Этика в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Современное развитие общества показывает, что успешная деятельность организации во многом зависит от умелого и грамотного руководства. В свою очередь необходимо помнить, что любая организация представляет собой единое целое и если работу самого менеджера не организовать должным образом, то менеджер не сможет работать эффективно, что, несомненно, повлияет на работу всей организации. Если менеджер не спланирует и правильно не организует свою работу, то это приведет к потерям рабочего времени, лишнему перенапряжению и, в конечном счете, скажется на качестве управления. Цель курсовой работы: изучить особенности этики менеджмента, этические нормы менеджеров в организации и особенности этики менеджмента в бизнесе.

Оглавление

Введение
Глава 1 Этика менеджмента как профессиональная этика
1.1 Этика менеджмента: понятие и сущность
1.2 Методологические основы этики менеджмента
Глава 2 Этика современного менеджера
2.1 Управленческая менеджерская этика: понятие значение и функции
2.2 Нравственные принципы менеджмента Ценности и нормы этики управляющего.
2.3 Особенности профессий типа «человек-человек»
Глава 3 Этика менеджмента в международном бизнесе
3.1 Значение этики менеджмента для международного бизнеса
3.2 Особенности внедрения этики в международный бизнес
3.3 Профессиональные кодексы специалистов по сервисной деятельности
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая светлана николаевна.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Глава 2 Этика  современного менеджера

 

2.1 Управленческая  менеджерская этика: понятие значение  и функции

 

Этика – одна из древнейших теоретических дисциплин;  
объектом ее изучения является мораль. Для обозначения учения о нравственности термин "этика" был введен еще Аристотелем. Аристотель глубокомысленно заметил, что этика" помогает познать, что следует делать и от чего следует воздержаться". Этика обобщает и систематизирует нравственные принципы и нормы.

Для нас этика - прежде всего отрасль знания, особая наука, позволяющая рассматривать и оценивать человеческие отношения, а также поведение людей с точки зрения их соответствия некоторым разумным, общепринятым нормам. Под этикой мы понимаем и практическую реализацию указанных норм, определяя поведение людей либо как этическое, либо как неэтическое.

Отсюда полезно различать  этику как идеал и этику  как  
действие. Менеджера должно интересовать и то, и другое, но в рамках профессиональной этики.

Существует так называемая "профессиональная этика", и в  
частности - "деловая этика". Речь идет о нормах поведения менеджера, о требованиях, предъявляемых культурным обществом к его стилю работы,  
характеру общения с людьми, социальному облику.  
Деловая этика – это адаптированные к практическим нуждам  
бизнесмена сведения об основных этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека.

Деловая этика – это, прежде всего этика ведения переговоров  с партнерами; этика ведения документации; использование  
этических методов конкуренции. Существует деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны. Деловой этикет – это определенные нормы, регламентирующие стиль работы, манеру общения между фирмами, внешний вид бизнесменов, последовательность и манеру  
ведения переговоров и так далее.

Укрепление рыночных отношений привело к использованию  ряда заимствованных терминов, характеризующих  те или иные стороны экономической  деятельности. Так, наряду с термином "управление", широкое распространение  получил его синоним - "менеджмент" (англ. management - управление, заведование), под которым подразумевается система принципов, методов и форм управленческой деятельности. Субъектом управления является менеджер (англ. manager - заведующий, директор, импресарио и т.д.). Его задачи по управлению компанией или фирмой можно, свести к умению грамотно сочетать, выполнение следующих функций:

предвидеть, прогнозировать дальнейшее развитие, определять цели и разрабатывать стратегию и  тактику их достижения;

организовывать деятельность предприятия (отдела, подразделения) в соответствии с его целями и предназначением, учитывая (согласовывая) материальные и социальные аспекты;

распоряжаться персоналом; - согласовывать (связывать, объединять, сочетать) все действия и усилия; - контролировать выполнение управленческих решений и распоряжений. Таковы функциональные задачи менеджмента в целом. Современный уровень развития науки и техники предъявляет высокие требования к уровню профессиональной подготовленности менеджера, специализирующегося в той или иной области. Кроме этого, любому менеджеру, независимо от сферы деятельности, будь то производство, коммерция, финансовое дело или шоу-бизнес, необходимо обладать навыками работы с персоналом, постоянно учитывать человеческий фактор в решении управленческих задач.

