сведения, произведения науки, искусства. Ясно, что нужно глубоко разбираться в том, что ты стремишься донести до людей. Следует также помнить, что социально-трудовое продвижение человека, его карьера вовсе не обязательно означают занятие все новых и более высоких организаторских постов. Шире распространен другой путь — совершенствование мастерства (как организаторского, так и специального) на одном определенном трудовом посту.

В области профессий  типа «Человек — человек» выделим  несколько подтипов:  
 1. Профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами  
 2. Профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов, профессиональной подготовкой  
 3. Профессии, связанные с материально-бытовым, торговым обслуживанием людей  
 4. Профессии, связанные с информационным обслуживанием людей  
 5. Профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами  
 6. Профессии, связанные с медицинским обслуживанием людей

Работать с людьми отнюдь не просто. Например продавцу за прилавком в магазине, и или продавцу консультанту в универсаме.

Одна из сложностей работы состоит в том, что поминутно  приходится вступать в контакты с  новыми людьми. За день таких контактов  набирается очень много — сотни. И все покупатели разные. Одни ворчливы, с заранее заготовленными колкостями на языке, другие нерешительны в выборе товара, долго копаются, третьи излишне разговорчивы и стремятся надолго и полностью завладеть вниманием работника, четвертые плохо знают о новых товарах и ищут фактически «вчерашний день» и т. д. Бесконечно разнообразны ситуации общения продавца, которое ему как бы навязано,— хочешь не хочешь, а надо каждому что-то сказать в пределах норм вежливости и деловитости. Здесь нужен своеобразный талант — умение отстраниться от личного общения и «настроиться» на стиль делового. Нужно научиться не относить к себе лично реплики, ядовитые замечания отдельных людей. Это не всякому удается. Сходным образом дело обстоит и в работе по воспитанию и руководству.Вот краткий перечень личных качеств, которые очень важны при работе по профессии этого типа:устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми; потребность в общении; способность мысленно папин, себя не место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроения людей; умение разбираться в человеческих взаимоотношениях; хорошая память, позволяющая держать в уме знания о личных качествах большого числа людей; умение находить общий язык с разными людьми; терпение.Конечно, только перечисленных выше качеств недостаточно для успешной деятельности по профессиям и специальностям рассматриваемого типа. Необходима хорошая специальная подготовка для работы в конкретной области производства, науки, техники, искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Этика  менеджмента в международном  бизнесе

3.1 Значение  этики  менеджмента для международного  бизнеса

Этика и мораль относятся  к категории философских, а не экономических понятий и для  многих бизнес и этика это - два  взаимоисключающих друг друга понятия. Некоторые специалисты считают, что понятие "бизнес-этика" вошло в массовый обиход относительно недавно - в результате процесса глобализации экономики, увеличения числа фирм и повышения уровня их ответственности перед обществом. Тем не менее, основные принципы этики, которые ныне возможно применить в сфере бизнеса, были сформулированы тысячи лет назад. Еще древнеримский философ Цицерон ограничился утверждением, что большая прибыль делается большим обманом. Однако сегодня эта аксиома звучит всё более спорно. Цивилизованная экономика, сформировавшаяся в развитых странах, требует от предпринимателей цивилизованного подхода к ведению бизнеса. По сути, цель их деятельности осталась прежней, но появилась весомая оговорка: большая прибыль, но не любыми средствами.

На языке экономистов  моральные ценности являются неформальным институтом. Это некий неосязаемый  актив, обращение с которым не прописано буквой закона. Однако такая  особенность не преуменьшает их значения для бизнеса. Например, именно моральные  факторы существенно влияют на размер трансакционных издержек.

К трансакционным относятся  издержки, связанные с поиском  партнеров, с завязыванием деловых  контактов, с подготовкой сделки, с налаживанием диалога с местной  властью и с содержанием филиала. 
Моральные факторы могут либо увеличить, либо уменьшить эти издержки. Если, к примеру, предстоит вести бизнес в стране с высоким уровнем коррупции и непрозрачной экономикой, то объемы трансакционных издержек могут даже поглотить всю экономическую выгоду от намечающейся сделки. В свою очередь, компании, выпускающей, скажем, продукты питания и ещё не доказавшей свою безупречную репутацию, при выходе на новый рынок придётся значительно потратиться на доработку своего имиджа, то есть на PR, на рекламу, на маркетинг. Выходит, нужны механизмы, способные сформировать "моральный облик" предприятия.

Международный Институт Деловой Этики сформулировал  четыре сферы, в которых должны действовать  компании, дабы упрочить свою репутацию. Во-первых, это честная работа с  инвесторами и потребителями. Во-вторых, улучшение ситуации внутри коллектива - повышение ответственности и мотивированности сотрудников, снижение текучки кадров, повышение производительности и пр. В-третьих, профессиональная работа над репутацией, поскольку ухудшение репутации неизбежно отражается на результатах работы компании. В-четвертых, грамотная работа с нормативными актами и финансами - только строгое соблюдение "духа" и "буквы" закона делает возможным создание долговременного будущего для фирмы в международном бизнесе.

Итак, совершенно очевидно, что этика в современном понимании  становится неким дополнительным ресурсом предприятия. К примеру, в таком  вопросе, как управление кадрами, в  условиях глобальной конкуренции уже  недостаточно одного только использования экономических, финансовых стимулов. Чтобы удержать фирму на уровне современных информационных и коммуникационных технологий, компании необходимо научиться влиять на персонал с помощью культурных и нравственных ценностей. Всё более важную роль эти ценности играют также во взаимоотношениях с партнерами, клиентами, посредниками, наконец, с самим обществом.

Попытки увязать морально-этические  критерии и деловую практику в  сфере международного бизнеса предпринимаются  постоянно. Несмотря на недостатки существующих сегодня этических предписаний для представителей бизнеса, с каждым годом все больше и больше организаций пытаются, иногда по собственной воле, а иногда - в результате давления извне, создать свои собственные правила ведения бизнеса.

Первый шаг, который  необходимо сделать на этом пути, - определить критерии этичности данной компании. Оказывается, что сделать это весьма непросто. В качестве критериев оценки этичности ведения международного бизнеса различными компаниями учитываются следующие факторы: отношения с инвесторами, сотрудниками (в том числе женщинами и меньшинствами, расовыми, религиозными, этническими и пр.), местными муниципалитетами и сообществами, поставщиками, потребителями и политика в отношении охраны окружающей среды.

 

3.2 Особенности  внедрения этики в международный бизнес

На практике при выстраивании этического пространства компании, как  правило, образуется альянс специалистов компании в сфере этики, консультантов  и теоретиков. Совместными усилиями они стремятся осознать ценности, которые лежат в основе деятельности компании, описать концепцию ее этического менеджмента, а затем разрабатывают и внедряют этические программы.

Критерии и концепция  этичности компании "прописываются" в этических документах - положениях о миссии, ценностях, кодексах, стандартах поведения, ведения бизнеса. Будучи приняты и обсуждены, документы приобретают легитимность и становятся инструментом этического менеджмента.

Этические документы  обычно вводятся как единые для всех сотрудников организации - вне зависимости  от должности, стажа и тому подобного. Высокомерие по отношению к этическим нормам обесценивает идею. Часто в кодексах прямо указывается, что он действует для всех без исключения сотрудников организации. Один из важных принципов соблюдения кодекса - его исполнение руководителями компании. Нормы транслируются "сверху вниз". Если руководство будет нарушать положения кодекса, вполне логично, что сотрудники также не станут его исполнять.

Информация о работе Этика в туризме