Как отмечает известный  специалист по пабликрилейшн Джон Честер, любая деятельность человека требует  использования его профессиональных, специальных знаний (ноу-хау) и умения контактировать с людьми, однако "для  деятельности обычного рабочего необходимо, чтобы девяносто процентов приходилось на его ноу-хау и десять процентов на умение ладить с людьми. Для начальника среднего звена ноу-хау составляет семьдесят пять процентов деятельности, а умение ладить с людьми двадцать пять процентов.  
Начальство же, стоящее еще выше, в своей деятельности использует ноу-хау всего на двадцать процентов, зато на умение ладить с людьми здесь приходится уже восемьдесят процентов. Это означает, что чем выше мы поднимаемся по служебной лестнице, тем больше мы должны принимать во внимание ориентацию на людей и тем выше должно быть наше умение общаться с ними".

Для того, чтобы соответствовать  этим требованиям, менеджеру необходимо развивать ряд способностей и  личностных черт руководителя, среди  которых наиболее важными являются интеллект, уверенность в себе, честность, ответственность и здравый смысл. Сумма этих качеств позволяет в работе опираться не только на властные полномочия, положенные руководителю по должности, но и на неформальный авторитет, способный сыграть более важную роль в работе с людьми, особенно в налаживании атмосферы сотрудничества и формировании здорового морально-психологического климата в коллективе.

 

 

 

 

 

2.2 Нравственные принципы  менеджмента Ценности и нормы  этики управляющего.

 

Проблемы взаимоотношения  людей в совместной деятельности давно находятся в центре внимания в странах с развитой рыночной экономикой. Усиление роли человеческого  фактора в производстве обусловило не только появление различных теорий, объясняющих этот феномен, но и обратило внимание субъектов предпринимательской деятельности на необходимость регулирования взаимоотношений в производственных коллективах по горизонтали (между сотрудниками), по вертикали (между сотрудниками и управленцами), а также между предпринимателями и обществом в целом. В практической плоскости отражением такого подхода к этическим аспектам деловых отношений стало увеличение количества штатных специалистов, непосредственно занимающихся изучением проблем создания благоприятного психологического климата в коллективах и консультациями по этому вопросу для служащих.

Что касается отношений  предприниматель – общество, то в ходе длительной дискуссии в  США определились две концепции  теории социальной ответственности  предпринимательства: теория традиционной корпорации и теория метрокорпорации. "Сторонники первой концепции утверждают, что основная цель бизнеса – прибыль, поэтому бизнесмен не должен брать на себя никаких общественных обязательств, кроме юридических. При этом они подчеркивают, что прибыль должна получаться в открытой конкурентной борьбе, без использования мошенничества и обмана. Сторонники противоположной точки зрения (теории метрокорпорации) утверждают, что корпорация, являясь основным общественным институтом, не должна ограничиваться деятельностью чисто делового характера. Ее основной долг – служение обществу. В частности, она должна стремиться принимать участие в благотворительных, общественных, культурных проектах. Существует и третья позиция – средняя между отмеченными крайними. Ее сторонники пытаются уравновесить стремление к прибыли с социальной ответственностью и помощью".

Немецкие специалисты  по предпринимательству и управлению полагают, что в основе деятельности предприятия должны лежать следующие  этические ценности:

по отношению к сотрудникам предприятия – учет индивидуальности сотрудника и помощь в ее раскрытии, справедливая оплата труда (одинаковое вознаграждение за одинаковый труд), специальные гарантии (занятости, охраны труда), создание возможностей для профессионального роста и выделение сфер персональной ответственности, участие сотрудников в принятии управленческих решений (в управлении предприятием) и т.п.;

по отношению к рыночному  партнеру – доверие в отношениях, честность в политике цен, гарантированное  выполнение обязательств, следование принципу независимости потребителей, охрана окружающей среды;

в "поле пайщика" (инвестора, совладельца) – соразмерное участие  в прибыли, открытость в вопросах деятельности предприятия, соблюдение интересов собственников и т.д. 

Люди, полагающие, что организации должны максимизировать прибыль, подчиняясь закону, скорее всего, придадут высокую ценность максимизации прибыли, эффективности и жесткому следованию закону и низкую ценность – альтруизму. Такие люди считают, что организация ведет себя правильно и является социально ответственной, пока ее действия отвечают данной системе ценностей. Чтобы сделать выбор в пользу правильного поведения, важно иметь начальное представление об этике. Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение.

Действия руководителей  или рядовых работников, нарушающие закон, также следует расценивать  как неэтичные. Однако действия, не нарушающие закона, могут рассматриваться, а могут и не рассматриваться  неэтичными в зависимости от личной системы ценностей. Приведу пример:

Вы предприниматель, выпускаете шампунь, который препятствует образованию  перхоти и эффективен уже при  разовом применении. Специалист из вашего отдела маркетинга подсказывает, что сбыт пойдет быстрее, если в инструкции на этикетке указать, что шампунь рекомендуется применять дважды. Как вы поступите? Предположим, вы последовали совету специалиста. Конечно же, это не нарушение закона. Но огромное количество людей наверняка посчитают ваш шаг неэтичным, осудят. А является ли он неэтичным? Ведь такое же огромное количество людей сказали бы: "А что здесь плохого?" Таким образом, поступок (этичен он или неэтичен) оценивается в зависимости от личной системы ценностей.

Этические проблемы в  бизнесе имеют отношение к  конфликту  
или, по меньшей мере, к вероятности такого конфликта между  
экономическими показателями организации, измеряемыми доходами, издержками и прибылью, и показателями ее социальной ответственности, выраженными через обязательства по отношению к другим людям как внутри организации, так и в обществе.

Помимо старших руководителей, часто демонстрирующих неэтичное  корпоративное поведение, любое  лицо в организации может также  действовать неэтично. Это, например, и возможность использовать для  себя лично то, что предназначено для фирмы. К неэтичным действиям людей с явными нарушениями закона относятся фальсификация документов, отправляемых службам государственного регулирования, присвоение средств и тому подобное.

К причинам расширения неэтичной  практики ведения дел руководители предприятий относят:

1. Конкурентную борьбу, которая оттесняет на обочину  этические соображения; 

2. Усиливающееся стремление  указывать уровень прибыльности  каждые три месяца, т.е. в квартальных  отчетах; 

3. Неудачи с обеспечением  должного вознаграждения руководителей за этичное поведение;

4. Общее снижение значения  этики в обществе, что исподволь  извиняет неэтичное поведение  на рабочем месте; 

5. Нажим со стороны  организации на рядовых работников  с  
целью нахождения ими компромисса между собственными личными  
ценностями и ценностями управляющих.

Основное влияние на принятие неэтичных решений служащими  
оказывает поведение их руководителей. Таким образом, ведя  
себя этично, руководитель может заметно влиять на этику поведения своих подчиненных.

Нужно перечислить некоторые  черты, которыми должен обладать руководитель, чтобы ему сопутствовал успех  в делах и  
чтобы он нашел полное понимание подчиненных.

Управляющего будет  лучше воспринят людьми, если:

он будет первым приветствовать собеседника, независимо  
от его положения (подчиненный или партнер);

он будет обращаться к сослуживцам по имени и отчеству;

он будет в деловой  обстановке обращаться к подчиненным  
на "Вы";

он не будет без  особой необходимости отдавать распоряжения "через голову" нижестоящего руководителя, подрывая его  
авторитет;

он будет относиться ко всем сотрудникам  ровно и выдержанно вне зависимости  от личных симпатий и антипатий;

он установит четкий порядок, при  котором максимально  
уменьшится вероятность того, что ему кто-то помешает в работе;

установит порядок, когда любой  сотрудник в достаточно  
короткий срок сможет встретиться с ним и обсудить любой вопрос;

он не будет вести бесед, которые  создают впечатление избранности  и секретности;

он обладает искусством собеседника, то есть умеет выслушать человека;

он умеет эффективно пользоваться "бессловесной информацией", то есть понимать информацию от стиля, манер, одежды,  
жестов, мимики собеседника;

он умеет осторожно использовать слово "я";

он будет высказываться кратко и по существу;

он будет избегать назидательности;

он будет всегда безупречно одет;

он всегда выполняет обещания в  срок.

Все названное выше действительно  имеет важное значение для удачного ведения дел менеджера.

Управленческая этика не может  возникнуть по нашему  
желанию. Ее формирование – сложный и длительный процесс, в котором участвуют, прежде всего, сами предприниматели, а также различные институты государства, средства массовой информации и т. д. Речь идет о создании необходимых предпосылок для интенсификации этого процесса, придании ему определенной идейной направленности, так как обществу далеко не безразлично, какие нравственные принципы лягут в основу идеологии бизнеса.

Я думаю, что условиями формирования цивилизованной управленческой этики  являются:

СВОБОДА – как политическая, так  и экономическая. А следовательно, демократическое государство, многопартийность,  
свобода слова, печати, совести, свободная конкуренция товаропроизводителей, свобода выбора экономического субъекта,  
свободное ценообразование, равенство любых физических и юридических лиц в осуществлении предпринимательской деятельности, суверенитет потребителя и т.д.;

Информация о работе Этика в туризме